Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях
Мне показалось странным, что в других сериях (автобусы, тракторы, Ф1) есть темы про наши коллекции, а в грузовиках нет. Вот я и решил восполнить сей пробел. Я тут представлю, что имею из грузовиков СССР, в порядке хронологии, типа краткой истории отечественного грузового автопрома. Модели у меня, в основном, по одной разновидности в каждом семействе, так что, коллеги, прошу дополнять из своих коллекций разными модификациями. Опять же, не собираю малотоннажные машины, так что тут никаких УАЗов, ЕрАЗов и Газелей...
Как известно, опыт "сборки" грузовых автомобилей в послереволюционной России начался в 1919-м с ремонта и восстановления иностранных машин. Самым популярным из них оказался американский 3-тонный White модели TAD, коих удалось вернуть к жизни в количестве около 130 штук. У меня модель от DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1919 White-AMO TAD.JPG [ 54.51 Кб | Просмотров: 1533 ]
Первыми полноценно собранными грузовиками стали в 1924-м АМО-Ф-15 грузоподъемностью 1,5 т, по сути чуть доработанный FIAT. Модель DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1924 АМО-Ф-15.JPG [ 48.52 Кб | Просмотров: 1533 ]
Эту модель в 1930-м сменила машина АМО-2 грузоподъемностью уже 2,5 т. Модель НАП.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1930 АМО-2.JPG [ 45.19 Кб | Просмотров: 1533 ]
За ней в 1933-м пришел черед трехтонки ЗиС-5, а также трехосной модификации ЗиС-6 (4 т). У меня полноприводный вариант последней - ЗиС-36. Обе - от НАП.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1933 ЗиС-5А.JPG [ 42.6 Кб | Просмотров: 1533 ]
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1933 ЗиС-36.JPG [ 47.79 Кб | Просмотров: 1533 ]
В 1932-м году был запущен ГАЗ, где основной моделью стала полуторка ГАЗ-АА. Модель DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1932 ГАЗ-АА.JPG [ 47.36 Кб | Просмотров: 1533 ]
Тяжелыми грузовиками занимался Ярославский завод. У меня модель Я-5 (грузоподъемностью 4,75 т) 1929-го от НАП.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1929 Я-5.JPG [ 48.14 Кб | Просмотров: 1533 ]
А также ЯГ-10Д (8 т) 1932-го от Ultra.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1932 ЯГ-10Д.JPG [ 41.72 Кб | Просмотров: 1533 ]
По сути, вот и всё довоенное разнообразие советского грузового автопрома, если брать серийные семейства. Первое послевоенное поколение в СССР началось массово производиться в 1946-м с модели ГАЗ-51. Грузоподъемность почти доросла до довоенных ЗиСов - 2,5 т. Модель САИС.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1946 ГАЗ-51.JPG [ 43.36 Кб | Просмотров: 1533 ]
Классом выше была продукция ЗиСа: в 1947-м увидел свет ЗиС-150 (4 т), а годом позже трехосный ЗиС-151 (4,5 т). 150-й от Modimio, 151-й от DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1947 ЗиС-150.JPG [ 46.18 Кб | Просмотров: 1533 ]
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1948 ЗиС-151.JPG [ 52.18 Кб | Просмотров: 1533 ]
Эти машины впоследствии были модернизированы и превратились в ЗиЛ-164 (DeAgostini) и ЗиЛ-157 (Modimio) с теми же параметрами грузоподъемности.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1957 ЗиЛ-164.JPG [ 41.82 Кб | Просмотров: 1533 ]
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1958 ЗиЛ-157.JPG [ 49.6 Кб | Просмотров: 1533 ]
С 1951-го грузовики ЗиС-150 и их модификации выпускал также завод в Кутаиси, потом они сменили название на КАЗ-150.
ЯАЗ разработал новое семейство Я-14/Я-17/Я-16 еще в 1944-м. С 1947-го в серию пошел бортовой грузовик ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 т (самосвал начали производить в Минске как МАЗ-205). В 1951-м, когда на МАЗ передали и 200-ю модель, в Ярославле приступили к производству 12-тонного ЯАЗ-210. У меня как МАЗ-200 и ЯАЗ-210, обе от Аиста.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1947 МАЗ-200.JPG [ 46.19 Кб | Просмотров: 1533 ]
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1951 ЯАЗ-210.JPG [ 49.61 Кб | Просмотров: 1533 ]
Нельзя не упомянуть также продукцию завода в Миассе, продолжавшего поначалу выпускать ЗиС-5, а потом улучшенный его вариант под собственным обозначением УралЗиС-355. В 1958-м машина получила новую кабину от не пошедшего в серию ГАЗ-62, увеличилась и грузоподъемность до 3,5 т. Машина стала называться УралЗиС-355М. Модель Аист.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1958 УралЗиС-355М.JPG [ 43.79 Кб | Просмотров: 1533 ]
Re: Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях
На рубеже 50-х и 60-х в советской грузовой промышленности началась смена поколений выпускаемых моделей. ГАЗ, продолжая выпускать ГАЗ-51 (который задержался на конвейере аж до 1975-го) приступил к выпуску на его базе модели ГАЗ-52 с новой кабиной. С той же кабиной, но грузоподъемностью 4,5 т вместо 2,5 т, с 1961-го стал выпускаться ГАЗ-53. У меня он в варианте самосвала ГАЗ-САЗ-3507 от Modimio. То есть опять ГАЗ догнал по этому параметру предыдущее поколение ЗиЛов.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1961 ГАЗ-САЗ-5307.JPG [ 47.95 Кб | Просмотров: 1521 ]
С 1964-го на ГАЗе выпустили модель 4х4 с принципиально новой кабиной ГАЗ-66 на замену ГАЗ-63 (с кабиной от 51-го) грузоподъемностью 2 т. Модель DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1964 ГАЗ-66.JPG [ 51.15 Кб | Просмотров: 1521 ]
В свою очередь, на ЗиЛе в 1964-м освоили 5-тонное семейство ЗиЛ-130. У меня ЗиЛ-130Г от DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1964 ЗиЛ-130Г.JPG [ 47.83 Кб | Просмотров: 1521 ]
Особняком в нем стояла трехосная полноприводная модель ЗиЛ-131 с оригинальным оперением кабины, грузоподъемностью 3,5 т, производившаяся с 1967-го. Модель Modimio.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1967 ЗиЛ-131.JPG [ 41.01 Кб | Просмотров: 1521 ]
На КАЗе в 1962-м стали производить первый в СССР грузовик с кабиной над двигателем модели 606. Поначалу кабина не откидывалась, но с 1967-го все-таки стала, машина получила обозначение КАЗ-608 "Колхида". Выпускалась, в основном, в варианте седельного тягача с нагрузкой на седло 4,5 т. Модель DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1967 КАЗ-608.JPG [ 46.92 Кб | Просмотров: 1521 ]
МАЗ в 1963-м освоил в производстве знаменитое 500-е семейство, также с кабиной над двигателем. Справедливости ради стоит сказать, что модели 501 и 502 (лесовоз и армейский 4х4) относились еще к предыдущему 200-му семейству. У меня в коллекции магистральный МАЗ-516 (14,5 т) от НАПа - первый советский грузовик с подъемной 3-ей осью.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1969 МАЗ-516.JPG [ 48.3 Кб | Просмотров: 1521 ]
Надо отметить, что грузовики с кабиной над двигателем появились на наших дорогах чуть раньше. Ими стали чехословацкие Skoda-LIAZ модели 706RTTN, производство которых стартовало в 1957-м. Модель Аист.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1957 Skoda-706RTTN.JPG [ 44.3 Кб | Просмотров: 1521 ]
Что касается завода в Миассе, то советское правительство посчитало нецелесообразным производить два грузовика со схожими характеристиками (имеется в виду ЗиЛ-164), и там с 1961-го стали выпускать специализированный грузовик для армии 6х6 грузоподъемностью 4,5 т, т.е. более тяжелого класса, нежели более поздний ЗиЛ-131. У меня Урал-375Д с цельнометаллической кабиной от Modimio.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1961 Урал-375Д.JPG [ 50.29 Кб | Просмотров: 1521 ]
На ЯАЗе развитием 210-й модели стала 214-я с новой кабиной и новым 205-сильным двигателем. Она пошла в серию в 1956-м, а в 1960-м ее производство передали в Кременчуг, а в Ярославле осталось только производство двигателей. У меня полноприводный КрАЗ-214 грузоподъемностью 7 т от Modimio.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1956 КрАЗ-214.JPG [ 51.79 Кб | Просмотров: 1521 ]
Модернизация этой серии состоялась в 1964-м с появлением новых 240-сильных моторов. Но кабина осталась старой деревянной! У меня бортовой КрАЗ-257Б1 грузоподъемностью 12 т от Modimio.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1964 КрАЗ-257Б.JPG [ 50.44 Кб | Просмотров: 1521 ]
В те же годы в СССР было освоено производство грузовых троллейбусов. На московском СВАРЗе в серию в 1961-м пошли фургон ТГ-3 и бортовой ТГ-4 грузоподъемностью 5 т. Помимо электродвигателя на них был также установлен бензиновый мотор от ГАЗ-51. Мой ТГ-3 от Киммерии.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1961 СВАРЗ ТГ-3.JPG [ 39.61 Кб | Просмотров: 1521 ]
Все эти модели без особых изменений производились до середины 70-х, а многие и до середины 80-х. Но постепенно заводы все же проводили глубокие модернизации. КАЗ освоил новую кубическую кабину в 1975-м. Модель получила индекс 608В, ибо агрегатная база так и осталась от 130-го ЗиЛа. У меня переделанный в самосвал КАЗ-ММЗ-4502 от Аиста.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1975 КАЗ-ММЗ-4502.JPG [ 48.69 Кб | Просмотров: 1521 ]
МАЗ в последний раз модернизировало 500-ю серию: ею стало в 1977-м семейство 5335, причем некоторые модели продолжали нести индексы 500-го семейства. Пример - мой МАЗ-515В от НАП с нагрузкой на седло 13,7 т.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1974 МАЗ-515В.JPG [ 42.47 Кб | Просмотров: 1521 ]
Чтобы представить архаичность этих "новых" моделей, сравните с освоенной в 1974-м 100-й серией от Шкоды. Впрочем, в СССР эти машины стали поставляться только в 1982-м, да и старую 706-ю чехи производили до второй половины 80-х... У меня LIAZ 110.471 от Аиста.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1974 Skoda-LIAZ 110.471.JPG [ 46.03 Кб | Просмотров: 1521 ]
КрАЗ представил новую кабину в 1978-м, когда началось производство семейства 250, той же грузоподъемностью 12 т. Модель НАП.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1978 КрАЗ-250.JPG [ 40.7 Кб | Просмотров: 1521 ]
В 1976-м состоялся второй "заход" в производство грузовых троллейбусов: на Киевском КЗЭТ производили КТГ-1 и его вариации грузоподъемностью целых 8т. Модель от Киммерии.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1976 КТГ-1.JPG [ 36.19 Кб | Просмотров: 1521 ]
Re: Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях
Настоящий, если не прорыв, то толчок наша грузовая промышленность получила с вводом в строй КамАЗа. С 1976-го началось производство 8-тонного семейства 5320, которое, наверное, следует считать родоначальником третьего послевоенного поколения. У меня дальнобойная версия 53212 (1979) грузоподъемностью 10 т. Модель Элекон.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1976 КамАЗ-53212.JPG [ 48.62 Кб | Просмотров: 1518 ]
Но главное - начался курс на дизелизацию подвижного состава. Ведь ГАЗ, ЗиЛ и даже Урал продолжали производить прожорливые бензиновые грузовики. В 1979-м Камазовский дизель запихнули в Урал, для чего пришлось удлинить капот. Получился Урал-4320. Модель Modimio. Грузоподъемность возросла до 6,8 т.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1979 Урал-43202.JPG [ 52.93 Кб | Просмотров: 1518 ]
В том же году и тем же способом дизель КамАЗ-740 всунули в трехосный ЗиЛ-133Г1, получив 10-тонный Зил-133ГЯ. Модель Аист.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1979 ЗиЛ-133ГЯ.JPG [ 50.91 Кб | Просмотров: 1518 ]
Наконец, в 1981-м году к производству машин 3-го поколения 5336 приступил и МАЗ. У меня МАЗ-5432 от Modimio с нагрузкой на седло 8,8 т.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1981 МАЗ-5432.JPG [ 49.74 Кб | Просмотров: 1518 ]
КАЗ в 1984-м освоил принципиально новую модель для сельского хозяйства 4540 (6 т). Модель SSM.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1984 КАЗ-4540.JPG [ 43.41 Кб | Просмотров: 1518 ]
ЗиЛ приступил к производству нового дизельного семейства только в 1987-м. У меня ЗиЛ-4331 (6 т) от DeAgostini.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1987 ЗиЛ-4331.JPG [ 42.48 Кб | Просмотров: 1518 ]
Ну а ГАЗ провозился до 1989-го. У меня ГАЗ-3309 (4,5 т) от НАП.
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях 1989 ГАЗ-3309.JPG [ 35.3 Кб | Просмотров: 1518 ]
А потом СССР не стало. Вот и все (ну или почти все) его легенды...
Re: Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях
Вот что значит самая настоящая коллекция.
19 мар 2021, 14:32
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5173 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях
АМО первой серии выглядели несколько иначе, чем модель от ДеА. Модель АРЕК (Элекон):
Фото:
Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях P_20210320_211726_1.jpg [ 32.69 Кб | Просмотров: 1156 ]
Это модель советского времени, но некоторое время назад их производство было возобновлено. Помимо грузовика встречается вариант с бочкой и с деревянной будкой (дополнительная деталь на обычный грузовик) с разными вариантами окраски и надписями.
20 мар 2021, 21:28
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5173 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Хроники советского грузового автопрома в ваших коллекциях
Felliu писал(а):
Как известно, опыт "сборки" грузовых автомобилей в послереволюционной России начался в 1919-м с ремонта и восстановления иностранных машин. Самым популярным из них оказался американский 3-тонный White модели TAD, коих удалось вернуть к жизни в количестве около 130 штук.
Кроме этого в 1918-19 годах продолжали собирать из импортных комплектов FIAT 15 Ter на национализированном заводе Рябушинского (АМО). Серийно модель этой машины не производится, есть смоляные модели.
Felliu писал(а):
Эту модель в 1930-м сменила машина АМО-2 грузоподъемностью уже 2,5 т. Модель НАП. За ней в 1933-м пришел черед трехтонки ЗиС-5
АМО-2 - сборка из импортных комплектов грузовика Autocar. Собирали их с 1930 по 1931 год, параллельно с изготовлением АМО-Ф-15. С ноября 1931-го стали производить АМО-3 (ЗИС-3) - локализованную версию АМО-2 уже из отечественных комплектующих. Машины отличались конструкцией заднего моста, электрооборудованием, формой передних крыльев. Модель АМО-3 выпускает НАП.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото