Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 46 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Словарь морских терминов 
Автор Сообщение
Лидер разделов «Солей Рояль», «Севастополь», «Повелитель Морей», «Штандарт» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 5487
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Названия парусов на примере четырехмачтового барка "Седов":
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов Паруса барка Седов.jpg [ 46.22 Кб | Просмотров: 8988 ]

Источник фото: журнал "Вокруг света" 2013_07 стр.68.
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов Паруса барка Седов2.jpg [ 97.91 Кб | Просмотров: 8990 ]

Словарь морских терминов
1 - Фок; 2 - Нижний марсель; 3 - Верхний марсель; 4 - Нижний брамсель; 5 - Верхний брамсель; 6 - Бом-брамсель; 7 - Грот I Грот мачты; 8 - Нижний марсель I Грот мачты; 9 - Верхний марсель I Грот мачты; 10 - Нижний брамсель I Грот мачты; 11 - Верхний брамсель I Грот мачты; 12 - Бом-брамсель I Грот мачты; 13 - Грот II Грот мачты; 14 - Нижний марсель II Грот мачты; 15 - Верхний марсель II Грот мачты; 16 - Нижний брамсель II Грот мачты; 17 - Верхний брамсель II Грот мачты; 18 - Бом-брамсель II Грот мачты; 19 - Фор-стень-стаксель; 20 - Кливер; 21 - Мидель-кливер; 22 - Бом-кливер; 23 - Грот-стень-стаксель I -го грота; 24 - Грот-брам-стаксель I -го грота; 25 - Грот-стень-стаксель II -го грота; 26 - Грот-брам-стаксель II -го грота; 27 - Апсель; 28 - Крюйс-стень-стаксель; 29 - Крюйс-брам-стаксель; 30 - Нижняя бизань; 31 - Верхняя бизань; 32 - Бизань-гаф-топсель.


28 окт 2015, 10:03
Профиль
Лидер разделов «Солей Рояль», «Севастополь», «Повелитель Морей», «Штандарт» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 5487
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Названия парусов и мачт на английском языке:
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 435346.jpg [ 38.95 Кб | Просмотров: 8705 ]


17 сен 2016, 18:03
Профиль
Лидер разделов «Солей Рояль», «Севастополь», «Повелитель Морей», «Штандарт» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 5487
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Рангоут и стоячий такелаж (на примере яхты).

Главной частью рангоута является мачта. Мачты, как и другие части рангоута, могут быть сплошного сечения и пустотелые. При равной прочности пустотелый рангоут значительно легче сплошного и поэтому предпочтительнее.
На современных яхтах широко распространен металлический рангоут из легких сплавов; на больших яхтах встречается и стальной. Металлический рангоут легче деревянного, не меняет веса при изменениях влажности, не гниет.
На рис. 37 показаны типовые сечения деревянного и металлического рангоута.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37а.jpg [ 2.02 Кб | Просмотров: 8214 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37б.jpg [ 1.79 Кб | Просмотров: 8214 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37в.jpg [ 1.85 Кб | Просмотров: 8214 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37д.jpg [ 1.8 Кб | Просмотров: 8214 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37е.jpg [ 1.69 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 37. Сечения рангоута:
А - каплевидная деревянная мачта с лик-пазом; Б в В - круглые мачты с рельсами под наружные ползуны; Г и Д - мачты с рельсам под внутренние ползуны, Е - металлическая мачта с лик-пазом

Верхний конец мачты называется топом, нижний - шпором. Шпор мачты проходит в пяртнерс и опирается в степс - деревянную или металлическую подушку, укрепленную на киле яхты. Чтобы мачта не болталась в пяртнерсе, ее расклинивают деревянными клиньями, а чтобы в щели не протекала вода, покрывают пяртнерс чехлом в виде рукава - брюканцем, который охватывает мачту верхним обрезом, а нижним плотно надевается на оковку, окружающую пяртнерс.
На многих современных крейсерско-гоночных яхтах степс мачты устанавливают прямо на палубе. Благодаря этому мачта не занимает места в каюте, а поскольку она не опирается на киль, то обшивка в районе степса не испытывает повышенной нагрузки. В результате деревянная яхта меньше течет.
Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной в пасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами. Складные мачты очень удобны для речных и озерных плавании, когда приходится часто проходить под низкими мостами, проводами и другими препятствиями. Убрать и поставить снова такую мачту для хороших матросов дело 10 - 15 минут даже на яхте парусностью 40 - 60 м2.
Самое толстое место у мачты находится примерно на середине высоты переднего треугольника. К шпору и вершине переднего парусного треугольника мачта тоньше на 10-15%, а к топу - на 40-50%. Естественно, что при топовом стакселе, когда вершина переднего треугольника совпадает с топом мачты, максимальный диаметр ее придется на середину, а диаметры у шпора и топа будут одинаковы - 85-90 % максимального. Металлические мачты при вооружении с топовым стакселем делают просто цилиндрическими.
Стоячий такелаж состоит из вант, поддерживающих мачту от изгиба к бортам, штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, и бакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно прогибается.
На бермудских мачтах верхние концы стоячего такелажа крепят к оковкам особой формы, охватывающим мачту и закрепленным на ней болтами или шурупами.
На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту заделанными на них петлями - огонами. Огоны опираются на чиксы - деревянные или металлические заплечики, предохраняющие их от сползания.
Если на яхте две пары вант, то верхние называют топ-вантами, а нижние - основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распирают краспицами.
Если вант несколько пар и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами *. Дальше вниз по порядку расположены: верхние ванты, средние и нижние.
Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные - слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты.
Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, - по номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).
На гоночных швертботах часто обходятся одной парой вант, проведенных позади мачты и распираемых краспицами так, чтобы они прогибали мачту вперед. Таким образом, при усилении ветра уплощается грот.
На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы. На рис. 38 показаны различные способы проводки вант.
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 38.jpg [ 11.07 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 38. Проводка вант:
А - маленькие швертботы (класс «Кадет»); Б - гоночные швертботы (классы М, «Летучий голландец»); В - крейсерские швертботы в малые килевые яхты с низким передним треугольником (класс «Фолькбот»); Г - яхты с топовыми стакселями; Д - средние килевые яхты; Е - крупные яхты.

Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называют основным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько, то штаг, идущий с топа мачты, называют топ-штагом **, штаг, на котором ставится кливер, кливер-леером.
У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумя ахтер-штагами, идущими на корму судна (рис.39).
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 39.jpg [ 6.34 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 39. Проводка штагов.

Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам - шпрюйтам. На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов (см. рис. 51). Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты - тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот.
Если бакштагов две пары, то те, что проведены выше стаксель-штага, называют фордунами; а бакштаги, проведенные ниже основных, - нижними.
На многих современных гоночных яхтах стоячий такелаж не столько поддерживает мачту от изгиба, сколько ограничивает этот изгиб. Речь идет о так называемом гибком рангоуте, стоячий такелаж которого проводится и регулируется так, чтобы мачта имела возможность прогнуться под действием ветра. Основная роль такого прогиба - регулирование «пуза» паруса. Чем сильнее ветер, тем, вообще говоря, меньше должно быть «пузо». А так как прогиб мачты увеличивается с усилением ветра, то величина «пуза» паруса регулируется как бы автоматически по силе ветра.
Гибкий рангоут сейчас применяется почти на всех гоночных швертботах и на многих яхтах, в том числе и на крейсерско-гоночных.
У двухмачтовой яхты к названиям частей стоячего такелажа прибавляется название мачты (например, бизань-ванты, основные грота-ванты, грота-штаг, фор-топ-штаг, бизань-бакштаг и т. д.). Двухмачтовые яхты часто имеют еще штаг-карнаки, соединяющие топы мачт.
У иола и кэча штаги бизань-мачты мешали бы свободному переходу грота с борта на борт, поэтому передние основные бизань-ванты выносят настолько вперед, что они заменяют штаги.
Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках - вант-путенсах и штаг-путенсах, надежно закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами - винтовыми стяжками (рис. 40).
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 40.jpg [ 2.17 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 40. Винтовой талреп.

Рекомендуемые размеры:
Диаметр троса мм до2 2,5-3 3,2-4,2 4,5-5,2 5,5-6,2 6.5-8
Резьба талрепа М5 М6 M8 M10 M12 M14

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, к которому одним из способов (рис. 37) крепится нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называется грота-гик ***, гик бизани - бизань-гик, гик фока - фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой, противоположный конец - ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх. Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах), чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощи галс-оттяжки(рис. 41).
Если рифы берут накручивая парус на гик, то для вращения гика применяют машинку - патент-риф, смонтированную с оковкой пятки.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 41.jpg [ 4.68 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 41. Передвижной вертлюг гика.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 42.jpg [ 4.96 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 42. Нок гика.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 43.jpg [ 12.47 Кб | Просмотров: 8214 ]

Рис. 43. Рейки стакселей

На ноке гика укрепляются оковки для присоединения гика-топенантов - снастей бегучего такелажа, поддерживающих нок. Шкотовый угол крепят к ползунку, передвигающемуся по рельсу. Ползун имеет шкив для грота-шкота, которым растягивается нижняя шкаторина гика. Грота-шкот крепится на утку или стопор на гике или вяжется вокруг гика.
На крупных яхтах риф-шкентели проводят через бисы -деревянные планки или оковки со шкивами (рис. 42). На малых яхтах устройство много проще.
Блоки гика-шкотов, то есть снастей, посредством которых управляют гиком, подвешивают к гику на стропах из проволочного троса или оковках, прикрепленных к гику болтами. Если гик имеет патент-рифы, то их подвешивают на открытых бугелях, снабженных роликами. При взятии рифов гик с наматываемым на него парусом вращается внутри такого бугеля. Ноковую оковку гика с патент-рифом делают вращающейся вокруг оси гика; к этой оковке крепят топенанты и, если нужно, подвешивают блоки гика-шкотов, обходясь таким образом без бугелей.
Гики бывают круглого, овального или прямоугольного сечения. Самая большая толщина у гика примерно в середине или ближе к пятке; к концам он суживается процентов на 20-30. Гики под патент-риф делают круглыми и равного диаметра по всей длине.
Гафель, как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеет усы, схватывающие мачту. Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные - из металла. Поверхность усов, обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, - тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа. Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком - бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики - раксклоты, чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.
Когда паруса велики по сравнению с корпусом и не умещаются на нем, с носа выдвигается (выстреливается) горизонтальное рангоутное дерево - бушптрит. Наружный конец его называют ноком, а внутренний - шпором, как у мачты.
Бушприт имеет следующий стоячий такелаж: ватер-штаг, соединяющий его рок с форштевнем, и ватер-бакштаги, соединяющие нок с бортами судна. Ватер-штаг отводится от бушприта краспицей, которая здесь носит название мартин-гика, а ватер-бакштаги - краспицами, именуемыми блинда-гафелями.
Кроме перечисленных частей рангоута на яхтах применяют спинакер-гики (для дополнительных парусов спинакеров), а также рейки стакселей и кливеров (рис. 43). Рейки стакселей иногда называют стаксель-гиками.

* Если мачта имеет стеньгу, то ванты, идущие с топа стеньги, называют стень-вантами;
** На мачтах со стеньгой штаг, поддерживающий топ стеньги, называется стень-штагом. Применение этого термина к современным бермудским мачтам, как иногда можно слышать, ве имеет смысла;
*** На одномачтовой яхте просто гик.


25 фев 2017, 09:33
Профиль
Лидер разделов «Солей Рояль», «Севастополь», «Повелитель Морей», «Штандарт» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 5487
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов elevation.jpg [ 38.67 Кб | Просмотров: 6205 ]
Словарь морских терминов


23 дек 2018, 15:55
Профиль
Лидер разделов «Солей Рояль», «Севастополь», «Повелитель Морей», «Штандарт» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 5487
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 68696.jpg [ 27.67 Кб | Просмотров: 6182 ]

Элементы продольного набора корпуса.
1 - вертикальный киль; 2 - днищевые стрингеры - кильсоны; 3 - скуловой стрингер (междудонный лист); 4 - бортовые стрингеры; 5 - подпалубные стрингеры - карлингсы.


26 дек 2018, 16:29
Профиль
Лидер разделов «Солей Рояль», «Севастополь», «Повелитель Морей», «Штандарт» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 5487
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Некоторые морские термины на примере фрегата "Диана".
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов Диана.jpg [ 73.84 Кб | Просмотров: 5743 ]

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 000014.jpg [ 87.87 Кб | Просмотров: 5743 ]

Фрегат "Диана": 1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаги; 3 - ватер-бакштаги; 4 - фор-бом-брам-стень-штаг; 5 - бом-кливер; кливер; 6 - фор-стень-стаксель; 7 - фок; 8 - фок-ванты; 9 - фор-трисель; 10 - фока-штаг; 11 - фока-брасы; 12 - фока-топенанты; 13 - фор-марсель; 14 - фор-марса-брасы; 15 - фор-стень-ванты; 16 - фор-марса-топенанты; 17 - фор-брамсель; - фор-бом-брамсель; 19 - фор-брам-топенанты; 20 - фор-бом-брам-топенанты; 21 - фор-бом-брам-брасы; 22 - фор-брам-брасы; 23 - грот-бом-брам-стень-штаг; 24 - грот-брам-стень-штаг; 25 - грот-стень-штаг; 26 - грот-лось-штаг; 27 - грота-штаг; 28 - грот; 29 - грота-брасы; 30 - грот-ванты; 31 - грот-стень-фордуны; 32 - грот-брам-стень-фордуны; 33 - грот-стень-ванты; 34 грот-марсель; 35 - грот-брамсель; 35 - грот-брам-гитовы; 37 - грот-бом-брамсель; 38 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 39 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 40 - крюйс-брам-стень-штаг; 41 - крюйс-стень-штаг; 42 - бизань-штаг; 43 - грот-трисель; 44 - бизань; 45 - бизань-гика-топенанты; 46 - дирик-фал; 47 - бизань-ванты; 48-крюйс-стень-ванты; 49 - крюйсель; 50 - крюйс-брамсель; 51 - крюйс-бом-брамсель; 52 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны; 53 - крюйс-брам-стень-фордуны; 54- крюйс-стень-фордуны; 55 - марс; 56 - салинг; 57 - реи с лисель-спиртами; 58 - бом-брам-стеньга; 59 - стеньга; 60-гик; 61 - гафель; 62 - мачта (вид сзади); 63 - мачта (вид сбоку); 64 - полу-широта (теоретический чертеж); 65 - корпус (теоретический чертеж); 66 корма; 67 - галс-боканец; 68 - крамбол; 69 - люк с решеткой для вентиляции; 70 - фок-мачта; 71 - камбузная труба и решетки для вентиляции камбуза; 72 - фор-люк; 73- решетчатые люки для вентиляции нижних помещений и вход на нижнюю палубу; 74 - капитанский 14- весельный катер; 75 - 18-весельный барказ (а) и над ним 10-весельный катер (б); 76 - 14- весельный рабочий катер; 77 - грот-люк; 78 - грот-мачта; 79 - шпиль; 80 - вход и световые люки кают-компании; 81 - русленя; 82 - 6-весельный ял; 83 - штурвал; 84 - бизань- мачта; 85 - световой люк капитанской каюты; 86 - княвдигед; 87 - кормовые боканцы для 6-весельного вельбота; 88 - вельбот (за кормой); 89 - гичка (боканцы правого борта)


02 сен 2019, 13:09
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.   [ Сообщений: 46 ] 
На страницу Пред.  1, 2, 3


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений Военные Часы №6 - Часы "морских котиков" США, 1970-е г.

в форуме Военные Часы

MisterDrakon

14

23225

24 июн 2015, 00:12

ColonelZeus Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Вязание. Красиво и Легко №17: пуловер, гирлянда из морских флажков, "меховой" воротник

в форуме Вязание. Красиво и легко (вязание спицами)

Matilda

0

3678

12 май 2012, 08:54

Matilda Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Флоупак "Big Animal World. Чудовища Морских Глубин"

в форуме Прочие Детские Коллекции

alexxx

4

4989

30 сен 2018, 21:29

Kosatich Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Художественная галерея №21 - Хокусай “В морских волнах у Канагава”

в форуме Художественная Галерея 2013

lak

4

9323

29 янв 2014, 00:14

Lmilaya Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: alrisha, Dombrovskiy, Google [Bot], Kot12, Lunoxod1, Mail.Ru [Bot], Margaritka, Yandex [Bot]

график Чудо Глобус, Рукоделие для Дома коллекция, Дамы эпохи 14, журнал Быстро и Вкусно
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:
Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2022 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru