Дата выхода в России - 18 Октября 2013 Рекомендуемая розничная цена - 149 рублей
Рерих Николай Константинович (1874-1947) Русский советский художник Николай Константинович Рерих родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки живописца принадлежали к древнему датско-норвежскому роду и перебрались в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая, Константин Федорович, держал нотариальную контору, был образованным человеком. В его дом часто приходили известные в то время ученые. Еще в детстве Николай увлекся чтением книг на историческую тему, любил слушать старинные легенды, мечтал стать путешественником. У будущего художника возникает интерес ко всему, что имеет отношение к Древней Руси. В обучаясь в гимназии, Рерих участвовал в раскопках курганов, нередко играл в школьных пьесах, увлекался народными песнями. В это же время у мальчика проявляется способность к живописи. Но отец полагая, что для Николая лучше подойдет юридическая карьера, не обратил внимание на советы известного скульптора и графика М.О. Микешина, у которого юноша в 1891-1893 годах брал уроки рисования. В 1893 году Рерих поступает учиться сразу в два учебных заведения: в Петербургский университет на юридический факультет и в Академию художеств. В летние месяцы Николай участвовал в раскопках как член Русского археологического общества. В 1895 году молодой человек знакомится с В.В. Стасовым, который заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке, начинает с интересом изучать древние летописи и книги. В 1896 году Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета. В Акакдемии же художник проучился еще год, после чего в 1897 году покинул ее ряды в знак протеста против увольнения любимого учителя - А.И. Куинджи, который сыграл большую роль в формировании таланта Рериха. Под его руководством Рерих работал над пейзажами с натуры, создал первые исторические композиции. Из работ художника этого периода следует отметить серию картин на темы жизни древних славян, получившей название «Начало Руси. Славяне», среди которых «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1899), «Поход» (1899). Картину «Гонец. Восстал род на род» приобрел П. Третьяков для своей коллекции. Этими работами Рерих обратил на себя внимание С. Дягилева, который пригласил художника участвовать в выставке нового художественного объединеиия «Мир искусства». Помимо занятий живописью, Рерих читал лекции в Петербургском археологическом институте, опубликовал ряд трудов по археологии Петербургской губернии. С 1894 года много ездил по России, изучая памятники искусства России. В 1899 году предпринял путешествие по древнему водному пути «из варяг в греки». В этом же году художник познакомился с правнучкой М.И. Кутузова - Еленой Шапошниковой, с которой они поженились в 1901 году. В 1900 - 1901 годы Рерих проводит во Франции, занимаясь в парижской мастерской Фернана Кормона. Здесь художник создает две картины - «Идолы» и «Заморские гости». В этот период он знакомится с творчеством Пюви де Шаванна, оказавшего на него впоследствии огромное влияние. Летом 1901 года Рерих вернулся в Россию. Художник создает несколько полотен, среди которых «Зловещие» (вар. 1901-1902), «Озеро», «Лес», «Сосны», «Город строят» (все 1902). Картина «Город строят» имела большой успех на выставке 1902 года в Москве, и была приобретена Третьяковым для своей галереи. В 1901 году Николай Константинович был избран секретарем Общества поощрения художеств, при котором в 1906 - 16 годах он возглавлял рисовальную школу. Рерих много путешествовал. Вместе с женой художник совершил поездку по древнерусским городам - Ярославлю, Костроме, Владимиру, Суздалю, Москве, Смоленску и многим другим. Результатом стали свыше ста архитектурных этюдов, оказавшихся, к сожалению, за океаном. Наиболее известные из них - «Ростов Великий» (1903), «Псковский погост» (1904). Рерих проявил себя как талантливый график. В 1905 году он создал ряд рисунков, среди которых «Царь», «Яблоня», «Облака», многочисленных иллюстраций к произведениям М. Метерлинка. Также художник работал над мозаиками, панно, фресками, создавал эскизы для многих театральных постановок. Среди известных картин на славянскую тему - «Строят храм» (1904), «Александр Невский поражает Ярла Биргера» (1904), «Славяне на Днепре» (1905), «Бой» (1906). С 1906 года Николай Константинович работает над серией картин о человеческой предыстории - «Каменный век» (1910), «Поморяне. Утро» (1906), «Человечьи праотцы» (1911). С возрастом художник все глубже увлекается индийской философией. Ее влияние сказалось на литературных трудах Рериха и на ряде его художественных произведений. В 1909 году Рериха избирают академиком Российской Академии художеств. Его полотна приобретают Русский музей, Лувр, Римский национальный музей, Люксембургский музей. Работы художника экспонируются в России - в «Салоне» (1909), «Союзе русских художников» (1910), «Мире искусства» (1911, 1913, 1915), а также в крупнейших городах Европы - в Венеции, Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме, Мальмэ. В 1912 году художник начинает серию символических произведений - «Меч мужества» (1912), «Крикзмия» (1913), «Зарево» (1913), «Дела человеческие» (1913), «Вестник» (1913), «Град обреченный» (1914), в которых он не отступает от твердых реалистических позиций, выражая свои идеи языком вполне понятных форм и образов. В 1910 - 1919 годах Николай Константинович был председателем объединения «Мир искусства». В 1916 году, в связи с ухудшением здоровья Рерих с семьей переезжает из Петрограда в Карелию, территория которой в 1918 году оказалась отрезанной от России. В 1918 - 1919 годы живописец проживает в Выборге. Выставки его работ проходят в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Англии. В 1920 - 1923 годах Рерих экспонирует свои работы во многих городах Америки. В 1921 году в Чикаго создается союз художников «Cor Ardens», вслед за ним - Институт объединенных искусств в Нью-Йорке, а в 1922-м - международный художественный центр «Corona Mundi». Эти организации во многом обязаны своим существованием Рериху. 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке открылся Музей имени Н. Рериха, основу которого составили триста пятнадцать произведений художника. В 1926 году художник путешествует по Азии: он посещает пустыню Гоби, Цайдам, Тибет. В экспедиции был собран богатейший этнографический, лингвистический, археологический и искусствоведческий материал. Кроме того, за время путешествия было написано пятьсот картин и этюдов, а также выполнено множество зарисовок. С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, Рерих с семьей поселяется в Индии, в долине Кулу. Сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии - Мохатмас Ганди, Джавахарлал Неру, поэт и мыслитель Рабиндранат Тагор. Произведения, написанные в Индии, разнообразны. Много внимания Рерих уделял изучению буддизма и других мировых религий. Его религиозно-философские воззрения воплотились и в творчестве - в живописном цикле «Учители Востока» (1930-е). В своих работах Рерих создает образы тех, коих считал проповедниками вечных норм нравственности, - Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лao-Цзы и др. К этой серии близки религиозные картины - «Сострадание», «Мадонна труда». Особое место занимает полотно «Явление срока». Индийцы называли Рериха почетным именем «гуру» - «учитель». В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович пишет полотна «Князь Игорь» (1941), «Александр Невский» (1941), «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны» (1942), «Борис и Глеб», «Настасья Микулична» (1943). В1941-1944 годах художник устраивает в городах Индии выставки своих картин, доходы от которых он направляет в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. Рерих вел большую общественную работу. Одним из самых значительных начинаний живописца был знаменитый «Пакт Рериха» - договор, по которому наиболее ценные памятники искусства и культуры должны оставаться неприкосновенными в годы войны. Впоследствии была принята Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанная в 1954 году в Гааге и ратифицированная тридцатью девятью странами. 13 декабря 1947 года Николай Константинович Рерих умер от тяжелой болезни сердца.
“Заморские гости”
История создания В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» — картины, которую он написал уже в Париже. На выставке в Императорской Академии Художеств в 1902 году картину приобрёл Николай II для Царскосельского дворца. В настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Стиль В декоративности цвета и композиционной завершённости видно влияние Куинджи. Авторский подзаголовок «Народная живопись» подтверждает использование Рерихом мотивов и красок народной живописи. Картина наполнена элементами, которыми изобилуют работы древнерусских иконописцев и мастеров прикладного искусства — ладьи, красные паруса, тёмно-синяя река. Однако Рерих был далёк от слепого подражательства, он сочетал эстетику прошлого с современным восприятием и руководствовался принципами модерна, создавая эффект декоративного панно. В «Заморских гостях» ярко проявился композиционный талант Рериха. Художник оперирует большими и обобщёнными тоновыми и цветовыми массами и добивается тем самым максимальной простоты, сочетая продуманность деталей с монументальностью и не допуская оттенения значимости образов.
Сюжет В статье «По пути из варяг в греки» (1899) Рерих описал воображаемую поэтическую картину: Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом. Именно эти образы и воплотил художник в «Заморских гостях"
16 окт 2013, 20:39
Спонсор
Lmilaya
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 13:00 Сообщения: 1583 Откуда: Химки
Re: Привал ценителей Искусства
lak, спасибо! На мой взгляд письмо Рериха своеобразное, даже жесткое. Пейзажи суховаты, зато сюжетные исполнения, благодаря этой жесткости письма - реалистичные, яркие, сказочные. Взять, хотя бы последнюю картину - битву - сколько в ней характера. Динамика, буря, мощь, ярость. Почему-то Рериха всегда не то чтобы не любила, отталкивал он меня. Сейчас поняла чем - таким жестким письмом. Но стараюсь заместить юные поверхностные впечатления более осмысленной зрелой оценкой творений. Что-то получается) чего и всем желаю
17 окт 2013, 16:10
Lmilaya
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 13:00 Сообщения: 1583 Откуда: Химки
ёпрст, опять мне вздутая картинка попалась (верхушка горы не приклеилась и парус), пейзаж картины у меня в 3D
Это легко поправить... Вынимаете картину из рамы, отдираете в нужном месте вздутую тряпочку и хорошенько промазываете картонку обычным клеевым карандашом... Прикладываете тряпочку обратно, расправляете аккуратно и под груз на пару часиков... Потом обратно в рамочку и вуаля! Я так "Девочку с персиками" реанимировал и отреставрировал "Бабушкин сад"... Не доглядел при покупке...
А вы обратили внимание, что на главном развороте в самом журнале представлена репродукция другой картины? Вроде бы и похоже на "Заморских гостей", но другая, с более упрощенным изображением, я так думаю, это один из эскиов к оригиналу. Издатели прошляпили. Причем потом идет "разбор картины" с миниатюры на которой как-раз таки изображен оригинал.
20 окт 2013, 09:50
Anneli
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 16:42 Сообщения: 594 Откуда: Санкт-Петербург
Доволен, как УДАВ. Цветовая гамма картины - яркая, красочная. Вот это я понимаю - репродукция, в отличии от 7 выпуска. Из журнала, увы, ничего нового не узнал, изначально имел представление о художнике.
Диего Валескеса возьму непременно, ибо, как и Рембрандта - про него мало, чего знаю + именно эту репродукцию, возможно, повешу на стену, в отличии от остальных.
23 окт 2013, 21:46
icewolf7
Зарегистрирован: 18 июл 2012, 16:19 Сообщения: 344 Откуда: Москва
А вы обратили внимание, что на главном развороте в самом журнале представлена репродукция другой картины? Вроде бы и похоже на "Заморских гостей", но другая, с более упрощенным изображением, я так думаю, это один из эскиов к оригиналу. Издатели прошляпили. Причем потом идет "разбор картины" с миниатюры на которой как-раз таки изображен оригинал.
Это картина из "Русского музея" с таким же названием. Если не путаю, написана она позже "третьяковской".
Рерих самый зачетный!!! Красочный, в миниатюре - как мини-сказка! MisterDrakon говорит, что доволен как удав, и я скажу, что как удавиха довольна, даже больше!
Так, что-то не то: Удавиха или удавиха? Вообще есть такое слово? Как зовут супружницу удава - удавка? Я запуталась
26 окт 2013, 19:42
MisterDrakon
Лидер разделов: Муми-Дом, УАЗ-469, Удивительные Бабочки, Монеты и Банкноты, Кукольный Дом, МиГ-29, Тестовые серии, История Моды, Журналы без вложений
Рерих самый зачетный!!! Красочный, в миниатюре - как мини-сказка! MisterDrakon говорит, что доволен как удав, и я скажу, что как удавиха довольна, даже больше!
Так, что-то не то: Удавиха или удавиха? Вообще есть такое слово? Как зовут супружницу удава - удавка? Я запуталась
УдАвиха, правильнее (в разговорном стиле), но опыт работы со Змеями говорит, что самки Змей - никак не называют. Удав - это и самец и самка . Но, если хочется, то ПЕРВЫЙ вариант.
26 окт 2013, 22:09
Lmilaya
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 13:00 Сообщения: 1583 Откуда: Химки
Прочла журнал - вот не зря меня так давно волновало имя Рерихов, это потрясающие, невероятные люди, правда из журнала ничего не понятно по подробностям его биографии, по тому, как он пришел к Индии и мистике... Но хоть картины описаны неплохо для любителей, я все больше удивляюсь, какая же я слепая - пока не прочитала про Ламу в "Красных конях", не увидела его.
27 окт 2013, 01:22
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5011 Откуда: Санкт-Петербург
Прочла журнал - вот не зря меня так давно волновало имя Рерихов, это потрясающие, невероятные люди, правда из журнала ничего не понятно по подробностям его биографии, по тому, как он пришел к Индии и мистике... .
Есть книга о Н.К.Рерихе в серии "Жизнь замечательных людей". Наверняка в электронных библиотеках можно скачать.
Добавлено спустя 2 часа 13 минут 47 секунд: Сайт усадьбы-музея Н.К.Рериха в Изваре http://www.roerich-izvara.ru/ Там есть материалы и про жизнь Рериха, например книга Л.В. Короткиной "Рерих в Петербурге-Петрограде", там и про историю создания некоторых картин http://www.roerich-izvara.ru/roerich-li ... erburg.htm Музей, по отзывам, замечательный, хотя сам я туда пока не выбрался, больно много достопримечательностей в окрестностях Петербурга
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото