Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Тему посвящу сборке кита "Ботик Фортуна" в масштабе 1:35 от питерской фирмы LSModel Для нетерпеливых ссылка на альбом, где выложены фотографии готовой модели.
Размеры готовой модели: длина 210 мм, ширина 70 мм, высота 200 мм.
Особенности, которые увидел я: -нет фанеры, вообще нет. Использованы материалы орех, береза, дуб и кажется сосна для мачты. :D -блоки и юферсы даны на пластинке, нужно вырезать и обработать. Или взять миланиевские подходящего размера -составные шпангоуты, гвоздевание не предусмотрено инструкцией. Но что мешает сделать это самому :) - весь металл дан травлёнкой + проволочка. Тут странно, на пластинку по ощущениям можно вместить две, плотнее скомпоновав. Но зато получаем много запасного материала. Не очень понятно, почему не дать тот же огон как проволоку + 2 пистона, кольца дать обычными колечками (большой размер позволит на месте и запаять и зачернить) - это возможно и дешевле даже. Но тут никто не мешает легко и просто сделать по-своему
Дана хорошая инструкция, причём текст на месте сопровождается картинками (это неудобно при внесении правок, но удобно для чтения). В ней не хватает: -партлиста с размерами. Всё таки не простая лодочка... -чертежей обвязывания блоков, стропления и клетневания. Вобщем как куда и какую веревочку девать :D -некоторые ракурсы "как на модели" лучше заменять схематическими рисунками - так лучше читается -чертежей 1:1. Явно были бы полезны, но возможно не критичны. Пойму по ходу сборки.
Нитки даны двух размеров, 0.5 и 0.15мм. Ничего не скажу про правильность свивки, я пока в этом профан :D
Впечатления от набора приятные, дерево хорошо пахнет, красиво выглядит и в этом масштабе пятнышки дуба и ореха выглядит очень уместно. Что-то в модели от моделей Ждана есть, возможно из-за использования дуба. Деталей немного и в целом модель хороша для начинающих на первый взгляд
Фото "что в коробке" Коробка небольшая, аккуратная, вес 330гр
Подлегарс, утки, привальный брус и прочее, толщина 1.6мм и верхняя часть планширя, толщина 0.6мм [attachment=12_MG_4927.jpg[/attachment] Шпангоуты составные, толщина пластины 1.6мм. Киль и прочее, толщина 2.6мм
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Типа того, нестыковки в конструкции. Я пытаюсь понять, это косяк производителя при расчете (неудачная партия) или мои кривые руки. А может нюансы, которые в инструкции не упомянуты, но при сборке подразумевались. Получилась развалка верхов шпангоутов право\лево и верх\низ + внутренние палубы ставятся с зазором + и т.д. по мелочам. Почти все нестыковки порешал почти
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Ну-с, приступим Было решено делать пазы под каждый шпангоут, т.к. это проще всего - я не теряю в толщине киля, не рискую сломать шпангоут, шлифуя его поперёк волокон Что-то типа такого вобщем делаем.
ВАЖНО! Перед операцией вырезания паза на киле или шлифовке паза на шпангоуте всегда проверяйте "войдёт по умолчанию или нет". У меня кормовые становились в пазы без проточек. Производитель указал что разброс толщины киля и соответственно его пластинки может быть от 2.5мм до 2.8мм. У меня паз носовых шпангоутов был 2.3мм (в кормовых выходит до 2.5мм вырастал). :D
Склейка шпангоута состоит в совмещении флора с топтимберсами по риске и по верхней\нижней грани. Для 3 шпангоутов предусмотрена ещё и перемычка - на них кладутся носовая и кормовая палуба
Казалось бы всё просто, но тут появился нюанс, который впоследствии предположительно привёл к проблемам (конечно же остаётся вариант кривых рук или косяка производителя). Нюанс в виде "совмещать или по риске или по краям", я выбрал совмещать по краям. На части шпангоутов совмещение ещё и по рискам при этом происходило, на части только по краям, с отступлением от рисок до 1мм наружу. И получаем знакомую картину
Остаётся поднимать шпангоут выше, иначе излом планширя в носу будет слишком крутым. Но возможно это потом скажется на обшивке в носу :D Далее была примерка палуб и тут снова был нюанс. Вообще шпангоуты я клеил с угольником, стараясь выровнять их перпендикулярно корпусу (хотя в инструкции писали, что "ежели чего, потом планширем выровняется", имхо зря) и симметрично относительно центра. Нюанс на картинках
Да-да, палуба не достаёт до вставок примерно 2мм, причём с обоих концов. Я долго проверял правильность установки шпангоутов, но видимо что-то где-то набежало :roll: Следующим пунктом шло прилегание носовой палубы к перекладине шпангоута 3, конкретно детали 3с. Она просто ни в какую не хотела на неё ложиться, выдавая адский уклон в дно.
Внимательно смотрите в нос, аккурат под кольцо... именно, в палубе просто нужно сделать паз, мешающий выступ входит в него как родной и палуба ложится в нужное место. :D
Далее рассматривая редкие и мелкие (ну блин почему? неужели нет нормальных фотографий такого известного корабля??? :x ) увидел, что производитель не стал делать настил на дне под кормовой палубой
Далее была очередь шпангоутов и примерки планширя. Вот тут меня ждал здоровый писец. Концы шпангоутов гуляли и по вертикали, и по горизонтали. Шанса попутать не было, т.к. клеил сразу целиком шпангоут, и их флоры уникальны, кроме пары центральных - легко по пластинке вычислить номер
Попытки приложить планширь и как-то всё выровнять приводили к деформации каркаса - всё гуляет и шатается, даже с зафиксированными оконечностями. Всё тоненькое и всего много. А мой разброс положений оконечников усугублял картину :cry: Закреплять начал с концов
потом середину, причём сразу с обоих бортов поджимал и быстро приваривал апликатором. Использовал штатную подставку чтобы хоть как-то фиксировать корпус. По чуть-чуть, от центра к краям, симметрично. Вышло пока вот так, все потёки не убирал специально! :lol:
Палубы я вообще пока не закреплял. К слову они мне не нравятся, в первую очередь тем, что даже после обшивки здоровые дырки под шпангоуты, края будут очень хорошо видны - имхо можно было резать пазы меньше, протачивать по сути надо только под 2 носовых шпангоута!!!!. Вообще в раскладе планширь-палубы-упоры для банок нужно чётко понимать, что после планширя палубы не вставить никак. После упоров крайние банки не вставить никак при наличии планширя. Без планширя палубы и упоры с банками клеить надо аккуратно, шпангоуты гуляют. Нужно будет на месте уже всё и сразу примерять и клеить :lol:
После приклейки планширя у меня банки с выступами (носовая и кормовая) принципиально не хотели становиться = нужно подрезать
Вообще уже на данном этапе я лично считаю что: -кондуктор решительно избавит от многих проблем гуляющих шпангоутов. Те кто имеют уже набор, могут решить проблему "гнусь куда хочу" вот таким способом
-стоит учитывать кормовой настил и резать штатно его (пластина позволяет) -нужно и можно дополнительно делать поддержку люков в палубах поперечинами, см фото бота из музея выше -нужны линии малковки для крайних шпангоутов или фото правильной малковки в инструкции крупным планом -дорабатывать инструкцию, в неё не все нюансы правильно или подробно расписаны (модель не совсем для новичка пока имхо) -делать часть деталей с запасом по размерам (носовые и кормовые вставки 21+22 и 23+24, носовая и кормовая палубы) -решить по возможности такой сильный разброс толщин пластин. Продолжение следует.. :D
Очень аккуратно и хорошо получается. Правда, немного не понравилась уж слишком структурное дерево на шпангоутах.
04 май 2014, 04:41
Tnax
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Ну оно всё такое, а масштаб крупный, 1:35
04 май 2014, 14:07
Tnax
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Изготовления якорного клюза Сначала обтачиваем по отдельности детальки 52 и 53. По риске гравировки (по ней нужно совмещать 2 детали) делаем паз, чтобы стыковка была красивше и лучше. Результат (без финальной подгонки под шкив) ниже:
Поворотные задние Изначально собираются из 2 деталек, но пазы планширя под 3... Вообще я понимаю, что конструкция предполагает "гуляй" некоторый, но блин нафига? Чем точнее размеры пазов всех деталей, тем более ожидаемо будет собрана конструкция. Все пазы полупалуб даны с двойным запасом. Вобщем это решение производителя, но мне по душе Миланиевская позиция - всё собирается на щелчок (вон в том же Фениксе насухо собрал весь скелет, болтались только топтимберсы - пазы в ХДФ зачем-то больще) Вобщем вырезаем грубо ещё по одной деталюшке, клеим, шлифуем и ставим на место. При приклейке нужно заточить один конец примерно под 45 градусов и состыковать встык с крайним шпангоутом. Также стоит учитывать финальную накладку на планширь.
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Малковка Осложняется двумя вещами: -нет примера вменяемого. В инструкции это пара мелких фото и "обработайте вот тут". -шпангоуты не круглые, при малковке нужно учитывать ещё и разные размеры граней на разных шпангоутах
Вобщем отмалковал по ощущениям и приложив рейки (но это как потом оказалось не сильно помогло и пришлось подмалковывать по месту). Кстати на фото видно зря отмалкованную кормовую вставку ) Вообще непонятно, как малковать носовые и кормовые вставки. Как понял логику набора, первая рейка обшивки должна ложиться вгладь под планширь, но на носу\корме обшивка выпячивается. Сточил только переход, не стал делать канавку.
Как всегда на практике вышло "ну делайте же вы целиковые вставки на нос\корму, ну место есть на пластине, а гемору будет меньше у моделиста и не видно это будет под полупалубой" + как это бывает традиционно у меня, плохой контакт к 1-2 шпангоуту в носу :lol: местами.
И кстати фиг пойми откуда вышла щель для второй накладки... Заделал, правда не очень удачно (скорее всего вырежу и подобрав под цвет\текстуру, переделаю)
Учтите, что вставить носовую банку после приклейки планширя почти невозможно!!! Я всовывал после подточки, выгибая шпангоуты (там нехватка примерно 3мм для свободного прохода). Кормовая ставится без проблем. Все пазы потребовали подгонки по месту. Центральные не стал клеить, чтобы не мешали зажимам + они не дают ничего для общей жесткости конструкции - первая рейка обшивки и планширь достаточны.
И обшивка Пока без шлифовки, как есть. Дада, клей не зря - промазывал все швы, потом отциклюется Клеил с использованием термоапликатора, торцы реек стачивал на конус, всегда проверяя перед приклейкой качество стыка и как ложится. Изгибал опять же перед приклейкой (предварительно смачивал). Стык с форштевнем выводил сразу, стык с ахтерштевнем пытался на весу - получившиеся микрощели (попробуйте угадать :lol: ) заделывал кусочками обшивки - надеюсь после шлифовки будет не видно. Мне тут больше нравится решение на боте Милании - клеим как нужно обшивку, шлифуем паз и ставим киль - идеальная стыковка, нет вставок как класса. Но спасибо всё равно за запас :D Больше всего нервов отнимали традиционно нос и корма, т.к. здесь расчётные изгибы не всегда получались, иногда рейку приходилось жестко гнуть на ребро до 3мм (корма), вплоть до подтачивания изгиба "когда не шло" Думаю так вышло потому, что в носу и в корме планширь-основа сел не до конца (буквально 1-2мм), изнутри видны пазы - но из-за гуляния высоты шпангоута это особо не вышло исправить. Любая ошибка как снежный ком.... надеюсь я не пойму в конце обшивки, что "всё не так надо было" :lol:
тут хорошо видно что ширина грани меньше ширины рейки
Обшивка кстати как и у Милании на дуббель-шлюпке из клеенного в 2 слоя шпона, из-за крутых изгибов иногда начинала косослоить - подклеивал по месту.
Впереди 4 планка и оклейка от киля, надеюсь там сюрпризов не будет
15 июн 2014, 00:56
Tnax
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Ну а вот сборка от самого производителя Как и предполагал куча нюансов, никак не отмеченных в инструкции или просто не видных на доступных ракурсах. Например - обшивка просто на ура ложится под планширь, а они её клеят по верхней кромке -щели тоже есть, как и у меня на стыке планширя и носовой бобышки и на месте установки бобышке в киль - правда там они меньше. -вставки под обшивку в инструкции тоже рекомендуют клеить позже, хотя видно, что стоит пораньше - полупалубы лягут ровнее. -выступ на киле за 1 шпангоутом явно стачивается, потому и нет раскоряки как у меня. Хотя исторично делать вырез :D -паз в планшире под поворотный заметно меньше или сами детальки толще...
Собственно это подтверждает мои выводы: нужен кондуктор нужна правка инструкции нужен контроль толщин пластин или резка запасных частей
Продолжим нашу битву Как я уже писал раньше, у меня криво ложилась обшивка, не попадая краями на грани шпангоутов. Ну вобщем всё от неправильного начала - нужно класть не под планширь, а встык - это и даст правильную укладку и лишит моделиста геморроя. Но... т.к. в инструкции и на доступных фото этот вопрос был не освещен и под планширь ложилось по всем правилам логики... мне пришлось много мучаться впоследствии: - клейка стыков на весу в корме - переделка планширя
По ходу приклейки конечно же пришлось домалковывать. Честно не знаю, как бы я клеил всё это без термоапликатора :D Накладку на киль в корме пришлось очень долго и нудно подгонять по месту, отталкиваясь от неподробных фото готовой модели и оригинала в музее Кстати конусность реза у меня вообще не получилось применить без "считаем что левый борт это правый". Ну и дополнительно создалось впечатление что лицевая сторона реза была по стороне, где шли ножи - расслаивалась обшивка по волокнам местами. Каждую планку я сошлифовывал на конус и подгонял по месту, чтобы стыки были плотнее. Длинна реек кстати с огромным запасом (1-2см), даже не знаю зачем. В корме приходилось резать уже по месту - велик риск промахнуться. Благо текстура дерева позволяла исправлять щели вставками, которые мало заметны
15 июн 2014, 01:03
Tnax
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Планширь Штатный расчитан на установку встык к обшивке, потому мне не подходил категорически по толщине. Да, итогово у меня вышло не как на оригинале в музее, где при взгляде сверху получается бутерброд. Посему из остатков пластин были вырезаны центральные части целиковыми кусками. Носовые\кормовые части наклеил на куски и обточил по форме - слоёные вышли
Отрезал полоски модельным ножом, т.к. не решился столь колкий шпон в циркулярку совать. И даже при этом ёжик так и норовил получиться при каждом изгибе :(
15 июн 2014, 01:08
Tnax
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 23:24 Сообщения: 86 Откуда: Воронеж
Re: Ботик Фортуна 1:35 от LSModel
Т.к. форму кормовых и носовых бобышек я вывел до укладки обшивки, это привело к большей трудоёмкости подгонки потом, т.к. был риск "протереть дыры" Штатный роульс предполагалось сделать из мелкой детальки, которую очень легко запороть просто вырезая пластинки. У меня она скололась сразу же. Плюс выглядела вообще немасштабной. Потому взял старый шкив из Че, который точил ещё на Корсара. Как вариант отлично подойдёт обычный юферс со сплощенными щёками :lol: К слову в бархоуте по инструкции бесхитростно предлагают сделать простой паз под щеку носового клюза не учитывая его изгиб - на это нужно обратить внимание!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото