Ответить на тему  [ Сообщений: 392 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20  След.
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 апр 2012, 10:18
Сообщения: 1147
Откуда: Провиденс. Род-Айленд. США
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Elena замечателный сайт, спасибо за ссылку


21 апр 2012, 19:37
Профиль
Лидер раздела Куклы в Народных Костюмах
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 май 2011, 21:35
Сообщения: 3813
Откуда: Мытищи, МО
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Ещё ссылочка на описание костюма с картинками http://narjad.narod.ru/letjen.htm
Надеюсь, не продублировала.


26 апр 2012, 21:41
Профиль
Лидер разделов Дамы Эпохи и Куклы не из журналов
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:06
Сообщения: 2608
Откуда: Москва
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Не могу не упомянуть о белорусском костюме к выходу минчанки.
На территории Белоруссии исследователи-этнографы насчитывают более тридцати строев(костюмов),достаточно строго привязанных к определенной местности.И половина их них практически копирует польский строй.И неудивительно,немало местечек было раньше польской территорией.
Вот ссылка на основные виды костюма.Перетаскивать сюда эти фото не буду smile_04
http://nnm.ru/blogs/jumalanpojka793/tra ... belorusov/
С девушками более-менее понятно,носили они,как и полячки,свои разнообразные девичьи веночки и ленточки.А вот головной убор замужних женщин-намитка заслуживает отдельного описания.
Это головной убор рушникового типа,длинный кусок полотна,шириной от 27-28 до 60 см.И длиной от 2.5 до4.5 метров.Намитки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток.Иногда намиточное полотно было прозрачным почти как марля.Существовало множество способов завивания намиток,которые предписывались определенной местностью.При выходе замуж из девичьей косы девушке делали женскую прическу-волосы расчесывали и навивали на обруч из пасма льна,обшитый полотном.Сверху на эту прическу надевали чепец,фиксирующий волосы.Чепец плотно стягивался шнурком.Потом на этот чепец навивали намитку.А в некоторых местах на чепец или под него надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы.Свадебная намитка бережно хранилась женщиной и в конце жизненного пути являлась обязательным элементом похоронного облачения.
Но замужние женщины носили и различными способами завязанные платки,коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Добавлено спустя 23 минуты 55 секунд:
Вот так богата небольшая вроде Беларусь на народные строи. smile_23

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

01. Березинский
02. Березовский
03. Брагинский: территория Восточного Полесья, преимущественно юго-восточные районы Гомельской области
04. Буда-Кошелёвский: Поднепровье, преимущественно Буда-Кошелёвский, Гомельский, Речицкий районы
05. Быховский
06. Вилейский
07-08. Волковысско-Каменецкий: Понемонье: Волковысский, Пружанский и Каменецкий районы
09-10. Давыд-Городокско-Туровский: восток Западного Полесья: Туров, Давид-Городок и Столин
11. Дзукия: юго-восточная часть Литвы и северо-запад Беларуси
12. Дисенский
13. Домачевский: Западное Полесье: пгт Домачево, юго-запад Брестского и Малоритского районов (вдоль реки Буг), на территории Польши (околица г. Влодава) и в юго-западных районах Волынской области
14. Дубровенский: Подвинье (Витебская область), частично Смоленщина
15. Калинковичский: Восточное Полесье: Калинковичский, Светлогорский, Жлобинский районы
16. Кобринский: Жабинковский и Кобринский районы
17-18. Копыльско-Клецкий: Центральная Беларусь: Копыльский, Клецкий, Узденский, Несвижский районы
19. Краснопольский: Поднепровье: Краснопольский, Костюковичский, Климовичский, Хотимский, Чечерский, Чериковский районы
20. Лепельский: Подвинье: Лепельский, Ушачский, Чашницкий районы
21. Лунинецкий
22. Ляховичский: Центральная Беларусь: Ляховичский, Несвижский, Клецкий районы
23. Малоритский: Западное Полесье: Малоритский и юг Кобринского района
24. Могилёвский: Поднепровье: Могилёвский, Быховский, Шкловский, Славгородский, Рогачёвский районы
25. Мостовский: Понемонье: Мостовский, Щучинский, Зельвенский районы
26. Мотольский: Западное Полесье: небольшая территория Ивановского района (д. Мотоль, д. Тишковичи д. Осовница)
27-28. Мстиславо-Климовичский
29. Наровлянский
30. Неглюбский: Поднепровье: Ветковский, юг Красногорского и юго-запад Новозыбковского районов Брянской области России
31. Новогрудский: Понемонье: Новогрудский, Кареличский, Слонимский, Лидский районы
32. Островецкий
33. Пинско-Ивацевичский: Западное Полесье: Берёзовский, Ганцевичский, Дрогичинский, Ивацевичский и Пинский районы
34. Пуховичский: Центральная Беларусь между Слуцком и Осиповичами по берегам реки Птичь
35. Россонский
36. Слуцкий: Центральная Беларусь: г. Слуцк и окрестные деревни
37. Смоленский
38. Стародорожский
39. Турово-Мозырский
40. Шкловский

Добавлено спустя 37 минут 35 секунд:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

Ссылка на общие черты белорусских строев
http://www.coolreferat.com/%D0%91%D0%B5 ... 82%D1%8C=2


28 апр 2012, 09:06
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2012, 19:05
Сообщения: 30
Откуда: Москва
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Девочки, прошу прощения, может я не совсем туда пишу, но .... хочу сказать что есть замечательная книга "Традиционный русский костюм", тем кто заинтересован этой темой, эта книга будет прекрасным подспорьем в создании костюма, да и вообще интересной... Пишу, о ней потому что совсем недавно встретила ее на выставке, по приличной цене от издательства. Пару лет назад я ее видела в книжном магазине за 5-6 тыс., а тут всего 2800! Книгу можно заказать в издательстве.http://www.npilgrim.ru/

вот тут можно почитать о книге http://tradtextil.livejournal.com/50568.html и не только...

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

есть еще замечательная книга у этого издательства "Русский орнамент в вышивке"

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение

и еще планируется выход серии книг

Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение


Это не рекламма, это информация, надеюсь она кому-то будет полезна.


28 апр 2012, 10:28
Профиль

Зарегистрирован: 16 апр 2012, 22:54
Сообщения: 9
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Интересная коллекция кукол в народных костюмах с указанием региона костюма и времени. http://www.kukla161.ru/catalog/category/?c=4


30 апр 2012, 16:38
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 дек 2011, 23:14
Сообщения: 1800
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Друзья, а я со смолянкой! Простите, что немного забегаю вперед, но ведь интересно, к чему готовиться, и что вожделеть ближайшие две недели smile_27
Нашла, как мне кажется, прообраз костюма нашей куколки. Оказался он из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Там и мой любимый плиссированный сарафан, и бисерное украшение на шее, и сорока с красными веселушками. Длина сарафана 105 см, т.е. он принципиально полностью не закрывает ноги.
Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2а.jpg [ 28.9 Кб | Просмотров: 25001 ]

Некоторые детали покрупнее
Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2б.jpg [ 76.83 Кб | Просмотров: 25001 ]

Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2в.jpg [ 107.57 Кб | Просмотров: 25001 ]

Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2г.jpg [ 53.14 Кб | Просмотров: 25001 ]

Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2д.jpg [ 77.12 Кб | Просмотров: 25001 ]

Пллиссировка сарафана, на мой взгляд очень оригинальная деталь, и мне давно хотелось попробовать воплотить ее в кукольной одежде. Думала, мол, жалко, что у нас другой костюм. А теперь понимаю, что это просто ДеА так изобразил плиссировку, ну как торопецкий кокошник smile_07
Прочитала, что плиссировку делали, выкладывая на сложенное в складки изделие большие свежеиспеченные караваи хлеба. Некоторые предполагают, что не только вес и температура, но и кислота, содержащаяся в тесте, помогали в хорошей фиксации складок. А хранили (или гладили?) подобные сарафаны, сложив гармошкой, и оставив в подвешенном состоянии. Тогда подол своим весом выглаживал все складки
Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2е.jpg [ 53.92 Кб | Просмотров: 25001 ]

Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение Костюм 2ж.jpg [ 42.46 Кб | Просмотров: 25001 ]


05 май 2012, 01:15
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2012, 09:33
Сообщения: 219
Откуда: Рязань
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Tatakri, спасибо за исходник, будем готовиться! Глядя на воплощённые Вами наряды, сижу просто с глазами на мокром месте - очень хочется чего-то подобного!! Но вот как воплотить плиссировку в кукольном наряде, пока не очень себе представляю...


05 май 2012, 09:37
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 дек 2011, 23:14
Сообщения: 1800
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Rakita, мои предки переселились в Петербург в конце XIX - начале XX века именно из Смоленской области. Поэтому смоленский костюм для меня самый ожидаемый из первых десяти. В Смоленске я, правда, пока не была, но в планах есть. А деревни моих предков на настоящий момент уже не существуют, там, вроде, заказник какой-то.

По плиссировке. Для себя пока решала попробовать два варианта. Первый - самый легкий - найти в продаже подходящую плиссированную ткань. Второй - сделать плиссировку в домашних условиях, если не выйдет 1-й вариант. Вот, например, рецепт:
http://club.osinka.ru/topic-5704?&start=60


05 май 2012, 10:47
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2012, 09:33
Сообщения: 219
Откуда: Рязань
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Tatakri, я плиссировочные рецепты даже на реальных вещах всегда боялась пробовать - процесс кажется уж очень трудоёмким... Хотя с другой стороны, проверено множество раз: глаза боятся - руки делают)) А из готовых тканей единственное, что приходит на ум - гофрированные ленты, но они явно все капроновые и прозрачные.


05 май 2012, 15:20
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2012, 09:33
Сообщения: 219
Откуда: Рязань
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Я, конечно, понимаю, что далеко не все здесь этнографы, и более того - далеко не все стремятся воссоздать в кукле реальный образ того или иного костюма smile_23 Но всё-таки пользу коллекции "Куклы в народных костюмах" я вижу в первую очередь в том, что, несмотря на большое количество ляпов и оставляющее желать лучшего качество исполнения, эти куклы возрождают интерес к народному костюму, заставляют людей интересоваться, искать более полную и точную информацию, копать глубже, чем просто украшательство. В первую очередь это касается русского народного костюма: почему-то мы в последнее время полюбили играть в толерантность и считаем интерес и пропаганду всего русского национализмом, хотя не видим ничего плохого, например, в том, что татары воссоздают своё татарское, цыгане следуют своим цыганским традициям и т.п. Обвинения в шовинизме касаются почему-то только русских и русского... Ну это так, лирически о наболевшем. А по делу сказать я хотела вот что.

Я вижу и здесь, на форуме, да и вообще во всех сферах, касающихся русского костюма, большую путаницу в понимании того, какую роль в маркировке социальной принадлежности женщины (а не секрет, что в первую очередь костюм был своеобразным "паспортом" человека) играли волосы. Между тем их роль была очень и очень велика. Причём это правило действует во всех культурах, вспомните наряды мусульманок или миф о Самсоне и Далиле. Конечно, на уровне подсознания засел стереотип "русское=длинная коса", и это правильно, но не всегда, не во всех ситуациях. Поэтому тем, кому это нужно и интересно, предлагаю главу из энциклопедии Марии Семёновой "Мы - славяне!". Здесь информация далеко не полная, но по сути верная. Надеюсь, она окажется вам полезной smile_23 Если будет нужно - продолжение следует...


Женский головной убор

Мы уже видели, как легко было в древности определить по наряду девушки её возраст – совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет – об этом говорил в первую очередь головной убор.

До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки. Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» – девичий венец. Ещё его называли «увяслом» – «повязкой», от «вясти» – «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из богатых семей носили увясла из византийской парчи. Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5–2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже – из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Из-за этого некоторые учёные ХIХ века считали, что венки вошли в культуру славян только вместе с христианством (тем более что в христианской символике венкам придаётся особенный смысл). Однако археологические находки подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Кроме того, не во всех славянских племенах носили венчики из металлических лент. Например, девушки племени северян, населявшего современную Курскую область, предпочитали сделанные из серебряной проволоки с концами, расклёпанными трубочкой – для шнурка. А в тех местах, где славяне тесно соприкасались с финно-угорскими племенами, в славянских курганах нередко находят типично финские девичьи повязки, составленные из бляшек и металлических спиралек, нанизанных на нити рядами – по числу прожитых лет. Учёные объясняют эти находки заимствованием «моды» от дружелюбных соседей, а также большим числом смешанных браков.

Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос (подробнее об этом см. в главе «Коса и борода»). Совсем недавно его строго придерживались не только русские, но и украинцы, белорусы, гуцулы, болгары, чуваши, все группы татар, башкир, народы коми, ижора, мордва и другие. Покрывали волосы и женщины Скандинавии.

Иностранные писатели – современники древних славян, оставившие нам описание их обычаев, – упоминают, что жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался таким образом её мужем и господином. Действительно, одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней – «повой» и «убрус» – означают, в частности, «покрывало», «полотенце», «платок». «Повой» значит ещё «то, что обвивает». Вероятно, именно такой убор запечатлён на изображении древнерусской княгини, дошедшем до нас из ХI века. Судя по всему, сделан он из длинной – несколько метров – и достаточно широкой полосы белой материи, концы которой спускаются на спину. Аналогичный убор дожил до начала ХХ века кое-где на Украине и на западе Белорусии. Этнографы совершенно справедливо называют его «полотенчатым». А в русском языке сохранилось выражение «до повоя», имевшее смысл – «до замужества».

Другая разновидность головного убора замужней – кика. В древнерусском языке одним из значений этого слова было «волосы на голове», похожий смысл и поныне сохранился за ним в некоторых славянских языках, тогда как у нас оно стало обозначать скорее «то, что волосы прикрывает». А отличительной приметой кики были… рога, торчавшие вверх надо лбом.

Дело в том, что, согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой. Главным образом бычьи (турьи). Бык-тур, посвящённый Богу воинов – Перуну, был символом в первую очередь мужским, и рога обозначали мужское начало – способность уберечь, защитить от опасностей как реальных, так и волшебных. Женщине, особенно молодой матери, это было жизненно необходимо. Достаточно упомянуть, что даже в начале ХХ века недавно родившая женщина, выходя из дому, брала с собой… рогатый ухват. Той же цели служили и матерчатые, на берестяной или стёганой холщовой основе, рога её кики. Другой идеей, «заложенной» в эти рога (и тоже связанной с быками и коровами), была идея плодородия, продолжения рода. Ещё в конце ХIХ века в некоторых деревнях женщины, достигшие старости, меняли рогатую кику на безрогую или вовсе переставали её носить, ограничиваясь платком. В христианские времена священники стремились не допустить женщин в рогатых киках к причастию и вообще в церковь, вполне справедливо усматривая в этом следы языческой веры.

Тем не менее кика, как и повой, очень долго была одним из «синонимов» замужества. Невеста перед свадьбой, по обычаю изображая нежелание уходить из родительского дома (подробнее об этом см. в главе «Свадьба»), в своей песне-плаче описывает кику как злое, страшное существо, вставшее на дороге:
…больно страшно показалося,
ужасно да приглянулося:
на мосту-то на калиновом
сидит старая кика шитая…
…отгоните вы кику белую
со пути со дороженьки!

С древнейших времён, по всей видимости, существовал как бы промежуточный между девичьим и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Сохранившийся на Русском Севере, он носил название «плачея».

Женщины-славянки в древности не носили шапок, считавшихся, как мы уже видели, мужской принадлежностью.

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли. Такой способ, как пишут учёные, сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое-где в России еще в начале ХХ века. «Не следует думать, что у этих женщин болят зубы», – комментирует свой документальный рисунок этнограф.

Разница между девичьими и женскими головными уборами оставалась даже тогда, когда стал исчезать традиционный костюм. Например, в 30-е годы ХХ века, когда в Москве уже прокладывали метро, замужние женщины Калужской области всё ещё завязывали углы своих платков «двумя концами», а девушки, напротив, пропускали угол платка через завязанные концы…


08 май 2012, 11:29
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 мар 2012, 16:34
Сообщения: 1234
Сообщение Re: Куклы в народных костюмах №9 Кукла в праздничном костюме Смоленской губернии
Plyushka писал(а):
Куклы в народных костюмах №9
Здравствуйте!Нашла ссылку,не знаю,в какую тему лучше вставить-хороший сайт про народные костюмы разных областей,здесь и смоленский есть.http://www.history-ryazan.ru/node/368?page=0%2C0 Такое впечатление,что Деа не с историками советовались при создании кукол,а просто недолго полазили в интернете,очень уж куколки повторяют интернетные фото.


14 май 2012, 20:02
Профиль
Лидер раздела Куклы в Народных Костюмах
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 май 2011, 21:35
Сообщения: 3813
Откуда: Мытищи, МО
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Сама долго мучалась в какой теме лучше разместить эту информацию... smile_08 Решила сюда!
Есть замечательный мастер-кукольник Nothing Sapiens (Тимур Зелеев). Хочу представить вам его серию кукол Нени Хезине, это маленькие привидения, хранящие дух старых Казанских улиц (соответственно в татарских национальных костюмах). http://pay.diary.ru/~mydollsandarts/p16 ... ?oam#more1
http://mydollsandarts.diary.ru/p176442731.htm?oam#more2
Думаю, всем заинтересованным в истории костюма, будет интересно почитать! Да и сами куколки - очаровательны! Скоро-скоро Айрат переедет жить ко мне smile_04


Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение 595f3fe0875fc4cbc8f0abd92feab5bb.jpg [ 67.21 Кб | Просмотров: 24676 ]
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение 9fb589d1b2783079761cd4a25d977bfa.jpg [ 28.98 Кб | Просмотров: 24676 ]
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение b53ea0a1bc466786c6797bf1b1a0b056.jpg [ 97.86 Кб | Просмотров: 24676 ]
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение 0_8071d_4000da11_L.jpg [ 29.25 Кб | Просмотров: 24674 ]
16 май 2012, 11:11
Профиль
Лидер раздела Куклы в Народных Костюмах
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 май 2011, 21:35
Сообщения: 3813
Откуда: Мытищи, МО
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Кажется, такой ссылочки у нас ещё не было. Если дубль - пардон! smile_04
http://cyrillitsa.ru/posts/275-vstrecha ... ezhke.html


Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение 1320245357_15.jpg [ 25.91 Кб | Просмотров: 24484 ]
21 май 2012, 21:16
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 июл 2011, 22:43
Сообщения: 680
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
В майском номере журнала "Караван историй" очередной проект фотохудожника Екатерины Рождественской "Хоровод". Знаменитости в русских народных костюмах(используются как реальные костюмы, так и их копии). Сканы этого номера я пока не нашла, может, кто сам журнал уже купил. А вот предыдущий "Хоровод" в одном из прошлогодних выпусков можно посмотреть здесь: http://www.liveinternet.ru/users/spbmaks/post194342853/ Самая важная для нас фотография в связи с предстоящим выходом куколки - телеведущая Екатерина Андреева в свадебном костюме воронежской губернии.


21 май 2012, 22:13
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 23:55
Сообщения: 1235
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
KisaZaikovna, забавные картинки smile_23 Только вот мне кажется, что куколку нам предложат с тем головным убором, что на фотографии после слов "И еще несколько фоток с костюмами" (я ужасно серая, и не знаю, кто это).

Ой, еще хотела добавить насчет своей ссылки несколькими постами выше - конечно, оригинал кроя не по ссылке, а на Сезоне, и, кажется, Tatakri показывала его раньше.


21 май 2012, 22:27
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 23:55
Сообщения: 1235
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Нашла еще интересную ссылку (вроде бы еще не было): http://www.liveinternet.ru/users/hedgeh ... 216152560/
Девичьи и женские головные уборы центральной России из собрания Рязанского музея. Крупные фотографии, хорошо видны детали. Есть ссылка на основной дневник, откуда это цитировано, но там требуется регистрация на Ли.ру.

А смоленскую сороку почти нигде не показывают...


22 май 2012, 18:33
Профиль

Зарегистрирован: 08 май 2012, 09:49
Сообщения: 54
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
подборка кавказких костюмов http://www.elbrusoid.org/forum/forum176 ... ?PAGEN_1=2
ждем осетинку....


25 май 2012, 18:48
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 23:55
Сообщения: 1235
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Оставлю еще несколько ссылок по поводу петербургского (и не только) костюма простых людей.
http://www.runivers.ru/gallery/photogal ... ?PAGEN_1=9 фотогалерея 1850-1950 гг. Можно выбрать время, фотографа и место съемки. Много пейзажей, но люди в костюмах тоже встречаются.
http://emsu.ru/lm/cc/d1.HTM#19 - М.В.Добужинский, "Петербург моего детства". Воспоминания художника. Очень живая зарисовка, описан разный рабочий люд.
http://schwarzze.livejournal.com/277311.html - про кормилиц и молочниц на фотографиях и рисунках. Да и вообще этот человек пишет много интересного.


25 май 2012, 22:23
Профиль
Лидер раздела Куклы в Народных Костюмах
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 май 2011, 21:35
Сообщения: 3813
Откуда: Мытищи, МО
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Инфо по нашей воронежской красавице:

Интересные ссылочки:
http://www.showbell.ru/blog/archives/4689
http://avega.net.ua/avega/index.php/byl ... ostym.html
http://vipvrn.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0% ... %B3%D0%BE/

И немного текста... из учебного пособия! smile_08
Содержание учебного пособия “Традиционный крестьянский костюм
с. Россошки Воронежской губернии конца XIX - начала ХХ веков”


Автор Стефаненко Т.В.

Цель работы: возрождение русского костюма, песен, обрядов, собранных в фольклорно-этнографической экспедиции в с. Россошки Воронежской области.

Задачи:

1. Приобщить учащихся к культурному наследию Воронежского края.

2. Найти сохранившиеся традиционные костюмы конца XIX - начала ХХ веков воронежских крестьян.

3. Изучить ансамбль женского костюма и отдельные его детали.

4. Попытаться восстановить крестьянские костюмы на основе современных материалов по собранным нами описаниям.



В 1998 г. ученики гимназии побывали в селе Новая Ольшанка, где познакомились с самобытностью местного традиционного костюма. Для того чтобы продолжить изучение крестьянского костюма Воронежской губернии, летом 1999 г. мы отправились в с. Россошки Репьевского района Воронежской области, где по известным нам сведениям существует фольклорный ансамбль, участницами которого являются жительницы села. Они сохранили старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Наша встреча с участницами ансамбля была очень теплой, дружеской, приветливой.

Солистка ансамбля Савина Е.В. (1936 г.р.) и остальные участницы: Чернышова М.С. (1936 г.р.), Золотарева П.П. (1935 г.р.), Гончарова М.Е. (1933 г.р.), Лестникова О.П. (1935 г.р.), Степанова Е.И. (1940 г.р.) рассказали об истории создания их ансамбля, обычаях и традициях села. Они помнят от своих матерей и бабушек старинные обряды, песни и костюмы.

Во время нашей экспедиции нам удалось услышать и записать песни с. Россошки и подробно познакомиться с деталями крестьянского костюма женщин. Сравнивая костюмы с. Россошки и с. Новая Ольшанка, мы увидели большие различия не только в деталях костюма, но и в его изготовлении и назначении. В с. Новая Ольшанка девушка готовила себе свадебный костюм с детства сама, а в с. Россошки наряд готовился непосредственно перед свадьбой. В этом оказывали помощь и мать, и лучшие подруги, и золовки, и даже будущая свекровь.

Несмотря на то, что села расположены недалеко друг от друга в одной губернии, мы хотим показать отличия и сходства в элементах крестьянских костюмов сел Новая Ольшанка и Россошки.

Рубаха
В отличие от рубахи с. Новая Ольшанка россошинских рубах было около 11 видов - из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д.

Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Мода на рубахи в с. Россошки менялась каждый день по договоренности подружек. На первый день с мушками, на другой - с перетканками и т.д. Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха “дурочка” - была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи ”блошницы” - это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью, особенно в то время, когда свирепствовал тиф.

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, неприталенная кофта “кундя”. По фасону она напоминает жакет.

Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Понёва
Понёва - поясная одежда замужних женщин, надевавшаяся поверх рубахи. Как и во всей Воронежской губернии, понёва ткалась из грубого шерстяного полотна черного цвета в клетку. В отличие от рубах, понёвы ткались из толстых нитей, которые назывались пасма (7 пасм - толстая нить на поневу, 12 пасм - тонкая нить на рубаху). Даже в песне упоминалось об этом:

“Двойник рукава,

Двойник рукава,

И пятушка сюды,

И сямушка сюды…”

Длина понёвы по щиколотку, а ширина (пышность) зависела от зажиточности крестьян. Чем богаче была крестьянка, тем большее количество полотнищ сшивалось в понёву (от 6 до 18).

“Обкладывают” (украшают) понёву лапочками и прозументами. Прозумент - это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) - шленка.

Россошинских женщин можно было отличить по синей клетке на понёве. Позже красный цвет вытеснил “россошинскую моду”.

Девушка носили сарафаны и сатиновые юбки, а женщины - понёвы. Причем праздничные украшались, а будничные были “чистыми”.

В отличие от костюма с. Новая Ольшанка подъюбники под понёву не надевали, а вместо них носили рубахи с подставкой. Она была важной деталью, поэтому на свадьбу в подарок свекровь могла подарить невестке подставку к рубахе.

“Сыпь сыпется

Пока юбка сымется.

Понёва оденется,

Воля переменится…” - В селе на празднике пели такую частушку.

Фартук-завеска
Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Но обязательно верхняя его часть почти до половины одного цвета, основного. Выбирали цвета фартука под настроение, и мода менялась каждый день, как и на рубахи: сегодня надевают синий фартук, завтра зеленый, послезавтра желтый. Эти цвета, кроме настроения хозяйки, ничего не отражали. По низу к фартуку пришивалась полоска красивого белого кружева.

По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука - завеска, потому что фартуки как бы “завешивали” поневу, чтобы она не рвалась. Фартуки имели еще одно назначение: плотная материя сшивалась впереди и прикреплялась на поясе своеобразным мешком (дерюжечка), что позволяло носить в подоле детей. Поэтому фартуки - не просто украшение, а необходимая деталь в будничной жизни крестьянки.

Пояс-покромка
Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками. Покромка - это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка “завязывалась”, вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Как и в с. Новая Ольшанка, лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян.

Край покромки украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток. В середине покромку расшивали с обеих сторон тесьмой разных цветов.

Головной убор
Платки носили только девушки до замужества. Из-за того, что в селе любили каждый день наряжаться по-разному, платки тоже были разных видов: рябые, красные, белые, астаметовые (заграничные) красные с кистями. Расцветка платков различная, например, на одном серединка была черная, а краешки, котлёнка - оранжевые.

Рябые платки символизировали черную землю, т.к. фон был черный с белыми крапинками. О таком платке говорили: “По черной земли с пьявками”. На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

Женщины носили сороки со шлыками. Шлык (шлычка) - это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками. Основной цвет шлыка - красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы. Волосы не должны торчать из-под головного убора, так как это было не принято.

Для придания красоты лицу на висках под шлык “подтыкали” косицы - пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

Перед венчанием, после расплетения косы, девушке надевали женский головной убор - сороку. Сорока (кичка) - головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову последовательно. Состояла из “подзатыльника”, “наволосья”, мягкой холщевой шапочки, на передней части которой укреплялось возвышение в виде подушечки. К “подзатыльнику” нашивалось множество разноцветных лент. Цвет сороки - красный с украшениями. Про головной убор в селе пели:

“… Шапка ушиста,

Кругом гарушиста…”

Нагрудные украшения
Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто - женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза.

Обувь
Из обуви селяне любили носить чуники - плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги одевали гетры, которые вязали из ярких нитей разнообразными узорами.

Так как женщины в селе Россошки каждый день одевались в зависимости от своего настроения, они могли вместо чуников надеть лапти с онучьями. Онучья - это ткань из грубого белого холста, которой оборачивали ноги в лаптях.

Говорят, что “встречают по одежке…”, поэтому одежда - не просто вещь, на которую некоторые не обращают внимания, а, наоборот, - часть внутреннего мира человека. В традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды. Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение. Поэтому мы стремимся возродить традиционные костюмы Воронежской губернии и познакомить с ними наших современников. Возрождая русские народные традиции, мы еще глубже познаем историю родного края. Костюм говорит о внутреннем духовном содержании людей, об их характере, привычках, взглядах. Так, например, костюм села Новая Ольшанка отражает внутренний мир тех людей, что живут в этом селе. В сравнении с костюмом села Россошки традиционная одежда очень отличается, несмотря на то, что это села одной губернии, одной области. Люди с. Россошки в своих костюмах легки характером, открыты, общительны, непосредственны, и их костюм такой же яркий, красивый, веселый.


Фото:
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение voronezh3.jpg [ 38.91 Кб | Просмотров: 24206 ]
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение
Куклы в народных костюмах – История костюма и культура края. Ссылки, фото, обсуждение voronezh81.jpg [ 25.87 Кб | Просмотров: 24206 ]
28 май 2012, 21:58
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2012, 23:55
Сообщения: 1235
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение
Чтобы не потерялось - монгольский костюм: http://www.liveinternet.ru/users/veralex/post218708527/
С ума сойти, какие штуки
Ой, прикручу сюда еще подборку скандинавских костюмов: http://www.liveinternet.ru/users/spbmaks/post209444087/ Кто там хотел норвежский бюнад?


Последний раз редактировалось autumnalis 04 июн 2012, 22:27, всего редактировалось 1 раз.



04 июн 2012, 22:02
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 392 ] 
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20  След.


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений КОНКУРС: Лето!Ах, лето!! Обсуждение

[ На страницу: 1 ... 13, 14, 15 ]

в форуме Обменник - Кукольная миниатюра

leonidovna

284

348505

01 авг 2015, 12:39

repLIka Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Конкурс "Летний" - номинация "Малый масштаб" - фото, 1-й тур

в форуме Модели Автомобилей - Конкурсы

autosssr

19

42093

21 июн 2019, 23:05

NapayalNikz Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Как "лечить" фото

в форуме Обо всем

сверчок

16

49134

14 дек 2010, 22:22

AMG55 Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений КОНКУРС: Лето!Ах, лето!! ФОТО

в форуме Обменник - Кукольная миниатюра

ArinaDoll

18

55663

04 июл 2015, 04:15

Inturist Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Конкурс "Автосезон" 1:43 - обсуждение

[ На страницу: 1, 2, 3 ]

в форуме Модели Автомобилей - Конкурсы

autosssr

59

19886

09 янв 2024, 13:33

Leo653 Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Laker, strek2013, Yandex [Bot], ymr1

виктори от деагостини, Лоскутное Шитье цена, энергия камней цена, робот шпион подписка
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:
Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2022 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru