Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio
http://nacekomie.ru/forum/

Немного об аттарах
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=89&t=8342
Страница 1 из 1

Автор:  dmi [ 03 фев 2013, 16:25 ]
Заголовок сообщения:  Немного об аттарах

Многие посещали Египет, Индию или даже Турцию, и наверняка видели в продаже ароматические или эфирные масла. Как правило они дороги и продаются в маленьких флакончиках буквально 3 мл. Дороги они именно из-за того, что получены из натуральных компонентов. Их можно использовать как отдельным парфюмом так и в смеси. Нередко именно эти масла идут в основу духов.

Аттары – замечательные, редкие и дорогостоящие вещества, имеющие давнюю историю. Название - арабское слово «аттар» означает «аромат, запах». Эти благовонные вещества изготовляются в ближней Азии, Персии и Индии на протяжении пяти тысяч лет.
Аттар - один из синонимов современного понятия «эфирное масло». Так называются натуральные масляные духи, полученные содистилляцией нежных цветов и сандалового дерева.

Несмотря на то, что их можно использовать как самостоятельные духи, наносить их на одежду не рекомендуется, так как обычно они оставляют несмываемые пятна.
Способ получения: дистилляция свежих цветов розы в сандаловое масло

По легенде, началось все с аттара Гулаб, розового аттара. Его первооткрывательницей была императрица Нурджан, жена императора Джехангира из династии великих Моголов. Согласно легенде, она любила принимать ванну с розовыми лепестками. И однажды, совершая утреннее омовение, была поражена ароматом масляного слоя на поверхности воды. Вода охладилась за ночь, и на ее поверхности образовался слой эфирного масла розы.

Семьи, которые традиционно занимаются производством аттаров, держат в тайне подробности процесса - некоторые журналисты называют это «туманом ароматной тайны». Считается, что сандаловое масло - идеальная основа для аттаров. Оно как бы захватывает аромат цветков, в то же время как будто отодвигая свой собственный аромат на второй план. Таким способом получают масло от тех цветов (растений), от которых очень трудно получить его при помощи дистилляции: цветы настолько нежны, что под действием высокой температуры и давления разрушаются многие летучие компоненты. А сандаловое масло их «связывает» и сохраняет в себе.

Процесс дистилляции может длиться очень долго - от нескольких дней и месяцев до нескольких лет, пока масло полностью не насытится ароматом цветков (либо сроки устанавливает заказчик). Фабрики по производству аттаров располагаются в непосредственной близости от цветочных платанций - потому что сорванные цветы должны быть очень быстро обработаны, а это влияет на качество эфирного масла. Таким же способом - дистилляциия необработанного сырья, только без присутствия сандалового масла - получали и получают чистые эфирные масла, называемые на Востоке Rooh. В процессе дистилляции аттаров и rooh не используются конденсаторы. Классическим сырьём для Rooh считаются кус (ветивер), уд (agarwood), роза и сандал.

В общих чертах процесс происходит так: большое количество цветов (например, розы), погружают в большой медный котел специальной конструкции. Затем разводят под котлом огонь, и начинается дистилляция. Пар, содержащий эфирные масла, по бамбуковым трубкам, которые проходят через систему охладителей, поступает в стеклянный сосуд, в котором находится сандаловое эфирное масло. Дистилляция продолжается целый день, за ночь вода в стеклянном сосуде охлаждается и масло отделяется от нее. Получается смесь сандалового масла и эфирных масел из дистиллируемых цветов. Процесс повторяется многократно до насыщения сандалового масла. Такие аттары производят не только из розы, но и из других цветов, аромат которых настолько нежен, что закрепление медленно испаряющимся сандаловым маслом идет ему на пользу.

В производстве аттаров до сих пор, особенно в Индии, используют медные ёмкости, бамбуковые трубы, а огонь разжигают с помощью веток и сухих коровьих лепёшек (на Ближнем Востоке используют верблюжьи лепёшки). Это помогает поддерживать необходимую для нагрева сырья температуру. За всеми этапами дистилляции внимательно следят - потому что процесс до сих пор регулируется вручную. Производители аттаров очень гордятся тем, что их продукт - натуральный, изготовленный без применения химических средств, растворителей, алкоголя и т.п. Ручная работа, параметры сырья, долгий процес дистилляции - всё это также влияет на качество масел и делает аттары дорогим и изысканным парфюмом. Самыми дорогими считаются Rooh Gulab - т.е. чистое эфирное розовое масло, полученное методом паровой дистилляции - и Rooh Oudh (уд; алойное дерево).

Есть еще несколько аттаров, производимых потрадиционным рецептам, точный состав которых не выносится на публику: это особенные смеси эндемичных для Индии трав и специй, например аттар «черный муск» или «амбери».
Есть упомянания о том, что часто редкие дистилляты- рух, фальсифицировали, добавляя к цветам щепки сандалового дерева, что увеличивало выход.

Аромат аттаров настолько сложен и многослоен, что его их хочется использовать в качестве самостоятельных духов. Впрочем, иногда они могут играть большую роль в составных ароматах восточной направленности.

Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:
Статья из журнала Alquimia №2(11-12) 2008, посвященная традициям северо-индийской парфюмерии.
Сергей Москалев. "Аттар - духи-благовония Северной Индии"


Знаете ли вы, как пахнет Седьмое небо? А каким ароматом древние предписывали лечить страх? И почему в Индии процесс приготовления духов называют «кимией» от араб. (ал-химия)?..

...Однажды в Старом Дели возле Соборной мечети Джама Мазджид я увидел человека за небольшим прилавком, уставленным пузырьками различных форм и размеров. Подойдя ближе, я разглядел, что это духи или масла. Хотя точнее все же называть их маслами, поскольку правоверным мусульманам запрещается использовать спирт даже в быту, в частности в духах и одеколонах. Хозяин лавки поприветствовал меня и стал по очереди называть содержимое флаконов. Он снимал притертую пробочку с пузырька и демонстрировал мне запах. Названия у масел были всевозможные: «Джанатун фирдоус» - «Седьмое небо», «Гулаб» - «Роза», «Хена» - «Хна»,«Мушк» - «Мускус», - всего разновидностей около тридцати.

Мы разговорились, и после того как я выбрал понравившиеся ароматы, торговец - Камаль - предложил разлить их по выбору во флаконы разной емкости от одного до десяти грамм. Он поведал мне и общее название для этого вида духов - аттар.

«Должно быть, они изготовляются по древней рецептуре, в соответствии с некой традицией», - подумал я. Так оно впоследствии и оказалось...

Из преданий известно, что Пророк Мухаммад использовал духи для своего благоприятного тела, и оно всегда издавало тонкий и легкий аромат, подобный пробуждающемуся цветку в садах Медины. Один из знатоков хадисов, рассказов о жизни Пророка, Хазрат Анас сообщает, что «никогда не обонял любого аромата, будь то амбра или мускус, или любой другой вещи, более восхитительной и очаровательной, чем от тела Святого Пророка». В хадисе первом он говорит, что Пророк имел коробочку для благовоний, откуда и брал масла, умащая ими себя. Также известно, что Пророк никогда не отклонял поднесенные ему духи, поскольку считал, что не следует отвергать трех даров: подушки, душистого масла для волос и молока, поскольку эти простые вещи не потребуют больших расходов, а отказ может поранить добрые чувства дарящего.

Также сохранилось предание о том, что случись Пророку идти переулком, люди, шествовавшие там позже, дивились витавшему в воздухе тонкому благоуханию и интересовались, кто был здесь недавно.
Пророк предписывал своим последователям пользоваться разными фимиамами в зависимости от пола: «Мужскому маслу следует быть таким, что запах его будет распространяться, но цвет при этом должен оставаться невидимым. Женское же масло таково, что цвет его может доминировать, но запах должен быть легким и покорным». Поэтому согласно традиции мужчины-мусульмане используют для ухода за собой масло для волос и духи, обладающие запахом, но при этом не окрашивающие их тела и одежду. Женщины же используют такие благовония, духи, масла для волос и пудру, которые дают оттенки, немного окрашивают кожу, но испускают лишь легкий аромат, чтобы он не достигал путников на улице, так как запахом «чувства прохожих могут возбуждаться, а это, в свою очередь, может привести к греху». Ароматы розы или сандала, таким образом, являются мужскими, а женскими считаются ароматы хны или шафрана, придающего коже золотистый цвет.

Поскольку Пророк использовал духи, то для всех мусульман приятный аромат является сунной. Особенно тщательно мусульмане следят за этим перед пятничной молитвой в мечети. В этот день от человека должно хорошо пахнуть, поэтому, скажем, о чесноке к обеду не может быть и речи.

Целительные свойства

В мусульманской Испании наиболее известными и популярными были пять благовоний: мускус, камфара, алоэ, серая амбра и шафран. Эти ароматы служили не только эстетическим, но и медицинским целям. Древние арабские медики знали, что масло амбры полезно для укрепления зрения, слуха, помогает при головной боли и усталости. Мускус же, по мнению Авиценны, укрепляет сердце и рассеивает страх. Алойное дерево (не путать со столетником) полезно при астме и болезнях печени.

Авиценна (Абу али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, 980-1037) -легендарный персидский врач, философ, представитель восточной школы аристотелизма. Родился в селе Афшану близ узбекской Бухары. Авиценна сумел обобщить и систематизировать знания в области медицины и философии, накопленные человечеством за многие века. Автор более 450 трудов во многих областях науки, из которых до нас дошли менее 300, в т.ч. комментарии к известным трактатам древности.

Современные аттары также обладают лекарственными свойствами, чем умело пользуются индусы и арабы. Иногда в торговую лавку Камаля приходят соседи и просят дать капельку какого-нибудь аттара, чтобы, скажем, смазать прыщик в носу. Больной исцеляется за один день, тогда как фармакологической мазью можно лечиться целую неделю. Люди с больным сердцем используют аттары «Gulab» (роза) и «Kewra». От простуды хороши Shamama (шамама), Musk (муск), Ambra (амбра).

Бируни говорил, что торговцев благовониями у арабов зовут дари, по названию пристани Дарин в Бахрейне, куда привозили благовония и продавали их жителям пустыни, например курейшитам, которые славились искусством приготовления различных смесей и благовонных составов. В предании есть слова о том, что справедливый собеседник похож на дари — если он и не даст своих благовоний, то к тебе пристанет его запах. А дурной собеседник похож на кузнеца — если и не сожжет тебя своими искрами, то причинит тебе страдания своим дымом.

Бируни (Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад 973-1048) - персидский ученый, философ, энциклопедист. Родился в предместье города Кят (территория современного Узбекистана), написал свыше 40 трудов на арабском языке, в том числе знаменитые исторические трактаты: «Разъяснение принадлежащих индийцам учений», «Памятники минувших поколений». Также составил ряд трактатов по минералогии, медицине, астрологии и геометрии. Совершил весомые исторические открытия, в частности, выдвинул теорию движения Земли вокруг Солнца, определил диаметр Земли, обосновал теорию единой природы Солнца и прочих звезд.

Обычно во времена Мухаммада духи делали так: брали оливковое масло и в зависимости от целей клали туда лепестки розы, тычинки шафрана или частицы другого ароматического вещества. Прозрачный стеклянный сосуд с маслом выставляли на солнце, и в течение недели лепестки отдавали свой аромат маслу, после чего их заменяли новыми, пока не получали нужный запах.

Позже арабские алхимики нашли способ получения эфирного масла при помощи паровой перегонки, но все же в качестве духов эфирные масла используются очень редко, поскольку они дороги и имеют резкий запах.

В нагни дни центром изготовления аттаров является город Канноуч, штат Уттар-Прадеш. В полумиллионном городе почти 90 процентов населения заняты производством аттаров и эфирных масел. Аттар изготавливают из ароматических веществ, которые помещаются в разогретое масло. Самые дорогие аттары делают на сандаловом масле, более дешевые — на других видах растительных масел.

Изготовление аттара - сложный процесс, некоторые даже называют его «кимия» — так в Индии именуют алхимию. А Камаль говорил, что термин «кимия» означает процесс получения чего-то такого, что «нравится людям и при этом не вредит им, когда из хороших веществ делают нечто полезное для человека».

Для получения аттара годится только пламя от дров — ни электричество, ни газ не подходят. При варке используют металлическую посуду — медные горшки или горшки из сплава латуни и меди. Полученный аттар хранят в кожаных бутылках. Так он сохраняет свои целебные свойства более ста лет.

Сам процесс приготовления описать в деталях сложно, мастер постоянно следит за температурой, которая в определенный момент нагнетается до двухсот градусов, а иногда ее требуется долго держать на уровне шестидесяти. Варка порой может продолжаться более пятнадцати дней, а аттар может содержать свыше тридцати различных компонентов — лепестки цветов, разные специи, амбру, мускус, ароматную древесину.

Каждый аттар имеет свое название. Например, аттар Shamama (шамама) содержит около двадцати компонентов, среди которых есть как холодные вещества (кхас), так и горячие (гвоздика, перец, корица). Готовят этот аттар 15 дней.

Рецепты большинства духов имеют многовековую историю. Например, в Уттар-Прадеше до сих пор продолжают делать аттар, который был известен еще во времена Великих Моголов (мусульманские правители Индии в XVI — XVIII в.в., династия узбекского происхождения). Этот аттар называется «Gyll» (глина). Для него берут сандаловое масло и разогревают его, потом в него опускают черепки от разбившихся или лопнувших при обжиге горшков. Затем черепки варят продолжительное время, периодически заменяя те, что отдали свой запах, новыми. В результате получаются духи, которые пахнут землей и глиной, как пахнет в Индии во время сезона дождей, когда после нескольких месяцев жары на раскаленную землю проливаются первые капли воды.

Когда я спрашивал Камаля, существует ли некая «социальная» классификация аттаров — какие-то ароматы покупают в основном бедные, какие-то только богатые, он сказал, что несколько раз в год к нему заходит один очень бедный человек и покупает маленький пузырек самого дорогого аттара «Шамама-аль-амбер». Камаль спросил его, почему он это делает, и тот ответил, что вот уже сорок лет использует только этот аттар, и одного трехмиллилитрового пузырька ему хватает на три месяца. В противоположность этому, иногда к нему захаживают очень богатые люди и спрашивают аттары попроще.

Ароматные предписания

Вообще-то традиция употребления аттара распространена в основном в мусульманском мире, но индуисты также подносят своим божествам аттары, особенно в праздники. Самую большую прибыль торговцы получают в день, когда преданные Кришны совершают обряд поднесения молока.

У арабских и индийских женщин есть интересный обычай наносить духи на верхнюю внутреннюю часть ушной раковины. Считается, что в этом случае запах будет держаться весь день. Раньше использовали специальные полые серьги, в которые помещали ватку, пропитанную духами. Но теперь духи преимущественно наносят на платки и шарфы, запах на которых может удерживаться целый месяц, в то время как на теле он продержится не более дня, до нового омовения. Кстати, моль в такой одежде не заводится.

Мужчины наносят духи на бороду и одежду, а также на внешние стороны ладоней. Так как некоторые сугубо мужские аттары сделаны на основе жирных масел, их не следует капать на одежду, чтобы не оставить пятен. Сперва аттаром смазывают бороду, затем руки. Аттар нельзя наносить на волосы.

На сей счет у индийцев есть забавная поговорка. Когда они видят молодого человека с седой головой, они говорят, что тот лил аттар себе на голову.

Когда я спросил у Камаля о традиции употребления аттаров в определенные дни или месяцы, он ответил, что такой традиции нет, но аттары выбирают в зависимости от сезона. Те, что являются охлаждающими по своей природе, используются только летом. Это «Khus» (кхус), «Gulab» (роза), «Kewra» (кевра), «Jasmin» (жасмин), «Champa» (чампа). Разогревающие масла используются зимой или в холодную погоду — это «Amber» (амбра), «Musk» (мускус), «Saffron» (шафран), «Shamama» (шамама). В сезон дождей используют «Khus» и «Gyll», а весной - цветочные: «Gulab», «Nargis».

Любопытна в противовес индийской традиции практика использования ароматов в иракском городе Нуджер, на территории прежнего влияния персов-зороастров. Там любители благовоний на каждый день недели имеют свой аромат, причем каждый соответствует определенному небесному телу.

Автор:  YohjiAckermann [ 06 фев 2013, 01:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного об аттарах

Только заметила темку ! smile_04

Сама конечно пользуюсь обычными эфирными маслами из наших российских аптек или самодельной розовой (и не только розовой) водой, но почитать всёравно очень интересно ! smile_01

Пугающимся большого количества букв настоятельно рекомендую преодолеть свой страх ! smile_08

Автор:  dmi [ 06 фев 2013, 01:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного об аттарах

На самом деле наши ароматические масла может и уступают всяким сандаловым и розовым, произведенным по семейным рецептам в арабских странах, но отнюдь не являются худшими, если сравнивать с обычными их маслами. Просто у нас компоненты несколько отличаются - все-таки российские травы и прочие растения более ограничены в разнообразии и более мягкие, на мой взгляд, что ли. Из трав та же полынь, мята, тысячелистник и прочее.
Но это совсем не повод не использовать и их:)

У меня где-то материалы были по изготовлению духов и масел в домашних условиях у нас - найду, закину. Там особо превозносятся духи из тополиных почек, потому как после перегонки это получается такой древестно-специевый аромат:) Правда не совсем чтоб в домашних - как минимум перегонный куб заиметь придется:)

Автор:  YohjiAckermann [ 06 фев 2013, 01:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного об аттарах

dmi , закидывайте всё, что есть ! Люблю эту тему и с удовольствием углублюсь ! smile_03

Что касается наших масел, то я беру как раз самые простые. Смотрю насколько доступно то или иное сырьё для нашего (российского) производителя и на цену. В основном это апельсинка, лимончик, пихта и мята. Однажды правда на розу синтетическую соблазнилась (ну так, чтобы пол мылся веселее) , так голова неделю потом болела (((
В домашних приготовлениях участвуют всё те же цитрусовые (корки), хвоя, мята (зимой к сожалению магазинная), имбирь и корица. Эфирным маслом это конечно с натяжкой можно назвать, но так я хоть знаю, что я туда положила и в любой момент могу намазаться этим с ног до головы без риска заработать какое-нибудь раздражение (при условии отсутствия аллергии конечно). Плюс пахнет натурально ! А когда к родителям на юг езжу, то всегда собираю лепестки садовых роз, ландыши, сирень, бархатцы, мяту, лаванду и глицинию ! smile_04 Сначала заливала спиртом, но потом заметила, что все эти прекрасные цветки без проблем отдают свои дивные ароматы даже обычной холодной воде. В жаркую погоду это не заменить никакими освежающими лосьонами. Главное, повторюсь, чтобы аллергии не было.

Из аптечных трав колдовала только с ромашкой и эвкалиптом. Такие масла дольше хранятся, но запах извлекать существенно сложнее(((

Автор:  Markusha [ 07 фев 2013, 00:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Немного об аттарах

Я сама увлеклась эфирными маслами около года назад. Сейчас у меня их уже очень много. Покупаю в Москве, привожу из-за границы. Довольна всеми. Помните слова "роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет"? А вот и неправда! Покупала розовое масло (из обычной розы) в Москве, Турции и Египте. Все три однозначно роза, но отличаются.
Масла добавляю в косметику, а еще, когда есть настроение, придумываю духи. Смешиваю капли разных масел и добавляю в масло-основу (чаще всего жожоба). Рецепты искала в интернете, пробовала, потом изменяла по вкусу, потом стала придумывать сама.
Если интересно, вот один из рецептов: Иланг-иланг 3к + Роза 3к + Сандал 2к + Мускат 2к (я вместо муската предпочитаю шалфей мускатный).

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/