Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2  След.
Коллекция Steel_major'ская 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Коллекция Steel_major'ская
Как-то переросли мои поделки темы форума, а в Болталках терять их обсуждение не хочется. Поэтому пока так.


02 апр 2016, 20:00
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Итак, начнем с давней мечты: стоял у меня года 3 доработанный Т-10М в пражской раскраске, ждал, когда соберутся мысли относительно окружения танка. А тут и серия про паровозики подоспела, кое-что я прикупил: фонарики, оградку с воротами. Но как сделать брусчатку? Пришлось в очередной визит в Прагу забежать в магазинчик железных дорог и там разориться. В том числе на 2 вида брусчатки (дугами и прямой укладки) и вот эти милые кустики.
И тут все сошлось, наконец. Т-10М на улицах Праги, август 68-го:


Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_001.JPG [ 47.51 Кб | Просмотров: 785 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_002.JPG [ 46.38 Кб | Просмотров: 785 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_003.JPG [ 45.16 Кб | Просмотров: 785 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_004.JPG [ 47.41 Кб | Просмотров: 785 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_005.JPG [ 45.78 Кб | Просмотров: 785 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_006.JPG [ 41.75 Кб | Просмотров: 785 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_T-10M_007.JPG [ 57.35 Кб | Просмотров: 785 ]
02 апр 2016, 20:08
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Следующий шЫдевр, ждавший брусчатки, это Остин с фигуркой Ильича. По поводу историчности этой машинки интересная (на мой взгляд) дискуссия была здесь: viewtopic.php?f=118&t=21106
Немного железнодорожной травки, имитация бордюра-поребрика из полоски полистирола, сам бГоневичок остался в неизменном виде (год примерно стоял)


Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_001.JPG [ 38.92 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_002.JPG [ 35.54 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_003.JPG [ 37.51 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_004.JPG [ 37.58 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_005.JPG [ 39.13 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_006.JPG [ 29.01 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_007.JPG [ 38.98 Кб | Просмотров: 782 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_OSTIN_Leninsky_008.JPG [ 55.33 Кб | Просмотров: 782 ]
02 апр 2016, 20:18
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Ну, и последнее на сегодня: завершение темы с перепилом "козликов" от ИМ из серии Русские танки. КОзлик после этого топика - viewtopic.php?f=28&t=15844&start=100 приобрел: спинки сидений, вещмешок, брошенный на пол в грузовом отсеке, сильно перепиленный узел сидений для того, чтобы впихнуть фигурку шОфера (из комплекта кита УАЗ-469), собственно шофера и восстановлены утраченные элементы: правое зеркало и один из дворников. Как и обещал коллеге DESNA, сделал смывку и запыление, притушившие "нюансы".
Ну и окружение. Столбы "системы" из толстых "каминных" спичек, колючка самодельная из 0,25 медной проволоки. Травка ноховская, железнодорожная, дубок самодельный, а листики на нем из купленных в Чехии комплектов листвы лазерной резки. Фигурки частью из набора "советские пограничники" от Звезды: собака, офицер, пенек, частью "советские разведчики": радист с рацией, частью италовские "советские десантники". Про шОфера уже писал.
Большинство фигурок доработаны, офицер, например, был с винтовкой рядовым погранцом. Винтовку с подсумком ампутировал, положение рук слегка изменил, дал ему блокнот и ручку, сделал портупею и старлейские погоны из мягкой фольги. Радист получил шнур с микрофоном к наушникам, конец шнура воткнут в рацию, рядом с ней на пеньке лежит крышка, а на траве брошена брезентовая сумка. С внутренней стороны бедра прислонен автомат производства коллеги Tony K (viewtopic.php?f=121&t=21769). Вожатому дан в руки пульт ДУ (поводок) от пса. Боец возле столба обрел на автомате ремень. Рация обрела антенну (что есть анахронизм и технический ляп, ибо рации этого типа использовались во время ВОВ и были КВ-ными со шлейфовыми антеннами). Все фигурки были покрашены в пограничный камуфляж типа "желтая березка" с беретами либо панамами, только радист в пилотке (так ему удобнее наушники носить, чем в берете) и "блатном" костюме-балахоне типа КЗС. Ну, водила, понятно, в фуражке, он по лесам мало бегает и слегка приборзел и офицер в полевой форме, галифе и сапогах, как и положено истинному стойкому погранцу.


Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_001.JPG [ 46.06 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_002.JPG [ 44.51 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_003.JPG [ 41.52 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_004.JPG [ 46.57 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_005.JPG [ 44.32 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_006.JPG [ 41.46 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_007.JPG [ 33.52 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_008.JPG [ 44.05 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_009.JPG [ 40.14 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_010.JPG [ 41.68 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_011.JPG [ 37.07 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_012.JPG [ 41.17 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_013.JPG [ 39.81 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_014.JPG [ 45.47 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_015.JPG [ 43.97 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_016.JPG [ 58.33 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_017.JPG [ 38.67 Кб | Просмотров: 758 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_GAZ_69_pogr_018.JPG [ 38.66 Кб | Просмотров: 758 ]
02 апр 2016, 21:06
Профиль

Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53
Сообщения: 6125
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Вопросы.
Т-10М. Верхняя перекладина калитки находится примерно на уровне соединения корпуса и башни.
Судя по этой картинке
viewtopic.php?p=254628#p254628
Рост человека несколько выше высоты корпуса танка.
Калитка не слишком маленькая?
Пограничники.
Могли ли на одной заставе носить и панамы и береты.
Ведь эти головные уборы предназначались для разных климатических зон.

только радист в пилотке

Разве же полагались пилотки пограничникам?


02 апр 2016, 21:27
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
palpatin писал(а):
Калитка не слишком маленькая?


Ну, в Праге чего только не встретишь. Есть, например, вот такая улочка на Кампе. Не слишком узкая? smile_03
Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская P6060013.JPG [ 29.65 Кб | Просмотров: 726 ]

А вообще эта калитка с забором из ж\д набора, так что некоторая диспропорция есть. Но представьте рядом ж\д фигурку, и получится, что под нее калитка ничо, а вот забор высоковат.

palpatin писал(а):
Пограничники.
Могли ли на одной заставе носить и панамы и береты.
Ведь эти головные уборы предназначались для разных климатических зон.


Ну, ничего невозможного нет. Насколько помню, берет и карацуповка были пораньше, а панама попозже, в период Афгана. Так что даже на одном вещевом складе погранотряда могли собраться коллекции головных уборов, а учитывая, что погранцов обмундировывали частью в погранотряде, а частью в разных учебных центрах, то могли прибыть в часть в разных "пижамках" и "шляпках". Но некоторая натяжка есть, согласен.


02 апр 2016, 21:49
Профиль

Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53
Сообщения: 6125
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Steelmajor писал(а):
Ну, ничего невозможного нет. Насколько помню, берет и карацуповка были пораньше, а панама попозже, в период Афгана.


Вообще панама в Красной армии ещё в тридцатые годы появилась.
А вот камуфляжная у пограничников когда, нужно искать.
Но если в семидесятые и позже, то офицер в гимнастёрке как-то не вписывается.




Steelmajor писал(а):
что погранцов обмундировывали частью в погранотряде, а частью в разных учебных центрах, то могли прибыть в часть в разных "пижамках" и "шляпках".


Как это. В часть они могли прибыть в форме.
Камуфляж, включая головные уборы, формой не является.
Он является спецодеждой. Т.е. вещами инвентарными, закреплёнными за частью (заставой, отрядом), а не за бойцом. Т.е. из части в часть путешествовать не должен.


02 апр 2016, 21:55
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Стоп-стоп... я служил "типа срочную" 88-92 годы, нам зачастую выдавали вместо традиционного ХБ пижамы-афганки (в обычном ХБ мы ходили примерно месяц на КМБ, потом в афганки переодели. Да-да, не выносив установленных сроков! и потом на 2 курсе все лето), которые по своей сути являются тем же, что камуфляж "березка" для пограничника или "дубок" для дЕсанта, т.е. летней повседневной одеждой. Спецодеждой является КЗС, который у радиста, он может одеваться как поверх чего-то, так и на белье.
Поэтому летнюю форму могли выдать как в разных УЦ, так и в погранотряде, а самых поздних призывников могли одеть и прямо на заставе (как исключение и такое бывало).
Офицеры же пограничные - вообще отдельная тема. До последнего момента они не вылезали из галифе и сапог, что считалось сначала правилом хорошего тона, а позже (когда последние галифе и сапоги со складов повывелись) и шиком. То же самое ИМХО было и с полевой формой. Настоящие погранцы (Алма-Атинцы, Голицынцы и Москвичи) у нас на Чукотке еще чуть ли не в марте надевали фуражки и снимали их в позднем октябре, что тоже считалось признаком хорошей пограничной закалки и особым шиком.
Мы же, более "арбузистые" спецы (летчики, врачи, тыловики и пр. связисты) с облегчением сразу переобулись в ботинки и шапки одевали по сезону, без выпендрона, т.е. с сентября - октября, по апрель - май, надевая их зачастую до приказа по гарнизону.


02 апр 2016, 22:18
Профиль

Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53
Сообщения: 6125
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Steelmajor писал(а):
Стоп-стоп... я служил "типа срочную" 88-92 годы, нам зачастую выдавали вместо традиционного ХБ пижамы-афганки (в обычном ХБ мы ходили примерно месяц на КМБ, потом в афганки переодели. Да-да, не выносив установленных сроков! и потом на 2 курсе все лето), которые по своей сути являются тем же, что камуфляж "березка" для пограничника или "дубок" для дЕсанта, т.е. летней повседневной одеждой. Спецодеждой является КЗС, который у радиста, он может одеваться как поверх чего-то, так и на белье.


Не столь важно в чём ходили. Просто это всё за частью закреплено. И если в другую часть переводят, то только с формой. А этот весь камуфляж в части останется.
Летней повседневной одеждой может быть всё что угодно. В той же авиации по-факту из техничек не вылезают, а форму по праздникам надевают. Но это именно одежда, а не форма.

Steelmajor писал(а):
Поэтому летнюю форму могли выдать как в разных УЦ, так и в погранотряде, а самых поздних призывников могли одеть и прямо на заставе (как исключение и такое бывало).


Форму выдают когда зачисляют в вооружённые силы. И она у каждого бойца своя. Т.е. с ней он, запаковав в вещмешок, может ездить из части в часть.
А что на месте выдадут, то спецодежда. Да по-факту её могут носить постоянно, но формой она от этого не станет.

Но это а идеале советских времён. Что там в девяностые было сложно классифицировать.


02 апр 2016, 22:29
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Ну да, Вы правы. Просто обычное солдатское повседневное ХБ в конце 80-х стало пятнистым и обрело множество карманов. Соответственно, носилось оно по тем же нормам довольствия (1 сезон), что и привычный ХэБчик и табельным имуществом части не являлось, списываясь в момент выдачи. ЧТо касается повседневных технических комбезов для солдат-срочников в авиации, то они, являясь спецодеждой, табельным имуществом все же не были. С полученными в ШМАСе техничками так и уезжали в часть. Табельными были демисезонные и зимние технички. Подозреваю, что с камуфлом типа КЗС была та же история, но наверняка утверждать не буду.
Кстати, у нас в балашовском ШМАСе (в одном военном городке с моим училищем) частенько попадались группки бойцов в смешных зимних шапках с удлиненными ушами. Если у обычной ваЭнной зимней шапки ушки сходились на макушке, то у этих шапок ухо доходило до противоположного края, а второе укладывалось поверх первого и тоже было до края шапки. ВОт таких примерно: Коллекция Steel_major'ская
Когда мы однажды в гарнизонном карауле спросили у деж.пом.коменданта - шмасовца, что это, он ответил, что так они одевают ВСЕХ бойцов для погранвойск. Позже в заполярных гарнизонах (в том же Черском) я встречал бойцов-пограничников как в тех, так и в других ушанках. Насколько помню, в "особо зимних" шапках ходили те, кто прибыл из УЦ с "материка", а в обычных - кого одевали на заставе - в отряде. Хотя формально все они должны были быть одеты одинаково - в усиленных шапках, ибо они так и называются: "шапки-ушанки для особо холодных районов". У нас, кстати, в Б.Провидения, таких шапок на складе не было, всех одевали в обычные, а в "усиленных" приходили связисты из УЦ.
Подозреваю, что с беретами-карацуповками-панамами была примерно та же история. Хотя на обычной "линейке" я не то что не служил, а даже не бывал.
Так что самой большой натяжкой в виньетке считаю все же радиста в пилотке со станцией Север. smile_04


02 апр 2016, 22:56
Профиль

Зарегистрирован: 07 янв 2015, 22:36
Сообщения: 408
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
smile_01 ............а если ильича чуть шоколадным оттенить то вылитый обамка...... smile_04


02 апр 2016, 23:04
Профиль

Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53
Сообщения: 6125
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Да, это шапка для холодных районов. Но тут проблема в том, что шапка это как раз часть формы.
И выдаётся одна на весь срок. Поэтому, что на складе было, то и выдали.
Менять вряд ли будут. А камуфлированные панами и береты скорее всего вещи инвентарные.
И скорее всего на год рассчитаны.


02 апр 2016, 23:06
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
panzerzug писал(а):
smile_01 ............а если ильича чуть шоколадным оттенить то вылитый обамка...... smile_04


Ильич, конечно, страшноват, но он единственный в 72-масштабе, альтернатив нет. Впрочем, вполне узнаваем, ни один человек, кому я показывал виньетку, еще не ошибся smile_08 У меня еще 2 остались, думаю, куда девать.


02 апр 2016, 23:16
Профиль

Зарегистрирован: 07 янв 2015, 22:36
Сообщения: 408
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
одну шт. точно в обамку на абрамс......ну а 2ую шт. к рено на завод михельсона..... smile_08


02 апр 2016, 23:43
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
palpatin писал(а):
...
Менять вряд ли будут ... камуфлированные панами и береты скорее всего ...
И скорее всего ...


Ну, вот и я так же. Точно с опорой на руководящие документы сказать не могу, сослаться на обширный опыт тоже. Вроде, по ощущениям чрезмерной натяжки в этом разнобое с головными уборами нет. По-вашему, есть. ИМХО против ИМХА. Можно было, конечно всем бошки поспиливать и на единообразные поменять, но на столь масштабные изменения меня должно было подвигнуть нечто бОльшее, чем смутное сомнение в возможности наличия на заставе разных головных уборов smile_03 Тем более, голову радиста вообще пришлось бы радикально переделывать.


03 апр 2016, 00:12
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 дек 2012, 11:13
Сообщения: 904
Откуда: Камышин
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Офицерский китель с воротником- стоечкой образца 45 года для Вашей диорамы мелкий но заметный "косячок" даже на период 60-70 годов. Чисто технически (если придираться) больше претензий к ограждению комплекса, "изгородь",что довоенная, что у "сотки", что у "175" практически одинаковая,да и в креплении горизонтальной перекладины к опоре есть один очень характерный нюанс. Бархатный верх фуражки хоть и подкрашивался хозяевами "зеленкой" но все же оставался ближе к цвету обивки столов финансовых учреждений ... Но в любом случае эта диорама о многом напомнила и согрела душу- СПАСИБО.


29 апр 2016, 15:11
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Ну, Вы глазастый, стоечку там разглядели... Можно было конечно, заморочиться отложным воротником, но тогда нужно было бы ... у-у-у-у-у ... сколько всего дорабатывать. Та же снаряга и оружие у италовских десантов отлита безобразно, бесформенными кусками и этот полиэтилен доработать резаком нереально, надо удалять и из полистирола или милипута лепить\резать новое.
А вот хороших фото "системы" я не нашел. Была у нас, конечно, "пограничная подготовка", но летчики всё это традиционно мимо ушей пропускали, нас только один документ из всей пограничной тактики интересовал - НДАПВ. Вот по памяти, что нам когда-то в книжках пограничных показывали что-то похожее и сваял. Тем более, что повторилась история с ИСУ-152 на платформе - надо было весь замысел загнать в размер коёбочки. Поэтому и высота и форма столбиков искажены сильно.

В принципе вот не сильно в 72-м масштабе от довоенной стоечки отличается, а это приказ 70-го года.
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская


29 апр 2016, 23:49
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Давно хотел сделать нечто такое .... (щелкает пальцами) ... этакое ... одновременно редко встречающееся и дающее некоторый простор для фантазии. А тут попалась в руки статья с картинками, но без чертежей, идеальная ситуация, чтобы сделать модель без линейки и штангеля. На глазок. По очучениям.
ВОт сама статья:
Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская ТШП статья-1.jpg [ 87.06 Кб | Просмотров: 349 ]

Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская ТШП статья-2.jpg [ 73.26 Кб | Просмотров: 349 ]

Чтобы не ломать глаза, приведу здесь ее полный текст, тем более, что это скан, ссылки нет.

ТШП-71 Танк, шагающий патрульный, модель 71-го года.
Создание подобных машин, о которых и сегодня не принято говорить и чертежи которых не встретишь в популярных журналах, стало возможным благодаря технологическому прорыву советской науки в конце 50-х годов, т.н. «третьему большому шагу» (первые два, как известно, это укрощение атома и космическая программа). Первые две программы, а также гонка вооружений в аэрокосмической области потребовали от СССР миниатюризировать и повысить надежность различных арифметико-счетно-решающих устройств в составе носителей ядерного оружия и космических аппаратах. Была принята программа развития микроэлектроники и кибернетики, в результате которой довоенные опыты с полупроводниками 1924 года ученого Лосева из Горького привели к созданию к началу 1955-го года полупроводниковой промышленности с выпуском проводников из монокристаллического кремния и германия по методу Чохральского-Степанова. В 1956-м году уже была создана первая опытная микросборка из 37 полупроводниковых элементов, а к 1959-му году количество таких элементов в микросборках составляло уже более сотни. Побочным следствием этого технологического прорыва стало создание полупроводниковых твердотельных лазеров. Так, первый миниатюрный источник когерентного излучения – полупроводниковый лазерный диод был создан уже в 1958-м году Жоресом Алфёровым. К 1963-му году в наличии были все три элемента: полупроводниковый лазер, фотодиод и кварцевое стекло, позволившие создать сначала высокоскоростные оптические линии связи и управления, а потом и оптоквантовый компьютер на основе разработки середины 50-х годов 20 века – «машины Брусенцова» или «Сетунь» на базе троичной логики.
Опыт аэрокосмической промышленности по созданию бомбардировщика Т-100, истребителя МиГ-25 и прочих на основе титановых сплавов позволил создать уникальные технологии литья, резки и сварки титана, что дало возможность промышленности изготавливать титановые детали любого разумного размера. Таким образом, к 1965-му году сложились все необходимые условия для выхода постановления Совета Министров СССР СМ № 4856-73сс «О начале опытных работ по боевым шагоходам». Общую разработку поручили малоизвестному тогда ОКБ-1013 талантливого ученого Подбырина И.М., механическую часть – Мотовилихинским заводам, а оптополупроводниковую счетно-решающую машину (ЭВМ) – свежесозданному ЦКБ «Луч» (впоследствии НПО «Астрофизика»). В 1969 году разработчиками был представлен первый экземпляр опытного шагохода ОШ-1 с возможностью установки двух крупнокалиберных пулеметов (парой десятилетий позже уже несекретные фото этого экземпляра вдохновили создателей фильма «Звездные войны» на показ боевой машины AT-ST в пятом эпизоде). Военные потребовали увеличить боевую мощь машины, ее защищенность, возможность работы в ночное время и устранить основной недостаток прототипа – сильную раскачку машины, что приводило к невозможности прицельной стрельбы на ходу и большой утомляемости экипажа (тренированных испытателей шагоходов начинало тошнить уже через 15-20 минут перемещения по пересеченной местности). Предъявленные требования и сжатые сроки их исполнения потребовали широкого применения уже готовых решений. Так, башня шагохода был взята от танка Т-54 (уменьшили только толщину брони, увеличив попутно внутренние объемы), артчасть – 23-мм автомат 2А7 «Амур» от «Шилки», многие механизмы и элементы были взяты из авиации и с ракетной техники, в частности у механика-водителя стоял авиагоризонт. Основная же задача – уменьшение раскачки модуля управления была решена «в лоб» - путем подвеса его в гигантском кольцевом кардане. Это сильно увеличило габариты машины, но упростило ее отладку. Теперь на каждую ось кардана ставились по 2 гидро или электромотора, связанные сельсинной связью в трансформаторном режиме с расположенной в обитаемом отделении ЦГВ (центральной гировертикалью) от самолета Ан-24. При отклонении гировертикали в сельсинах вырабатывался управляющий сигнал, заставлявших вращаться ту или иную ось кардана. Отчасти способствовал уменьшению раскачки специальный груз на дне обитаемого отсека, выполнявший роль дополнительной минной защиты и противовеса тяжелой башне. При отключенных ЦГВ и сельсинах цилиндр обитаемого отсека все равно стремился вертикально ориентироваться под действием силы тяжести. Согласно требованиям военных шагоходы предназначались для патрульно-охранной службы при штабах, узлах связи, позициях РВСН, аэродромах, мостах и т.п., что не предполагало встречи с тяжеловооруженным противником и не требовало особого бронирования и защиты. Совокупность всех этих требований и компромиссов и определила облик машины. За год была создана полностью переработанная машина ОШ-2, которая после проведения госиспытаний и устранения выявленных недостатков (в основном военных не устраивали углы обзора и обстрела) в 1971 году была принята на вооружение под индексом ТШП-71 и стала поступать на вооружение штурмовых инженерно-саперных бригад и отдельных инженерных батальонов, понтонных полков, охранных частей и подразделений ЖДВ и РВСН.
Огромным преимуществом этой разновидности отечественных боевых шагоходов стала возможность всеракурсного обстрела целей на ходу, что до сих пор недостижимо для многих современных моделей шагоходов с крупнокалиберными артустановками и требует от них либо стрельбы с отклонением от плоскости симметрии не более 20-30 градусов, либо полной остановки с принятием боевой позы на 4 точках опоры во избежание опрокидывания. В сочетании с проверенной схемой счетверенной артустановки «Амуров» карданов подвес позволял уничтожать малоразмерные подвижные цели типа БТР, «джип» или «мотоцикл» на расстоянии до 2 км, давая одновременно высокую точность и плотность стрельбы при минимальной отдаче. Широкое применение в конструкции гидромоторов давало возможность получения высокой мощности суставных приводов при минимальных размерах источника давления. Обратной стороной использования маломощного ДВС в качестве привода гидронасосов стало повышенное время создания рабочего давления в гидросистеме и готовности машины к началу движения. Тот же самый ДВС от грузовика ГАЗ-53 использовался и в качестве привода электрогенераторов. Самой оригинальной конструктивной особенностью ТШП-1 (помимо гигантского кардана, конечно) стали специализированные универсальные шланги, сочетающие в себе линии гидравлики, электричества и оптические каналы. Заканчивались эти шланги быстроразъемными соединениями, позволявшими быстро и надежно соединять линии после замены. В конструкции использовались 4 разновидности универсальных кабель-шлангов: бронированные с гидро- и электроканалами, бронированные со всеми тремя каналами и такие же подвиды небронированных.
Кстати, навесная броня шагохода была трехслойной: между слоями титана (внешний – литой лист, внутренний – вспененный титан) заливалась резиноподобная смола, что при толщине брони в сумме 35-50 мм давало защиту внешних линий от любого оружия, которое могли бы применить диверсионно-штурмовые группы неприятеля, включая то, что устанавливается на БТРы. При отказе ДВС некоторое время шагоход мог перемещаться и покинуть зону боестолкновения за счет запасенной энергии в гидроаккумуляторах. Они имели вид 4 шаров и располагались попарно с двух сторон между «брюшком» моторного отсека и верхними суставами ног. За характерный вид получили от экипажей шагоходов прозвище «паучьей кладки».
Интересно была решена проблема заваливания шагохода при подъеме одной из ног. Поскольку ноги шагохода были для минимизации «плеча заваливания» выставлены внутрь - под кольцо кардана с минимальным расстоянием между «ступнями», удалось решить проблему, разместив внутри внешнего кольца кардана 2 перемещающихся грузика, которые при очередном шаге «выстреливались» по кольцу пружинным толкателем навстречу друг другу, создавая суммарный импульс, противодействующий заваливанию. На противоположной стороне грузики улавливались, сжимая такие же пружины толкателя и гася кинетическую энергию для последующего использования в шаге другой ноги. Дополнительно использовался разворот «стоп» шагохода наружу, таким образом, что при каждом шаге машина как бы шагала вперед-наружу, перенося центр тяжести ближе к точке опоры на стопе. Этот же разворот стоп использовался для изменения направления движения.
Естественно, что сложнейший комплекс движений и действий, требующийся для постоянного поддержания равновесия в движении не давал возможности экипажу напрямую управлять машиной. Все управление осуществлялось оптоквантовым компьютером (БЦВМ – бортовая цифровая вычислительная машина) Сетунь-68 (позднее в ТШП-71М – Сетунь-77 и Сетунь-81) с двойным резервированием большинства узлов. Механик-водитель, наводчик и командир танка при помощи органов управления, похожих одновременно на самолетные и мотоциклетные лишь задавали желаемое направление движения, разворот оружия, прицеливание, а также могли задать разовые комплексные команды типа «стоп», «присесть», «развернуться в движении», «перешагнуть» и т.п. В модернизированной модели ТШП-71М появилась новая разовая комплексная команда «окопаться», при этом предварительно передние грунтозацепы (или «когти») надо было заменить на специальные ковши наподобие экскаваторных. После этого машина могла самостоятельно отрыть себе окоп-воронку для укрытия. В процессе рытья танк-шагоход здорово напоминал дворовую курицу.
Кроме новой БЦВМ модифицированный шагоход также приобрел в дополнение к уже имевшейся ТДА пусковые системы «Туча» для постановки дымзавес (для этого были сделаны два вывода системы удаления выхлопных газов по обоим бортам моторного отсека с выпуском выхлопных труб вниз-вперед), «бедренные» щитки для защиты соответствующих линий давления и питания, малый пулемет калибра 7,62 для самообороны в заднем нижнем секторе, бензиновый двигатель заменен на более мощный дизель, систему ГГС (выведена между лафетами «Амура»), удобную лесенку на моторном отсеке и верхний щиток на амбразуру артавтоматов.
Поначалу танки - шагоходы были объектом высочайшей секретности. Они не поставлялись в группы советских войск за рубежом и базировались только во внутренних военных округах. Но впоследствии, примерно к 1975-76-м годам у военных прошло очарование новой техникой и все более стали бросаться в глаза ее недостатки: условная транспортабельность, требующая расстыковки машины даже для ж/д перевозок, сложность в обучении экипажа и техперсонала, сложность в эксплуатации, ограниченные возможности по боевому применению, невысокая скорость и маневренность. Поэтому в 1977-м году шагоходы были сначала введены в состав 273-й бригады инженерных заграждений в гарнизоне Сайншанд-Найрамдал в Монголии, потом ТШП стали появляться в инженерных бригадах в СГВ и ГСВГ, где и были замечены иностранной разведкой. После этого скрывать наличие этой техники стало бессмысленным и, даже наоборот, в Политбюро была признана политически верным шагом демонстрация успехов советской науки и техники. Впервые шагоходы ТШП-71 были показаны на московском параде в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне в 80-м году. С этого момента во внутренних округах устаревшие ТШП-71 стали заменяться более современными моделями, а освободившиеся машины вводились в штат приграничных округов и групп советских войск за рубежом. В 1982 году почти сразу после введения военного положения в Польской народной республике советские гарнизоны СГВ были переведены на усиленные варианты охраны. В том числе к охране и патрулированию привлекались и танки-шагоходы, которые порой с трудом передвигались по узким улицам польских городков. В частности привлекались ТШП из состава 15-го железнодорожного батальона в Явор (Легнице), 101-го гвардейского отдельного ордена Красной звезды инженерно-сапёрного батальона (Шецин), 5-го понтонно-мостового полка (Легнице). Обычно одного присутствия тяжело, со множеством сложных движений, передвигавшихся машин угрожающего вида было достаточно, чтобы отбить охоту у самых боевых профсоюзов Солидарности и Радомской платформы что-то там демонстрировать. Руководство ПОРП неоднократно в истерично-ультимативной форме пыталось потребовать от руководства СГВ, МО СССР и политического руководства СССР передачи в Войско Польское и части ЗОМО некоторого количества ТШП-71 с экипажами для разгона демонстраций в Варшаве, Лодзи, Гданьске и Кракове, но, тем не менее, танки-шагоходы ни Польше, ни другим странам-участникам Варшавского договора никогда не передавались.
Ввиду трудности транспортировки и потенциальных трудностей эксплуатации в пыльной среде ТШП не присутствовали и в составе 40-й армии в Афганистане.
Единственный боевой эпизод уже престарелых машин состоялся после роспуска Организации Варшавского договора. В 1994-м году при выводе ЮГВ из Венгрии и Румынии, когда недовольные скоростью вывода войск террористы-салашисты из Венгерского национального фронта, разоружив несколько частей венгерской армии, стали нападать на советские гарнизоны. В бой пришлось вступить и привлекавшимся к охране военных городков ТШП из 20-го отдельного понтонно-мостового полка, Дунауйварош, а также 8-го, 55-го и 108-го отдельных инженерно-саперных батальонов. Один сильно поврежденный танк-шагоход из состава 8-го гвардейского инженерно-сапёрного батальона из-за проблем с его эвакуацией остался добычей нападавших в придунайском городке Байя. Впрочем, ни восстановить, ни эксплуатировать его восставшие были не способны в принципе. Даже демонтаж боевого отделения из кольца кардана или извлечение артавтоматов ничего бы им не дали, поскольку боевое отделение для функционирования требовало специфического «самолетного» электропитания и подвода гидрожидкости, а артавтоматы – системы боепитания, которую выдрать из башни и приспособить к снятым Амурам «на коленке» тоже было невозможно.
В настоящее время все шагоходы моделей ТШП-71 и 71М сняты с вооружения, но конструктивные решения, заложенные в них, использовались в следующих моделях шагающих танков. Ведь, несмотря на перечисленные недостатки, первые боевые шагающие машины обладали и несомненными достоинствами: более высокой проходимостью, особенно в области всяческих завалов при городских боях, насыпей, надолбов, вывала леса и т.п., при малой площади поражаемой поверхности они обладали солидной высотой, позволяющей обнаруживать противника и вести бой на больших дальностях, ТШП не демаскировали себя пыльным шлейфом при перемещении, как ни странно, обладали неплохой минной стойкостью за счет высокого расположения дна обитаемого отсека, (на испытаниях они ухитрялись по разовой комплексной команде «назад след-в-след» уходить с минного поля, лишившись одной опоры-ступни), благодаря цилиндро-сферической форме обитаемого отсека и хорошей фронтальной защите движителя они выдерживали обстрел во фронтальной проекции даже из автоматических пушек калибра 23 мм, были более тихими, чем танки с традиционным, гусеничным, движителем. Особенно любили ТШП в парадном строю пожилые генералы, помнившие лихие кавалеристские рейды Буденного и Доватора. Вид синхронно шагавших строем в ногу машин (в модификации М был введен режим синхронизации движений по радиосигналу) под которыми дрожала земля и крошилась брусчатка, неизменно вызывал в них ностальгические чувства.
Особенно нравились шагоходы подразделениям охраны позиций РВСН в т.ч группам противодиверсионной борьбы (ГПДБ), а впоследствии батареям боевого обеспечения (ББО). В различных местах охраняемого периметра обустраивались полукруглые бетонные заглубленные позиции шагоходов (БЗПШ) с подведенными гидроэлектромагистралями в которых находились ТШП в низких стояночных стойках. При необходимости они могли без запуска двигателя занять в БЗПШ боевую стойку. При этом башня ТШП поднималась над окружающей местностью метра на 2, и экипаж мог осматривать местность и отражать обнаруженную угрозу. При этом ТШП никак не демаскировал себя работой штатного двигателя, а работа гидромеханизмов практически бесшумна. Иногда рядом с БЗПШ оборудовалась позиция для носимой РЛС типа «Кредо» или «Фара». Смена позиций машин совершалась 4-5 раз в неделю. Обычно на каждую машину оборудовалось 2-3 БЗПШ и 1-2 ДЗПШ (дерево-земляная позиция шагоходов). Последние не оборудовались гидроэлектромагистралями и использовались для укрытия машин при отражении нападения.
К настоящему времени известно лишь о трех сохранившихся ТШП-71: уже упоминавшийся ТШП из состава 8-го гвардейского инженерно-сапёрного батальона в Байа венгры поставили как памятник «борцам за свободу», но он изрядно разукомплектован и частично вмурован в бетон поскольку «борцы» оказались еще и любителями цветного металла, вторая машина содержится в экспозиции Ленинградского артиллеристского музея (в закрытой части на заднем дворе) и еще один восстанавливается для музея на Поклонной горе.
В целом же ТШП-71 стал первенцем, важной вехой в развитии отечественной науки и техники, дав начало целому древу различных конструкций шагоходов как военного, так и гражданского назначения.


Список использованной литературы:
1. Подбырин И.М. «Шагающие танки», 1990.
2. Коллектив авторов - рекламный буклет «История Мотовилихи», 2008.
3. Тарасенко А. «История отечественного танкостроения в послевоенный период», т.2, 2005.
4. Басов Н.Г. «Астрофизика на страже страны», 1998.
5. Steven Zaloga. « Soviet Tanks-striders and Combat Vehicles », 2011.
6. Зверев С.А. «Советская оборонная промышленность в послевоенные годы», 1977.
7. Журнал «Советский воин», 1981.


Фотографии из статьи:
Фото:
Комментарий к файлу: 1970 год. Руководители оборонно-промышленного комплекса СССР после испытаний ТШП-71 перед принятием на вооружение. По центру в первом ряду - министр обороны А.А.Гречко, справа от него – руководитель НПО «Астрофизика» Н.Г.Басов, затем - министр оборонной промышленности СССР С.А.Зверев. Во втором ряду четвертый слева (к нему склонился военный из третьего ряда) - Подбырин И.М.
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская Na ispytanyjah.jpg [ 48.53 Кб | Просмотров: 349 ]

Фото:
Комментарий к файлу: ТШП-71 в закрытой экспозиции Артиллеристского музея в Ленинграде. 2011 год.
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская ART_Museum.jpg [ 251.49 Кб | Просмотров: 349 ]


Фото:
Комментарий к файлу: ТШП-71 в закрытой экспозиции Артиллеристского музея в Ленинграде. 2005 год
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская ART_Museum2.jpg [ 214.07 Кб | Просмотров: 349 ]
Комментарий к файлу: ТШП-71 на КПП легницкого военного госпиталя. Польша. Фото из Басов Н.Г. «Астрофизика на страже страны», 1998
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская Legnice_Hospital_TShP_2.jpg [ 48.51 Кб | Просмотров: 349 ]
Комментарий к файлу: Шагоходы на параде Победы 1988г. Фото из Steven Zaloga. « Soviet Tanks-striders and Combat Vehicles », 2011
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская Parad_88.jpg [ 48.14 Кб | Просмотров: 349 ]
Комментарий к файлу: Бойцы польского ЗОМО в Щецине. На заднем плане – ТШП-71
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская ZOMO_TShP.jpg [ 55 Кб | Просмотров: 349 ]
Комментарий к файлу: ТШП-71 патрулирует периметр советского военного госпиталя в Легнице. Фото из: Steven Zaloga. «Soviet Tanks-striders and Combat Vehicles », 2011
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская Legnice_Hospital_TShP.jpg [ 73.96 Кб | Просмотров: 349 ]
Комментарий к файлу: Советские бойцы-ракетчики из подразделений охраны позиций РВСН на учениях Запад-81. Фото из журнала «Советский воин»
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская Raketchiki.jpg [ 43.94 Кб | Просмотров: 349 ]
Комментарий к файлу: Экипаж ТШП на учениях Запад-81 бежит на постановку задачи. Фото из журнала «Советский воин»
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская Ekipazh.jpg [ 46.13 Кб | Просмотров: 349 ]
04 июн 2016, 14:22
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 июн 2011, 11:19
Сообщения: 2963
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Теперь о самой модели. У меня имелись башня от Т-54, оставшаяся после изготовления самоходки Су-122-54 и куча спарок артавтоматов от Шилки На башне сделаны задняя ниша с антенным вводом и блоками Туча, что соответствует ТШП-71М. К артавтоматам добавил точеный на Дремеле ИК-прожектор и закрыл сверху амбразуру артавтоматов подвижным щитком.
Обитаемый отсек и ходовая часть делались из листового пластика, навесные бронелисты - из тонкой "аэрофлотовской" жести, шестеренки подобраны из нескольких раскуроченных механизмов струйных принтеров. Линии давления и электропитания (трубопроводы) сделаны из гибкой полимерной нити 0,6 мм. для бисероплетения. Она прекрасно клеится суперклеем и красится. Бронированные трубопроводы - та же нить в рубашке из навитой тонкой проволоки (навивалась она на толстой проволоке, а потом снималась). Выхлопные патрубки - ПВХ оболочка провода. Сетка моторного отсека - маска кинескопа.
Все сочленения подвижны. Карданов подвес подвижен по всем осям. "Бедренный" и "коленный" суставы подвижны. "Стопа" тоже подвижна в направлении "носочек от себя-на себя" и в этом направлении управляется гидроцилиндром под "броней-наколенником" и еще "стопа вправо-влево". Башня поворачивается, артавтоматы подвижны.
Окраска модели ориентирована на экземпляр ТШП 8-го гвардейского инженерно-сапёрного батальона в Байа, из тех, что были в реальном боестолновении


Фото:
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4009_1.jpg [ 27.91 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4006.JPG [ 27.52 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4010.JPG [ 25.49 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4011.JPG [ 26.93 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4013.JPG [ 30.71 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4015.JPG [ 36.97 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4018.JPG [ 35.23 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_4023.JPG [ 36.33 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_20160530_150135.jpg [ 37.74 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_20160530_151234.jpg [ 31.9 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_20160601_142804.jpg [ 21.66 Кб | Просмотров: 341 ]
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская IMG_20160601_142832.jpg [ 25 Кб | Просмотров: 341 ]


Последний раз редактировалось Steelmajor 04 июн 2016, 22:48, всего редактировалось 1 раз.

04 июн 2016, 14:46
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 мар 2012, 10:45
Сообщения: 450
Откуда: Питер
Сообщение Re: Коллекция Steel_major'ская
Симпатично получилось. Теперь к нему в пару надо ШТ-1. Даже чертежи есть
Коллекция Steel_major'ская
Коллекция Steel_major'ская


04 июн 2016, 20:53
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 23 ] 
На страницу 1, 2  След.


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений "Наш сад" коллекция иллюстрированных справочников ("АиФ")

в форуме Книжные серии

babajo

4

7170

24 май 2012, 18:03

yulla Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Marvel Официальная коллекция комиксов №50 - Черная Пантера. Кто такой Черная Пантера?

в форуме Marvel Официальная Коллекция Комиксов

Гость!

15

13530

15 дек 2015, 11:29

Patrick Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Продаётся коллекция Автолегенды СССР,Полицейские Машины Мира,Автомобиль на Службе ,Автолегенды СССР Лучшее, Наш Автопром

в форуме Серии с Авто моделями 1:43 Купить-Продать

Fuadik

4

606

Вчера, 22:53

Fuadik Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений "В.Высоцкий" Коллекция в 11-и томах с CD (МК)

[ На страницу: 1, 2, 3 ]

в форуме Коллекции с CD и DVD дисками

алекс10

42

32049

03 мар 2015, 11:47

Admiral Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений "Золотая коллекция для детей" (КП)

[ На страницу: 1, 2, 3, 4 ]

в форуме Книжные серии

melamori

60

33914

17 ноя 2014, 23:41

alexxx Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Google Adsense [Bot], LevSco, LihaCH, Mimush, MSNbot Media, sergant83, Yandex [Bot], Yandex Direct [bot]

где купить куклы в народных костюмах, заказать журнал занимательные головоломки, дамы эпохи моя коллекция кукол заказать, черная жемчужина де агостини
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:

Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2014 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100