Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5176 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Болталка (часть 2)
По поводу флотских традиций, наткнулся на такую вот историю:
"— Право! Право на борт! — в ужасе крикнул командир в переговорную трубу. К сожалению, на флоте сохранялся ещё старый порядок, когда команда относилась к румпелю руля, а не к стороне, куда нужно было повернуть корабль. Таким образом, когда надо было повернуть влево, рулевому командовали «право» и «право на борт», а если нужно было ворочать вправо, то приказывали класть руль «лево» и «лево на борт». На коммерческих судах обычай этот был давно уничтожен, и рулевая проводка была сделана таким образом, что при команде «право» рулевой начинал вертеть штурвал вправо, и судно катилось вправо, если же штурвал вертели влево, то и корабль шел влево. Только после гибели «Камбалы» рулевая проводка на всех военных судах была переделана по образцу коммерческого флота, и больше не могло быть никаких недоразумений. В данном же случае этот пережиток парусной эпохи сыграл роковую роль. " http://genrogge.ru/merkushov/25.htm
Очень меня это удивило. Уже у кольдерштока направление движения было противоположно направлению поворота румпеля и пера руля, а соответственно совпадало с направлением поворота судна, а уж у штурвала то проводку можно сделать как угодно. Правда, далеко не факт, что гибель "Камбалы" была именно в неверном действии вахтенного или рулевого "Ростислава", суд то признал виновным врио командира лодки лейтенанта Аквилонова (единственного спасшегося из всего экипажа) http://secrethistory.su/9-katastrofa-po ... mbala.html
03 сен 2015, 13:35
Holgerd
Зарегистрирован: 11 сен 2011, 07:27 Сообщения: 3151 Откуда: Самара
Re: Болталка (часть 2)
За механические суда не скажу, ходил под парусом на небольших судах, то есть, естественно, с румпелем (хотя были выпендрёжники, которые ставили штурвал). К тому, что румпель нужно поворачивать в сторону, противоположном повороту, привык далеко не сразу, но потом это кажется естественным, даже не задумываешся. Слова "кольдершток" не помню вообще, может кольдерштоки теперь уже не применяются?
На счёт "право"/"лево" - усердно пытался вспомнить, как это было у нас. Но когда это на автопилоте, сами понимаете, не запоминается. По-моему командовали по направлению поворота (то есть румпель клали впротивоположную сторону). Но у нас "право"/"лево" и применялось не часто, ведь направление движение парусного судна зависит прежде всего от ветра. В основном были команды "круче" (то есть носом ближе к направлению ветра) / "полнее" (дальше от направления ветра). Повороты (оверштаг или фордевинд) обговаривались заранее. То есть капитан даёт команду: "К повороту приготовится (обычно направление поворота можно сразу определить по курсу)" или (если курс менялся резко с последующим поворотом) "Поворот фордевинд. К повороту приготовиться!" и непосредственно перед поворотом "Поворот!". Единственный случай, когда подаётся команда "право" / "лево" - это появление припятствия, мели или другого судна на опасном пересечение или сближение курсов. И тут (опять же, если не путаю) когда кричали "Право руля!" румпель нужно было класть влево, на этом обжигался по сопливой юности.
03 сен 2015, 14:12
DenicKa
Зарегистрирован: 17 янв 2014, 16:54 Сообщения: 1275 Откуда: г. Воронеж
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5176 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Болталка (часть 2)
Holgerd писал(а):
Слова "кольдершток" не помню вообще, может кольдерштоки теперь уже не применяются?
Да, они отмерли с появлением штурвала, это такой здоровый вертикальный рычаг был, проходящий сквозь палубу, один конец соединялся с румпелем, а вторым двигали вправо-влево. Хотя, может на каких-то экзотических плавстредствах и сейчас еще используются, не знаю.
Holgerd писал(а):
На счёт "право"/"лево" - усердно пытался вспомнить, как это было у нас. Но когда это на автопилоте, сами понимаете, не запоминается
Да, такие команды как то автоматически выполняешь, не задумываясь. Кстати, поэтому не очень склонен доверять утверждению, что катастрофа "Камбалы" произошла из-за ошибочной команды или действий рулевого.
03 сен 2015, 14:30
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5176 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Болталка (часть 2)
Holgerd писал(а):
ходил под парусом на небольших судах
Я только в качестве пассажира (балласта ). Вот "народной" греблей на всем, что снабжено веслами, с детства развлекался. Начинал с дощаников-плоскодонок, которые кое-где в 60-70-х годах жители прибрежных деревень еще мастерили сами. Три доски - дно (крайние стесывались, получался такой вытянутый эллипс с обрубленными концами), по две на борт и по одной коротенькой - на транцы. "Шпангоуты" - составные, в количестве двух-трех штук, в шахматном порядке ставились (т.е. по одному - два на борт). Весла целиковые, вытесывались из бруса или бревна. "Заводской" фофан был редкостью, если кто и покупал, то не новые (больно дорого), а списанные с турбазы.
Послухал у кореша новую Деву. Все хорошо, но одна проблема - его меридиан все косяки сведения и микширования вытащил. Или это они спецом так заделали, или конкретный косячина.
03 сен 2015, 20:12
Holgerd
Зарегистрирован: 11 сен 2011, 07:27 Сообщения: 3151 Откуда: Самара
Re: Болталка (часть 2)
DrAlex писал(а):
Я только в качестве пассажира (балласта ).
Ну для балласта Вы слишком хорошо и свободно оперируете терминологией. Так что не скромничайте.
Кстати, для всех желающих есть суперсайт http://melomannew.forum24.ru/ .Там тусят исключительно суперсоспитнные и мегазнающие люди, которые в доступных терминах из второго командного растолкуют всем желающим, что где почем и с чем это надо слушать. И на чем. Рекомендую, незабываемые впечатления гарантируются.
04 сен 2015, 00:58
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5176 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Болталка (часть 2)
Holgerd писал(а):
Ну для балласта Вы слишком хорошо и свободно оперируете терминологией.
Так это все в теории, книжки читал, примитивные модели в детстве строил. Да еще приятели были, которые так или иначе с парусами дело имели, кто в школе юнг занимался, кто в яхт-клубе. К слову, о моделях и клубе
Фото:
Болталка (часть 2) модель в клубе.jpg [ 35.35 Кб | Просмотров: 3062 ]
04 сен 2015, 09:47
Holgerd
Зарегистрирован: 11 сен 2011, 07:27 Сообщения: 3151 Откуда: Самара
Re: Болталка (часть 2)
DrAlex писал(а):
К слову, о моделях и клубе
DrAlex писал(а):
Так это все в теории, книжки читал, примитивные модели в детстве строил.
Особенно Вас выдало слово "транец". Оно практически не встречается в литературе (поскольку я плохо себе представляю многопушечные фрегаты с транцами), но зато хорошо знакомо практикам: у мелких судов типа "Оптимиста" рулевое перо крепится прямо к транцу, а у судов покрупнее на транец вешается подвесной мотор. Так что не обманывайте и не скромничайте - Вы выдали себя с головой. Наверняка Вы из тех людей, которые при словах "подбери конец" не хватаетесь за ширинку.
и, как душевно освободить место в квартире, всего то выкинув ( подарив, продав, отдав) почти все модели, музыку и кина. Оставил себе только то, что действительно этого заслужило. Даже удивило, сколько же я говна купил за последние 40 лет. Зато теперь - красота! Да и книги практически все перевел в электронный вид, и тоже вынес ставшее ненужным. Теперь вся библиотека в ящике стола поместилась.
Модели бывают разные и отношение к ним разное. Особенно к тем, что сделаны тобой. Мои судомодели, кое-что из техники... НО, моя самая лучшая моделька- ЭТО МОЯ ДОЧКА!
05 сен 2015, 14:55
Holgerd
Зарегистрирован: 11 сен 2011, 07:27 Сообщения: 3151 Откуда: Самара
Re: Болталка (часть 2)
DrAlex писал(а):
Уже у кольдерштока направление движения было противоположно направлению поворота румпеля и пера руля
Уважаемый DrAlex, в интернете явно специалистов в судостроение на пару порядков меньше, чем дилетантов. Из тех статей, которые мне удалось откопать по кольдерштоку, я не понял принцип его действия. Не будет для Вас затруднительно описать его? Можете теми терминами, какими удобно. Если что будет непонятно, я переспрошу. Заранее спасибо!
Румпель - это Вы понимаете, да? Румпель на левый борт - перо на правый, соответственно и нос корабля пойдет направо. А теперь представьте, что к концу румпеля присобачен вертикальный рычаг, поворачивающийся на шарнире, лежащем выше румпеля, а рулевой держит его за самый верх - вот это и есть колдершток.
Верхний конец колдерштока на левый борт - нижний, соответственно, на правый, румпель за ним - перо руля, опять же, налево - нос корабля тоже налево.
Понятная картинка есть в книжке О. Курти "Постройка моделей судов", не знаю, есть ли она в электронной версии, но, думаю, что есть. (у меня по ветхости компа/оси поисковики не работают :( )
06 сен 2015, 14:27
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 5176 Откуда: Санкт-Петербург
Вот и сижу до сих пор на 98... И не ради игр, а по привычке. Хотя и комп пора выкинуть (РII-450 MHz), но рука не поднимается. Вот когда вообще в Инет перестанет входить - заменю. :)
06 сен 2015, 15:20
Holgerd
Зарегистрирован: 11 сен 2011, 07:27 Сообщения: 3151 Откуда: Самара
Re: Болталка (часть 2)
dgs писал(а):
Понятная картинка есть в книжке О. Курти "Постройка моделей судов", не знаю, есть ли она в электронной версии, но, думаю, что есть. (у меня по ветхости компа/оси поисковики не работают :( )
Вон чего. То есть он не для соединения румпеля с пером руля. Рулевой держится за колдершток, а не за румпель. Вот почему я не врубился - мне сложно представить румпеля такого размера.
Dgs, DrAlex, большое спасибо за разъяснения.
06 сен 2015, 18:29
freedm78
Зарегистрирован: 11 мар 2012, 16:11 Сообщения: 402 Откуда: что берётся?
Re: Болталка (часть 2)
to dgs
Ну, ежели пасьянс Косынка запускается, то можно ещё не выкидывать. Сам совсем недавно Duron 800 на помойку вынес, выжимал до последнего.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото