Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Словарь морских терминов 
Автор Сообщение
В сети
Лидер разделов «Седов», «Двенадцать Апостолов» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 3263
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Названия парусов на примере четырехмачтового барка "Седов":
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов Паруса барка Седов.jpg [ 46.22 Кб | Просмотров: 985 ]

Источник фото: журнал "Вокруг света" 2013_07 стр.68.
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов Паруса барка Седов2.jpg [ 97.91 Кб | Просмотров: 987 ]

Словарь морских терминов
1 - Фок; 2 - Нижний марсель; 3 - Верхний марсель; 4 - Нижний брамсель; 5 - Верхний брамсель; 6 - Бом-брамсель; 7 - Грот I Грот мачты; 8 - Нижний марсель I Грот мачты; 9 - Верхний марсель I Грот мачты; 10 - Нижний брамсель I Грот мачты; 11 - Верхний брамсель I Грот мачты; 12 - Бом-брамсель I Грот мачты; 13 - Грот II Грот мачты; 14 - Нижний марсель II Грот мачты; 15 - Верхний марсель II Грот мачты; 16 - Нижний брамсель II Грот мачты; 17 - Верхний брамсель II Грот мачты; 18 - Бом-брамсель II Грот мачты; 19 - Фор-стень-стаксель; 20 - Кливер; 21 - Мидель-кливер; 22 - Бом-кливер; 23 - Грот-стень-стаксель I -го грота; 24 - Грот-брам-стаксель I -го грота; 25 - Грот-стень-стаксель II -го грота; 26 - Грот-брам-стаксель II -го грота; 27 - Апсель; 28 - Крюйс-стень-стаксель; 29 - Крюйс-брам-стаксель; 30 - Нижняя бизань; 31 - Верхняя бизань; 32 - Бизань-гаф-топсель.


28 окт 2015, 10:03
Профиль
В сети
Лидер разделов «Седов», «Двенадцать Апостолов» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 3263
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Названия парусов и мачт на английском языке:
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 435346.jpg [ 38.95 Кб | Просмотров: 702 ]


17 сен 2016, 18:03
Профиль
В сети
Лидер разделов «Седов», «Двенадцать Апостолов» и Корабли - Общие темы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2012, 16:09
Сообщения: 3263
Откуда: СССР, Владивосток
Сообщение Re: Словарь морских терминов
Рангоут и стоячий такелаж (на примере яхты).

Главной частью рангоута является мачта. Мачты, как и другие части рангоута, могут быть сплошного сечения и пустотелые. При равной прочности пустотелый рангоут значительно легче сплошного и поэтому предпочтительнее.
На современных яхтах широко распространен металлический рангоут из легких сплавов; на больших яхтах встречается и стальной. Металлический рангоут легче деревянного, не меняет веса при изменениях влажности, не гниет.
На рис. 37 показаны типовые сечения деревянного и металлического рангоута.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37а.jpg [ 2.02 Кб | Просмотров: 211 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37б.jpg [ 1.79 Кб | Просмотров: 211 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37в.jpg [ 1.85 Кб | Просмотров: 211 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37д.jpg [ 1.8 Кб | Просмотров: 211 ]
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 37е.jpg [ 1.69 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 37. Сечения рангоута:
А - каплевидная деревянная мачта с лик-пазом; Б в В - круглые мачты с рельсами под наружные ползуны; Г и Д - мачты с рельсам под внутренние ползуны, Е - металлическая мачта с лик-пазом

Верхний конец мачты называется топом, нижний - шпором. Шпор мачты проходит в пяртнерс и опирается в степс - деревянную или металлическую подушку, укрепленную на киле яхты. Чтобы мачта не болталась в пяртнерсе, ее расклинивают деревянными клиньями, а чтобы в щели не протекала вода, покрывают пяртнерс чехлом в виде рукава - брюканцем, который охватывает мачту верхним обрезом, а нижним плотно надевается на оковку, окружающую пяртнерс.
На многих современных крейсерско-гоночных яхтах степс мачты устанавливают прямо на палубе. Благодаря этому мачта не занимает места в каюте, а поскольку она не опирается на киль, то обшивка в районе степса не испытывает повышенной нагрузки. В результате деревянная яхта меньше течет.
Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной в пасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами. Складные мачты очень удобны для речных и озерных плавании, когда приходится часто проходить под низкими мостами, проводами и другими препятствиями. Убрать и поставить снова такую мачту для хороших матросов дело 10 - 15 минут даже на яхте парусностью 40 - 60 м2.
Самое толстое место у мачты находится примерно на середине высоты переднего треугольника. К шпору и вершине переднего парусного треугольника мачта тоньше на 10-15%, а к топу - на 40-50%. Естественно, что при топовом стакселе, когда вершина переднего треугольника совпадает с топом мачты, максимальный диаметр ее придется на середину, а диаметры у шпора и топа будут одинаковы - 85-90 % максимального. Металлические мачты при вооружении с топовым стакселем делают просто цилиндрическими.
Стоячий такелаж состоит из вант, поддерживающих мачту от изгиба к бортам, штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, и бакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно прогибается.
На бермудских мачтах верхние концы стоячего такелажа крепят к оковкам особой формы, охватывающим мачту и закрепленным на ней болтами или шурупами.
На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту заделанными на них петлями - огонами. Огоны опираются на чиксы - деревянные или металлические заплечики, предохраняющие их от сползания.
Если на яхте две пары вант, то верхние называют топ-вантами, а нижние - основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распирают краспицами.
Если вант несколько пар и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами *. Дальше вниз по порядку расположены: верхние ванты, средние и нижние.
Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные - слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты.
Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, - по номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).
На гоночных швертботах часто обходятся одной парой вант, проведенных позади мачты и распираемых краспицами так, чтобы они прогибали мачту вперед. Таким образом, при усилении ветра уплощается грот.
На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы. На рис. 38 показаны различные способы проводки вант.
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 38.jpg [ 11.07 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 38. Проводка вант:
А - маленькие швертботы (класс «Кадет»); Б - гоночные швертботы (классы М, «Летучий голландец»); В - крейсерские швертботы в малые килевые яхты с низким передним треугольником (класс «Фолькбот»); Г - яхты с топовыми стакселями; Д - средние килевые яхты; Е - крупные яхты.

Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называют основным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько, то штаг, идущий с топа мачты, называют топ-штагом **, штаг, на котором ставится кливер, кливер-леером.
У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумя ахтер-штагами, идущими на корму судна (рис.39).
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 39.jpg [ 6.34 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 39. Проводка штагов.

Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам - шпрюйтам. На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов (см. рис. 51). Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты - тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот.
Если бакштагов две пары, то те, что проведены выше стаксель-штага, называют фордунами; а бакштаги, проведенные ниже основных, - нижними.
На многих современных гоночных яхтах стоячий такелаж не столько поддерживает мачту от изгиба, сколько ограничивает этот изгиб. Речь идет о так называемом гибком рангоуте, стоячий такелаж которого проводится и регулируется так, чтобы мачта имела возможность прогнуться под действием ветра. Основная роль такого прогиба - регулирование «пуза» паруса. Чем сильнее ветер, тем, вообще говоря, меньше должно быть «пузо». А так как прогиб мачты увеличивается с усилением ветра, то величина «пуза» паруса регулируется как бы автоматически по силе ветра.
Гибкий рангоут сейчас применяется почти на всех гоночных швертботах и на многих яхтах, в том числе и на крейсерско-гоночных.
У двухмачтовой яхты к названиям частей стоячего такелажа прибавляется название мачты (например, бизань-ванты, основные грота-ванты, грота-штаг, фор-топ-штаг, бизань-бакштаг и т. д.). Двухмачтовые яхты часто имеют еще штаг-карнаки, соединяющие топы мачт.
У иола и кэча штаги бизань-мачты мешали бы свободному переходу грота с борта на борт, поэтому передние основные бизань-ванты выносят настолько вперед, что они заменяют штаги.
Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках - вант-путенсах и штаг-путенсах, надежно закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами - винтовыми стяжками (рис. 40).
Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 40.jpg [ 2.17 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 40. Винтовой талреп.

Рекомендуемые размеры:
Диаметр троса мм до2 2,5-3 3,2-4,2 4,5-5,2 5,5-6,2 6.5-8
Резьба талрепа М5 М6 M8 M10 M12 M14

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, к которому одним из способов (рис. 37) крепится нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называется грота-гик ***, гик бизани - бизань-гик, гик фока - фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой, противоположный конец - ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх. Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах), чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощи галс-оттяжки(рис. 41).
Если рифы берут накручивая парус на гик, то для вращения гика применяют машинку - патент-риф, смонтированную с оковкой пятки.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 41.jpg [ 4.68 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 41. Передвижной вертлюг гика.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 42.jpg [ 4.96 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 42. Нок гика.

Фото:
Словарь морских терминов
Словарь морских терминов 43.jpg [ 12.47 Кб | Просмотров: 211 ]

Рис. 43. Рейки стакселей

На ноке гика укрепляются оковки для присоединения гика-топенантов - снастей бегучего такелажа, поддерживающих нок. Шкотовый угол крепят к ползунку, передвигающемуся по рельсу. Ползун имеет шкив для грота-шкота, которым растягивается нижняя шкаторина гика. Грота-шкот крепится на утку или стопор на гике или вяжется вокруг гика.
На крупных яхтах риф-шкентели проводят через бисы -деревянные планки или оковки со шкивами (рис. 42). На малых яхтах устройство много проще.
Блоки гика-шкотов, то есть снастей, посредством которых управляют гиком, подвешивают к гику на стропах из проволочного троса или оковках, прикрепленных к гику болтами. Если гик имеет патент-рифы, то их подвешивают на открытых бугелях, снабженных роликами. При взятии рифов гик с наматываемым на него парусом вращается внутри такого бугеля. Ноковую оковку гика с патент-рифом делают вращающейся вокруг оси гика; к этой оковке крепят топенанты и, если нужно, подвешивают блоки гика-шкотов, обходясь таким образом без бугелей.
Гики бывают круглого, овального или прямоугольного сечения. Самая большая толщина у гика примерно в середине или ближе к пятке; к концам он суживается процентов на 20-30. Гики под патент-риф делают круглыми и равного диаметра по всей длине.
Гафель, как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеет усы, схватывающие мачту. Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные - из металла. Поверхность усов, обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, - тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа. Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком - бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики - раксклоты, чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.
Когда паруса велики по сравнению с корпусом и не умещаются на нем, с носа выдвигается (выстреливается) горизонтальное рангоутное дерево - бушптрит. Наружный конец его называют ноком, а внутренний - шпором, как у мачты.
Бушприт имеет следующий стоячий такелаж: ватер-штаг, соединяющий его рок с форштевнем, и ватер-бакштаги, соединяющие нок с бортами судна. Ватер-штаг отводится от бушприта краспицей, которая здесь носит название мартин-гика, а ватер-бакштаги - краспицами, именуемыми блинда-гафелями.
Кроме перечисленных частей рангоута на яхтах применяют спинакер-гики (для дополнительных парусов спинакеров), а также рейки стакселей и кливеров (рис. 43). Рейки стакселей иногда называют стаксель-гиками.

* Если мачта имеет стеньгу, то ванты, идущие с топа стеньги, называют стень-вантами;
** На мачтах со стеньгой штаг, поддерживающий топ стеньги, называется стень-штагом. Применение этого термина к современным бермудским мачтам, как иногда можно слышать, ве имеет смысла;
*** На одномачтовой яхте просто гик.


25 фев 2017, 09:33
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.   [ Сообщений: 43 ] 
На страницу Пред.  1, 2, 3


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений Военные Часы №6 - Часы "морских котиков" США, 1970-е г.

в форуме Военные Часы

MisterDrakon

14

10188

24 июн 2015, 00:12

ColonelZeus Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Вязание. Красиво и Легко №17: пуловер, гирлянда из морских флажков, "меховой" воротник

в форуме Вязание. Красиво и легко (вязание спицами)

Matilda

0

1683

12 май 2012, 08:54

Matilda Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Художественная галерея №21 - Хокусай “В морских волнах у Канагава”

в форуме Художественная Галерея 2013

lak

4

6112

29 янв 2014, 00:14

Lmilaya Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: 162, alexxx, boris22, clubok156, DeanDeceiver, demo, dgony76, divizionary, EGOSHKA, EPMAK23, Esperance, fone, Forgeron, Google [Bot], Google Adsense [Bot], LarisaIM, LevSco, mishkaizpermi, MrAnderson, Nikdiesel, nvb58, panzertod999, RoMaCoN, Sitolet, Svector, TYSIK, UncleSasha, Varatorn, Yahoo [Bot], Yandex [Bot], Yandex Direct [bot], Yesterday

журнал с насекомыми, деагостини Минералы, сколько выпусков Чудеса Природы, журнал про монеты
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:

Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2017 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100