Irida, мне понравился Ваш отзыв про раскосость и китайский идеал красоты!!! Irida, не проконсультируете, как специалист по Польше, про прически девушек-полячек? Допустимо-ли что-то кроме кос? Хочу "изобрести" полячку-краковянку из лысой куколки, хочется интересную прическу попробовать...
27 сен 2012, 19:05
Спонсор
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Ну,традиционно краковская прическа обычно презентуется с одной или двумя косами. Косы же полячки носили и в виде корзиночек,и виде закрученных "бараночек" над ушами,в виде пучка,скрученного из одной косы.Могли просто скрутить жгутом и подколоть сзади.Замужние женщины волосы прятали под платками,чепцами и другими головными уборами.Девушка могла в праздник появится с распущенными волосами,с пышным венком на них.
27 сен 2012, 21:06
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Кукла под номером 18-Лемкыня(Лемкиня).В польском варианте звучит более экзотично-Вемкеня,так как Ł в данном названии звучит как В.Приведу небольшой пример на эту тему.Мы знаем польский город Лодзь,это название города в русском языке.Но у поляков такого города нет и спросив про него у польского собеседника,мы вполне рискуем увидеть непонимающий взгляд.Это и объяснимо,так как по-польски Лодзь звучит как Вуджь(Łódź).Вот Вемкеня из той же оперы. .Лемкыня-украинский вариант,лемкиня же по-русски,так я и буду ее называть. Лемки жили на пограничье украинских,польских и словацких земель в карпатских Бескидах.Изначально называли себя русинами,но за частое употребление частицы ЛЕМ(только,лишь),были прозваны соседними народами лемками.Язык польских лемков это смесь древнерусских,польских и словацких слов с обязательным ударением на предпоследнем слоге. Одежда карпатских горцев была приспособлена к суровым условиям,создана с помощью естественных материалов(кожа,лен,шерсть овец),проста по стилю и исполнению. Куколка представляет из себя замужнюю женщину,так как под традиционным платком у нее надета маленькая шапочка(chymla),которую носили только замужние женщины.Ее корсет в красно-синей цветовой гамме тоже характерен для женщин,девушки носили более красочные и богато декорированные корсеты.Костюм не праздничный,повседневный,на это указывает темный передник.Для торжественных дней были предназначены белые,украшенные вышивкой с цветочными мотивами,передники с замысловатой плетеной бахромой. Вот старая фотография 1937 года.Для девушек фото вместе было,вероятно,праздником,раз надеты соответствующие наряды.
Это семейное фото 1948 года.Время послевоенное,но народный костюм еще носится женщинами.Мужчины уже переоделись в костюмы.
Вот вышитый девичий корсет,датированный 1940-м годом.Для пошива корсетов традиционно использовали черный бархат(могли быть и другие цвета),украшали их вышивкой,аппликацией,блестками.Корсет имел фестончатый край из нашитых декоративных деталей.
Это вариант корсета нашей куклы,то есть,замужней женщины.Тоже довольно красочный,замысловато украшенный различного вида стежками,декоративными кистями.Для этих корсетов использовали в основном сукно домашней либо,позднее,фабричной выделки. Это,как у нас любят называть в народных костюмах,новодел.Но все новое, хорошо забытое старое.
Для юбок,называемых канафасками,бралась тонкая шерстяная ткань,изготовленная дома,на ткацком станке.В конце девятнадцатого века почти в каждом селе были небольшие красильни,которые специализировались на характерной для лемков юбочной набивке.Белый цветочный узор на черном,темно-зеленом,реже бордовом фоне.Опять-таки,с началом двадцатого века,появилось большое разнообразие тканей.И для канафасок стали использовать фабричные ткани.Юбка была сильно сосборенной,имела крупные заглаженные складки наподобии гофре.По нижнему краю украшалась лентами,тесьмой и длину имела до щиколотки. Это из современных вариантов.
Что касается фартуков,то для праздников был белый вариант,сшитый из льняной отбеленной ткани.Бахрома плелась из кистей,сделанных с помощью крючка.Фартук украшала богатая вышивка. Фрагмент вышивки фартука,1935 год.
Для рабочих будней фартуки изготавливались их окрашенной в темный цвет льняной ткани.Вышивка в качестве декора тоже была,но имела менее пышный вид.
Льняные сорочки состояли как бы из двух частей,верхней,из тонкой ткани и нижней,из более грубого холста.Рукава были довольно пышными,сзваченными у запястья манжетами.горловина сорочки сборчатая,имеющая воротник-стойку,завязывающийся на ленточку.Иногда воротничка не было и сборчатый вырез отделывали тесьмой.Сорочку украшала великолепная вышивка крестиком. Кусочек вышитой сорочки,1935 год.
Фрагмент вышивки рукава того же года.
Еще сорочки.
Современный вариант лаконичен.
Платком покрывали головы как женщины,так и девушки.Платочки были как яркой,так и темной расцветки.Как я уже упоминала,женщины носили под платком шапочку,называемую хумла,под которую прятали волосы.Видимая часть шапочки украшалась бисером,узорчатой тесьмой,вышивкой.Девушки заплетали волосы в косы и носили девичьи повязки-ленты.А то и вовсе ничего. Лековские молодушки и не очень.
Зимой лемкини носили короткие овчинные тулупчики,отделанные овчиной контрастного цвета и иногда украшенные вышивкой. Вот как раз такой тулупчик 1940 года с оборванной кое-где от времени вышивкой.
На ногах носили традиционную для горцев обувь из куска кожи,обтянутого по ноге.Дамы позажиточнее имели кожаные сапожки со складчатым голенищем в районе щиколотки.
Украшения представлены все теми же кораллами и великолепными,плетеными из бисера,шедевральными ожерельями-воротниками,называемыми крыза.Лемковские крызы шириной были до 20см,были дороги и считались замечательным подарком невесте от жениха.Который потом молодая жена бережно хранила и только самый крайний случай заставлял с ним расстаться.Но и современные мастерицы столь же искусны и могут сделать такое ожерелье-воротник.Эти фото взяты мной с сайта по бисероплетению. Лемковская крыза
18 окт 2012, 12:22
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Живчанин-№29.Одет в городской,иначе называют,мещанский костюм.То есть в тот,который носили только жители города Живец.Не окрестностей,а именно города.Сейчас этот костюм используется только во время церковных и других важных праздников.И благодаря соблюдению живчанами своих традиций,он сохранился в том виде,в каком носили его многими годами ранее.Мужской костюм довольно скромный и сдержанный,но всегда был выполнен из самых качественных тканей.Сюртук(чамара),надеваемый поверх жупана,служил верхней одеждой.Шился из фабричного сукна коричневого,темно-синего и черного цветов.Спереди полочки сюртука украшали причудливо выложенным шелковым шнуром.Он же имитировал петли застежки.Все это носило декоративный характер,так как сюртук носился нараспашку,чтобы виден был жупан,сшитый из дорогой ткани и богатый пояс.В очень прохладную погоду подпоясывался сюртук,а не жупан. Для жупана использовались более богатые ткани:бархат,атлас,плотный шелк.Пуговицы,выполненные нередко из серебра,тоже исполняли декоративную функцию,жупан застегивался на крючки.Концы воротника-стойки обычно скреплялись с помощью золотых или серебряных ювелирных пряжек.Длиной жупан был по колено или чуть ниже.
Под жупан надевалась простая льняная или хлопковая белая рубашка,без всяких украшений.Она же служила нижним бельем.Край ее стоячего воротничка выглядывал из-под воротника жупана. Для пошива брюк использовали темное сукно,чаще всего того же цвета,что и сюртук.Брюки заправлялись в сапоги с небольшим напуском.Высокие сапоги были из тонкой черной кожи и в районе лодыжки имели ряд гофрированных складок.
Шапка-рогатывка,ее еще иногда назвали чамарка,была обязательно того же цвета и той же ткани,что и жупан.Она имела четыре угла и мягкую форму,отделывалась черной овчиной.Носили ее с напуском на правое ухо. Самым богатым элементом мужского костюма был пояс.Знаменитые слуцкие пояса были предпочтительнее простых с цветными полосами поясов.Это был как бы праздничный вариант.При изготовлении слуцких поясов использовались шелковые,серебряные и золотые нити.По краям пояс украшался тканой узорной каймой,на концах-восточным либо растительным орнаментом,с пышной бахромой или кистями.Длиной пояс был до 5 метров,шириной до 50.Оборачивался вокруг талии три раза,концы завязывались узлом и свисали с левой стороны.Слуцкие пояса не имели изнаночной стороны,то есть,были двусторонними.Чтобы владелец пояса мог по-разному его завязать,демонстрируя красоту орнамента.
Сюртук и жупан
Кавалер с девушкой
Живецкие кумушки
12 фев 2013, 16:13
Irida
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06 Сообщения: 2608 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Кукла №37-Опочинянка.Жительница города Опочно, расположенного в Лодзинском воеводстве.
Strój opoczyński
Опочинский женский наряд за прошедшие времена подвергался непрерывным изменениям: в цветах используемых тканей, в самих тканях, в цвете и виде вышивки, способах отделки платья в целом. С конца девятнадцатого и начала двадцатого века, складывался он из головного убора, рубашки, сборчатой юбки, составляющей единое целое с корсажем, передника, обуви и бижутерии. Можно и нужно добавить сюда передник, накидываемый на плечи или голову в прохладные дни. Чаще носимым головным убором был большой шерстяной платок с набивным цветочным рисунком. Если платок представлял часть наряда молодой девушки, к нему прикреплялся маленький букетик травы руты, астры, маргаритки или сухие цветы. В летнюю жару носили белые платочки из хлопчатобумажных тканей, которые украшали вышивкой по краям. Самый красивый мотив вышивки располагался на конце платка, ложившемся на спину. Чепцы носили только лишь замужние женщины в качестве дополнения к праздничному наряду. Чепцов было несколько видов, которые отличались отделкой и декором. Самым распространенным являлся тюлевый чепец, отделанный спереди сборчатой полоской тюля. Почти по всей поверхности украшенный белой вышивкой с геометрическими и цветочными мотивами. Чепец имел довольно широкие завязки, так же украшенные вышивкой. Опять-таки, поверх тюлевого чепчика можно было накинуть платок, оставляя декоративную оборку открытой. Праздничным головным убором девушки был венок. Или пышные косы. Сорочки шились изначально только из льняных тканей, со временем начали употреблять также хлопчатобумажные полотна. Сорочки, независимо от употребленного материала и периода когда они были выполнены, имели одинаковый крой. Отличия заключались исключительно в величине и виде воротничка и манжет. В старинном варианте был небольшой стоячий воротничок, в новом-большой отложной. То же и с манжетами. Воротнички и манжеты украшались вышивкой и кружевом, связанным крючком и называвшимся коронка, из-за островерхих фестончиков. Вышивка, изначально в основном двухцветная(сочетание белого и черного, либо красного и черного цветов) постепенно обогатилась более разнообразной гаммой оттенков. Пышная юбка с многочисленными складками, соединенная с верхом, шилась из домотканых полосатых тканей. По своей сути, это было платье без рукавов, застегивающееся спереди с помощью маленьких пуговиц и декоративных навесных петель,всегда перепоясанное передником. Юбки отличались цветовой гаммой полос в раннем варианте доминировал оранжевый цвет, в более поздних-вишневый, розовый, зеленый и голубой. Длина юбки отвечала ширине ткани, выработанной на ткацком станке, ширина колебалась от 3,5-4 метров. На нижний край юбки нашивалась бархатная лента-аксамитка, в один или более ряд, в зависимости от ширины лент. Это делалось и для красоты, и для защиты нижнего края от истирания, и для поддержания жесткости формы юбки. Лиф украшали тесьмой, пайетками, лентами, заложенными мелкими складочками и нашитыми вертикально вдоль переда и по горизонтали для подчеркивания линии сшивания верха и низа. Передники-запаски, в конце XIX века и в начале XX, были более широкими. Несколько позже они стали значительно уже и короче. Украшались тоже бархатными лентами-аксамитками, кружевом, ленточками и стеклярусными нитями, нашитыми различными узорами. Передники имели аналогичные "пышные" формы, благодаря многочисленным складкам. Завязками для передников служили узкие декоративные пояски-krajki(крайки), с пришитыми на концах цветными помпонами. Передник должен быть отличен от цвета юбки, чтобы не сливаться с ней. Для защиты от холода и ненастья использовались, так называемые, наплечные передники, которые были значительно длиннее обычных. Они укрывали фигуру женщины примерно до середины бедер. Носились такие передники, наброшенными на плечи или голову. Для их поддержки и завязывания на груди или под подбородком служили пояски-крайки. Также женщины носили и короткие кафтанчики, сшитые из фабричной или домотканой материи. Черные шнурованные ботиночки довершали наряд опочинянки. Девушки и молодые женщины могли позволить себе цветные шнурки. Пожилые женщины-только черные. Состоятельные пани щеголяли в такой обувке хоть каждый день. Иные дамы обходились чем попроще. В качестве украшений использовались кораллы, как натуральные, так и искусственные. К коралловым ожерельям подвешивались различные "побрякушки" в виде подвесочек, медальонов с изображением святых, крестиков. Еще носили янтарь и искусственный жемчуг.
Добавлено спустя 4 часа 8 минут 59 секунд:
Кое-какие образцы старинной одежды из Археологического и этнографического музея, находящегося в городе Лодзь.
Короткий кафтанчик из шерстяной домотканой материи.
То же самое, но из ткани фабричного производства.
Женская сорочка.
Фрагмент вышивки и отделки манжет женской и мужской сорочек
Шерстяные платки с цветочными мотивами
Добавлено спустя 16 минут 6 секунд: Вышивка женской сорочки
Фрагмент вышивки полотенца
Передник-запаска
Тюлевый чепец с вышивкой
Видавшие виды ботиночки.
Медальончики, подвешиваемые к кораллам
Верхняя одежда представлена суконным пальто, подбитым овчиной. Вещь дорогая, для небогатых пани являющаяся роскошью.
Добавлено спустя 20 минут 8 секунд: А это современные паны и паненки из фольклорного коллектива.
24 май 2013, 14:17
mamasveta67
Зарегистрирован: 01 ноя 2012, 21:32 Сообщения: 82 Откуда: Москва
Re: История Польского костюма
Irida,спасибо за интереснейшую информацию о польских костюмах.Пожалуйста продолжайте.Светлана
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото