Интересно - запрет беременной поднимать руки вверх - только ли водский обычай? Мама родилась и прожила в Марий Эл. Я еще и замужем не была, а мама мне все "лекцию" читала - беременной не вешать белье (не поднимать рук)...
По-моему, это до сих пор довольно распространенное поверье (я имею в виду не водь).
Celicia писал(а):
Свадебные обряды...Молодой сажали на колени маленького мальчика, чтобы обеспечить этим рождение у нее сыновей, она же одаривала мальчика серебряной монетой, плетеным пояском и т.п., и ребенка забирали.
ЧуднО!.. Видимо, какие-то общие древние верования (знания?) свойственны совсем разным, проживающим на значительном расстоянии народам. Например, на кавказских и закавказских свадьбах и сегодня молодой жене дают подержать на руках маленького мальчика из рода мужа.
Celicia, спасибо огромное!.. Благодаря шикарно наряженной кукле Аutumnalis и Вашим подробным (но очень живо и интересно написанным) "конспектам", тема получилась просто на загляденье!.. Консультанты ДеА могут только позавидовать.
24 янв 2016, 21:49
Спонсор
Karmen
Лидер разделов Куклы в Костюмах Народов Мира и Куклы в Народных Костюмах
Иллюстрации из книги уже хорошо нам знакомой Ольги Игоревны Коньковой и Н.Е.Романовой "Водская традиционная кукла". За такой чудесный подарок сердечно благодарю одну из Добрых Фей форума.
Замужние вожанки в одежде с сарафаном "уммико" (или "уммикэ"), передником с рукавами "рукавникад", головными уборами "сапана" (слева) и "шлыкка" (справа) конца XIX в. из деревень Нижней Луги
Замужние вожанки в одежде с рубахой "чюутто", сарафаном "синякка", головным убором "сапано" и поясом "кушакка" конца XIX - начала ХХ в. из деревень Нижней Луги
Книга "Водская традиционная кукла" О.И.Коньковой и Н.Е.Романовой может помочь нам и с таким непростым моментом, как выкройки. Правда, авторы наряжали куклу ростом 28 см, так что нам нужно будет немного уменьшить, но думаю - всё равно пригодится.
Наряд повторяет одежду самодельной куклы, сшитой в начале ХХ века водской народной певицей Анной Бущщина-Кивисоо. Вот оригинал, хранящийся сегодня в Национальном Музее Финляндии.
Как сшить саму традиционную народную куклу напишу на днях в теме "Народная игрушка". Теперь же сами составляющие костюма: рубаха "чиутто", передник с рукавами "уммикэ", обмотки и обувь, головной убор "куккали" (по поводу его достоверности у учёных нет единого мнения), сарафан "крассиккэ" и пояс "кувэнауха".
Рубаха "чиутто" шьётся из белого тонкого (в оригинале - лён) полотна (верхняя часть), серой ткани крупного переплетения (нижняя часть), сатина с цветочным рисунком (ластовицы и воротник). Вышивка выполнена шерстяными нитями домашнего изготовления. Думаю, нам - с учётом роста и изящного телосложения наших кукол - придётся подбирать материалы потоньше, но привожу комментарии из книги - интересно ведь, как это всё в реальности выглядело.
Передник с рукавами "уммикэ" шьётся из такой же грубой серой ткани, что и низ рубахи, ворот отделан красной х/б тканью, вышика красными же шерстяными нитками.
Обувь и обмотки Авторы книги пишут, что худые ноги вовсе не считались у води и ижоры признаком красоты, поэтому (думаю, ещё и климат имел значение) женщины обматывали ноги обмотками, которые назывались "ривад". Их шьём из белой (часть, которая прилегает к ноге) и красной (лицевая сторона) льняной или х/б ткани. Красный и белый прямоугольники надо сшить таким образом, чтоб белый выступал с одной стороны. Эту выступающую часть загибаем на красную, подворачиваем и зашиваем. Края обмоток подгибаем вовнутрь и обшиваем светло-зелеными нитями. К нижним краям пришиваем длинные фиолетовые нитки-завязки. Обувь "карва-ченняд" вожане шили из меха серого тюленя, но часто в дело шла и старая шуба, а нам сгодится любой тонкий мех или подходящий по виду искусственный материал. Кроится прямоугольник 5х4 см (нашим куклам ещё меньше), одну из сторон 4см закругляем подобно носку обуви. Толстой ниткой через край сшивается только носочек, пятка сзади не сшивается. Вся обувь по краю простёгивается красной толстой ниткой, присборивается и завязывается сзади узлом.
Головной убор "куккали" в том виде, как на кукле-оригинале, согласно авторам книги, более не встречается ни в одной коллекции водского или ижорского костюма. Тем не менее, мастерица-местная уроженка, родившаяся ещё в 1880 году, всё же чем-то руководствовалась?... Шапочка сшита из красной шёлковой чуть сжатой ткани на подкладке из белой х/б ткани, донышко из лазурного атласа, украшения из жёлтой х/б ткани, розовой ленточки и чёрного бисера.
В общем-то, один вариант наряда у нас готов. Но поверх рубахи может быть надет и сарафан (более позднее русское влияние на костюм), причём уже поверх сарафана могли надеть и передник с рукавами.
Сарафан "крассикэ" обычно шился из чёрной или тёмно-синей льняной ткани. Изначально сарафан был косоклинным, но позднее распространился более простой в крое "круглый сарафан". Для украшения использованы вышитые полоски белой х/б ткани и ленточки.
В будни сарафан подпоясывали простым поясом "вюо", по праздникам надевался широкий пояс-полотенце "кушакка". Для кукольного пояса понадобится х/б полоска ткани, концы которой нужно украсить вышивкой тонкими зелеными и толстыми красными нитками и бахромой. Из украшений уместно добавить бусы из мелкого чёрного бисера.
04 апр 2016, 18:19
Tatakri
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 23:14 Сообщения: 1800 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Водский женский костюм
По информации Центра коренных народов Ленинградской области от 15 июля 2018 г. готовится новое издание по другой водской кукле:
"ВОДСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУКЛА ИЗ ДЕРЕВНИ КУЛЛАА": ЖДЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ ВОЛОНТЕРОВ ЦЕНТРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ
Рады сообщить, что участники наших проектов "Традиционные куклы коренных народов Ленинградской области" и "Настоящие куклы сельским музеям" приступили к подготовке очередного нового издания из серии "Мир коренных народов Ленинградской области". Авторы книжки представят полное описание изготовления замечательной большой куклы, сшитой в 1932 году в нижнелужской деревне Куллаа (не сохр.). В этой деревне проживали ижоры, ингерманландские финны и вожанки, вышедшие сюда замуж. Кукла сейчас хранится в Национальном Музее Финляндии в Хельсинки.
Наши волонтеры съездили в музей и полностью изучили уникальную куклу. По описанию, сохранившемуся при поступлении куклы в музей, эту куклу сшили именно вожанки для председателя Карельского Академического Общества Аарне Валле. Иллюстративным материалом для издания послужат копии этой куклы, выполненные учениками 1 года обучения SUUR NUKKE-ROULU - БОЛЬШОЙ КУКОЛЬНОЙ ШКОЛЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ.
Надеемся, что это издание, а также копии куклы, которые будут сделаны для сельских музеев Кингисеппского района волонтерами нашего проекта "НАСТОЯЩИЕ КУКЛЫ СЕЛЬСКИМ МУЗЕЯМ", помогут вернуть лучшие образцы детской культуры коренных народов самим народам и многим заинтересованным людям!"
Фотограф: Екатерина Бредис. Модель - дочка Олеся с моей первой куклой такого рода
Зарегистрирован: 08 дек 2011, 23:14 Сообщения: 1800 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Водский женский костюм
В этом году мне довелось учиться на занятиях 1-го года Большой кукольной школы коренных народов. Было очень интересно и сложно, поскольку одежда кукол предполагает большое количество ручной вышивки. Но результат очень интересный! Часть сделанных кукол будет передана в дар областным музеям коренных народов, поскольку подлинных предметов на территории Ленинградской области сохранилось не так много (война и не только), зато неплохо сохранились куклы и костюмы в музеях Финляндии и Эстонии. Задача проектов и грантов Центра коренных народов - сделать копии и передать в экспозиции музеев Ленобласти.
Вот и большая вожанка Марта тоже живет сейчас в музее Хельсинки. На нее можно полюбоваться со всех сторон на официальном сайте музея:
Наталья Евгеньевна Романова и Ольга Игоревна Конькова после досконального изучения куклы в Финляндии и сравнения ее костюма с известными костюмами вожан увидели, что многие элементы одежды не надеты на куклу, а просто привязаны к шее. Поэтому в нашем варианте мы одеваем кукол по правилам реальной одежды.
Для разжигания кукольного аппетита, пока не вышло издание, покажу пару своих Март. Точнее Марту (она в оригинале большая, больше 50 см) и ее уменьшенную копию (1:2) Марточку, которую удобно хранить дома в своей коллекции.
Основа куклы - набитые мешочки, но ноги - соломенные, поэтому кукла может стоять, прислонившись к чему-нибудь.
Заготовки для юбок. В реальности юбка должна быть не коричневая, как на кукле, а темно синяя, двухслойного ткачества. Это вариант несшитых древних юбок (как поневы): полотно спереди и полотно сзади. Видимо, позднее их стали сшивать через белую ткань с одного боку. На втором боку оставалась дырка, которую прикрывали боковым полотенцем. В этом кукольном варианте дырки нет, но она условно предполагается.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото