Тип 74 (яп. 74式戦車) — японский основной боевой танк 1970-х годов. Разработан фирмой «Мицубиси» в 1962—1973 годах и принят на вооружение в 1975 году. Выпускался серийно с 1975 по 1988 год, общий выпуск составил 873 экземпляра. До начала серийного производства танка Тип 90 в 1990 году, был самым совершенным танком сил самообороны Японии. По состоянию на 2010 год, в составе Сил самообороны Японии всё ещё числилось 560 танков этого типа. Помимо базового танка, выпускался также ряд специализированных машин на его базе. Инженерные танки на базе Тип 74 использовались в качестве бульдозеров для расчистки территории в районе аварии на АЭС Фукусима. В 2012 году на вооружение японской армии был принят Тип 10, призванный заменить морально устаревший Тип 74 и дополнить танковый парк Тип 90. Основной боевой танк "Тип 74" имеет классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Его корпус сварен из броневых плит, башня литая. Баллистическая защита улучшена путем применения башни обтекаемой формы и больших углов наклона верхних броневых плит корпуса. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса составляет 110-мм при угле наклона 65°. Основным вооружением танка является 105-мм английская нарезная пушка L7А1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Она производится по лицензии фирмой "Ниппон Сэйкосе". Противооткатные устройства были модернизированы. Из нее можно вести огонь 105-мм боеприпасами, применяемыми в армиях стран НАТО, в том числе американским бронебойным подкалиберным снарядом М735, выпускаемым в Японии по лицензии. В боекомплект танка "74" входят только бронебойные подкалиберные и бронебойно-фугасные снаряды, всего 55 выстрелов, которые размещены в нише кормы башни. Заряжание ручное. Углы наведения пушки по вертикали от -6° до +9°. За счет гидропневматической подвески они могут быть увеличены и составлять от -12° до +15°. Вспомогательное вооружение танка "74" включает расположенный слева от пушки 7,62-мм спаренный пулемет (боекомплект 4500 патронов). На башне между люками командира и заряжающего на кронштейне открыто установлен 12,7-мм зенитный пулемет. Огонь из него может вести как заряжающий, так и командир. Углы наводки пулемета по вертикали находятся в пределах от -10° до +60°. Боекомплект - 660 патронов. По бортам кормовой части башни смонтировано по три гранатомета для постановки дымовых завес. Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, основной и дополнительный прицелы наводчика, стабилизатор вооружения, электронный баллистический вычислитель пульты управления командира и наводчика, а также приводы наведения функции измерения дальности и подготовки данных для стрельбы возложены на командира. Он пользуется комбинированным (дневным/ночным) перископическим прицелом, в который встроен лазерный дальномер на рубине, измеряющий дальность в пределах от 300 до 4000 м. Прицел имеет 8-кратное увеличение и связан с пушкой с помощью параллелограммного устройства. Для кругового обзора предусмотрено пять перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирского люка. Наводчик имеет основной комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел с 8-кратным увеличением и вспомогательный телескопический прицел, приборы ночного видения активного типа. Подсветка цели производится ксеноновым прожектором, установленным слева от маски пушки. Между командиром и наводчиком установлен цифровой электронный баллистический вычислитель, с помощью которого посредством датчиков входной информации (тип боеприпаса, температура порохового заряда, износ канала ствола, угол наклона оси цапф,скорость ветра) в прицелы командира и наводчика вводятся поправки на углы наводки пушки. Данные о дальности до цели от лазерного дальномера вводятся в вычислитель автоматически. Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет электромеханические приводы. Наводка и ведение огня из пушки и спаренного пулемета могут осуществляться как наводчиком, так и командиром с помощью аналогичных пультов управления. Наводчик, кроме того, оснащен дублирующими ручными приводами наводки орудия по вертикали и поворота башни.Заряжающий имеет вращающийся на 360° перископический смотровой прибор, установленный перед его люком. Механик-водитель размещается в отделении управления в левой передней части корпуса. Он располагает тремя перископическими смотровыми приборами. Большое внимание японские специалисты уделили повышению подвижности танка, учитывая, что во многих районах Японии встречаются труднопроходимые участки (илистые рисовые поля, горы и т. п.).Проселочные дороги узкие, мосты на них малой грузоподъемности. Все это ограничило боевую массу танка, которая составляет 38 т. Танк имеет относительно низкий силуэт - его высота всего 2,25 м. Этого удалось добиться благодаря использованию подвески гидропневматического типа, позволяющей изменять клиренс машины от 200-мм до 650-мм, а также наклонять танк на правый или левый борт как полностью, так и частично в зависимости от рельефа местности. Наклон машины обеспечивается регулировкой четырех узлов гидропневматической подвески, размещенных на первом и пятом опорных катках каждого борта. Поддерживающих катков ходовая часть не имеет. Общий ход опорного катка составляет 450 мм. Натяжение гусениц может осуществляться механиком-водителем со своего места при помощи гидропривода натяжного механизма. На танке применяются два типа гусениц (ширина 550 мм) с резинометаллическим шарниром: учебные - с обрезиненными траками и боевые цельнометаллические, с усиленными грунтозацепами. Двигатель и трансмиссия танка выполнены в одном блоке. В качестве силовой установки применен двухтактный V-образный 10-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель 10 2Р 22 WТ воздушного охлаждения. Он снабжен двумя турбокомпрессорами, соединенными с помощью шестеренчатых передач с коленчатым валом. Привод компрессоров комбинированный (механический от двигателя и с использованием выхлопных газов). Это значительно улучшает приемистость двухтактного двигателя. Между блоками цилиндров горизонтально расположены два осевых вентилятора системы охлаждения. При максимальной частоте вращения (2200 об/мин) на привод обоих вентиляторов расходуется 120 л. с., что снижает мощность двигателя с 870 до 750 л. с. Масса сухого двигателя 2200 кг. Кроме обычного дизельного топлива, он может работать на бензине и авиационном керосине.
|