Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Куклы в народных костюмах Новые героини своими руками. Фото, обсуждение, мастер-классы
Дама в розовом с клумбой на голове это познаньская бамберка. Этническая группа "бамбры"-потомки немецких поселенцев из города Бамберга(Бавария).Они переселились в познаньские деревни в начале восемнадцатого века.Цвет платья может быть как розовым,так и голубым,зеленым и других цветов.Высота цветочной короны тоже впечатляет.
Фото:
История Польского костюма bamberki.jpg [ 27.75 Кб | Просмотров: 57514 ]
История Польского костюма 1314102960.jpg [ 76.41 Кб | Просмотров: 57514 ]
История Польского костюма Bamberki_2.jpg [ 59.17 Кб | Просмотров: 57514 ]
История Польского костюма Bamberki_Boze_Cialo2.jpg [ 35.27 Кб | Просмотров: 57514 ]
История Польского костюма Bamberki_Boze_Cialo1.jpg [ 90.01 Кб | Просмотров: 57514 ]
История Польского костюма 863716_3.jpg [ 72.52 Кб | Просмотров: 57494 ]
История Польского костюма Bamberki%20tancza%20i%20spiewaja%20-%20melodie%20wielkopolskie.jpg [ 50.84 Кб | Просмотров: 57494 ]
Последний раз редактировалось Irida 02 мар 2012, 14:07, всего редактировалось 1 раз.
01 мар 2012, 20:11
Спонсор
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Куклы в народных костюмах Новые героини своими руками. Фото, обсуждение, мастер-классы
Дополню немного фотографии описанием костюма.Костюм состоял из юбки,кружевного передника и кафтанчика,доходившего до талии.Юбка очень широкая,изготовливается из пяти полотнищ.На фото видно,что девушки довольно пухлые в талии. Спереди на талию надевался толстый валик,сшитый из холста.На него примерно три плотные юбки-ватовки.Это придавало фигуре солидный вид,что означало достаток.Дальше шла нижняя юбка и ,собственно,верхняя.Во время движения юбка плавно покачивалась из стороны в сторону.Под кружевной фартук иногда предполагался карман.На шее были бусы из настоящих кораллов,чем больше ниток,тем лучше.И крестик. Головной убор называется корнет.Это девичий убор,доходивший весом до 2 кг.Корнеты изготовливались профессиональными мастерами по голове конкретной девушки.Основу составлял картон и проволочный каркас.Украшался цветами из ткани или бумаги,бисером,кружевом.По краям,ближе к лицу,пускались мелкие цветы.Чем выше и дальше от лица,тем крупнее.Сзади украшался лентами,которые стягивали и удерживали это сооружение.
Фото:
История Польского костюма z10063437X,Stroj-bamberski.jpg [ 44.75 Кб | Просмотров: 57394 ]
История Польского костюма kornet-z-polowy-xix-w,pic1,1017,7942,12022,show2.jpg [ 32.88 Кб | Просмотров: 57394 ]
История Польского костюма P1150072.jpg [ 34.73 Кб | Просмотров: 57315 ]
История Польского костюма P1150126.jpg [ 39.21 Кб | Просмотров: 57315 ]
История Польского костюма P1150127.jpg [ 20.9 Кб | Просмотров: 57315 ]
Последний раз редактировалось Irida 02 мар 2012, 16:36, всего редактировалось 3 раз(а).
02 мар 2012, 11:46
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Куклы в народных костюмах Новые героини своими руками. Фото, обсуждение, мастер-классы
Это подхалянка.Из так называемых горных поляков,живущих в Подхале(Татры).Куколка как всегда прекрасна. Костюм состоит из вышитой белой блузки,корсета цветастой юбки,передничка и платка. Юбки поначалу шились из домотканой материи.Затем на смену станку пришли цветастые ткани с печатным рисунком,чаще темно-синего цвета.Белая блузка изначально была просто сборчатой по горловине.Позже добавился вышитый воротник.Отдельным элементом костюма можно выделить корсет,который в повседневной жизни не носился,а только по торжественным случаям.Корсеты шились из бархата,плотного шелка,атласа.Богато украшались блестками или вышивкой.Корсет имел подкладку и вставленные "косточки",так как призван был должным образом поддерживать фигуру.Корсетами очень дорожили и передавали от матери к дочери.Из украшений непременно присутствовали красные кораллы,а также серьги и ленты,украшавшие косы.Голову покрывал платок с цветочным рисунком,завязанный под подбородком.Но молодые девушки платки практически не носили. Для холодных дней у горцев были безрукавки из дубленой овчины,также украшенные либо вышивкой,либо тесьмой.Костюм подхалян очень схож с украинскими горцами.Это неудивительно.Ведь и те,и другие жители Карпат.
Фото:
История Польского костюма c68eb34fb8dee524eb5299028416fd55cdc13ffa.jpg [ 33.04 Кб | Просмотров: 57965 ]
История Польского костюма 8913b45071e6b1954b588e79d7634fd1b2f0112f.jpg [ 49.74 Кб | Просмотров: 57965 ]
История Польского костюма 20b0c46a0fbc316f1d3e97174abbe33079245a81.jpg [ 27.19 Кб | Просмотров: 57965 ]
История Польского костюма eeadecc66e7e20c795d10ab1c79d7f7c7b9c514b.jpg [ 44.13 Кб | Просмотров: 57965 ]
История Польского костюма podhale-20.jpg [ 60.77 Кб | Просмотров: 57965 ]
История Польского костюма podhale-10.jpg [ 40 Кб | Просмотров: 57965 ]
История Польского костюма 5.jpg [ 65.23 Кб | Просмотров: 57962 ]
07 мар 2012, 15:05
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
История Польского костюма
Kurpie(Курпе)-этнографическая группа поляков,живущая в северо-восточной Мазовии,в районе двух пущ(лесов) Белой и Зеленой.Первоначально курпе сами себя называли Puszczacy(Пущчацы),название происходило от их диких лесов.Но больше прижилось слово Курпе,которое сами представители этногруппы не особо любят,потому что так называется их плетеная из липового луба обувь.Кому же понравится,что тебя называют,допустим,лаптем. Ну ладно.Кукла №3 представляет курпянку,жительницу Зеленой Пущи.Её костюм состоит из рубашки,юбки,корсета,передника и головного убора,называемого чолка. Рубашки шились из домотканого льняного полотна.Имели простые,собранные на манжете рукава,богато украшенные вышивкой и овальные воротнички,с красным кружевом и вышивкой.Вышивка также украшала прямой линией и плечи. Корсет(Wystek) мог быть как черным,так и цветным.Центральная часть лифа была значительно короче и открывала рубашку.Сзади корсет плотно прилегал к телу,ниже расширялся,образуя этакую баску с разрезами в форме выступающего края.Корсет отделывался тесьмой контрастного цвета. Юбки были преимущественно красного цвета,с нашитыми по краям узкими красочными полосками.Но могли быть и в клетку,а также других цветов.Интересными были клетчатые юбки,которые шились из домотканых материалов,в которых уток и основа разных цветов.Это давало эффект блеска. Передник,называемый запаска,шился из белого полотна с кружевными вставками,вывязанными крючком.Или был вышит красочными цветами.Мог быть одной длины с юбкой,то есть до щиколоток или короче. Курпянки с удовольствием носили украшения из янтаря,которого в их лесах было в изобилии.Драгоценные кольца,подвески передавались из поколения в поколение.Ювелирные изделия свидетельствовали о зажиточности и были обязательной частью приданого.Курпянка должна была иметь не менее трех связок янтаря,чтобы удачно выйти замуж. Головной убор-чолку носили молодые девушки.Это был картонный каркас,обтянутый черным бархатом,закрывающий часть лба.Чолка украшалась тесьмой,бисером,блестками.С левой стороны букетом красивых искусственных цветов с лентами,ниспадающими на спину. Повседневной обувью курпянки были сабо на деревянной подошве или все та же,плетеная из липового луба обувка.Но на праздники каждая уважающая себя курпяночка должна была иметь изготовленную сапожником обувку.
06 апр 2012, 10:07
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Ну засмущали прямо. Просто очень зацепили эти куклы и хочется узнать поподробнее и с другими поделиться,кому интересно.Цитируйте и копируйте что хотите.Понравившиеся фото сохраняйте,потому как я через радикал выкладываю.Если по какой-то причине исчезнут оттуда,не будет их и здесь.
Добавлено спустя 55 минут 13 секунд: Ловичанка,кукла №2.Жительница города Ловича или его окрестностей. Костюм состоит из рубахи,передника-запаски и платья,включающего два сшитых между собой элемента,юбку и корсаж,платка. Начнем с платья.Юбка шилась из шерстяной материи с вертикальными полосками различной ширины,обязательно включающими красный цвет.По нижнему краю украшалась черной декоративной полосой-аксамиткой,выполненной из того же материала что и корсаж.Аксамитка богато вышивалась цветочным орнаментом,чаще пышными розами.Чтобы сборчатая юбка держала форму,нижнюю сильно крахмалили.Для корсажа чаще всего использовался бархат.Но он мог быть и из атласа,сатина,плотного шелка.Однотонный или из ткани с печатным цветочным рисунком.Это чтобы с вышивкой не возиться видно. Вышивка на корсаже выполнялась либо нитками,либо бисером.Опять-таки это были розы в окружении листьев и мелких цветов. Передник-запаска тоже был из полосатой материи и также украшен декоративной полоской,отделанной вышивкой с использованием блесток и кружева.Передник не завязывался,а застегивался специальной застежкой. Рубашка шилась сначала из домотканого полотна,позднее использовались фабричные ткани.Имела широкие рукава без манжет и большой остроугольный воротник.Правда,немолодые уже женщины носили маленькие скромные воротнички.Рукава рубашки тоже вышивались красочным цветочным орнаментом.Края рукавов и воротника украшала белая ажурная вышивка-ришелье. Платки-хустки носили как замужние женщины,так и девушки.Последние,правда,могли щеголять и с непокрытой головой.Платки делались из тонкой шерсти или белого полотна.Легкие платки были вышиты либо имели печатный восточный рисунок "огурчиками".По бокам головы,для красоты,украшались букетиками искусственных цветов. Из украшений ловичанки любили бусы из натуральных или искусственных кораллов.Носили и янтарь.Обувь представлена высокими сапожками из кожи,чаще черного цвета,считавшегося наиболее элегантным.И для полной красоты шнурки в ботиночках могли быть разноцветными.Красный цвет предпочтительнее.
Последний раз редактировалось Irida 11 апр 2012, 12:52, всего редактировалось 2 раз(а).
11 апр 2012, 09:50
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Краковский костюм подразделяется на западный и восточный.Отличия не существенные,но все же есть.Наша кукляшка представляет западный. Одежда и головной убор женщины зависели от сезона и семейного положения.Девушки ходили чаще с непокрытой головой.Венок был праздничным элементом костюма,либо свадебным,если девушка была подружкой невесты.Он представлял собой жесткий обод с укрепленными на нем пышными букетами искусственных цветов и лентами.Замужние женщины носили платки.Способов их завязывания было так много,что по ним можно было догадаться из какого местечка была та или иная женщина.Платки были шелковыми,полотняными,из тонкой шерсти.Чаще красного цвета и печатным цветочным орнаментом. Краковянки носили два вида рубашек.Старые рубашки,середины XIX века,не имели воротника.Горловина была украшена белой ажурной вышивкой и стягивалась ленточкой.Позже к рубашке добавился воротник,отделываемый вышивкой либо вывязанным крючком кружевом.Манжеты пышных рукавов также были вышиты. Для корсетов использовали различные ткани,от бархата до плотной шерсти.Чаще черного,но были и цвета повеселее:зеленые,синие,темно-красные.Низ украшался фестончиками округлой или трапециевидной формы.Но этот вариант предпочитали молодые девушки.Солидной замужней пани не пристало носить легкомысленные округлости. К корсетам полагались короткие кафтанчики,называемые катанами.Их носили вместе и шился этот комплект из одной ткани.И катаны,и корсеты богато украшались золотым шнуром,тесьмой,блестками,бусинами,бисером,кистями. Юбки были из тканей с цветочным рисунком,но встречались и однотонные.Они были длинные и пышные,шились на подкладке.По низу могли быть отделаны бахромчатой или гладкой тесьмой.Фартуки чуть покороче юбок,широкие,закрывающие бока.Из узорного тюля или белого полотна с кружевом и мережкой. Украшения представлены все теми же кораллами.И чем больше было на шее связок бус тем лучше и богаче.Самые большие бусины располагались по центру,дальше шли помельче.На связки кораллов цеплялись различные серебряные подвесочки и крестики.Но натуральные кораллы были очень дороги и чаще носили искусственные. Из обуви носили туфли или черные шнурованные сапожки на высоком каблучке. Незамужняя девушка
Замужняя пани
Подвенечное платье в светлых тонах с головным убором-короной
Детский костюмчик
Вот так выглядит выкройка корсета с фестонами Ну и еще кое-какие фото
12 апр 2012, 14:25
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Номер четыре-Цешинянка,жительница городка Цешина в Силезии.Кое-что уточню,в русском транслите этот город Цешин,см. Википедию http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0% ... 0%B8%D0%BD Я буду придерживаться русского транслита все же. Город интересный,разделенный рекой Ольза на две части,польскую и чешскую.Чешская часть называется Тешин. Представленная куколка замужняя дама.Такой головной убор с чепцом,выполненным из белого вышитого полотна или ажурного кружева и шелковым платком,завязанным сзади узлом носили только замужние женщины.У девушек же единственным украшением была толстая(ну у кого как) коса с вплетенной в неё белой лентой.Во время религиозных праздников и свадебных торжеств голову девушек украшал венок из искусственных цветов. Платье состояло из двух частей,сшитых между собой.Юбки и маленького корсажика со смешным названием Żywotek(животек).Это был вышитый золотой или серебряной нитью корсаж с длинными лямками и красивыми серебряными застежками,сквозь которые продевалась лента,либо тонкая цепочка.Животки шили из бархата черного или коричневого цвета.Но встречались и малиновые варианты этого костюмного элемента.Помимо вышивки металлизированной золотой и серебряной нитью корсажи украшались блестками,стразами,бусинами и жемчугом.Небольшие изменения животки претерпели во время Первой Мировой войны.Тогда для вышивки стали использовать шелковые нитки.Корсажик делался на белой подкладке.Животки носили как женщины так и девушки.Но девичьи корсажи не имели такого пышного декора и были очень скромны. Юбки шились из пяти-шести метров шерстяной или льняной ткани коричневого,вишнево-красного или черного цвета,заложенные в складки.Юбка и корсаж должны были быть одного цвета либо совпадать по оттенку.Под низ надевалась крахмаленная нижняя юбка,отделанная вышивкой или кружевом. Короткая,немного ниже талии блузка называлась Kabotek(каботек).Она имела пышные рукавы на манжетах до локтя и воротничок,украшенный декоративной булавкой или брошкой.К воротничку иногда пристегивалась кружевная манишка.Воротник,рукава и манжеты могли быть украшены цветной или белой вышивкой. Фартук был одной или ниже длины с юбкой.Повседневный вариант из темных полотняных тканей.Праздничный или свадебный вариант из светлых однотонных или с цветочным рисунком тканей.Талия подчеркивалась роскошным,ювелирной работы,поясом.Женщины победнее пользовались шелковыми лентами,завязанными спереди пышным бантом. Ювелирным изделиям уделялось особое внимание.Использоваось в основном серебро из которого делали серьги,застежки для животков,брошки и великолепные пояса,состоящие из розеток,соединенных между собой цепочками. Одежда немолодых женщин была темных тонов,с минимумом декора.И если у молодых женщин длина юбки могла быть по щиколотку и выше,то у пожилых юбка только длинная. На ногах носили черные кожаные туфли-чревики с белыми чулками.Но чулки могли быть и цветные,например,малиновые.
Городская ратуша Цешина Слева Польша,справа Чехия.
Серебряные застежки для животка
Серебряная брошь
14 апр 2012, 21:59
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Номер седьмой-Куявянка.Куявия-название исторической области и этнографического района в Центральной Польше.Представленная куколка,судя по её костюму,свободная незамужняя девушка. Девичий костюм состоял из корсета,рубашки,юбки,передника-запаски и праздничного головного убора,называемого szlarka(шларка).Головной убор представлял из картонный каркас с натянутыми на нем лентами или полосками материала и укрепленными на нем искусственными цветами.Встречались также варианты и без цветов.В иное время девушки ходили с непокрытой головой с заплетенной косой.Или обкручивали голову шелковым шарфом наподобие тюрбана.В холодное время года шарф был шерстяным.Замужние женщины носили тюлевые,вышитые белыми нитками чепцы.Дополнением к ним служил тот же шарф. Корсеты носили в основном девушки.У замужних дам к корсету полагался кафтанчик с пелериной.надеваемый как скорсетом,так и без него.Для корсета использовали различные ткани(атлас,сукно,бархат).Девицы предпочитали цвета поярче,замужние и пожилые женщины потемнее.Корсет отделывался тесьмой по краям, местам швов и трапециевидным фестонам.Ленты были всегда контрастных цветов,например,красный корсет с голубыми лентами или синий с белыми.Кафтанчики,называемые kabat шились из черного,синего или темно-зеленого сукна,подкладка была красного или зеленого цвета.Для отделки использовалась золотая или серебряная тесьма.Воротника не было,плечи покрывала пелерина.Кафтан застегивался на крючки,пуговицы выполняли декоративную функцию. Длинная рубашка состояла как бы из двух частей.Верхняя,видимая часть рубашки из тонкого,беленого льняного или хлопкового полотна.Нижняя часть из ткани более низкого качества.Делалось это не только из экономии,но и из-за тепла.Толстый холст лучше защищал от холода.На воротнике,рукавах с манжетами почти не было декоративной вышивки. Куявянки носили не менее трёх юбок,а в зимнее время и больше.Но низу юбки украшались вышивкой,кружевом или бахромой.Верхняя пышная,сборчатая юбка по нижнему краю имела декоративную полосу контрастного цвета. Праздничные передники были из атласа и шелка,в основном голубого и ярко-красного цветов.Их украшением служила искусная белая вышивка,размещенная по бокам и снизу.В холодное время года передник-запаска служил своеобразной верхней одеждой,накидываемой на голову или плечи. Обувь представлена высокими шнурованными сапожками либо туфельками,надеваемыми с белыми или синими чулками. Важным дополнением к костюму были кораллы.Женщины верили в их целебную силу и с удовольствием носили.Кроме кораллов популярны янтарь и бирюза:кольца,серьги,бусы.Носили также бисерные нити,скрученные между собой.
Незамужние девушки
Костюм замужней женщины
А вот,кто хочет,может вспомнить детство. Куклу можно распечатать и принарядить.
27 апр 2012, 19:27
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Восьмой номер Кшчоновянка. Кшчоновский костюм(люблинский) получил свое название и известность по польским деревенькам Кшчонув и Петркув,расположенными к юго-востоку от Люблина.Местность эта издавна была королевскими угодьями и положение населения было несколько лучше,чем в иных местах.Этим и обусловлена красочность и уникальность кшчоновского костюма. Девушки заплетали волосы в две косы с красными бантами на концах.Украшали прическу искусственными и живыми цветами,расположенными на голове в виде полумесяца,или круассанчика. Венок сзади дополняли богато декорированные разноцветные ленты.Головным убором замужних молодушек была шапочка-хумелка.Конструкция довольно сложная.На деревянный обруч натягивалась вышитая белыми нитками сетка,это был верх шапочки.Сбоку обруч обтягивался узкими лентами,либо полосками ткани.В середине был синяя ткань,по краям красная.Концы ткани находили один на другой.Пожилые женщины покрывали голову платками. Рубашки изначально были из домотканого полотна и украшались белой вышивкой.Позже сорочки стали шить из покупной ткани.Рукава,планка застежки,манжеты,воротник декорировались уже цветной,с преобладанием красного,желтого,зеленого и белого цветов,вышивкой с мелким геометрическим орнаментом в виде параллельных полос.Воротник завязывался у горловины на красную ленточку.В современном варианте встречается застежка на пуговицу. Корсет появился в костюме в 1870 году,шился из черного бархата и был украшен гофрированными лентами.С течением времени гофрированные ленты заменили на гладкие,добавилась тесьма,кружево,блестки,золотые и серебряные ленты.Для корсета,кроме черного,стали использовать и вишневый,малиновый,зеленый цвета.Корсет имеет подкладку контрастного цвета,фестончатый нижний край.Застежкой служит продетая ленточка.Талия фиксируется как бы плотным поясом из нашитых лент,тесьмы.Замужние женщины к корсету добавляли короткие кафтанчики,украшенные идентично корсету лентами,тесьмой,пайетками. Широкая юбка,уложенная во встречные складки была не очень длинной,примерно до середины икры.Шилась из красной,зеленой,синей шерсти,либо более легких тканей.Украшалась рядами нашитых на полотнище юбки лент,тесьмы,кружева.Лент на юбке могло быть от 10 до 18.Нижний край декорировался полоской черного бархата,которая не только украшала,но и придавала жесткость. Коротенькие фартуки также уложенные в складки,опоясывали всю фигуру.Они могли быть совершенно разных цветов,в том числе и черного.Для украшения использовали также ленты,тесьму,по краям кружево. Из украшений популярны кораллы,как натуральные,так и искусственные. Обувь представлена черными ботинками на каблуке с цветными шнурками.
Свадебный костюм
Составные части
Добавлено спустя 27 минут 23 секунды: Ну элементу мужского костюма,соломенной шляпе,позавидует любая модница.
Добавлено спустя 42 минуты 38 секунд: Замужняя пани крупным планом Вышитая сорочка
08 май 2012, 17:27
Daiana
Зарегистрирован: 20 фев 2012, 14:05 Сообщения: 356 Откуда: Украина Киев
Re: Польские куклы в народных костюмах
Irida, а Вы не заметили каких - нибудь интересных тенденций и параллелей в польском костюме? Или об этом еще рано говорить? Меня чрезвычайно заинтриговал, так называемый,"торт" на голове у бамберки. Интересно было бы узнать о его происхождении. Как Вы писали, бамбры - выходцы из Германии, точнее из окрестностей немецкого города Бамберга. Это область Баварии. Ничего подобного в баварском костюме нет. Но, прочла в википедии такую интересную справку - до 18 века в Баварии бедным слоям населения было запрещено украшать народный костюм, какими бы то ни было, разноцветными лентами и цветами, это была привилегия богатых. Только в 18 веке, бедным разрешили использовать для украшения черное и белое кружево. Бамберы переселились в Польшу в первой половине 18 века, после третьей северной войны, по приглашению Познани, для заселения опустевших деревень. Не стал ли этот пышный головной убор выражением радости освобождения от гнета и выбросом долгое время подавляемых (в сером костюме) эмоций? Также, обратила внимание на сходство "торта" бамберки со свадебным головным убором украинских гуцулок. Кроме цветов, они использовали цветные помпоны из шерсти. Иногда, конструкция этой гигантской короны походит уже на индейские головные украшения из перьев. Что интересно, у индейцев каждое перо означало одну одержанную победу над врагом, а что означала столь пышная корона в женском уборе? Нашла даже фото, где корона похожа на хвост павлина. Тут вспомнился и русский кокошник. Оказывается само слово происходит от древнерусского «кокошь» — курица-наседка. И вот еще одна разновидность головного убора - "сорока" (старинный русский головной убор замужних женщин). Любопытно, все же, понять мотив такого "птичьего украшательства". Есть над чем подумать.
Головной убор бамберки.
Гуцульский свадебный костюм.
Свадебный головной убор гуцулки.
Свадебный наряд гуцулов, в стиле индейцев.
Головной убор, в стиле "павлин".
Русский кокошник.
Головной убор "сорока", Тульской области.
Последний раз редактировалось Daiana 11 май 2012, 17:07, всего редактировалось 1 раз.
11 май 2012, 16:44
Peregrina
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 02:49 Сообщения: 386 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Я вот лично не совсем понимаю, почему чешинянке (№4) и подхалянке (№5) сделали вот этот объемный съемный кружевной воротник То есть он на чешинянке выглядит красиво, нарядно так, но на фотографиях настоящих костюмов в журнале воротник - все та же стоечка плюс жабо (или как это лучше назвать).
Фото:
История Польского костюма 123.jpg [ 74.83 Кб | Просмотров: 57358 ]
Фото:
История Польского костюма 124.jpg [ 35.38 Кб | Просмотров: 57358 ]
Вот у подхалянки (№5) и впрямь должен быть широкий кружевной отложной воротник -
Фото:
История Польского костюма 125.jpg [ 54.67 Кб | Просмотров: 57358 ]
- но визуально, учитывая подбитый мехом жакет и объемный платок на голове, он кажется лишним - на картинках в журнале-то летний вариант. Под такой меховой жакет его разумнее было бы заправлять.
24 май 2012, 22:57
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Ну так ДеА,видимо,жабо изобразили.
24 май 2012, 23:20
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Бискупянка(кукла №10).Бискупяне-субэтническая группа поляков,населяющая двенадцать деревень в округе города Кроби.Земли,где проживают бискупяне,до XVIII века принадлежали познаньским епископам.Отсюда и название жителей,бискуп-это епископ по-польски.И мне кажется,что столь благочестивое соседство повлияло и на костюм бискупян.Оригинальные чепцы женщин напоминают головные уборы католических монахинь. Ну это мое личное наблюдение. Вот этот убор,kopka(копка),сначала носили только незамужние девушки,позже стали носить и незамужние,и замужние.Это такая своеобразная шапочка из лент,сложенных наподобие воротников "мельничный жернов" и имеющая "крылья" из вышитого полотна,уложенного в складки.Удерживалась шапочка с помощью лент,завязанных под подбородком пышным бантом. Вот такой "зефирчик" Это еще один из вариантов чепца,называемый jedwabnica(едвабница).Состоит из шапочки-капюшона,выполненной из тюля или вышитого полотна.На шапочку накручивался шелковый платок в виде жгута или банта.Завязывалась шапочка также с помощью лент.
А это вариант для прохладной погоды,либо для различных торжеств.На копку надевается платок,шерстяной или шелковый.Сие сооружение носит шутливое название "хижина".
Идем дальше.Платье замужних и нет имело немного различий.Вот разве что длина юбки была строго регламентирована.Пожилые замужние женщины носили юбки до щиколотки.Незамужние девушки и молодицы длиной до середины голени.Юбки шились из шерсти либо шелка пастельных тонов:голубого,зеленого,пурпурного,коричневого,со множеством складок по талии.По низу юбка декорировалась застроченными параллельными складками,от 4-6 складочек.Под верхней юбкой была сильно накрахмаленная нижняя,украшенная воланами и вышивкой.И для большего объема под нижнюю юбку иногда надевали простеганую юбку-ватовку красного цвета.Вот на этом фото как раз видно край юбки. Для фартука использовали шелк,батист,тюль белого или иного цвета.Их украшали вышивкой,оборками,кружевом. Белая блузка из тонких тканей имела длинные рукава со сборчатыми пышными манжетами,отделанными кружевом.На блузку надевали прилегающего силуэта лиф того же цвета,что и юбка.Лиф застегивался на крючки и не имел никаких декоративных элементов.Ну разве что к блузке полагался очень богатый воротник,плотно прилегающий к шее,из тюля или полотна с вышивкой,имеющий фестончатые края и уложенный воланами.Сверху такого воротника непременно должно лежать коралловое ожерелье. Обувь представлена высокими черными сапожками,которые надевали с белыми чулками.
Съемный декоративный воротник Один из способов декоративной отделки фартука
Добавлено спустя 2 минуты 27 секунд: И утепленной одеждой служили кафтанчики-кабаты,сшитые из темной ткани.
Последний раз редактировалось Irida 21 июн 2012, 20:40, всего редактировалось 2 раз(а).
21 июн 2012, 14:08
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Виламовянка(№9).Виламовяне-этнографическая группа поляков,живущая в городе Виламовице,около Бельско-Бяла.Со своими традициями,костюмами и языком. В историю возникновения города вникать не буду,скажу только,что основан он был в 1250 году и населен выходцами из Нидерландов,Германии,Фландрии.Традиционная одежда виламовян ближе к народной одежде из Германии и Нидерландов,чем Польши.Кроме того,она содержит в себе элементы и шотландского костюма(шерстяной клетчатый плед). Самыми роскошными были праздничные(традиционные)одежды,предназначенные для рождественских празднеств,либо свадьбы и крестин.Блестел золотом лиф,юбка отделывалась золотым галуном,шею украшали не менее пяти нитей кораллов с серебряным крестиком. Вот так завязывались коралловые нити Коралловое ожерелье с крестиком Наша куколка-незамужняя девушка как раз в праздничном костюме. Волосы заплетали обычно в две косы.Праздничным головным убором для девушки был венок из искусственных или живых цветов.Замужние женщины носили многослойный головной убор.Сначала надевалась маленькая шапочка с вышитым цветными нитками верхом.На нее повязывали белый шарф с вышитыми концами и краем,оставляя открытым верх шапочки.В торжественных случаях на это все накидывали прозрачную тюлевую вуаль. Это вид головного убора сзади,без вуали Белая блузка с длинными рукавами по плечам украшалась декоративным,вышитым желтыми нитками оплечьем.Воротник завязывался на цветную ленточку.Манжеты рукавов тоже были вышиты теми же нитками,что и оплечье и украшены кружевом. Юбка,длиной до середины голени,была из синей или красной материи,отделанная золотым галуном.Или из полосатой ткани с более чем пятнадцатью видами полос на ней. Корсаж шился из шелковой ткани с цветочным рисунком,затканной золотыми или серебряными нитями.Корсаж застегивался с помощью продернутых ленточек и по краям отделывался тесьмой.Для повседневного варианта брались ткани попроще,без блеска,но с цветочной набивкой. В большом ходу были кафтанчики различных цветов:красные,синие,розовые,темно-бордовые,с контрастной вставкой спереди.Они украшались вышивкой и аппликацией по бортам,низу рукавов и кафтана. Фартуки были из шелка либо других тканей,зеленого или белого с цветочным орнаментом цветов.На поясе завязывался декоративный шарф или платок красного или клетчатого рисунков.На плечи накидывали многоцветные шали с восточным рисунком.И в прохладную погоду шерстяные клетчатые пледы. На ногах красовались полосатые чулочки и черные ботиночки с цветными шнурками. Интересен и экзотичен для нас траурный головной убор виламовянок.Это белый платок.В иных ситуациях головной платок красного цвета,с рисунком или без.
Добавлено спустя 2 минуты 56 секунд: Кое-какие фото дальше
Добавлено спустя 5 минут 50 секунд: Вот у бабульки в середине как раз траурный платочек Виды "полосатости" юбок А это вид Виламовиц
Добавлено спустя 8 минут 11 секунд:
24 июн 2012, 22:22
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Кукла №11,по-русски зовущаяся Ляшка сондецкая.Ляхи сондецкие(Lachy Sądeckie)-этническая группа поляков,которые живут на юге Малой Польши на исторической территории,известной как Земля Сондецкая.Сондецкий костюм считается самым красочным из польских костюмов. Куколка представляет замужнюю пани,об этом говорит её платок и кафтанчик,носимый чаще замужними женщинами.Кафтанчики шились не только из черной ткани,но и голубой,синей,розовой материи.Они имели широкий отложной воротник и манжеты,очень замысловато украшенные.Тут и вышивка цепным стежком разноцветными нитками,и отделка тесьмой-вьюнчиком,и своеобразная вышивка-сеточка.Особую красоту придают кафтанчикам медные пуговицы с цветными,пышными кистями.Вышивкой украшена и складчатая баска на талии.Застегивался кафтанчик на крючки.Девушкам же полагался корсет из черного или темно-синего бархата,доходящий до талии и по нижнему краю отделанный округлыми фестонами.Корсет застегивался на крючки,либо стягивался красной лентой.В декоративной отделке корсета также использовалась тесьма и различного вида вышивка.Особо можно сказать о великолепных,вышитых бисером и блестками цветочных мотивах.Такой цветок,называемый"Kwiatek Podegrodzki",отличает корсеты сондецких барышень от корсетов других польских регионов.Дословно переводится как цветок из Подегродзе.Подегродзе-деревенька в округе города Новы-Сонч.Родом из этой деревеньки и розовые юбки с тонким,едва видным черным узором стилизованных цветов и листьев.Юбки по нижнему краю украшали узкой черной лентой,черными же кружевами и тесьмой.На талии собирались в пышную сборку.Юбки были не только розового цвета,но и белого,зеленого,голубого и красного цветов.Гладкие или с цветочным рисунком,сшитые из тонкой шерстяной материи.К юбке полагался фартук,черного,розового,либо глубого цветов.Фартуки также украшала многоцветная цветочная вышивка и кружево. Блузки из бязи или тонкой льняной ткани,с вышивкой красеыми нитками.Широкий воротник округлой формы с гладким,либо фигурным краем.В том же роде своеобразная манишка и манжеты пышных рукавов.Вышивка-листья,цветы,кружочки с дырочкой посередине,имитирующие ришелье.Такую блузку украшали связки красных кораллов,в одну или несколько нитей,в зависимости от достатка женщины.Кто позажиточнее,носил настоящие кораллы,ну а кто нет-стеклянные бусы. Девичьи прически украшали искусственные цветы с одной стороны головы.Волосы заплетали в одну-две косы и вплетали красные ленты.Женщины покрывали голову белым,с красной вышивкой,платком,завязанным особым способом. Обувь представлена черными сапожками со шнуровкой,из тонкой кожи.
Добавлено спустя 14 минут 16 секунд: Теперь иллюстрации Это девичья прическа Платок замужней женщины Вот и отделка кафтанчика
Добавлено спустя 13 минут 11 секунд: Идем дальше Великолепная вышивка бисером
Добавлено спустя 10 минут 24 секунды: А это маленькая родина таких красивых костюмов
Добавлено спустя 12 минут 7 секунд: И зажигательные жители этих мест
Последний раз редактировалось Irida 12 июл 2012, 10:51, всего редактировалось 1 раз.
12 июл 2012, 01:34
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
Кукла №13-Ополянка.Жительница старинного города Ополе(или его окрестностей),расположенного в исторической области Верхняя Силезия. Куколка демонстрирует наряд замужней молодой женщины.Молодки носили длинные волосы,заплетенные в две косы и уложенные сзади "корзиночкой".Волосы покрывали платком из шелка или тонкой шерсти с декоративной бахромой.У куклы роль бахромы,видно,выполняет контрастного цвета ленточка.Платок мог быть вовсе необязательно однотонным и довольно темным,как на куколке,но и с фабричным набивным рисунком.Особо любимы были "турецкие огурчики".Колористика платков зависела еще от времени года:летом-поярче и поцветастее,зимой-потемнее. Символом девичества был пышный венок из искусственных цветов-галанда(galanda),с длинными красными лентами,называемыми кораликами.И очень богато декорированный чепец-колпачок,не закрывающий уши,то есть,без завязок. Вот этот чепец:вид спереди и сзади
Вот девушки в венках
Основными элементами кукольного костюма являются кафтанчик со смешным названием jakla(якля),юбка,фартук-запаска.Насчет сорочки ничего не могу сказать,но вроде что-то угадывается. Кафтан имеет свободную,трапециевидную форму,расширяющуюся к низу.Длина чуть ниже бедер,нижний край оканчивается широкой кружевной оборкой фабричного изготовления или полоской плиссированной ткани того же цвета.Застегивался кафтанчик на крючки,скрытые под декоративными пуговицами.Иногда полочки по линии застежки украшали тесьмой,либо позументом.Это что-то похожее на застежки гусарского доломана.Якля имеет воротник-стойку,рукава по окату собраны в складки.И заканчиваются либо манжетом с рядом пуговиц,либо просто прямые.Кафтанчик,как правило,сшит был на подкладке. Вот как раз на девушке слева костюм нашей куклы
Жакетики крупным планом.Они могли быть не только коричневыми,но и черными и темно-синими.
Технический рисунок жакета
С кафтанчиками носили плиссированные юбки-мазелонки(mazelonke),состоящие из двух частей,сшитых между собой:лифа(oplecka) и собственно,юбки.Эта "конструкция" обычно шилась из разного вида тканей:лиф-плотный лен или хлопок,юбка-из той же по качеству ткани,что и кафтан.Цвет может отличаться.Низ юбки декорировали бахромчатой или гладкой тесьмой,для красоты и практичности,а также лентами.Лиф по проймам спинки и горловине отделывался декоративной лентой,уложенной в складки и украшался многоцветными,вышитыми,цветочными мотивами.Застегивался также на крючки,пуговицы носили декоративный характер. Это то,что должно быть под кафтаном,современный вариант исполнения
Старинный вариант костюма.Фрагменты отделки лифа
Крой фартука со временем мало изменился.Наиболее примитивная форма представляет собой прямоугольный кусок материи(шир ткани ок.75-100 см),собранный в складки.Иные виды фартуков были изготовлены из двух или трех полотнищ ткани и по форме напоминали трапецию.По линии низа они были или прямые,или полугруглые.Фартук шился либо из однотонной ткани(как на кукле) черного или иного цветов,либо из ткани с фабричной набивкой.Длина фартука составляла 60-70 см. от талии.Декорирован он был кружевом,вышивкой.Мог иметь широкую складчатую оборку.Вот как раз тесьма с цветочным рисунком на кукольном фартучке имитирует вышивку.Для фартука использовались качественные фабричные ткани:шелк,атлас,камка. Фартуки-запаски
Фрагмент вышивки
Виды фартуков
Сорочки шились из льняного полотна.Украшались вышивкой по воротнику,манжетам и оплечью в красно-желто-коричневой гамме.Рукава могли быть как длинные,так и короткие.В вырезе рубашки шею украшали кораллы и серебряные "побрякушки".
Обувь была представлена черными ботиночками или туфлями и дополнялась фабричными чулочками.
19 июл 2012, 18:31
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
У Жешувянки на платочке рисунок зажали, ,цветочков пожалели.
Кашубка же осталась при "полном параде".
06 авг 2012, 01:19
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: Польские куклы в народных костюмах
У Кашубки,насколько это можно рассмотреть,девичья повязка-чолка. Вот они.Цвет может быть не только черный.
Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду: helenferst,примерно через час про билгорайку напишу.Последние банки с огурцами остались,надо доделать.
Добавлено спустя 3 часа 23 минуты 52 секунды: Билгорайка(№12),жительница окрестностей города Билгорая.На кукле костюм замужней женщины,к тому же еще осенне-зимний вариант.Об этом говорит полосатая юбка-бурка,носимая только в холодное время. Билгорайский костюм считается одним из наиболее близких к архаичному славянскому костюму.Он довольно скромен и лишен яркости и праздничности,присущей большинству польских народных костюмов.Костюм был в употреблении до конца XIX века и начала XX. Элементы костюма:вышитая сорочка;юбка белого цвета из льняной ткани,либо полосатая;складчатый передник с красной или черной вышивкой;головной убор-хамелка и длинный кусок полотна-надкрывка,набрасываемый на шапочку-хамелку.Кстати,шапочка с наброшенным на неё куском полотна с вышитыми концами похожа скорее не на прибалтийский вариант,а на белорусскую намитку. Билгорайская вышивка довольно примитивна.Выполняется в основном плоским цепным стежком,с доминирующим мотивом спиралек,красного или черного цветов.
Хамелка,носимая замужними женщинами,поначалу была довольно сложной конструкции.Она состояла из двух колец,деревянного и картонного,обтянутого вышитым кусочком полотна.На деревянный обруч накручивали волосы,затем надевали чепец из сетчатой ткани,стягивающийся на затылке,на это все второе кольцо. Вот старый вариант хамелки,правда,в не цветном виде. Позже хамелка значительно упростилась и приобрела вид простой сшивной шапочки,украшенной вышивкой. На хамелку набрасывали кусок полотна-надкрывку,длиной ок. 2,50м. и шириной ок. 70см.Центральная вышитая часть располагалась надо лбом,также вышитые концы свободно спадали почти до колен.На хамелку могли повязать и простой белый платок.
Вот так выглядит костюм в целом.
Девушки носили венки,украшенные гофрированными лентами. Идем дальше.Билгорайский костюм почти целиком изготавливался дома,к портным обращались редко.Хотя,почти в каждой деревне был свой портной.Ткани-это домашнего ткачества холст из льна или конопли. Рубашки шились из грубого домашнего холста.В начале XX века для рубашек стали использовать беленый холст,а позднее,фабричные ткани.Вышитый воротник завязывался на красную ленточку,узкие манжеты и треугольные вставки на плечах тоже украшала вышивка. Это современный вариант
На старой фотографии вышивку не видно,к сожалению,но она довольно скромна по объему
Это крой женской рубашки Юбка в летнем варианте была из тонкого белого холста,сшитая из четырех полотнищ и собранная в складки по бокам,спине и частично спереди.Зимой носили юбки,называемые бурками.Ткань для бурки ткалась из шерстяной,в смеси со льном,пряжи саржевого переплетения.Таким образом,получалась ткань с поперечными черно-белыми полосками,шириной полосок до 4 мм.На юбке полоски располагались вертикально. Фартук из домотканой,а позже и фабричной ткани был той же длины,что и юбка.Шился из двух полотнищ,шов соединения спереди украшали вышивкой.По низу фартука шли три полоски декоративной вышивки.Сам фартук закладывался крупными.заглаженными складками. Красивый фартук был обязательным элементом свадебного костюма. У билгораек на выбор было два вида обуви:сабо из кожи и черные ботинки на каблучке.Сабо носили в течение всего года.Сделаны они были из прямоугольного куска кожи,подогнанного по ноге с помощью завязок.На ногу накручивали кусок полотна,то есть-портянку .Для зимы в несколько слоев. Ботиночки были праздничным вариантом обувки и носились с фабричными или домашней вязки чулками. Теперь насчет украшений.Кораллы,как всегда,вне конкуренции.К коралловому ожерелью подвешивали монетки. Иногда монету цепляли на красную ленту,вот как у куклы.Еще любопытный факт.Во время Великого Поста носить кораллы запрещалось и их заменяли нитки белого бисера. Вот еще молодые незамужние билгораечки в венках
06 авг 2012, 19:11
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Кашубка-№16.Кашубы-славяне балтийского Поморья,проживающие на севере Польши(Поморское воеводство),на территории,называемой Кашубия.Наибольший процент кашубов сосредоточен в городе Гдыне. Кашубский костюм вышел из употребления в конце XIX века.В настоящее время фольклорными коллективами используются костюмы,реконструированные профессором торуньского этнографического центра Боженой Стелмаковской.Население Кашубии до начала XX века состояло из 4 сословий:1)шляхты,2)гбуров-зажиточных крестьян,3)однодворцев-безземельных крестьян и 4)приусадебных батраков.Но из этих слоев только лишь гбуры сохранили свой костюм таким,каким мы можем его сейчас видеть. Куколка наша незамужняя девушка.На это указывает девичья повязка-чолка и узкий,короткий фартук,полагающийся девицам. Кашубские женщины носили несколько видов головных уборов-платки,которые носили и девушки,и женщины.Красивые,шитые золотом чепцы-злотнИцы(ударение в польском языке всегда падает на предпоследний слог),носимые только замужними и повязки-чолки,либо венки из цветов-для девушек. Вот как раз венок девицы и чепец замужней женщины
Повязки изготовлялись из бархата или плюша,чаще черного,но были варианты и других цветов(голубого,зеленого,охристого,вишневого).Украшались вышивкой золотыми,серебряными,либо шелковыми нитками,золотым позументов по краю,кружевом.Фиксировалась на голове с помощью лент.
Хоть злотница к девицам не относится,но обходить её вниманием не стоит.Таким головным убором должна была владеть каждая,уважающая себя,кашубская женщина.Это был символ и мера её богатства.На самом высоком уровне стояли чепцы,вышитые золотой или серебряной нитью.Эти изделия,в прямом смысле,были очень дорогими.Чуть менее богатые дамы носили злотницы,вышитые шелковыми нитями.Небогатым пани приходилось довольствоваться черными или белыми чепцами без всякой вышивки.Для шитья злотниц использовались дорогие ткани,в основном бархат черного цвета,но и как в чолках,возможны были и другие цветовые варианты.Основной орнамент находился на донце чепца и был тщательно вышит в лучших золотошвейных традициях.Созданием злотниц занимались в основном монахини-норбертинки из старинного монастыря в городке Жуково.
Вот фото 1909 года.Вокруг злотницы обернут шелковый платок
Кашубская вышивка была двух,так сказать,школ:жуковской и вейхеровской. Жуковская школа тесно связана с тем же монастырем норбертинок,расположенным в городке Жуково. Цветовая гамма вышивки состояла из трех оттенков синего,зеленого,красного,желтого и черного цветов.Включала в себя стилизованный орнамент в виде цветов граната,тюльпана,розетки и розы,колокольчики,пчелы.Геометрические мотивы использовались лишь как дополнение к основной композиции.Основные стежки:стебельчатый шов,плоский шов,кресты и узелки.
Вейхеровская школа,получившая название по городку Вейхерово,включала в себя те же самые элементы,но имела другую,охристо-коричневую,цветовую гамму.
Пойдем дальше.Рубашки шились из хлопкового или льняного полотна.Рубашка могла быть как с длинным,так и с коротким рукавом,но всегда имела вышитый воротничок-стойку,завязывающийся узкой ленточкой,чаще красного цвета.Вышивка украшала и верхнюю часть рукава,манжеты.Корсеты поначалу были довольно скромны и сшиты из окрашенной льняной ткани.Позже их стали делать из бархата черного,вишневого,зеленого и коричневого цветов.Украшала их вышивка золотом или серебром.Стягивались по середине переда лентами красного,либо другого цветов.Цвет корсета обязательно должен совпадать с цветом злотницы или чолки. Кашубские женщины носили две юбки.Нижняя крахмалилась и была выполнена из обычной скромной,белой ткани,лен или хлопок.Верхняя,сильно гофрированная шилась из легкой шерстяной материи и состояла из нескольких полотнищ шириной примерно около 70 см.По низу нашивались два- три ряда черных лент.Девушки носили юбки ярких цветов,а замужние женщины темно-синие или коричневые.Длина чуть ниже колена. Фартук-запаска у кашубов именовался шертух.У кашубов был и есть свой собственный язык. Будничные фартуки были из холста и не имели украшений.Праздничный вариант-фартуки из шелка или атласа белого или зеленого с синим цветов.Белым фартук обязательно был у девушек,другой цвет могли себе позволить и замужние пани.Девицам,в частности,полагался узкий и короткий передник,замужним-широкий и длинный.Низ и боковые стороны украшала богатая вышивка. Обувью,в торжественном варианте,служили туфельки-виксовки(wiksówki) или ботиночки до щиколотки,носимые с белыми чулками.Для работы по дому годилась обувь на деревянной подошве с кожаным верхом или просто босые ноги. Из-за близкого расположения к морю самыми популярными были украшения из янтаря.Серьги,броши,браслеты и ожерелья.
А так выглядел костюм гданьских кашубов во второй половине XVIII века.Больше похоже на немецкий костюм
Это кашубы в костюме первой половины XIX века.Уже больше похоже на представленный нам костюм.
21 авг 2012, 21:51
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Жешувянка-№15.Жешувский костюм носился в районе бассейна реки Вислок и левого берега реки Сан,группой населения,условно называемой жешувяками.Пиковый период расцвета жешувского костюма приходится на конец XIX начало XX века.Костюм начал постепенно выходить из употребления после Первой мировой войны,когда население оказалось в довольно бедственном положении и тратить средства на хорошие ткани,бисер и другую фурнитуру для вышивок катан и корсетов не представлялось возможным.Традиционный костюм вытеснил более скромный и удобный городской вариант. Кукла изображает из себя замужнюю молодку.Хотя платки,либо тюлевые шарфы могли носить и девушки.А девушки все же предпочитали венки и небольшие букетики из живых,но чаще искусственных цветов,травинок и листьев.Покрыть голову платком заставляла ну разве что очень холодная погода.Девушки носили косы,а после свадьбы молодая жена накручивала волосы на деревянный или тростниковый обруч-хамелку и прикрывала маленькой вышитой шапочкой-копкой.Сверху накидывала платок,завязанный таким образом,что его концы оказывались надо лбом или теплый шерстяной платок,как зимний вариант.Легкие платочки были их хлопкового или льняного холста,тонкого батиста.Были украшены белой или более нарядной красно-синей вышивкой и имели зубчатые края,тоже оформленные плоскими гладьевыми швами. Вот так ,например
Полное облачение замужней пани
Старая открытка.Мог быть и такой вариант
А это девчушка-красотушка
Белые блузки имели большие плосколежащие воротники,с тоже зубчатым краем.Так же были оформлены и манжеты рукавов.Вышивка с растительным орнаментом поначалу была белой,а характерный красно-синий вариант появился в конце XIX века.
Аналогичное декоративное оформление имели и холстьяные фартуки:зубчатый,вышитый край,перфорированные красно-синие растительные мотивы.По нижнему краю фартук мог иметь несколько папаллельных низу застроченных складочек.
Юбки шились из разного вида тканей,начиная от холстяных или шелковых и заканчивая тонкой шерстью.И цветом могли быть,начиная от самого светлого оттенка до более темного.Кстати,юьки встречались не только однотонные,но и цветастый вариант.По нижнему краю на юбку нашивали несколько рядов лент. И для пышности под верхней юбкой носили вот это
Кафтанчики-катаны,в зависимости от сезона,были сшиты из шерстяных,хлопковых тканей,либо бархата,как праздничный вариант.Застегивались катаны с помощью крючков и были украшены по бортам и низу рукавов великолепной вышивкой бисером,имитирующей растительный(листья) орнамент.Помимо этого использовались блестки,золоченый шнур и чаще медные маленькие пайетки.
Корсеты,носившиеся девицами и под катанами дамами были пошиты из черного бархата.Позднее прибавились темно-синие и темно-бордовые варианты.Поначалу были скромно оформлены по зубчатому краю блестками,либо медными пайетками.Потом жешувяков понесло в разнос и к этому прибавились великолепные бисерные цветы. Оформление спинки корсета Перед Хочу добавить,что поляки очень трепетно относятся к своим костюмам и даже если это новодел,то он сделан по всем канонам старинных костюмов.В том числе и для фольклорных коллективов,просто для концертных выступлений взяты праздничные варианты костюма,чтобы показать всю его возможную красоту.
Обувью служили черные высокие сапожки.Причем,самым шикарным вариантом,были "кружевные" по верхнему краю ботики. И опять таки всем набившие оскомину кораллы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото