Численность в России на рубеже XIX-XX вв. - более 47 тысяч человек
Место проживания в России на рубеже XIX-XX вв. - Сунженский отдел Терской области (сегодня территория относится к республике Ингушетия и (частично) к республикам Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чечня)
Так как журналов теперь нет, будем добавлять в темы всё-всё интересное и полезное о народе и регионе его проживания. Для начала, мне захотелось пригласить Вас всех в виртуальный тур по Ингушетии, созданный очень талантливым и увлечённым человеком Тимуром Агировым. Там такая красотища... Не пожалеете, обещаю!
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 07:38 Сообщения: 139 Откуда: г. Благовещенск
Re: Ингушский праздничный костюм
Вот ещё можно посмотреть и почитать про Ингушетию (и про другие республики Северного Кавказа и Ставрополье): http://etokavkaz.ru/ingushetija
22 янв 2016, 09:36
Haritta
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 07:38 Сообщения: 139 Откуда: г. Благовещенск
Re: Ингушский праздничный костюм
Хочется показать несколько куколок (пока не родилась ни у кого красавица нашего формата) в ингушской традиционной одежде. Вот куколка Асмата Сагиридзе:
...И как же без кукол-красавиц от ингушской мастерицы Зины Инаркиевой (к сожалению уже ушедшей)...
Да, очень жаль - талантливая была мастерица и, видимо, очень светлый человек. Добрая ей память. Вот ещё фильм про ингушский костюм - там есть о ней и её работах. Куклы безупречной красоты.
Теперь немного подробнее об ингушском костюме. В основном, по уже неоднократно цитировавшейся книге Е.Н. Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа XVIII-ХХвв."
Начнём с конца XVIII века, так как именно тогда наряд ингушек наиболее заметно выделялся среди всех кавказских - за счёт специфического и узнаваемого головного убора "курхарс", который впоследствии уступит место шапочкам и платкам и снова возродится уже в наши дни.
Экспонаты Ингушского государственного музея краеведения, г.Назрань
Немецкий востоковед, путешественник и полиглот Юлиус Генрих Клапрот, посетив Северный Кавказ в 1807-1808 годах, оставил такое описание ингушек: "Женщины кистов* и ингушей маленькие, сильные и довольно красивые, а девочки при своем цветущем здоровье живые и веселые создания." * Собирательное наименование всех нахских народов (гл.образом, чеченцев и ингушей), использовавшееся некоторыми писателями и исследователями Кавказа в XVIII—XIX веках.
Для ингушей в XVIII - первой половине XIX века типично платье-рубаха, которое (местами) сохранилось у них до начала ХХ века. Его шили из холста или бумажных тканей, а также из шёлка преимущественно тёмных цветов — синего, коричневого, тёмно-красного и чёрного. Согласно некоторым фольклорным текстам чёрное обозначало траур по умершему, а красное — по убитому родственнику. Но есть также сведения, что красные не всегда и не везде считались траурными - например, они могли быть и свадебными. У ворота рубахи застёгивались металлической (при возможности - серебряной) пуговицей.
Женские штаны шили из холста или из более нарядных тканей, чаще всего красного цвета. Есть указания, относящиеся к началу XIX века, что девочки носили белые штаны, невесты и молодые женщины - красные, замужние пожилые — голубые. Штаны надевались под рубаху, непосредственно на тело. В связи с этим обычно обшивка, в которую вдевался шнур, делалась из более мягкой ткани, а её край загибали наружу. Отворот наружу также имел важное обереговое значение.
Корсет, характерный для кабардинок и черкешенок, в Ингушетии не встречался. Данных о существовании кафтанчиков (аналогичных кабардинским, осетинским и т.д.) в XVIII - первой половине XIX века у ингушей не известно.
Скудными являются сведения о верхней одежде ингушских женщин ранее XIX века. Во всех источниках подчёркивается, что обычной и достаточной (как дома, так и вне его) одеждой всех возрастов являлось платье-рубаха и штаны. Верхнюю одежду (которую авторы иногда называют «архалух» - по аналогии с Закавказьем) по торжественным случаям надевали девушки и, видимо, молодые женщины. Он шился в талию, распашной, из хлопчатобумажных тканей или из шёлка с серебряными украшениями на груди. Рукав мог быть коротким или длинным, но всегда прямого кроя - без расширений или разрезов. Прикрепляемые к рукавам накладные расшитые "лопасти" не свойственны верхней одежде ингушек XVIII-XIXвв.
«Архалух»был короче рубахи (или одной длины) и доходил до колен - таким образом, он являлся, скорее, кафтаном, чем распашным длинным платьем, характерным в то время для других народов Кавказа, и для ингушек впоследствии.
В одежде часто отмечались яркие сочетания — если штаны и рубаха были красными, то «архалух» мог быть голубым, зеленым, оранжевым. В Средние века и вплоть до ХХ века праздничный наряд невесты выдерживался в красно-белой гамме.
Зимой женщины носили овчинные полушубки, девушки обходились одним или несколькими тёплыми платками. Платья-рубахи (иногда надеваемые одно на другое) из плотного домотканого сукна в некоторой степени служили защитой от холода.
К поясу привязывались железные ножницы, а также сумочки с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками, деревянные гребни и (очень редко) стеклянные зеркальца в деревянной оправе. Металлические (серебряные) пояса были предметом роскоши и в тот период не были широко доступны. Платья-рубахи носили без пояса или подвязывали шнурком. Богатство и разнообразие металлических поясов в XIX-XXвв, видимо, явление более позднее.
За исключением горных районов, ингушки ходили летом босиком. Бытовала простая обувь из сыромятной кожи со швом на подъёме и на заднике, деревянная без задника. Привозные из Закавказья кожаные "башмаки" (без задника, с вышивкой на носке и клиновидным каблуком) были доступны только богатым женщинам.
Описание причёски ингушек начала XIX века пока нашла только такое: "Их передние волосы коротко подстрижены, так что они достигают половины лба, на котором они разбросаны с большой тщательностью и склеены друг с другом, и делают блестящими благодаря свинцовой белизне. Задние волосы сплетены во многие косички, свисая на плечи и спину, но у замужних - в две косы, каждая из которых в отдельности перевязываются шелковыми, шерстяными и хлопчатобумажными узлами, пока ближе к голове он не достигнет дюймовой толщины и не достанут спадающими кружевами краев платья, куда прикрепляются обе связанным узлом".(Юлиус Генрих Клапрот "Записки при путешествии на Кавказ и Грузию", 1807 и 1808гг.)
Самым узнаваемым головным убором Ингушетии был "курхарс". Он многократно зафиксирован у ингушей и считается характерным для них этническим признаком. "Курхарсы" из археологических находок датируются XV веком и ранее,
Фото:
Ингушский праздничный костюм ингушетия головные уборы ингушских женщин из могильников (по М.М.Герасимову). Из книги Е.И.Крупнова Средневековая Ингушетия.jpg [ 74.81 Кб | Просмотров: 9885 ]
они же упоминались в донесениях русских послов XVII века, проходивших в Грузию через земли ингушей: "А жонки носят на головах что роги вверх в поларшина". Известны свидетельства, что "курхарсы" были распространены ещё в первой четверти XIX века - вплоть до окончательного (довольно позднего) принятия ингушами ислама и расселения на равнинах (что увеличило частоту контактов с соседними народами и привело к ряду заимствований в культуре - в частности, в костюме).
"Курхарсы" имели кожаную, реже войлочную основу, покрытую сукном. Встречались также экземпляры на войлочной основе, отделанные богатыми тканями (шелком, атласом, парчой). В нижней части убора прикреплялся кусок ткани, который, по-видимому, прикрывал затылок; снизу и с боков - широкие ленты с золотым шитьем. Серебряная бляха на лобной части "курхарса" (видимо, она символизировала солнце) была гладкой, реже имела фигурную форму. Высказываемое мнение, что "курхарс" имели лишь богатые женщины, спорно — при сохранении характерной рогообразной формы они могли быть более простыми в отделке. Это подтверждается археологическими находками - встречаются как очень богато оформленные (дорогие привозные ткани, серебряные бляхи, золотое и серебряное шитье, украшения - осколки перламутра, янтарные бусы, веточки кораллов, раковины и пр.) экземпляры, так и бедные, крытые сукном, почти «без излишеств». Происходит слово «курхарс» от ингушского «кур» = «рог, вихор, чуб».
В повседневной жизни (в некоторых районах - и по праздникам) голову вместо "курхарса" покрывали платками, к которым пришивались серебряные височные кольца с лопастями. В некоторых исследованиях отмечается, что височные кольца пришивали к нижнему головному убору - «мешку («чухта»), в который женщины прятали косы». В ингушском фольклоре фигурируют «гурмалай» (пёстрый шёлковый платок), «еврейский шёлковый платок» (горские евреи часто бывали торговцами вразнос или имели собственные лавки). В ингушской народной песне встречаются слова: «На голову белое надевши, ноги красно обувши, из всех вышедших [замуж] ты будь счастливее всех». У вайнахских (ингушей и чеченцев) народов в рассматриваемый период времени различия между головными уборами девушек и женщин не прослеживаются настолько чётко, как у соседних народов. Но единый принцип, что волосы замужней женщины должны быть полностью скрыты, соблюдался повсеместно. Безусловного согласия о том, был ли "курхарс" принадлежностью исключительно девичьего или женского костюма, до сих пор нет. Как и история его возникновения туманна - его корни относят то к скифам, то к фригийцам и аланам, а то и к русской рогатой "кичке". Но, проводя аналогии с похожим головным убором замужних чеченок, аварок Ботлихского и Годоберинского районов Дагестана и названиями узлов, которыми завязывались надо лбом платки кабардинок, карачаевок, осетинок (все со значением "рог, гребень, хохолок птицы") Студенецкая склоняется к мнению, что "курхарс"являлся принадлежностью костюма молодой замужней женщины. Имитация рогов (есть версия, что форма убора ингушек связана с языческим культом красного быка ) и петушиных гребней на головных уборах разных народов имела, по всей вероятности, древнее магическое значение, связанное с деторождением. Существует и точка зрения, что "курхарс"могли носить девушки, достигшие возраста невесты.
Украшения ингушских девушек и женщин составляли серебряные, золотые и медные серьги и височные подвески, кольца, бляхи для "курхарсов", пуговицы-бубенчикки, фигурные подвески и бронзовые нашивки.
По-моему, очень похоже на модные сегодня браслеты с "шармами".
Височные кольца с восемью лопастями, которые прикрепляли либо к нижнему головному убору, либо к платку (есть мнения, что и к причёске) не встречались, за редким исключением, у других народов Кавказа и могут считаться «уникальным этническим признаком ингушского костюма» (Е.И.Крупнов). Прототипы могли в древности попасть из Закавказья или (более вероятно) от славян, но уже в Средневековье их производство было освоено местными мастерами. Влияние древнеславянского декоративного искусства XI-XII вв. на местные традиции ювелирного дела исследователи усматривают в форме и в способе ношения височных подвесок, типологически близких радимичским семилучевым и особенно вятичским семилопастным височным кольцам. Вместе с тем ингушские подвески отличаются от височных колец вятичей оформлением граней серпообразной пластины. Если у первых верхняя часть имеет композицию древа жизни и птиц, то у вторых верх украшен декоративным геометрическим узором. Нижняя грань кавказских подвесок окаймлена, как правило, восемью кругообразными выступами, славянские же имеют семь лопастей.
Серебряные височные украшения XV-XVIвв., археологические находки в Чечне и Ингушетии
Кольца и перстень гуннского периода (III-Vвв.), Ингушский государственный музей краеведения, г.Назрань (ссылка на сайт музея - ОЧЕНЬ советую! Можно даже покрутить колечки, рассмотрев со всех сторон. )
Наконец, хотелось бы отметить, что средневековый "курхарс", уступив во второй половине XIX века место заимствованным шапочкам, сегодня переживает своё возрождение, снова становясь узнаваемой частью ингушского народного костюма - теперь уже вместе с длинным платьем. Его можно увидеть не только на роскошных куклах мастерицы Зины Абоевны Инаркиевой:
Ай, как здорово получилось!!! Красавица родилась!... И очень непростой костюм смотрится абсолютно пропорционально и гармонично!.. Slavyanka, дорогая, поздравляю Вас с очередным творческим успехом! СПАСИБО за землячку. А нас всех можно поздравить с первенцем нашего самостоятельного продолжения!... Будем ждать новых героинь (и героев - почему бы и нет?) и по мере сил участвовать. Я вот про историю и культуру ингушского народа засела читать, постараюсь законспектировать и выложить материал, как сделала по води и продолжает по ижоре Cеlicia. Если кому-то попадаются интересные материалы - делитесь, не стесняйтесь, пожалуйста. Журналов-то теперь нет.
30 янв 2016, 17:09
Haritta
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 07:38 Сообщения: 139 Откуда: г. Благовещенск
Re: Ингушский праздничный костюм
Ура!!!! Ура!!!! Ура!!!! С почином!!! Вот и родилась первая "самостоятельная" куколка!!!!! Спасибо, Slavyanka, порадовали!!! А я пока в процессе создания куколки (правда другого народа), но очень медленно у меня продвигается работа...
30 янв 2016, 17:20
Celicia
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 11:04 Сообщения: 909 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Ингушский праздничный костюм
Вот и первая ласточка . Прекрасная куколка, прекрасный наряд. С почином нас всех!
30 янв 2016, 18:15
Grusha
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 20:02 Сообщения: 374 Откуда: Воронеж
Re: Ингушский праздничный костюм
Slavyanka, какая ж Вы молодец! Костюм получился замечательный! Ах, какая красавица-ингушка! А про головной убор расскажите, пожалуйста: он сам так держится или что-то внутри есть?
Девочки, спасибо за добрые слова! Колпачок прекрасно держится сам, за счет шва и бисера. Но можно укрепить его, наполнив пространство над головой каким-либо заполнителем, например кусочком ваты.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото