Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio http://nacekomie.ru/forum/ |
|
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=23177 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Karmen [ 11 май 2016, 15:18 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Численность в России на рубеже XIX-XX вв. - более 660 тысяч человек Место проживания в России в конце XIX века - Гродненская губерния (сегодня территория относится к Республике Беларусь, Польше, Литве, Украине)
Костюм свахи (г.Малорита, Гродненская г-ия) |
Автор: | Irida [ 13 май 2016, 08:31 ] | |||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||
А вот еще удалая сваха из книги Михася Романюка, Повитье(Кобринский район, середина ХХ века).
|
Автор: | Celicia [ 13 май 2016, 09:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Район хоть и Кобринский, а строй все равно малоритский |
Автор: | Irida [ 13 май 2016, 09:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Это всего лишь костюм свахи. А он , по всей видимости, общий на два соседних района, Кобринский и Малоритский. |
Автор: | Celicia [ 13 май 2016, 09:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Да нет, просто территория районов и территория распространения строев совпадают не полностью. |
Автор: | Irida [ 13 май 2016, 10:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Малоритский строй охватывал сам одноименный район и южную часть Кобринского. Все честь по чести. А в моем личном понимании это , как бы больше обрядовый костюм. В частности, об этом говорят узоры "глазки" на фартуке и рубахе свахи, напоминающие о том, что она должна смотреть за всем, что происходит на свадьбе, так сказать, во все глаза. Головной убор "коробочка", украшенная "рожками", то есть, пучками ярких перьев и безошибочно указывающая на деятельность хозяйки. Ну и как же без тяжелой юбки-"бурки" с цветными ткаными полосами и складками, зафиксированными с помощью горячих хлебов, характерной принадлежности малоритского строя. |
Автор: | Celicia [ 13 май 2016, 11:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Ну ладно, начнем, благословясь На территории Гродненской губернии были распространены шесть разных строев: Домачевский, Кобринский, Мотальский, Малоритский, Волковысский и Мостовский. Первые четыре относятся к Западному Полесью, последние два - к Понеманью. Отрывки из книги Михася Романюка (Раманюка, если по-белорусски) «Беларускае народнае адзенне», Минск, "Беларусь", 1981 год. Перевод мой "Среднеконтинентальный климат белорусского края требовал относительно теплой и закрытой одежды. Материал для него давало местное сырье – лен, реже конопля, в натуральном и полунатуральном сельском хозяйстве – шерсть, сотканные в домашних условиях, на кроснах. Красили природными красителями – настоями трав, коры, листьев и шишек деревьев, болотной железной рудой. Льняную ткань, которая шла на рубахи, фартуки, головные уборы, не красили. Белое полотно украшали обычно красным геометрическим орнаментом, вытканным или вышитым. В древности красный цвет символизировал жизнь, а нанесенный орнаментом на воротник, нагрудный разрез, рукова, низ одежды служил оберегом. Он же играл существенную композиционную роль, объединяя части одежды в художественное целое. Полихромность присуща суконным и полусуконным поясной одежды, а также поясу. Тут вышивка почти отсутствует, а тканый узор отличается сочностью цветов, смелостью их сочетаний – красный, зеленый, синий, белый. Смело используются в украшении костюма природные серебристые оттенки льна и шерсти. Со второй половины XIX в. с появлением анилиновых красителей и фабричных ниток палитра цветов дополнилась оранжевым, фиолетовым, голубым, малиновым, ярко-зеленым. Традиционный комплекс мужской одежды состоял из полотняной рубахи, штанов, жилета. Рубаху носили навыпуск, подвязывали поясом, ноги обкручивали онучами, обували лапти, кожаные постолы, позже – боты. Головным убором была соломенная шляпа или валяная «магерка». Довершала ансамбль кожаная сумочка-«шабета», которую подвешивали через левое плечо или на пояс. Мужской костюм украшен скромно. В нем преобладал белый цвет, декор располагался на воротнике, разрезе рубахи и в первую очередь – броском и заметном разноцветном поясе с кистями. Особенно высоким полетом фантазии и мастерства отличается женский белорусский народный костюм. Его самобытность – это самобытность национального костюма белорусов в принципе. Так, важнейший предмет одежды – рубаха, которую носили в любом возрасте, при любом социальном и семейном положении, в будни и праздники, - вобрала в себя, как в фокусе, характерные конструктивные приемы и декоративные принципы белорусского костюма. В зависимости от кроя в женской рубахе выделяют три основных типа: туникообразная; с прямыми плечевыми вставками; с кокеткой. У отложного воротника, реже стойки, ткань присобиралась вокруг шеи, а спереди воротник завязывался красной ленточкой или застегивался на булавку или пуговичку; присобирался к манжете и низ рукава. Наибольшее внимание уделяли украшению рукавов, что связано с художественной тектоникой и пластикой костюма, а также с верой в магическую силу красного ромбического орнамента, который будто бы защищал руки от злых духов, придавал силу, необходимую в работе. Разнообразна поясная одежда белорусских женщин: многие виды юбок (андарак, полотняник, саян, летник), паневы, фартуки. Их кроили из нескольких прямоугольных полотнищ и богато украшали. Декоративный рисунок юбки и паневы – клетка, продольные или поперечные полосы в красных, сине-зеленых или серебристо-белых тонах. Композиционно-орнаментальное решение фартука соответствовало решению рубахи и приводилось в гармонию с ней. Кроме того, фартук украшался кружевом, бахромой и был заметным элементом костюма. В женский, особенно праздничный, наряд входил также «гарсэт». Обычно он выглядел как короткая безрукавка, которая плотно облегала стан и делала фигуру стройной и женственной. Шили «гарсэт» преимущественно из фабричных тканей (бархат, парча, шелк) черного, голубого, малинового цвета, кроили с глубоким вырезом ворота и баской понизу, которая оформлялась оборками или клиньями, украшали нашитыми лентами, тесьмой, пуговичками. Обязательным элементом комплекса был разноцветный, обычно с красно-зелено-белым орнаментом, пояс – тканый, плетеный или вязаный, с кистями, бахромой или помпонами. Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения женщины. Традиционная прическа девушек – одна или две косы с вплетенными косниками, а головные уборы – перевязки вроде узких полотнищ («скиндачка», «шлячок»). Замужней женщине не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Отсюда большая сложность и разнообразие головных уборов. По своей конструкции она подразделяются на полотенчатые («намитка», «сярпанка», платок), рогатые («головочка», сорока, «рожки»), чепцовые («каптур», чепец). Самый распространенный и самый особенный убор – намитка. Она разнообразными способами обкручивалась вокруг головы на специальном каркасе, концы ее красиво драпировались на спине, а женский силуэт приобретал исключительную статность и величавость. Повседневной обувью у женщин были лапти, праздничной – кожаные постолы и черные хромовые ботиночки. Верхняя одежда у мужчин и женщин различалась мало. Ее шили из валяного некрашеного сукна (свита, сермяга, «латушка», бурка, «бурнос»), овчины (кожух, кожушок, «казачина»). Декоративностью в большей степени отличались праздничные свиты и кожушки, которые искусно кроили, украшали шнуром, аппликацией, вышивкой. Кожухи и кожушки были белые недубленые, позже – красно-охристые дубленые. Костюм белорусов конца XIX –начала XX в., своеобразной зеркало многовековой жизни народа, все его формы не были однородными, как не было однородным само селянство, расслоение которого на богатых и бедноту шло в этот период весьма интенсивно. Рост товарно-денежных отношений, массового отходничества, проникновение в деревню промышленных изделий размывали «жанровые» границы традиционного народного костюма. Как раз на пике своей классической уравновешенности он начал переживать значительные изменения. Да и внутренние законы самого искусства вызывали дальнейшие сдвиги, обновление эстетических оценок. Мощное влияние городского костюма с его тенденцией к упрощению и универсализации форм, широкое использование искусственных красителей с его тенденцией к полихромности и расцвечиванию тканей и прочее пророчили коренное изменение народного костюма. Однако из-за отсталости материальной базы, низкого уровня жизни такие изменения произойти не смогли. Только после Октябрьской революции, которая неузнаваемо изменила все сферы жизни, народная одежда белорусов вступила в качественно новый этап развития. Одни виды и составные части одежды вышли из употребления, а те, что сохранились, и возникшие стали удобными и отточенными. Наряду с льняными и шерстяными тканями распространились хлопковые, шелковые и др. Появились неизвестные ранее материалы, способы украшения. И мужской, и женский костюм стали богатыми, разнообразными, созвучными времени. В 20-30-е годы XX в. многоцветье и яркость красок расширили область бытования на рубахи, фартуки, платки. Цветовая гамма одежды сделалась пестрее, сочетания цветов – смелее. Вместо чистых и глубоких оттенков начали применять переходные. Терялась семантика традиционного для Беларуси геометрического орнамента, все большее место отводилось растительным узорам. В строгую геометрию узорчатых тканей и вышивок врываются мотивы под названиями «ружы» (розы), «валошкi» (васильки), «незабудкi», «званочкi» (колокольчики), в кое-где появляются стилизованные изображения голубков, павлинов и прочие зоологические мотивы. Используя цветовые нюансы, мастерицы добиваются цвето-светотеневого эффекта, и к середине XX в. обозначается новый этап в развитии художественных средств белорусского народного костюма: плоский рисунок приобретает иллюзию объема. Соответственно тому, с чем носили рубаху (а в середине XX в. блузу) в летнем женском костюме, выделяются четыре основных комплекса: с юбкой (андарак, полотняник) и льняным фартуком; с юбкой (андарак, полотняник), льняным фартуком и «гарсэтом» (носили его и отдельно); с юбкой (саян, андарак), к которой пришит лиф-«гарсэт», и льняным или ситцевым фартуком; с паневой (типа плахты или фартука-запаски), суконным фартуком, «гарсэтом» и поясом. Первые два комплекса известны по всей Беларуси, два других – в восточных и юго-восточных районах. Каждый из них по-своему отражает эволюцию костюма от древней, некроеной одежды из прямоугольных полотнищ ткани к утонченным формам с богатой «инкрустацией» оборками, складками, вытачками, швами. В каждом также отпечатались особенности быта определенных историко-этнографических регионов, таких, как Западное и Восточное Полесье, Приднепровье, Центральная Беларусь, Понеманье, Наддвинье. Комплексы имеют ряд разновидностей, которые воплощают стилистические принципы народного творчества в тех или иных уголках Беларуси. Это локальные разновидности и выделяются как отдельные территориальные строи. Они различаются только отдельными элементами костюма, характером украшения (техникой выполнения орнамента, его сюжетом, мотивами), колоритом, а также способами ношения частей костюма. Географические границы строев выражены не резко, поскольку в разные времена менялись и зависели от уровня социально-экономического развития местности, природно-климатических условий, которые влияли на дифференциацию хозяйства, административного, церковного и частновладельческого деления территории, контактов с населением других национальностей и т. д." |
Автор: | Celicia [ 13 май 2016, 16:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
"Западное Полесье. Белорусское Полесье – неповторимый в природном и этнографическом отношении край – край песен и сказок, легенд и преданий, а костюм его – жемчужины белорусского народного искусства. Тут сохранились полные прелести и мудрости народные уборы, сама традиция одеваться в самодельную, художественно украшенную одежду. Именно в Полесье локализуются художественные особенности явлений, неизвестных в других местах Беларуси. Так, только на Брестщине встречается тяжелая шерстяная юбка – «бурка», только тут еще в 30-50-е гг. нашего века молодухи накручивали «акалястые» (вышитые по краям) намитки – платы, а свахи на свадьбе наряжались в «рожки» или «кветки» – головные уборы с пучками крашеных перьев. Кобринский строй отличается монументальностью и классической завершенностью форм, виртуозной разработкой орнамента, величием и стройностью (благодаря льняной намитке) женского костюма. Пинско-Ивацевичскому строю присущи простота форм, чистота линий и силуэта. Мотальский строй выступает вариантом Пинско-Ивацевичского. Отличается белизной и тонкостью холста, сдержанностью орнамента. Домачевский строй интересен стройностью и выразительностью приталенного силуэта, красочно-мажорной насыщенностью колорита. Малоритский строй примечателен архаичными элементами костюма и головных уборов, масштабностью пропорций, скульптурной ясностью ансамбля. (выделение мое - Celicia) Восточное Полесье. Богатством средств художественного оформления костюма, разнообразием старинных и современных форм Восточное Полесье не уступает Западному. По образно-пластическим особенностям оно близко Центральной Беларуси и Приднепровью. Калинковичский строй – одна из вершин искусства белорусского народного костюма. Он торжественно-живописный и в то же время сдержанный, зачаровывает мягкой поэтичностью и утонченностью вкуса. Брагинский строй богат разнообразными формами поясной одежды и шейных украшений, использованием растительных узоров в орнаменте. Турово-Мозырский строй характеризует состояние национального костюма середины XX в. В нем много современных форм из ситца, сатина; цветовой гамме костюма присуща полихромность, вышитые гладью растительные узоры, создающие иллюзию объема. В Давыд-Городокско-Туровском строе раскрываются архаичные черты костюма местных уроженцев. Своеобразную фантастичность и представительность ему придавали оригинальные головной убор «головочка», «гарсэт», охваченный широким поясом, длинная юбка «сукня», сложные съемные украшения. Приднепровье. Крупный водный путь по Днепру, этнографическое соседство трех братских народов – белорусов, русских и украинцев, взаимное обогащение культур способствовали появлению в Приднепровье смешанных типов костюма. Тут закрепились также неизвестные в других регионах техники узорного ткачества (закладная), вышивки (ажурная вышивка, тамбурный шов), прием «морщения» (собирание ткани в гофрированные складки). В орнаменте встречаются мотивы древа жизни, пальметты; вышивка красного или красно-черных цветов соседствует с ахроматической гаммой белого или черного узора на серебристо-белом фоне полотна. Могилевский строй, в котором было два комплекса (рубаха, юбка и фартук; рубаха, юбка, фартук и «гарсэт»), украшен скромно и просто. Живописно повивались намитки и домотканые платки. Буда-Кошелевский строй отличается белым или черным цветом вышивок, интенсивной гофрировкой, ажурной вышивкой. Широкие рукава рубахи, недекорированный черный «гарсэт» создают эпичный и выразительный силуэт костюма. Краснопольский строй притягивает богатством композиционно-орнаментальных решений. Рубахи в нем кроились обычно с кокеткой, комплекс с юбкой и пришитым лифом напоминает сарафан. Неглюбскому строю присущи комплекс с паневой (типа плахты), общее впечатление от которого – дородство и стать. В девичий убор входила поясная «калышка», головной убор «кубак». Центральная Беларусь. В центральнобелорусских строях ярче всего выявляется сдержанность и поэтичность национального костюма. Народные мастера чураются, избегают внешней эффектности и импозантности изделий, стремятся к внутренней цельности, готической монументальности и тонкой выразительности ансамбля. В Пухавичском строе отображаются классически-традиционные принципы художественного решения костюма Центральной Беларуси: стройность и некоторая вытянутость линии фигуры, скупой, но содержательный декор. Гармоничную уравновешенность Копыльско-Клецкому строю придавали красный чепец, зеленый или темно-синий «гарсэт», радужные переливы андарака, простота и ясность орнамента. Образная система Слуцкого строя – в больших, как аистиное гнездо, головных уборах (замысловато накрученный платок), длинных черных «гарсэтах», в почти полном отсутствии тканого узора и вышивки. Вышивка не играет большой роли и в Вилейском строе, где народные мастера как можно полнее использовали природные свойства льна, сукна или покупных тканей. Заметными частями костюма тут были бархатный или шелковый чепец и суконный «бурнос». Ляховицкий строй поражает оригинальностью и живописностью женских головных уборов («подвичка», намитка или платок, украшенная пучками зелени, букетами цветов), сочными и насыщенными цветами андараков и юбок-выбиванок, разнообразными шейными, нагрудными и наспинными украшениями (бусы, ленты, образки). Понеманье. Костюм Понеманья имеет много общего с центральнобелорусским. Наблюдается склонность, особенно в поясной одежде, к зеленому и васильковому цветам. Костюм этого региона рано попал под влияние городской моды, что отразилось в специфике верхней одежды. Волковысско-Каменецкий строй – пример исключительного соответствия кроя и отделки костюма человеческой фигуре. Динамичность и возвышенность художественного образа достигалась каскадом складок андарака, свитки и выбеленного холста намитки. (выделение мое - Celicia). Примечательные детали Новогрудского строя – рубаха-«гарсовка», черный с фалдами баски «гарсэт», короткая облегающая куртка из белого сукна (жакетка). В отделке соблюдается своеобразный ритм и масштаб деталей. Мостовский строй соединяет сочность цветов темно-синего или малинового андарака с относительно бедной разработкой орнамента. Выразительная часть костюма- короткая куртка (разновидность свиты). (выделение мое - Celicia). Наддвинье. В сравнении с другими регионами Наддвинье в меньшей степени сохранило старинные и традиционные формы одежды. Из-за географических и социально-экономических факторов тут в середине XX в. распространился костюм наподобие городского, а в выработке тканей – ручная набойка. Именно набойка существенно повлияла на образно-пластический и орнаментально-колористический лад костюма. В строях наблюдается любовь к голубому цвету и мелкой клетке у поясной одежды. Основным был комплекс с пришитым лифом, в отдельных районах – сарафан. Обязательным компонентом женского костюма был фартук. Дубровенский строй имел древний (с юбкой, льняным фартуком и курткой-безрукавкой из сукна с белым коленкором) и более поздний (с юбкой, пришитым лифом и поясом) комплексы. Красно-бордовый цвет вышивок часто дополняется голубым и желтым. Лепельский строй характеризуется сочетаниями белого, голубого, охристо-желтого и черного цветов в однотонных или пестротканых юбках, логичной композицией декора и ясной архитектоникой." |
Автор: | Celicia [ 13 май 2016, 17:31 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кобринский строй Девушка в традиционном костюме, 1920-е гг., Остромичи, Кобринский район
(очень мне нравится, прямо художественный фотопортрет) Женский праздничный убор, конец 19 в., Липово, Кобринский район (фото из фондов Белорусского государственного музея социалистического преобразования Полесья (нынешний Музей Белорусского Полесья), г.Пинск)
Женщина в намитке, начало 20 в., Яромичи, Кобринский район
Женщина в свитке (латушка), начало 20 в., Воротиничи, Кобринский район
Женщина в старинном костюме с намиткой, 1920-е годы, Евсимовичи, Кобринский район
Рукава женских рубах, конец 19 в., вышивка, Яромичи, Кобринский район
Рукава женских рубах, фрагменты, середина 19 в., вышивка, Яромичи, Кобринский район
Рукава женских рубах, начало 20 в., вышивка, Воротиничи, Кобринский район
Рукав женской рубахи, фрагмент, начало 20 в., вышивка, узорное ткачество, Лука, Кобринский район
|
Автор: | Celicia [ 15 май 2016, 14:16 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кобринский строй (эти, предыдущие и последующие фотографии - из цитируемой книги М. Романюка "Беларускае народнае адзенне") Летний женский костюм, 1930-е гг., Воротиничи, Кобринский район
Праздничный наряд молодухи, 1920-30-е гг., Хабовичи, Кобринский район
Фартук, начало 20 в., вышивка, Воротиничи, Кобринский район
Фартук, начало 20 в., узорное ткачество, вышивка, Доброе, Кобринский район
Женщина в старинном костюме с намиткой, 1920-е гг., Евсимовичи, Кобринский район
Женщина в традиционном костюме с намиткой, начало 20 в., Воротиничи, Кобринский район
Женщины в традиционных костюмах с намитками, начало 20 в., Воротиничи, Кобринский район
Праздничные костюмы девушек, начало 20 в., Яромичи, Кобринский район
Праздничные наряды женщин, начало 20 в., Воротиничи, Кобринский район
|
Автор: | Celicia [ 15 май 2016, 17:57 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кобринский строй Девушка в свитке-латушке, 1930-е гг., Верхолесье, Кобринский район
Женщина в кожушке, середина 20 в., Новоселки, Кобринский район
Кожушок, фрагмент, середина 20 в., вышивка, Залесье, Кобринский район
Женщина в намитке, начало 20 в., Дивин, Кобринский район
Женщина в свитке-латушке, 1920-е гг., Дивин, Кобринский район
Женщины в традиционных костюмах, 1920-30-е гг., Дивин, Кобринский район (фото из фондов Белорусского государственного музея социалистического преобразования Полесья (нынешний Музей Белорусского Полесья), г.Пинск)
Летний праздничный костюм, начало 20 в., Воротиничи, Кобринский район
(в альбоме видимо ошибка, фото подписано как праздничный костюм девушки, но судя по намитке, костюм женский) Праздничный кожушок, середина 20 в., Хабовичи, Кобринский район
Кожушок, фрагмент, середина 20 в., вышивка, Хабовичи, Кобринский район
|
Автор: | Celicia [ 16 май 2016, 14:53 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотольский строй (фотографии по-прежнему из книги М. Романюка "Беларускае народнае адзенне") Девушка в "гарсэте", начало 20 в., Мотоль, Ивановский район
Женский праздничный убор, начало 20 в., Тышковичи, Ивановский район
Женщина в "гарсэте", 1930-е гг., Тышковичи, Ивановский район
Женщина в праздничной намитке, начало 20 в., Тышковичи, Ивановский район
Женщина в традиционной рубахе, середина 20 в., Осовница, Ивановский район
Летняя традиционная одежда, 1930-е гг., Мотоль, Ивановский район
Мотольский кожушок, 1970-е гг., Мотоль, Ивановский район
Мотольский кожушок, 1980-е гг., Мотоль, Ивановский район
Традиционный девичий костюм, 1930-е гг., Мотоль, Ивановский район
Традиционный мотольский кожух, конец 19 в., Осовница, Ивановский район
|
Автор: | Celicia [ 17 май 2016, 15:30 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домачевский строй (по-прежнему Романюк) Женский гарсэт, фрагменты, начало 20 в., вышивка, аппликация, Черск, Брестский район
Крестьяне в праздничной одежде, 1910-е гг., Черск, Брестский район
Орнамент фартука, фрагмент, середина 19 в., вышивка, Медно, Брестский район
Подол юбки, фрагмент, 1920-е г., узорное ткачество, Черск, Брестский район
Праздничные уборы девушек и молодых женщин, 1910-е гг., Черск, Брестский район
Фартук, 1910-30-е гг., узорное ткачество, аппликация, кружево, Домачево, Брестский район
Фартук, 1910-е гг., узорное ткачество, кружева, Домачево, Брестский район
Юбка, 1930-е гг., узорное ткачество, Черск, Брестский район
Юношеская безрукавка кабат, 1910-е гг., вышивка, Черск, Брестский район
|
Автор: | Nelita [ 18 май 2016, 00:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Celicia, какие фотографии! Большая часть наверняка профессиональным фотографом снята, ведь начало прошлого века, а есть даже цветные прекрасного качества снимки. Только очень больно смотреть на спокойных, веселых, уставших, жизнерадостных, таких ненапуганных жизнью людей, зная, какой ад будет у них впереди. Бедные детишки из Брестской области. Как хочется их всех предупредить. Да, а на фото пока у них все хорошо, все Марьи-искусницы. Очень интересные детали у костюмов женских. Спасибо! |
Автор: | Celicia [ 18 май 2016, 09:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии |
Nelita, не так все страшно. Годы в подписи к фотографии - это период, когда была сделана одежда, а не дата снимка. Цитирую книгу: "Иллюстративный материал альбома составляют фотоснимки и слайды одежды, сделанные автором во время экспедиций 1967-1980 гг. Отдельные фотоснимки взяты из фондов государственных архивов, музеев и библиотек: Архив Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР. Минск (81, 82, 96, 97, 141); Белорусский государственный музей социалистического преобразования Полесья. Пинск (14, 15, 33, 34, 108-110, 112, 115, 117, 120, 122, 194, 195, 197, 203); Государственный музей этнографии народов СССР. Ленинград (242, 244, 252, 317, 318, 320, 321, 327, 355, 372, 378, 379, 381, 382); Государственный музей Белорусской ССР. Минск (119, 123-126, 140, 221, 223, 236, 238, 253, 308, 326, 350-354, 356, 361, 362, 421); Государственная публичная библиотека им. М. Я. Салтыкова-Щедрина. Ленинград (237, 239, 243, 246, 249, 250, 251, 256, 257, 258, 265)." |
Автор: | Celicia [ 19 май 2016, 11:35 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малоритский строй Женская летняя одежда, середина 20 в., Леликово, Кобринский район
Женский праздничный убор с намиткой, конец 19 в., Мокраны, Малоритский район
Женщина в традиционной рубахе, 1940-е гг., Леликово, Кобринский район
Женщина в юбке-бурке, 1930-е гг., Ляховцы, Малоритский район
Женщины в традиционных костюмах, 1920-30-е гг., Збураж, Малоритский район
(поразительной красоты головные уборы у этого строя, эта широкая кайма густой вышивки меня поражает в самое сердце) Традиционные костюмы замужних женщин, 1920-е гг., Збураж, Малоритский район
Традиционный женский костюм, начало 20 в., Гороховище, Малоритский район
Фартук, 1930-е гг., вышивка, кружево, Замшаны, Малоритский район
Фартук, фрагмент, 1930-е гг., вышивка, Ляховцы, Малоритский район
(забавно, что хвостики - как бы завязка пришиты на пояс отдельно от застежки) |
Автор: | Celicia [ 19 май 2016, 14:27 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малоритский строй (все еще Романюк) Женская летняя одежда, 1940-е гг., Збураж, Малоритский район
Женский традиционный костюм с намиткой (плат), конец 19 - начало 20 в., Мокраны, Збураж, Малоритский район (фото из архива Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР)
Женский традиционный костюм с намиткой-платом, середина 19 в., Мокраны, Збураж, Малоритский район
Женщины в традиционных костюмах, 1950-е гг., Леликово, Кобринский район
Повседневная женская одежда, 1940-е гг., Збураж, Малоритский район
Фартук, 1920-30-е гг., вышивка, Великорита, Малоритский район
Фартук, середина 19 в., вышивка, кружево, Ляховцы, Малоритский район
Юбка-бурка, фрагмент, конец 19 в., узорное ткачество, Замшаны, Малоритский район
Юбка-бурка, фрагмент, конец 19 в., узорное ткачество, Ляховцы, Малоритский район
|
Автор: | Celicia [ 19 май 2016, 21:16 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малоритский строй Женщина в традиционном костюме, 1940-е гг., Леликово, Кобринский район
Костюм невесты, середина 20 в., Радостово, Дрогичинский район (фото из архива Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР)
Костюм невесты, середина 20 в., Радостово, Дрогичинский район
Летний женский костюм, 1930-е гг., Гороховище, Малоритский район
Молодуха в праздничной свитке-латушке, начало 20 в., Радостово, Дрогичинский район
Повседневный летний женский костюм, 1930-е гг., Збураж, Малоритский район
Традиционный женский костюм, конец 19 - начало 20 в., Мокраны, Малоритский район (фото из архива Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР)
Фартук, конец 19 в., узорное ткачество, Ляховцы, Малоритский район
Юбка-бурка, конец 19 в., узорное ткачество, Замшаны, Малоритский район
Ну и наряд свахи Irida уже выкладывала. На этом с Западным Полесьем мы заканчиваем. Больше всего мне нравятся кобринский и малоритский строи, а вам? На очереди Понеманье, волковысско-каменецкий и мостовский строи. |
Автор: | Celicia [ 20 май 2016, 20:52 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И на прощание с Западным Полесьем (и чтобы разбавить немного Романюка) Брест и окрестности. Брестскую крепость нашему поколению, думаю, представлять не нужно. Построена она была еще в 19 в. и уже даже ко времени Первой Мировой войны была морально устаревшей. В первые же дни Великой Отечественной крепость оказалась в глубоком тылу немецких войск, тем не менее оборонялась месяц (!), без подкреплений и снабжения. Последнего защитника крепости, согласно книге Смирнова, гитлеровцы расстреляли в апреле 1942 года. Рукав реки Мухавец у Брестской крепости:
Главный вход в мемориал:
Скульптура "Жажда":
Источников воды в крепости не было, а берег Мухавца постоянно освещал и обстреливал противник. Рискуя жизнью, солдаты пробирались к воде, и возвращались не все. Остатки построек:
После войны местные жители разбирали разбитые строения на стройматериал. При устройстве мемориала остатки стен законсервировали, залив сверху бетоном. Монумент "Мужество" и мемориальные плиты с именами погибших солдат:
Вечный огонь:
Возле него дежурит почетный караул. Холмские ворота:
Отреставрированная Николаевская церковь:
На ней специально оставлены неоштукатуренные пятна (на фото не видно) - как раны. И немного мартовской полесской природы:
|
Автор: | Karmen [ 21 май 2016, 01:05 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии | |||||||||
И мне!... Очень понравились женщины в намитках - так необычно и....величественно смотрится. Вообще, сама эстетика белорусского костюма (разных районов) нравится очень, ещё со времён первой нашей куклы-белоруски - много белого цвета, на его фоне яркая вышивка особенно хороша. Всё вместе оставляет впечатление свежее и очень жизнерадостное. А ещё ОЧЕНЬ нравятся темы, за которые Вы, Celicia , берётесь!... Думаю, кого-то из мастериц Ваши подробные (а сколько фото!) рассказы непременно вдохновят на пополнение своей коллекции ещё одной белорусской. Ну а нам всем - для расширения кругозора, полезно и интересно. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |