Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу Пред.  1, 2
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Волковысско-каменецкий строй

Был распространен на территории современных Волковысского, Пружанского и Каменецкого районов.

Девушка в традиционной вышитой рубахе, 1920-е гг., Подберье, Кобринский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Девушка в традиционной вышитой рубахе, 1920-е гг., Подберье, Кобринский район.jpg [ 164.89 Кб | Просмотров: 5707 ]


Девушки в праздничной верхней одежде, начало 20 в., Станьковичи, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Девушки в праздничной верхней одежде, начало 20 в., Станьковичи, Каменецкий район 1.jpg [ 174.01 Кб | Просмотров: 5707 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Девушки в праздничной верхней одежде, начало 20 в., Станьковичи, Каменецкий район 2.jpg [ 184.3 Кб | Просмотров: 5707 ]


Девушки в праздничных свитах, начало 20 в., Угляны, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Девушки в праздничных свитах, начало 20 в., Угляны, Каменецкий район.jpg [ 57.62 Кб | Просмотров: 5707 ]


Дети в зимней одежде с колядной звездой, 1960-е гг., Копылы, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Дети в зимней одежде с колядной звездой, 1960-е гг., Копылы, Каменецкий район.jpg [ 65.26 Кб | Просмотров: 5707 ]


Женщина в праздничной вышитой рубахе, начало 20 в., Жданки, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в праздничной вышитой рубахе, начало 20 в., Жданки, Каменецкий район.jpg [ 60.39 Кб | Просмотров: 5707 ]


Женщина в праздничной рубахе, 1930-е гг., Жданки, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в праздничной рубахе, 1930-е гг., Жданки, Каменецкий район.jpg [ 153.82 Кб | Просмотров: 5707 ]


Женщина в традиционной верхней одежде, начало 20 в., Дворцы, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в традиционной верхней одежде, начало 20 в., Дворцы, Каменецкий район.jpg [ 42.68 Кб | Просмотров: 5707 ]


Женщина в традиционной намитке и свитке, начало 20 в., Броды, Пружанский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в традиционной намитке и свитке, начало 20 в., Броды, Пружанский район.jpg [ 60.63 Кб | Просмотров: 5707 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в традиционной одежде с намиткой, конец 19 в., Броды, Пружанский район 1.jpg [ 33.5 Кб | Просмотров: 5707 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в традиционной одежде с намиткой, конец 19 в., Броды, Пружанский район 2.jpg [ 33.2 Кб | Просмотров: 5707 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционный женский костюм, начало 20 в., Броды, Пружанский район.jpg [ 50.41 Кб | Просмотров: 5707 ]


Праздничная женская одежда, начало 20 в., Пруска Богуславская, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничная женская одежда, начало 20 в., Пруска Богуславская, Каменецкий район.jpg [ 38.45 Кб | Просмотров: 5707 ]


Праздничная женская свита, фрагмент, начало 20 в., аппликация, декоративная строчка, Станьковичи, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничная женская свита, фрагмент, начало 20 в., аппликация, декоративная строчка, Станьковичи, Каменецкий район 1.jpg [ 99.44 Кб | Просмотров: 5707 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничная женская свита, фрагмент, начало 20 в., аппликация, декоративная строчка, Станьковичи, Каменецкий район 2.jpg [ 93.32 Кб | Просмотров: 5707 ]


Праздничная одежда и капор женщины, начало 20 в., Омельянец, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничная одежда и капор женщины, начало 20 в., Омельянец, Каменецкий район.jpg [ 50.76 Кб | Просмотров: 5707 ]


Праздничная свита, фрагмент, начало 20 в., аппликация, декоративная строчка, Броды, Пружанский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничная свита, фрагмент, начало 20 в., аппликация, декоративная строчка, Броды, Пружанский район.jpg [ 99.02 Кб | Просмотров: 5707 ]


Праздничные наряды женщин, начало 20 в., Миколаево, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничные наряды женщин, начало 20 в., Миколаево, Каменецкий район.jpg [ 65.49 Кб | Просмотров: 5707 ]


Праздничный женский костюм, 1920-е гг., Миколаево, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничный женский костюм, 1920-е гг., Миколаево, Каменецкий район.jpg [ 67.33 Кб | Просмотров: 5707 ]


Рубаха с вышитой манишкой, 1930-е гг., Пруска Богуславская, Каменецкий район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Рубаха с вышитой манишкой, 1930-е гг., Пруска Богуславская, Каменецкий район.jpg [ 60.7 Кб | Просмотров: 5707 ]


22 май 2016, 13:52
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Волковысско-каменецкий строй

Свадебные наряды крестьян, начало 20 в., Волчин, Каменецкий район (фото из фондов Государственного музея Белорусской ССР, Минск)
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Свадебные наряды крестьян, начало 20 в., Волчин, Каменецкий район, Госмузей БССР.jpg [ 57.71 Кб | Просмотров: 5706 ]


Старуха в праздничной рубахе, начало 20 в., Подберье, Кобринский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Старуха в праздничной рубахе, начало 20 в., Подберье, Кобринский район.jpg [ 177.43 Кб | Просмотров: 5706 ]


Традиционный костюм молодухи, начало 20 в., Новый Двор, Свислочский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционный костюм молодухи, начало 20 в., Новый Двор, Свислочский район.jpg [ 32.11 Кб | Просмотров: 5706 ]


Традиционный костюм каравайницы, 1950-е гг., Новый Двор, Свислочский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционный костюм каравайницы, 1950-е гг., Новый Двор, Свислочский район.jpg [ 60.5 Кб | Просмотров: 5704 ]


22 май 2016, 13:54
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Мостовский строй

Был распространен на территории нынешних Мостовского, Щучинского и Зельвянского районов.

Женщина в летней одежде, 1950-е гг., Загораны, Мостовский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщина в летней одежде, 1950-е гг., Загораны, Мостовский район.jpg [ 62.73 Кб | Просмотров: 5700 ]


Женщины в верхней одежде катанке, начало 20 в., Катчино, Мостовский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщины в верхней одежде катанке, начало 20 в., Катчино, Мостовский район 1.jpg [ 60.91 Кб | Просмотров: 5700 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Женщины в верхней одежде катанке, начало 20 в., Катчино, Мостовский район 2.jpg [ 67.98 Кб | Просмотров: 5700 ]


Праздничный костюм женщины, 1920-е гг., Струга, Мостовский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Праздничный костюм женщины, 1920-е гг., Струга, Мостовский район.jpg [ 29.44 Кб | Просмотров: 5700 ]


Традиционная зимняя одежда из овчины, 1950-е гг., Струга, Мостовский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционная зимняя одежда из овчины, 1950-е гг., Струга, Мостовский район 1.jpg [ 125.92 Кб | Просмотров: 5700 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционная зимняя одежда из овчины, 1950-е гг., Струга, Мостовский район 2.jpg [ 108.36 Кб | Просмотров: 5700 ]


Традиционная одежда женщины, 1980-е гг., Загораны, Мостовский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционная одежда женщины, 1980-е гг., Загораны, Мостовский район.jpg [ 35.85 Кб | Просмотров: 5700 ]


Традиционная праздничная одежда женщин, 1920-е гг., Катчино, Мостовский район
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии Традиционная праздничная одежда женщин, 1920-е гг., Катчино, Мостовский район.jpg [ 139.47 Кб | Просмотров: 5700 ]


На этом мы прощаемся с Михасем Романюком и его книгой "Беларускае народнае адзенне" (и вовремя, в моем организме уже явная передозировка его) и переходим к другим источникам.


22 май 2016, 16:06
Профиль

Зарегистрирован: 22 июл 2014, 22:33
Сообщения: 206
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Celicia, огромная благодарность за информацию. Как все красиво! А праздничные свиты меня просто убили. Я и сейчас бы не отказалась от такой отделки сзади.


23 май 2016, 11:38
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Город Каменец был основан в 1276 году, когда по приказу волынского князя Владимира Васильковича на берегу реки Лесной зодчий Алекса построил кирпичную оборонительную башню.
Вот она:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4257.JPG [ 37.77 Кб | Просмотров: 5634 ]

Каменецкая вежа, иногда ошибочно называемая Белой, - единственная сохранившаяся в Беларуси башня так называемого "волынского типа". Построена в романском стиле с элементами готики. В древности у нее еще была деревянная коническая крыша, но она не сохранилась.
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4254.JPG [ 64.31 Кб | Просмотров: 5634 ]

Башня стояла рядом с городом на рукотворном острове, во время нападений на город в ней укрывалось население. Ни разу не была взята.
Более гладкая полоса внизу - это реставрация 19 века, выше - старинный кирпич. Сейчас в башне находится музей. В составе организованной группы можно даже подняться на смотровую площадку на крыше.
А это вид на долину реки Лесной от подножия башни:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4253.JPG [ 28.99 Кб | Просмотров: 5634 ]

В древности река была широкой и полноводной, собственно эта низина на фотографии - бывшее ложе реки. Но когда на ее берегах стали вырубать пущу, река начала мелеть, а советская мелиорация довершила дело.
Чуть отойдем от башни:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4259.JPG [ 47.93 Кб | Просмотров: 5634 ]

На первом плане деревянная городская скульптура, дело в Беларуси нередкое. Статуи изображают знаменитых белорусских просветителей, начиная с Евфросиньи Полоцкой.
Также недалеко от башни в аккуратном старинном здании расположена гимназия:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4258.JPG [ 41.78 Кб | Просмотров: 5634 ]

И никаких следов древнего города, который как раз там располагался.
Памятник Алексе, строителю башни:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4262.JPG [ 53.73 Кб | Просмотров: 5634 ]

На щите сокращенная цитата из летописи: "зруби город, нарече eму Каменець, зане бысть земля камена":
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4260.JPG [ 72.29 Кб | Просмотров: 5634 ]

Церковь святого Симеона:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4256.JPG [ 44.61 Кб | Просмотров: 5634 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4263.JPG [ 50.48 Кб | Просмотров: 5634 ]

Несмотря на свой старинный вид построена всего сто лет назад, в 1912-1914 гг.
Если когда-нибудь будете ехать из Бреста в Беловежскую пущу, не забудьте - у вас есть удобный случай по дороге заехать к Каменецкой веже smile_23


24 май 2016, 11:58
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Питание (по книге "Белорусы", серия "Народы и культуры", Москва, "Наука", 1998 г.)

В тексте встречается много белорусских слов и местных терминов, поэтому для удобства чтения напоминаю: если в слове имеется гласная "о" или "э", ударение всегда падает на них.


Известный этнограф Н. Я. Никифоровский в конце XIX в. описал более 150 блюд и кулинарных изделий народной кухни, которые широко бытовали в Витебской Белоруссии (Подвинье). Еще раньше А. Цюндевицкой были записаны рецепты приготовления нескольких сот блюд и напитков в Борисовском и частично в Минском уездах.

Хлеб и блюда из муки. Основным продуктом питания белорусов был хлеб. Он символизировал достаток и благополучие, определял социальный статус семьи в сельском обществе. В традиционных представлениях крестьян белорусского Понеманья все блюда, которые употреблялись с хлебом (борщ, щи, крупник, молоко и т.д.), расценивались не как основные, а как дополнительные.

В белорусских семьях основу питания составлял ржаной (черный) хлеб. Известно много его сортов, что было связано с качеством зерна и его помолом, использованием дополнительных компонентов («дабава», «дамешак»), технологией закваски теста и способом выпекания. Наиболее частым на столе белоруса был хлеб из очищенной и провеянной ржи (хлеб «шатраваны», «градовы»). В других случаях муку, полученную из очищенной ржи, дополнительно пропускали через решето или сито (хлеб «пытляваны», «сiтны», «пiрог», «чысцяк»). Его выпекали чаще в праздники, а в зажиточных семьях – нередко и в будние дни. Такой хлеб брали с собой в дорогу, отправляясь на ярмарку, в приходскую церковь, подносили в дар при встрече дорогих гостей, молодоженов, использовали в разнообразных аграрных обрядах. На праздники выпекали пшеничные и гречневые пироги, нередко с начинкой («крэпаны» пирог). В качестве начинки использовали чаще всего внутренности убитых животных («вантробы»), кашу, мак, творог, грибы, овощи, яйца, несколько реже фрукты, тертую коноплю, мелкую рыбу.

В ряде случаев ржаную муку смешивали с овсяной, ячменной, пшеничной, гречневой и даже гороховой. Обычно брали одну часть ржаной, другую – какой-либо иной муки, смешивая в пропорции 1:1. Выпеченный из двух видов муки хлеб чаще называли «паловым», из ржаной и ячменной муки – «пытляваным». По словам местных жителей, такой хлеб быстро «приедался», и пекли его чаще в целях экономии ржаной муки. Нередко в качестве «дабавы» к ржаной муке со второй половины XIX в. использовали и картофель («бульбяны» хлеб). Свежий хлеб с тертым картофелем нередко удовлетворял даже самые притязательные вкусы (по свидетельству Н. Я. Никифоровского, его с охотой употребляла в пищу местная шляхта), однако, в отличие от обычного ржаного, он быстро черствел и терял вкусовые качества.

В весенний сезон беднейшие крестьяне нередко употребляли и так называемый «пушной» хлеб с мякинными остатками. В крайней нужде «святая мякiнка» составляла до половины хлебной массы. Обычно мякина (овсяная, ячменная, ржаная) перемалывалась в жерновах вместе с рожью. О таком хлебе говорили: «Па iм калi чорт прыбягiць, дык нагу зыскабiць» («По нем коль чорт пробежит, так ногу занозит»). В качестве составных компонентов хлеба известны также желуди, лебеда. В годы недорода и лихолетий в хлеб, помимо мякины и лебеды, добавляли листву липы, молодого папоротника, болотного бобовника, водяных лилий, копытника, коренья пырейника, водяного шильника, вереска, толченую древесную кору. При дефиците хлеба и сушеный вареный картофель.

Способы приготовления теста и выпекания хлеба имеют много общих черт у белорусов и соседних славянских народов. Хлебное тесто замешивали с вечера в специальной посуде – квашне («дзяжы»). При закваске теста в качестве окислителя использовали так называемую «рошчыну» (остаток кислого теста от предшествующей выпечки), реже гущу хлебного кваса («крышчына»), дрожжи. Хлеб пекли в домашних печах, на чисто выметенном поду. Иногда под подготовленный к выпечке хлеб подстилали капустные, дубовые, кленовые, а на Полесье и тополевые листья. Приготовление хлеба в традиционных представлениях считалось священным действом, с которым был связан ряд обычаев, ритуальных оберегов и верований. Приступая к хлебопечению, женщина должна была находиться в хорошем настроении, чисто умыться, перекреститься и благословить удачу. Во время хлебопечения не разрешалось громко разговаривать, ссориться; нежелательным было и присутствие в доме чужих людей.

Из хлебного теста, замешанного в деже или в «дежке» - блиннице, пекли и различного рода лепешки – так называемые «перепечки» («перапечка», «лапун», «скавароднiк»), сочни, «ляпнi». Последние представляли собой тонкую лепешку с «прыпекай» - намазанным сверху и запеченным слоем творога или картофеля со сметаной, маслом, салом, яйцами в скоромные дни, толченого мака, конопли – в постные дни. В юго-восточной части Белоруссии в праздничные дни выпекали вареники из гречневой или пшеничной муки с конопляной, ягодной, грибной или творожной начинкой. В постные дни обрядового календаря вместо вареников (или наряду с ними) пекли пампушки из кислого теста, иногда с добавлением мятого картофеля, с начинкой и без начинки.

Из пресного теста выпекали лакомые лепешки – пресняки («праснак», «праснок»), коржи, пряники («пернiк»), печенье, бублики («абаранак»). В зависимости от даты народного календаря мучные лакомства выпекали либо на сливочном масле, сале, молоке, яйцах либо на растительном масле, сыворотке, с медом, маком и др. Коржи украшали разнообразными узорами и сюжетами, имеющими древнее происхождение. На «саракi», которые совпадали с днем весеннего равноденствия, практиковалось изготовление печенья и кренделей в форме перелетных птиц, чаще всего – жаворонков. Этот обычай широко бытовал в восточной части Белоруссии. В Западной Белоруссии обычай выпекать обрядовое печенье был приурочен к Благовещенью (7 апреля или 25 марта по ст.ст.) и символично совпадал с приходом весны и прилетом аистов. Булочки и коржики («галёпы», «падпалкi») здесь выпекались в форме разных птиц, аистовых лапок, сохи, бороны.

В некоторых районах Белоруссии изготовление коржей, печенья, бубликов было поставлено на промысловую основу и являлось источником дохода. Так, сморгонские бублики, ошмянские, лидские крендели и пряники можно было встретить далеко за пределами своей местности, на воскресных торгах и ярмарках в Вильно и соседних уездных центрах

Блины и оладьи в традиционном быту белорусов были известны повсеместно и выпекались из квашеного («утворнага») или пресного теста. Они заметно различались между собой вкусовыми нюансами и полезными свойствами, что было связано прежде всего с родом и сортом муки и технологией их приготовления. По роду и вкусу блинов можно было судить о текущей мирской жизни и конкретной ситуации в доме. Так, овсяные блины, замешанные с вечера, указывали на обычно будничное состояние с привычным, размеренным образом жизни; приготовленные утром из «постнага» теста – на суету и непорядок в доме, неожиданную отлучку или болезнь одного из супругов; блины из ржаной муки пекли в ожидании близких родственников, из гречневой – на Масленицу, пшеничные – в поминальные дни. Вместе с тем в отдельных регионах сложились свои традиции, во многом связанные со специализацией выращивания тех или иных культур. Так, блины из гречневой муки чаще всего встречались на столе полесского крестьянина. В Центральной Белоруссии блины и оладьи нередко выпекались из смеси пшеничной, гречневой и ячменной муки, а в блинное тесто из ржаной, гречневой или ячменной муки часто добавляли тертую картошку.

Продолжение следует...


27 май 2016, 17:14
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Хлеб и блюда из муки (продолжение)

Мучные изделия были широко известны у белорусов и в виде жидких и полужидких блюд. Из различной муки (гречневой, пшеничной, реже ржаной, ячменной) с добавлением яиц готовили клецки («галушкi», «галкi»), которые варили в подсоленной воде. В домах белорусской шляхты в клецки нередко добавляли сыр, мак, лук, конопляное масло. В конце XIX – начале XX в. клецки все чаще готовили из сырого тертого картофеля. На Полесье их нередко делали из муки пополам с рыбным фаршем. Обваренные клецки подавали в виде жидкого молочного (иногда рыбного, грибного) блюда или же поджаривали на сале с добавлением сметаны. Они употреблялись также в качестве обрядового блюда (в поминальные дни).

Не менее распространенным мучным блюдом была затирка («зацiрка»). Пшеничную, гречневую, реже ячменную, ржаную муку растирали ложкой, подливая постепенно воду, добавляя яйца, от готового теста отрывали комочки и бросали в кипящую воду. Нередко затирку формовали, пропуская тесто через решето. После готовности ее заправляли маслом, салом или заливали молоком (нередко доводя его до кипения).

Сходная технология наблюдалась и в приготовлении макарон. Густое, скатанное в колбаски тесто разрезали ножом на кусочки («секанка») и варили в кипятке, затем «забеливали» молоком. В северо-восточной Белоруссии был известен способ приготовления макарон из специально выпеченных тонких блинов на крахмале; блины разрезали на тонкие полоски («макарёны») и варили, заливая в конце варки молоком. В крестьянской среде такие макароны считались лакомым блюдом.

Традиционным блюдом белорусов был кулеш, который представлял собой полугустую мучную массу, разведенную кипятком, хорошо взбитую ложкой или сучковатой колотушкой. в то время как пшеничный и гречневый кулеш с салом был равнозначен лакомству и нередко подавался на праздничный стол или во время жатвы, кулеш из ячменной и особенно гороховой муки считался «скромным семейным кушаньем», которое готовили «на скорую руку». Гороховый или бобовый кулеш, застывая, уплотнялся, его ели, разрезая ножом на части. Фактически это было самостоятельное (постное) блюдо, которое называли «брусками» («брускi», «стульцы», «мыльца»). В Западном Полесье под кулешом понимали густой молочный суп из просяных или ячных круп.

Овсяные мучные жидкие блюда можно выделить в особую подгруппу не только из-за их питательно-вкусовых свойств, но и специфики их приготовления. Наиболее простой и весьма древний продукт – толокно, или «мiлта». Его получали из овса, который парили в горшках, поставленных в домашнюю печь. Пропаренный овес сушили, толкли в ступах, мололи на жерновах. Еще в древности было замечено, что толокняная мука отличается хорошим вкусом и питательностью. Ее ели без дальнейшей обработки, замешивая на холодной, слегка подсоленной воде, или приготавливали из нее густое тесто, формуя змейки, шарики, крендели. Питательность и быстрота в приготовлении делали толокно незаменимым во время сенокоса, жатвы, полевых работ. Оно использовалось и во время постов.

Из овсяной муки или отрубей готовили кисель. Обычно муку заливали с вечера теплой водой, горшок ставили в печь (или на печь), утром разбухшую массу пропускали (отжимали) через решето, получая «цежу» («цэд», «жыжка»), из которой и варили кисель. К столу кисель подавали чаще всего с растительным маслом («алей») и тертой коноплей, на праздники – со сливочным маслом, медовой сытой, в северо-восточной Белоруссии – нередко с молоком.

Жидкий овсяный кисель с кислым привкусом называли «жур». Его ели теплым, добавляя масло, сметану. Сырая цежа использовалась в народной медицине (как средство от глистов). Еще одно народное блюдо из овсяной цежи – «поливка» («полiўка», «юшка»). В качестве окисляющего компонента для нее использовали хлебный квас, свекольный рассол, сыворотку. Овсяная цежа приправлялась так называемой «закалотай» из ржаной или пшеничной муки с салом и мясом, в Поозерье в качестве дополнительного компонента («дадатка») использовали мелкорыбицу.

Из ржаной муки приготавливали кисло-сладкие блюда – «солодуху» («саладуха», «раўгеня») и «кулагу». Солодуха в большинстве случаев приготовлялась из тонко отсеянной ржаной муки, которую запаривали в горшке кипяченой водой, ставили в теплое место, пока она не начинала бродить, приобретая сладковатый вкус. Затем горшок плотно закрывали и помещали в теплую печь. В процессе брожения при подогреве и без доступа воздуха создавались благоприятные условия для превращения жидкого теста в сладковато-кислое на вкус кушанье, богатое витаминами. Нередко в него добавляли мед или сахар. В Понеманье ржаную муку заливали в горшке холодной водой и ставили в теплую печь. Утром содержимое сливали в деревянную посуду (чаще в хлебную квашню – «дзяжу»), добавляя горячей воды, где солодуха на протяжении 1-2 суток доходила до нужной кондиции. Затем квашню с солодухой ставили в холодное место (погреб, «варыўню»), употребляя в пищу на протяжении нескольких дней. По старинному рецепту солодуху делали из солодовой муки. По опросам местных жителей, такая технология дольше всего сохранялась в Полесье. Иногда ржаная солодовая мука смешивалась с гречневой, в Восточном Полесье гречневая мука была основой солодухи.

Солодуха составляла нередко основу питания семьи в период Рождественского и Великого постов. Ее предпочитали есть с отварным картофелем. В народе хорошо были известны и целебные свойства этого блюда при простудных, сердечно-сосудистых и почечных заболеваниях.

Кулага по способу приготовления существенно не отличалась от солодухи. Вместе с тем при характеристике рецептуры этого блюда в числе ее составных компонентов местные жители чаще всего называют различные ягоды (чернику, бруснику, голубику, клюкву, калину) и фрукты. Нередко ягоды были основным компонентом кулаги («кулага ласая»). Их парили в горшке в печи, затем вынимали из печи и терли, добавляя муку, мед, и снова ставили «доходить» в печь. Некоторые исследователи относят ее к специфически полесским блюдам. Однако, как свидетельствуют этнографические материалы, ареал ее бытования выходит далеко за пределы Полесья.


28 май 2016, 16:57
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Блюда из круп. Наиболее распространенными у белорусов были каши из гречневых, ячных и пшеничных круп. При этом каша из ячных круп («груца») встречалась заметно чаще на крестьянском столе в северном регионе, каша из гречневых и просяных круп – на юге. Иногда крупяные каши комбинировали, добавляя в них горох или тертый картофель. Каша из гречневых круп с добавлением гороха в Поозерье называлась «гущей» («гушча»).

Тот или иной род каши был сориентирован на сезон года и народный обрядовый календарь. Кашу из пшеничных, реже гречневых круп готовили в дни рождения, на похороны и в дни поминовения предков («дзяды»). В редких случаях варили ржаную кашу (в Северной Белоруссии); на праздник Ильи она была обязательным обрядовым блюдом. В начале лета нередко готовили каши из так называемой зеленцовой крупы, которую получали из недозревших колосьев ржи. Ячневую кашу (в Южной Белоруссии нередко и пшеничную) в больших количествах приготовляли в период Рождества («Каляды») – с 24 декабря по 5 января (н. ст.).

Блюда из картофеля. Картофель в Белоруссии появился в первой половине XVIII в. и не сразу вошел в сельскохозяйственную практику земледельцев, составляя еще в середине XIX в. около 3% посевных площадей. Однако уже во второй половине XIX в. он занял прочные позиции среди традиционных продуктов питания. К конце XIX в. заметно расширился и ассортимент блюд из картофеля. Картофель печеный «в мундирах», отварной, жареный, тушеный, пюре, «бабка», или «дранка», клецки, блины и оладьи, супы и похлебки – далеко не полный перечень белорусских блюд из картофеля. Пожалуй, наиболее распространенными из них были отварной картофель, или «соланка» (обычно с кислой капустой, огурцами, солодухой, простоквашей), пюре («тоўчанка», «таўчэнiк»), которое заправляли молоком, салом, постным маслом, грибами, и супы – обычный картофельный и на молоке («забеляная бульба»).

Не являясь традиционными, картофельные блюда не играли существенной роли в обычаях и обрядах, готовились и в так называемые постные дни, и в дни мясоеда, и в будни, и в святые праздники. Вместе с тем со временем они «вписывались» в народный календарь, в традиционную систему обычаев и оберегов. Как правило, по большим праздникам (Пасха, Рождество, Троица) они исключались из рациона питания.

Картофель использовался весьма широко в составе других блюд и в качестве гарниров. К числу лакомых блюд, известных еще в XIX в., относится так называемая «бульбяная яешня» - в картофельное пюре, заправленное молоком и «подсметаненное», разбивали 4-5 яиц и, помешивая, ставили в печь, в «вольный дух», пока не образовывалась румяная корочка. Из мятого картофеля, в который добавляли муку, сметану, творог, яйца (а иногда и толченую коноплю, мак), приготавливали особые лепешки – «гульбiшнiкi» (или «бульбiшнiкi»). Они были более известны в восточной части Белоруссии (Подвинье и Поднепровье) и были излюбленным кушаньем белорусских крестьян и старообрядцев. Из отварного или тертого картофеля с грибами готовили лакомые пироги и лепешки («колдуны»).

Картофель нередко добавляли и в «крупнiк», который наряду со щами и борщом был одним из наиболее распространенных и повсеместно известных жидких блюд. Крупник («крупеня») варили чаще из ячных, в средней полосе и в Полесье – также из просяных и гречневых круп, добавляя сало или «забеливая» молоком. В Западном Полесье в крупник иногда добавляли свиную кровь. Заметим, что на Гомельщине крупником называли всякие жидкие каши из круп, а в Понеманье (Виленская губерния) – водку кустарного производства, сваренную на меде с добавлением разных кореньев.

Овощные блюда. Овощи – капусту, свеклу, морковь, огурцы и другие – белорусы употребляли в свежем виде и заготавливали впрок. Рубленую капусту квасили в бочках и «кадзях», добавляя морковь, редьку, клюкву, тмин, иногда мяту. При этом наилучшими для квашения капусты считались дубовые и осиновые бочки. Вместе с рубленой капустой квасили и целые, иногда разрезанные пополам кочаны. В Полесье, кроме сырой, квасили капусту пареную или подпеченную, которую заливали рассолом, добавляя приправы.

Свеклу («буракi») хранили впрок свежей в погребах и истопках или же квасили, заливая водой и добавляя соль. В Центральной Белоруссии нередко квасили красную свеклу вместе с ботвой, предварительно очистив и перемыв ее. Для квашения свеклы применялись преимущественно дубовые и сосновые бочки.

Из квашеной капусты готовили щи («капуста», «капуснiк»), из свеклы – борщ («буракi»), часто их смешивали вместе, добавляя еще морковь, репу, брюкву, щавель, грибы, заправляли мукой. В среде мелкой шляхты и крестьян-католиков принято было варить «чистую» капусту или свеклу, не смешивая их. В польских источниках это блюдо фигурирует под названием «боршч лiтоўскi». В летнее время по составу компонентов борщ был более разнообразным и в системе питания чаще чередовался с аналогичными (жидкими) блюдами из свекольной ботвы, щавеля, а также с «холодником».


29 май 2016, 13:30
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Молоко и молочные продукты. В традиционном питании белорусов молоко широко использовалось как самостоятельное кушанье («в чистом виде»), а также в качестве составного компонента, приправ для разнообразных блюд и кулинарных изделий, начиная от супов и соусов и кончая хлебными изделиями и печеньями. Белорусам издавна хорошо были известны и целебные свойства молока, особенно свежего. Молоко потребляли преимущественно свежим и квашеным (простоквашу).

Из простокваши, оттопленной в «легком духу» домашней печи, получали творог; творог, залитый молоком или заправленный сметаной, был одним из излюбленных крестьянских кушаний. Из творога получали клинковый сыр; сыры сушили про запас, брали с собой в дорогу, в «рабочий угол» (на сенокос, в лес и т.п.).

В домашних условиях из сметаны получали масло, сливая ее в специальный сосуд (глиняный «макатер» или деревянную «бойку» для взбивания масла) и мешали («терли», «били») с помощью песта-колотовки. Крестьянский сыр и масло нередко сбывали на местном (городском или местечковом) рынке.

Мясо и мясные продукты. У белорусов они употреблялись в пищу чаще всего в составе других блюд, как приправа («прысмака», «закраса»). Вместе с тем они составляли нередко основу многих блюд, занимали важное место в питании и были приурочены к различным датам народного календаря и семейным праздникам. Мясо и мясные продукты, полученные в собственном хозяйстве, белорусские крестьяне в основном употребляли сами и лишь небольшое количество продавали на рынках.

Основное место в питании занимала свинина, последующие места – баранина, говядина, мясо домашней птицы. Определенную роль, особенно у представителей свободных сословий и в лесных краях, играли предметы охоты и звероловства.

День, когда убивали и свежевали годовалую свинью, был своего рода семейным праздником; тогда на щедрый стол («на свежыну») приглашали близких родственников, соседей. При свежевании убитого животного тщательно отбирались и сортировались все его части, и каждая из них после специальной обработки находила себе применение, по-своему использовалась в пищу.

Мясо чаще употреблялось в пищу вареным, несколько реже – жареным («смажанае», «пячыста»), еще реже – тушеным. Теми же способами приготавливались и внутренности («пiчанi») – печенка, сердце, легкие, почки. Лучшее мясо – «паляндвiцу» (мягкое мясо с середины хребта свиной туши) вымачивали в соленом растворе, обрабатывали перцем и тмином, натирали чесноком, а спустя 1-2 недели сушили, подвешивая про запас в коморе или клети. От свиной туши отделяли и два окорока («сцягна»), которые солили в специальном рассоле (в «начоўках» или «кубле»), а затем, как и «паляндвiцу», сушили, подвешивая в клети. Окорок («кумпяк») нередко коптили, сохраняя на большие праздники. Копченые «паляндвiца» и окорок («шынка», «кумпяк») чаще встречались на столах шляхты и мещан. Из мелкорубленого мяса, в которое добавляли перец, лук, чеснок, а нередко (особенно в восточной части Белоруссии) мелко порезанное сало, изготавливали колбасы («каўбасы»). Кроме мясных, из печени, легких, сердца делали колбасы печеночные («вантрабянка») и кровяные («крывянiк»). Очень часто вычищенные и вымытые кишки начиняли гречневой кашей, смешанной с кровью и салом. В Понеманье предпочтение отдавали гречневой муке, которую размешивали и варили с кровью, нередко добавляя и картофельную кашу. Наряду с гречневой употреблялась также мука пшеничная, реже – ячменная, овсяная.

Почти на всей территории Белоруссии было известно традиционное мясное блюдо – «верещака» («верашчака», «прыжанiна», «мачанка»). Обычно ее готовили из свиных ребер, мясной колбасы и кусочков сала, которые тушили в горшке или лотке, заправляя ржаной или пшеничной мукой, добавляя лук и перец. Часто в качестве подливы использовали молоко, сметану. Иногда от верещаки отличали «мачанку», которую готовили на молочной «падкалоце», добавляя сметану, творог, муку. В Западном Полесье «верещакой» называли зажаренные в день свежевания поросенка сало, мясо, внутренности, так называли и званый обед, устраиваемый хозяевами по этому случаю. В Поозерье и Понеманье была известна и так называемая «постная верещака», которую готовили в период поста, тогда вместо мясных продуктов употребляли селедку, грибы, постное масло, тертый картофель. Верещаку ели вместе с блинами, оладьями, реже – с хлебом, картофелем.

Из ног и голов разделанных животных варили холодец. Пестрая региональная терминология («халадзец», «халоднае», «сцюдзень», «квашанiна», «дрыгва», «юха») отражает не только диалектологические различия, но и некоторые реальные (вариативные) особенности этого блюда. Название «сцюдзень» бытует на востоке Белоруссии и одинаково относится как к говяжьему, так и ко всем другим видам холодца. В Полесье холодцом нередко называют застуженные ягодные супы, а мясное блюдо называют «дрыгвой». В Понеманье холодец называли «квашаниной», здесь довольно распространенным блюдом был студень из баранины, который приготавливался на большие праздники. Однако более частым блюдом у белорусских крестьян был холодец из свиных ног, головы, ушей (их варят, добавляя лук, чеснок, перец, и едят с хреном). В постные и поминальные дни приготавливали холодец из рыбы, который был обычным блюдом в Поозерье. Однако наиболее «почтенным» считался здесь холодец из гусиной шеи, крыльев, лапок.


29 май 2016, 18:00
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Рыбные блюда. В постные дни мясные продукты на крестьянском столе заменяла рыба. Вместе с тем в приречных и приозерных деревнях, особенно в районах Полесья и Поозерья, рыба занимала важное место в питании и входила в состав повседневных блюд. В местных водоемах вылавливали много вьюнов, лещей, судаков, щук, карасей, налимов и др. Пойманную рыбу потребляли свежей (жарили, клали в суп, борщ, готовили уху, деликатесы, фаршировали и др.). много рыбы заготавливали впрок: вялили, сушили, летом – на солнце, зимой – в домашней печи, солили, складывали в бочки. Вяленую и сушеную рыбу полешуки вывозили в «полевые края», на Волынь, в Центральную Белоруссию, обменивали на хлеб, лен, коноплю и другие товары. Часть выловленной рыбы белорусы продавали местечковым евреям, для которых разнообразные рыбные блюда были не только повседневной, но и ритуальной пищей.

Напитки. Одним из наиболее распространенных напитков был хлебный квас. Рецептура его приготовления отличалась большим разнообразием на только на территории Белоруссии, но и в пределах одной местности. Обычно для кваса выпекали специальные хлебы (или коржи, клецки) из густого ржаного теста, которое выдерживалось («солодело») в теплом месте 2-3 дня. Выпеченные хлебы разламывали, сушили, а затем опускали в бочку или кадь (часто в мешочке) с холодной водой, через неделю квас был готов к употреблению. Часто квас готовили «на скорую руку» из обычных хлебных сухарей, заливая из кипяченой, а иногда и обычной родниковой водой. Сюда нередко добавляли березовый сок, дубовую кору, яблоки. Иногда в квас добавляли и ячменный солод, мед, вощину, отчего он приобретал соответствующий аромат и становился «крепким и ядреным». В некоторых местах квасом называют напиток из солодовой муки или отрубей, жидкую солодуху.

По весне заготавливали березовый и кленовый соки, сливали в бочонки, ставили в погреб или закапывали в землю. Их потребляли в натуральном виде или же выдерживали, добавляя сухари, мед, сахар, ягоды, картофель. Иногда в березовый сок добавляли ячменный солод, бобы, дубовые щепки; настоенный таким образом сок становился далеко не безобидным напитком. В Речицком уезде был известен оригинальный напиток, сваренный на березовом соке, в который добавляли сушеные грибы, сушеную рыбу и немного мелко порезанного картофеля. Сок получали также, настаивая лесные ягоды, яблоки, груши, рябину.

Повсеместно в Белоруссии известны свекольный (бурачный) квас и различные овощные рассолы. Пчеловоды приготавливали медовый квас – медовуху. Обычно мед разбавляли водой, добавляя хмель, дрожжи, корни различных растений, и настаивали 6-8 суток. В средние века медовары составляли значительное число не только сельского, но и городского люда.

На праздники практиковалось приготовление пива. Идейное содержание праздника, его сезонная приуроченность накладывали определенный отпечаток на состав компонентов и технологию приготовления пива (в зависимости от чего оно получало и свое название: покровское, дмитровское, михайловское, микольское). Именовалось пиво и по месту его приготовления: гродненское, несвижское, новогрудское, койдановское, лидское, монастырское. Пиво варили из ячменя, варьируя в нем в различных пропорциях состав компонентов (хмель, ароматные травы – «зелки» и др.) и сроки выдержки. На западе Белоруссии в начале XX в. основным компонентом пива вместо ячменя все чаще служила сахарная свекла.

Обрядовая пища. Пища белорусов различалась по сезонам года и была сориентирована на народный обрядовый календарь, в котором обычные дни чередовались с так называемыми постными и скоромными. Каждому календарному или семейному празднику, как и освященному духовной традицией периоду, соответствовала определенная пища, включавшая те или иные обязательные и ритуальные блюда. Наиболее богатым был стол на Пасху (Вялiкдзень), Троицу, Рождество, в дни поминовения усопших (дзяды) и важнейшие семейные праздники (свадьба, родины, крестины и др.).

На Пасху (Вялiкдзень) основными обрядовыми кушаньями были куличи и крашеные яйца.

Изобильной и разнообразной была пища на свадьбе. Обязательно пекли «вясельны каравай». Подавали на стол мясные блюда и деликатесы – разных сортов мясо, нередко жареного поросенка, колбасы, гуся (иногда фаршированного), холодец.

Вместе с тем обрядовая пища (как и застольный этикет) имела некоторые особенности у представителей разных конфессий (православных, католиков, униатов, иудеев, мусульман). Не менее значимые различия наблюдались в пище различных социальных слоев – крестьянства, мещан, шляхты. Так, по описанию одного из участников трапезы провинциальных сеймиков XVIII в. в Ушачах (местечко, южнее Полоцка), для гостей был накрыт стол, уставленный деликатесами и напитками, среди них – крученые зразы, разного приготовления салаты, овощи, жареная дичь («что аж стол прогибался»), лосятина, головы и окорока диких кабанов, медвежьи лапы, зайчатина и птица (куропатки, перепела, утки и пр.), блины к зразам и рассолам, медовые напитки, соки, разнообразные виды наливок и хлебной водки.

В постные дни в доме у шляхты на стол подавали разных сортов рыбу, часто фаршированную овощами, хлебобулочные изделия с медом, рулет с маком, солодуху, кулагу с ягодами («кулага ласая»), соки, напитки. Из рациона питания исключались жирные и мясные продукты, сметана, молоко, сыр. На «посную куццю» перед Рождеством («Калядами») на столах было не менее семи блюд, в том числе – овсяная «полiўка», или кисель, оладьи с медом, блины, клецки, гороховые или картофельные «камы», рыба, хлебный квас и каша (кутья) с медовой сытой.

Региональные особенности. Более развитое зерновое хозяйство в средней полосе Белоруссии накладывало отпечаток на характер местной пищи, усиливало значение в питании хлебных и крупяных изделий, жидких и полужидких мучных блюд. У жителей лесных краев существенную роль в рационе питания играли продукты животноводства и добывающих промыслов. В летнее время местное население потребляло много натуральных, богатых витаминами продуктов – лесных ягод, грибов, щавеля, кислицы, соков и др. У населения Полесья и Поозерья, кроме того, на повседневном столе были обычными разнообразные рыбные блюда.


29 май 2016, 19:11
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Раз уж была упомянута Беловежская пуща, немного о ней.
Пуща - крупнейший остаток реликтового леса в Европе. Заповедной она была объявлена еще в 1409 г., когда польский король Ягайло запретил в ней охоту всем, кроме него самого и его родича литовского великого князя Витовта. С тех пор она была королевским и царским (когда после разделов Польши пуща отошла к России) охотничьим заповедником.
Во время Первой мировой войны пущу заняли немецкие войска. Они проложили на ее территории узкоколейную железную дорогу, построили лесопильни и принялись вырубать и вывозить лес. Поляны, где перед отправкой складировалась древесина, не заросли до сих пор ни деревьями, ни кустами - настолько проели землю содержащиеся в коре вещества.
После Второй мировой войны пуща оказалась разделена между Польшей и Советским Союзом. На польской стороне остались природоохранная инфраструктура и поселок Беловежа, по которому пуща и была названа Беловежской. В результате кропотливой работы специалисты с обеих сторон границы восстановили поголовье зубров и реинтродуцировали их в дикую природу.
Сейчас Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе. Помимо самой крупной в мире популяции зубров, здесь обитают такие травоядные животные как благородный олень, дикий кабан, косуля и лось, из хищников - волк, лисица, рысь, барсук, куница лесная, выдра и другие. Увидеть их в лесу довольно сложно: туристов в пущу пускают только по утвержденным маршрутам или экскурсионными группами. В музее дикой природы представлены чучела беловежских животных, в том числе - огромного зубра по кличке Пугенал, рекордсмена питомника, вдобавок специально для посетителей устроены просторные вольеры, где можно полюбоваться на различных зверей: зубров, оленей, лосей, тарпановидных лошадей, кабанов, волков и даже страусов, которые вообще-то в пуще не обитают.
А теперь много фото smile_03 .
Тот самый зубр Пугенал:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4165.JPG [ 50.43 Кб | Просмотров: 5433 ]

Это музей еще в старом здании, позже они переехали. Я наснимала довольно много чучел, но что-то мне не хочется их выкладывать, поэтому лучше покажу зверье в вольерах.
Рысь Тимофей:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4179.JPG [ 84.35 Кб | Просмотров: 5433 ]

Толстый, ленивый и очень пушистый, так как дело было в марте.
Благородный олень:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4184.JPG [ 85.75 Кб | Просмотров: 5433 ]

Кормят зверей все, кому не лень, и подозреваю, что не очень полезной для них едой, но администрация относится к этому совершенно пофигистически. Хотя мы и сами не без греха: и хлеб с собой брали, и печенье.
Зубры:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4185.JPG [ 69.17 Кб | Просмотров: 5433 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4186.JPG [ 79.83 Кб | Просмотров: 5433 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4187.JPG [ 73.04 Кб | Просмотров: 5433 ]

Совершенно не обращают внимания на посетителей, да и ни на что вокруг, хотя при их массе и остроте рогов это и понятно. Заметьте, что в вольере почти нет деревьев: зубры объедают кору понизу, и деревья сохнут. В природе стадо зубров пасется на более обширной территории и наносит меньше ущерба лесу, но в вольере деревьям от них деваться некуда.
Лось. Видны следы отпавших рогов, а копыта на передних ногах какие, прямо-таки лыжи!
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4190.JPG [ 81.47 Кб | Просмотров: 5433 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4191.JPG [ 85.71 Кб | Просмотров: 5433 ]

Кабаны:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4196.JPG [ 76.62 Кб | Просмотров: 5433 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG_4197.JPG [ 58.19 Кб | Просмотров: 5433 ]

Самые общительные и человекоориентированные животные из всех. Этот кабан, завидев нас, из дальнего угла вольера пошел проверять, не дадут ли ему чего съедобного. Еще и безжалостно шуганул подсвинка, который тоже к нам нацеливался.
Еще там есть большие клетки с медведем и волками, вольеры с лошадьми обычными, лошадьми тарпановидными и пони, лани, косули и страусы (вот уж эндемик, так эндемик smile_08 ), но у всех них не было настроения фотографироваться.


03 июн 2016, 17:37
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Ну и эту тему подниму. Фотографии из пинского музея Белорусского Полесья.
Дрогичинский район:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0213A.jpg [ 35 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0214A.jpg [ 39.62 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0215A.jpg [ 45.25 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0217A.jpg [ 29.73 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0218A.jpg [ 37.39 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0219A.jpg [ 43.71 Кб | Просмотров: 5263 ]


В Кобрине краеведческого музея нет, только военно-исторический музей имени Суворова, но в конце экспозиции обнаружились две интересные выставки, так что пришлось быстренько метнуться на первый этаж, оплатить съемку и вернуться наверх (а в Эрмитаже или другом каком нашем музее такой фокус провернуть бы не дали smile_08 ). Одна из выставок не для этого раздела, а вторая представляла предметы быта и, в том числе, две манекена с народной одеждой.
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0246A.jpg [ 39.95 Кб | Просмотров: 5263 ]

Ткань юбки на левом манекене:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0247A.jpg [ 39.21 Кб | Просмотров: 5263 ]

Передник:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0252A.jpg [ 55.39 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0248A.jpg [ 52.89 Кб | Просмотров: 5263 ]

Посмотрела я на него, посмотрела, и, нарушив все свои принципы, запрещающие трогать руками музейные экспонаты, осторожно завернула край и сравнила вышивку с другой стороны. После чего пошла искать смотрительницу, чтобы сообщить ей, что у них передник повязан изнанкой.
- Надо же, - сказала она, - и правда, а по шву вроде лицом. Сколько уже стоит - и никто не заметил, даже сотрудники.
Правду сказать, если бы я не полезла фотографировать, то тоже не заметила бы.
Вышивка на рукавах:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0249A.jpg [ 36.5 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0250A.jpg [ 33.37 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0251A.jpg [ 31.27 Кб | Просмотров: 5263 ]

А вот передник уже правильной стороной:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0258A.jpg [ 63.05 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0259A.jpg [ 52.29 Кб | Просмотров: 5263 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0260A.jpg [ 38.55 Кб | Просмотров: 5263 ]

Сборка у воротника плоховато получилась:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0261A.jpg [ 24.48 Кб | Просмотров: 5263 ]


14 авг 2016, 16:17
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04
Сообщения: 909
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Продолжаю.
На правом манекене наряд был вышит еще богаче, а юбка сшита из красивой серо-серебристой ткани в поперечную полоску. К сожалению, на фото этой красоты почти не видно:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0257A.jpg [ 34.88 Кб | Просмотров: 5258 ]

Вышивка на оплечье и манжете:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0253A.jpg [ 43.25 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0254A.jpg [ 27.09 Кб | Просмотров: 5258 ]

Вышивка на фартуке:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0255A.jpg [ 52.95 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0256A.jpg [ 50.62 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0265A.jpg [ 47.62 Кб | Просмотров: 5258 ]

Вышивка на груди:
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0262A.jpg [ 36.36 Кб | Просмотров: 5258 ]


Поснимала еще всякие тканые "посцiлкi":
Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0315A.jpg [ 46.94 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0316A.jpg [ 39.43 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0317A.jpg [ 43.08 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0318A.jpg [ 52.72 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0319A.jpg [ 40.3 Кб | Просмотров: 5258 ]

Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии IMG0320A.jpg [ 61.86 Кб | Просмотров: 5258 ]


14 авг 2016, 16:31
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2013, 22:48
Сообщения: 956
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
К нам в город периодически презжает ярмарка белорусских товаров - текстиль, обувь, мясо-молоко, сладости. На этот раз у одной из продавщиц углядела вот такое чудо. Она привезла для украшения прилавка и нац. колорита. Долго упрашивать не пришлось, теперь кукла живет у меня. Стоит на конусе, материал- лен, дерево. Вроде бы ничего особенного, а глаз и душу цепляет и греет.


Фото:
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии DSCF1475.JPG [ 46.44 Кб | Просмотров: 5202 ]
18 авг 2016, 19:38
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 окт 2011, 22:02
Сообщения: 8243
Откуда: С-Петербург, Стрельна
Сообщение Re: Белорусский праздничный костюм Гродненской губернии
EGOSHKA, очень симпатичная девушка! Повезло вам!


19 авг 2016, 14:06
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 35 ] 
На страницу Пред.  1, 2


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений Куклы в народных костюмах №37 Кукла в девичьем костюме старообрядцев-"поляков" Томской губернии

[ На страницу: 1 ... 5, 6, 7 ]

в форуме Куклы в Народных Костюмах

Karmen

135

77119

27 сен 2022, 03:12

3latovlaska Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Куклы в народных костюмах №13 Кукла в городском свадебном костюме Санкт-Петербургской губернии

[ На страницу: 1 ... 13, 14, 15 ]

в форуме Куклы в Народных Костюмах

Plyushka

280

102313

30 мар 2022, 18:45

Tatakri Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Куклы в народных костюмах Спецвыпуск №1 Кукла в мужском костюме Московской губернии

[ На страницу: 1 ... 17, 18, 19 ]

в форуме Куклы в Народных Костюмах

Karmen

367

123819

21 апр 2016, 20:35

Karmen Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Куклы в народных костюмах Спецвыпуск №2 Кукла в мужском костюме Киевской губернии

[ На страницу: 1 ... 8, 9, 10 ]

в форуме Куклы в Народных Костюмах

Karmen

195

69732

19 дек 2020, 11:17

HelgaKos Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Куклы в народных костюмах №42 Кукла в праздничном костюме Владимирской губернии

[ На страницу: 1 ... 4, 5, 6 ]

в форуме Куклы в Народных Костюмах

Karmen

104

37343

24 апр 2023, 22:31

HelgaKos Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: DrSergLis, Google [Bot], lanok, Mail.Ru [Bot], Yandex [Bot]

Собери Чудо Глобус журнал, заказать робота шпиона, самолеты журнал, Ордена СССР Аргументы и факты
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:
Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2022 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru