Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio http://nacekomie.ru/forum/ |
|
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=3219 |
Страница 20 из 20 |
Автор: | NewKitty [ 09 янв 2021, 13:31 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Александр Химушин – фотограф-путешественник, который за последние девять лет успел посетить 84 страны мира. Познакомившись с культурой различных народов, он запустил проект «Мир в лицах», который рассказывает о малочисленных народах. (Источник: https://kulturologia.ru/blogs/230617/35015/) Отдельного внимания заслуживают портреты, сделанные художником в Сибири. САХА. КАК ВАМ ТАКОЙ СВАДЕБНЫЙ НАРЯД? Снежно-белый наряд этой девушки саха (Якутия) символизирует чистоту, как и положено невесте. Платье кроя таналай похоже на укороченный кафтан. Этот наряд, изготовленный из богатой ткани, традиционно украшался мехом и серебряными подвесками. Национальные цвета: синий (небо), белый (верховные божества) и черный (мать-земля) — всегда так или иначе обыгрывались в одежде. Интересно, что если раньше якуты наряжались только на праздник лета Ысыах, то в последнее время национальный костюм нередко надевают для похода в театр или на празднование юбилея.
Представитель народа Саха, проживающий в республике Якутия
Девушка из республики Саха в традиционной свадебной маске. Фото: © Alexander Khimushin / The World In Faces
ДОЛГАНЫ Этот северный народ, насчитывающий в наши дни примерно 8000 человек, живет в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края и в Республике Саха (Якутия). Быт долган тесно связан с оленями. Вслед за ними они кочуют по тундре, их мясом и молоком питаются, из их шкур строят чумы и шьют одежду. Одежда долган — произведение искусства. Ее фирменный стиль — затейливые орнаменты, вышитые бисером, а также меховая опушка. Нитки изготавливаются из оленьих жил. Некоторые виды орнамента создаются с помощью жгутиков из оленьего волоса, а также разного вида тканей.
Представительница тюркоязычного народа долганы. Республика Саха, Сибирь.
ЭВЕНКИ. ИНДЕЙЦЫ СИБИРИ: КТО ЭТО? Знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен назвал эвенков «индейцами Сибири». Эвенки расселились по огромной территории — от Енисея до Охотского моря, проживая в мире с другими народностями и нигде не преобладая. Сейчас их насчитывается чуть менее 40 000. До 1931 года, когда за народностью закрепили этноним «эвенки», мир знал их как тунгусов. Древние жилища эвенков — чумы, крытые шкурами оленей, ровдугой (замшей) и даже корой. Далеко не все эвенки были кочевниками, существовали и оседлые. Мерилом достатка традиционно был ковер кумалан. Их делали круглой формы, как символ солнца, из меха нескольких видов: оленя и лося — в центре, рыси, соболя, лисицы — по краям. Они расстилались на входе в чум, а самые красивые составляли приданое девушки.
Девочка народности эвенки, село Оленек, Республика Саха, один из самых холодных и удаленных регионов.
Женщина народности эвенки с ребенком.
Девушка народности эвенки, Бурятия, Сибирь.
УЛЬЧИ. ИХ ВСЕГО 3000 Предки ульчей жили в Приамурье еще 8000 лет назад. Основными занятиями этого народа всегда были рыболовство и охота. В семье имелось несколько лодок — больших и маленьких — и две-три упряжки ездовых собак. Рыбу ловили круглогодично, сушили и вялили — это так называемая юкола. Девушка на фото немного напоминает жительницу Юго-Восточной Азии. Все верно: традиционная одежда ульчи — халат покроя кимоно. Их делали в том числе и из рыбьей кожи. Зимние халаты утепляли, на голову надевали меховые шапки-колпаки. Летом пользовались берестяными шляпами. Обувь (ноговицы) делали из рыбьей, оленьей, нерпичьей и сивучьей кожи. Ульчский язык только устный, поэтому письменность ввели на родственном языке — нанайском, и было это уже при советской власти. В наше время его знают всего 150 человек, остальные говорят на русском. Ульчи — малочисленная народность. Сейчас в Хабаровском крае их проживает всего 3000 человек.
Женщина народность ульчи. Хабаровский край.
|
Автор: | NewKitty [ 09 янв 2021, 14:41 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НГАНАСАНЫ. САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ НАРОД ЕВРАЗИИ Нганасаны — самый северный народ Евразии, потомки неолитических охотников, живших на Таймыре еще 3500 лет назад. Сейчас их осталось немногим более 800 человек. Это охотники и рыболовы, которые знают, что такое полярная ночь и многодневная пурга. Долгими зимами, когда метель не позволяла выйти из чума, они передавали друг другу народные сказания и песни, вырезали поделки из рога оленя и украшали одежду причудливыми орнаментами. Нганасанский язык отражает специфику северного быта. Так, для обозначения оленя в нем есть более двух десятков слов. Например, бахи — дикий олень, бык — ездовой, кастрированный самец, а бангай — не телившаяся в этом году самка. Письменности у нганасан не существовало, как и документов. Их «паспортом» была одежда, в которой каждый узор имел значение и был тесно связан с мифологией. Согласно сказаниям, род нганасан ведет существование от священной гагары.
ХАКАСЫ. ПРИЧЕСКА КАК СИМВОЛ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА Хакасскую девушку можно легко узнать по прическе, состоящей из множества тонких косичек, украшенных лентами, бисером и монетками. Замужняя женщина заплетает две косы — символ брачного союза. Если косы три — перед вами старая дева. А одна — значит, имеет внебрачного ребенка. Национальная одежда хакасов нарядна и весьма разнообразна, да и праздников у народа много. Один из самых известных обрядов — повязывание цветных лент на священную березу: «Хай Пазын». Ленточки красного, синего и белого цвета развеваются на ветру, символизируя пожелание достатка, кармическую связь с предками и чистоту помыслов. Хакасская автономная область появилась на географической карте мира в 1930 году, а сейчас регион носит статус республики со столицей в городе Абакан. Здесь проживают 63 000 хакасов (при общей численности населения республики чуть более полумиллиона человек). Еще примерно 10 000 живут в Красноярском крае, Тыве и других регионах Сибири.
ХАНТЫ. КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ Не стоит девушку народности ханты называть ханка. Она — хантыйка. Вообще-же самоназвание «хантэ» переводят как «человек». Корни у народа финно-угорские. И хантыйский язык, вместе с мансийским и венгерским, составляет угорскую группу финно-угорских языков. Издавна жили ханты по берегам Оби и Иртыша. Это один из крупнейших коренных народов Севера, сейчас он насчитывает более 30 тысяч человек. Проживают ханты в Ханты-Мансийском автономном округе, в Ямало-Ненецком округе и Томской области. Традиционные промыслы: охота и рыболовство, а также скотоводство. Сейчас ханты владеют самыми разными профессиями. ХМАО — одна из самых урбанизированных областей российского Севера, и примерно треть хантов живет в городах и поселках. Остальная часть — так называемые «стойбищные» ханты, которые продолжают жить традиционным укладом: пасут оленей, ловят рыбу, собирают и заготавливают дары леса. В национальном костюме хантов находят отражение природные мотивы: «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога». Одежду шьют из сукна, замши и оленьего меха, украшают бисером.
ЭВЕНЫ. МАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПАТРИАРХАТ Эвены — отколовшаяся в свое время ветвь эвенкийского народа. Распространены в Якутии, Магаданской области и других северо-восточных регионах РФ, входят в список малых коренных народов. Всего их насчитывается 20 000 человек. В традиционном обществе эвенов роль женщины всегда была значительной. Решение в семье муж и жена принимали на паритетных началах. Детей не наказывали. Новорожденный получал в подарок свое маленькое стадо, и все животные, родившиеся в этом стаде, тоже становились его. Перед свадьбой за невесту платили выкуп — тори, и был он богаче приданого в два-три раза. А в приданое девушки, помимо полезных в хозяйстве предметов, входили олени — те самые, которые были у нее с рождения. В народном эпосе отдельное место занимали герои-женщины, побеждавшие в состязаниях мужчин. Впрочем, мужчины-эвены были людьми мужественными и справедливыми: добытой рыбой или зверем делились со всей общиной. Этот обычай назывался «нимат». Эвенский костюм похож на эвенкийский: тоже сделан из кожи, замши, меха, украшен вышивкой. Причем вышивка обычно идет по краям одежды и по швам, чтобы закрыть доступ к телу злым духам. Этому же должен способствовать и геометрический орнамент. От духов защищали всё, в том числе и дорогих покойников. Хоронили их поэтому на деревьях или столбах — вплоть до принятия православия в XVIII–XIX веках.
Представитель народа эвенов, Якутия.
НЕНЦЫ. ОЛЕНЕВОДЫ ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА Цивилизация и традиции у ненцев идут рука об руку. Тундра, болота и олени — это то, что было, есть и будет. Только на Ямале численность оленьих стад достигает полумиллиона голов. Но над чумом ненца может возвышаться спутниковая тарелка, а возле входа, помимо нарт, будет припаркован снегоход. Смартфоны в тундре теперь тоже не редкость — как иначе поддерживать связь с миром? Дети тундровых кочевников летом живут с родителями и помогают пасти оленей, а осенью уезжают в города и учатся в школах-интернатах. В чуме хозяйка — женщина. В ее ведении очаг, дрова для которого она собирает сама, а также поддержание нормальной жизни чума. В 2018 году российский реестр профессий пополнился еще одной — чумработница. До этого жен оленеводов, ведущих хозяйство, оформляли в совхозах «оленеводами третьего разряда». Это позволяло избежать преследования по статье за тунеядство (отменена в 1975 году), но стабильный заработок и соцвыплаты не гарантировало. Сейчас чумработницам положена даже некоторая минимальная зарплата. Сейчас ненцев около 40 000 человек, они распределились по всему Русскому Северу: Тюменской области (Ямало-Ненецкий АО), Архангельской области (Ненецкий АО), Красноярскому краю (Таймырский Долгано-Ненецкий район).
НАНАЙЦЫ (НАНИ). ПЛАТЬЕ ИЗ РЫБЫ Посмотрите на этот яркий наряд! Орнаментальное искусство нанайцев корнями уходит в неолит. Каждый узор имеет свое значение. По сути, одежда нанайца — это его карта мира, сумма всех знаний народа о традициях, природе, окружающих явлениях. Здесь и спираль — символ жизни, и зооморфные образы, с которыми ежедневно встречались охотники и рыболовы: зайцы, косули, птицы, ящерицы, рыбы, искусно вплетенные в узор. Двух одинаковых композиций в амурском орнаментальном искусстве найти невозможно. Река всегда кормила нанайцев. Поэтому в изготовлении одежды традиционно использовались не только шкуры зверей, но и рыбья кожа. Чаще всего сазана, муксуна, сома, кеты, горбуши, щуки, тайменя. На один халат уходило примерно 30–35 шкурок. Из рыбьей кожи делали также обувь, шапки и даже клей, которым проклеивали швы. Такая одежда хорошо защищала от ветра и осадков. Рыбью кожу и сегодня мнут в деревянных станках, но платья из ткани — в обиходе с XVII–XVIII веков. Правда, тогда достать сукно было сложно, и, если уж приезжали торговцы, нанайки меняли свои расписные халаты амири и штаны на ткань без раздумий. Сейчас нанайцы оседло проживают вдоль Амура и Уссури. В мире их — меньше 20 000 человек: 12 000 в России (в основном в Хабаровском крае) и 5000 — в Китае.
Девочка-нанайка, Хабаровский край.
БУРЯТЫ. ТАЙНЫЕ СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ Полусфера — небесный свод. А еще — плавные изгибы прибайкальских холмов и сопок и покатые стены юрты, в которых издавна жили буряты. Конус — это горы, чьи острые пики обрамляют Байкал. Некоторые из них довольно высокие — например, пик Черского достигает 2588 м. Круг с бусиной — солнце. Шелковые кисти, стремящиеся вниз, — животворящие солнечные лучи, а еще звезды, луна, дождь, снег. Догадались, что это за описание? Взгляните на девушку на фотографии и ее потрясающий головной убор.
В нем заключается сакральный смысл четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли. В традиции бурят запрещается бросать головные уборы на землю, перешагивать через них и относиться к ним небрежно. Шапки носили с детского возраста и снимали их только на ночь, ложась спать. В настоящее время буряты проживают на территории РФ: в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае и т. д. — 460 000 человек, а также в Монголии и Китае.
НИВХИ. ИЗБА — «КОСТЯНАЯ НОГА» Нивхи (устаревшее — гиляки) — одна из самых малочисленных народностей России. Они проживают на острове Сахалин и в Хабаровском крае. Всего их сейчас около 4500 человек. В древности нивхи селились по берегам рек, занимались рыболовством, охотой и собирательством. Земледелия не знали и даже считали его грехом, как пишет А. П. Чехов в своей книге «Остров Сахалин». Зимой жили в избах, как и многие другие народности. Спали для сохранения тепла на огромных нарах на несколько десятков человек, так как жили часто по несколько семей. Кроме того, у богатого нивха было много детей и не одна жена. Летние дома у нивхов необычные, это амбары на «курьих ножках» — сваях. Почему? Тому две причины. Первая — защита от наводнений, ведь климат в Приамурье нестабильный и реки нередко выходят из берегов. Вторая — защита припасов, также хранящихся в этих помещениях, в частности рыбы. Если пол не соприкасается с почвой, вентиляция лучше. Иногда летними жилищами были юрты. Характерный элемент народного костюма нивхов — халат. Его носили и женщины, и мужчины, и дети. Крой был одинаков для всех и напоминал кимоно. По краю шла кайма с волнообразным орнаментом. Наряд дополняли штанами, ноговицами и головным убором.
Мужчина народности нивхи, Хабаровский край.
ЭНЦЫ. ИСЧЕЗАЮЩИЙ НАРОД РОССИИ По ясачным документам 400 лет назад энцев числилось всего 1400 человек, а к XXI веку осталось вообще 200. Раньше их называли енисейскими самоедами. Это одна из самых малочисленных народностей России. Пока еще жив энецкий язык. На нем сейчас говорит человек сто. В ходу два диалекта: таежный и тундровый, так как издавна энцы кочевали родами. Одни роды жили на открытых пространствах, другие — в лесу. Диалекты настолько разные, что их носители понимали друг друга с трудом. Главный персонаж у энцев — олень. Его главное воплощение — бубен шамана. А главный праздник энцев — окончание полярной ночи.
|
Автор: | NewKitty [ 09 янв 2021, 15:01 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НЕГИДАЛЬЦЫ. ПОЙМИ НЕГИДАЛЬЦА «Листья падают» — рыба плещется. «Старик бегает» — заяц скачет. Охотник в лес идет — не смей говорить, что он медведя добудет. Подобные умолчания и иносказания для северного народа, живущего среди природы и от нее зависящего, — не редкость. Здесь есть Му (бог воды) и Подя (бог огня), Калгам (хозяин тайги) и итка (обычай). Да, негидальцы, живущие с давних времен по берегам рек Амгунь и Амур* на территории нынешнего Хабаровского края, уже давно знакомы с цивилизацией. Остались в прошлом шалаши из коры и платья из рыбьих шкур. Но палку, на которой был подвешен котелок над кострищем, воткнутой в землю не оставят и сейчас. Нехорошо. *Название народа происходит от слов «береговой», «прибрежный». Сегодня в мире негидальцев живет всего 600 человек, в том числе 522 человека в РФ.
УИЛЬТА. У НИХ НЕ БЫЛО ПИСЬМЕННОСТИ Скудную информацию о народе уильта сейчас можно найти разве что в музеях Сахалина. Уильта, или ороки, — один из трех коренных народов острова. Два других — нивхи и айны. В настоящее время уильта насчитывается не более 300 представителей, из которых только каждый десятый знает уильтинский язык. Последний вплоть до начала XXI века даже не имел письменной формы. Только в 2008 году ученые издали первый в мире уильтинский букварь. На создание алфавита ушло 15 лет. В основу легла кириллица. Традиции и быт уильта — общие для северных народностей. Испокон веков они занимались оленеводством, рыболовством и охотой. Сочиняли стихи и песни. Мастерили одежду с затейливыми орнаментами, писали картины на рыбьих шкурах, вырезали шкатулки из бересты. А вот письменности не было. И если бы не букварь, этот язык перешел бы в разряд мертвых. В 2020 году издана первая книга уильтинских сказаний.
Девочка народности ульта, которая уже практически полностью исчезла. Ульта проживают на северной части острова Сахалин.
Представитель малочисленного народа тофалары, проживающего в горах без дорожного сообщения с цивилизацией.
Женщина из рода старообрядцев семейских, Бурятия.
Женщина народности тази.
|
Автор: | HelgaKos [ 21 сен 2021, 23:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение |
Русский народный костюм. Проект «Красно-Кросно» https://www.perunica.ru/tradicii/10108- ... rosno.html Содержание: 1 Костюм женский праздничный «Троицкий» Нижегородская обл. 2 Костюм женский праздничный «Обряд» Брянская обл. 3 Костюм девичий праздничный «Девичья шупка» Рязанская обл. 4 Костюм молодой женщины «Обруга» Орловская обл. 5 Костюм женский праздничный «Сряда» Рязанская обл. 6 Костюм девичий праздничный «Большой девичий наряд» Архангельская обл. 7 Костюм женский праздничный «Наряда» Белгородская обл. 8 Костюм женский праздничный «Обряд» Брянская обл. 9 Костюм женский праздничный «Обряд» Курская обл. 10 Костюм женский праздничный «Обряд» Орловская обл. Проект «Красно-Кросно» — это видеоцикл о наследии подлинного народного костюма XIX в. из собрания Сергея Глебушкина. Проект подготовлен Ярославским отделением Российского фольклорного союза при финансовой поддержке Фонда президентских грантов в 2019 году. |
Автор: | HelgaKos [ 17 янв 2022, 23:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение |
Лучшие образцы русского костюма из коллекции Сергея Глебушкина. К некоторым костюмам, помимо фото и описания, есть видео (те, что из ссылки выше) с одеванием девушек в эти наряды https://www.culture.ru/materials/78263/ ... lebushkina |
Автор: | Luboslava [ 20 апр 2022, 08:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение |
Нашла цикл видео о костюмах Брянской обл. Проект "Потоканка"- лоскутное одеяло памяти. https://www.youtube.com/watch?v=-sQBq0aP7YE Здесь презентация проекта. https://www.youtube.com/watch?v=zKf2Z_xWHPg - часть 9 Вот здесь на канале "Народное Творчество" есть почти все выпуски. https://www.youtube.com/channel/UCc1l6S ... shelf_id=0 |
Автор: | Celicia [ 25 авг 2022, 21:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение |
Виртуальная выставка Ярославского музея-заповедника "Секрет шкатулки", посвященная резным холмогорским ларцам. https://yarkremlin.ru/visitors/virtualn ... shkatulki/ Обязательно посмотрите, это очень красиво. Фото увеличиваются по клику. |
Автор: | Celicia [ 08 янв 2023, 13:53 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На выставке "Собрание русской старины Н. Л. Шабельской" в РЭМ представлены не только предметы одежды и украшения, но еще и различные бытовые предметы в разных техниках. Сейчас покажу фото подзоров. Подзор - это декорированная кайма простыни для украшения кровати, старинный элемент интерьера крестьянского, мещанского или купеческого дома. Подзоры входили в приданое невесты. Самы красивый изготавливали для свадебной простыни, которую со всей утварью для убранства избы перевозили в дом жениха накануне свадьбы. Вышивка на свадебных подзорах содержит архаичные мотивы, связанные с идеей продолжения жизни. Это древо жизни, птицы, кони, олени, львы (барсы). Символику плодородия содержат растительные узоры и женские фигуры. Более поздние вышивки содержат развернутые сюжетные композиции со свадебной тематикой в реалистическом или метафорическом ключе. В первом случае изображали сцены гуляния, образы жениха и невесты, дам и кавалеров, во втором - сцены охоты или плавания на корабле, изображение волшебного пространства с фантастическими деревьями и цветами, мифическими животными и птицами.
Подзоры из Костромской губернии, XIX в.:
|
Автор: | Celicia [ 08 янв 2023, 14:22 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подзоры из Нижегородской губернии, XIX в.:
|
Автор: | Celicia [ 08 янв 2023, 14:39 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подзоры из Олонецкой губернии, XVIII в.:
Подзор из Олонецкой губернии, XIX в.:
|
Автор: | Celicia [ 08 янв 2023, 15:11 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подзор из Вологодской губернии, XVIII в.:
Подзор из Вологодской губернии, XIX в.:
|
Автор: | Celicia [ 08 янв 2023, 15:26 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение | |||||||||
Подзор из Архангельской губ., Шенкурский у., 1-я половина XIX в.:
|
Страница 20 из 20 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |