Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio http://nacekomie.ru/forum/ |
|
Куклы в народных костюмах №90 Кукла в кабардинском женском костюме http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=19994 |
Страница 1 из 4 |
Автор: | Karmen [ 15 янв 2013, 20:03 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Куклы в народных костюмах №90 Кукла в кабардинском женском костюме | |||||||||
Куклы в народных костюмах №90 Кукла в кабардинском женском костюме Официальная дата выходы - 24.07.2015
|
Автор: | Karmen [ 29 мар 2013, 00:07 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в Народных Костюмах История костюма. Ссылки, обсуждение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Zvonochek: Karmen, меня вот пост Lucia о стройности кавказских девушек натолкнул на воспоминания. Читала когда-то, что у адыгов было принято в определенном возрасте (вроде, после 12) надевать на девочку корсет, выделять ей отдельную комнату (это вообще не представляю). Девочка росла очень-очень тонкой. Расскажите мне, пожалуйста, может, в "Истории костюма", так ли это, и у каких народов Кавказа еще были подобные корсеты. Чем, собственно, достигалась эта осанка, если физические упражнения предполагались только для мальчиков? Очень интересно. По материалам книги Е.Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа":
+ наличие данной формы одежды - отсутствие таковой 0 нет сведений Своеобразным видом нательной одежды у народов Северного Кавказа являлись девичьи корсеты. Чем было вызвано их ношение? У каждого народа складывается свой идеал красоты. На Кавказе, в особенности у адыгских народов, идеалом женской красоты считалась стройная фигура, плоская грудь, тонкая талия, "равная по объему завязке для ноговиц", т.е. 50-55 см. Чтобы не полнеть, девушки старались меньше есть, спали на жесткой кровати. Для достижения идеала на девочку 10-12 лет, как только начинала формироваться фигура, надевали корсет. Его шили из сафьяна или кожи более простой выработки. Он начинался очень высоко,почти от плеч и спускался до бедер. Спереди в корсет вставляли две довольно широкие деревянные пластинки,прижимавшие грудь,препятствуя её росту. Сзади вдоль позвоночника проходила ещё одна пластинка. Корсет туго зашнуровывался спереди при помощи тонкого шнурка.
Девушки носили корсет постоянно, в нем они спали и снимали его, только когда мылись. Снимал его, уже навсегда, муж в первую брачную ночь. Женщины, одевавшие невесту, старались запутать шнуровку. Новобрачный поутру отдавал корсет своим друзьям, а те - женщинам и девушкам (родственницам невесты и подругам), которые тщательно осматривали шнурок, и если выяснялось ,что он разрезан или разорван, подсмеивались над нетерпеливостью молодожена. Таким образом, корсет носили именно в годы роста и развития молодого организма. Он деформировал грудную клетку и талию, нарушал свободное развитие внутренних органов, вызывал раздражение кожи. Иногда молодая женщина, после того как переставала носить корсет, начинала горбиться, так как слаборазвитый позвоночник, лишённый деревянной опоры, деформировался. Большинство свидетельств указывают, что в первой половине 19 века корсет имели лишь девушки высших сословий. Крестьянская девушка, которая много работала, вряд ли могла носить корсет. (Хотя это противоречит тому факту, что корсеты изготавливались и из очень недорогих материалов). В последней трети 19 века кожаный корсет стал заменяться сшитым из нескольких слоев плотной ткани, снаружи его покрывали шелком или бархатом. Пластинки делали из серебра или рога. Такой тугой лиф носили почти все девушки. В начале 20в появились европейские корсеты,но они считались хуже самодельных, так как не сдерживали рост груди. На сегодняшний день в музеях хранится только три корсета. Два, приобретенные у адыгов в конце 19-начале 20вв хранятся в ГМЭ, один привезен из Балкарии, хранится в Музее Грузии. Один из сохранившихся адыгских корсетов сделан из тонкого красного сафьяна и украшен тонким галуном. Zvonochek: выделять ей отдельную комнату (это вообще не представляю) Так давайте представим вместе!.. Основным материалом для строительства в горных районах Кавказа был (что логично!) камень. Есть свидетельства о ранних плетенных простейших жилищах, затем получили распространение глинобитные, саманные. Но в целом, конечно,камень. Рубленые дома могла позволить себе только знать. Дерево не стало главным материалом не по причине отсутствия лесных массивов - (горы до определенной высоты как раз покрыты роскошными лесами - даже сегодня), а из-за трудности транспортировки строительного леса по узким и-что важно!-извилистым горным тропам. Вторую основную проблему для строительства так же создавал сложный рельеф - не так просто в горах найти ровную площадку достаточного размера. А ведь патриархальная семья велика. Значит, дом растет не в ширину, а в высоту! И хотя у каждого национального жилища (а наций здесь ой как много!) есть характерные особенности, типичный кавказский дом - каменное строение, двух или трёхэтажное (реже), под плоской или островерхой крышей (зависит от обилия осадков в конкретном районе), с несколькими выходами на крытую галерею. Хозяйственные постройки придвинуты вплотную к жилым помещениям, их плоская крыша часто использовалась как дополнительный дворик - там сушили вещи, чистили ковры и тд. Всё жилище или отодвинуто от улицы вглубь двора, обнесенного забором, или выходит на улицу "глухой" стеной. (Принцип часто соблюдается и сегодня - особенно в небольшом городе или поселке - окна большинства частных домов смотрят во двор).
В долинах дома чаще одноэтажные, крыша скатом, выход из комнат на такую же крытую галерею.
Разделение на мужскую и женскую половины бытовало не у всех, скорее комнаты делились на парадные и хозяйственные. Часто была гостевая комната (самая нарядная в доме, предоставлялась в распоряжение гостя) или даже специальное строение во дворе. Так что, выделить отдельное помещение под "девичью", думаю, было несложно. Тем более, что по существовавшему у многих горских народов обычаю "избегания" молодой невестке было крайне нежелательно не только заговаривать со свёкром, но и попадаться ему на глаза - должна же она, бедная, была где-то чувствовать себя более-менее спокойно. Ссылка для тех,кто захочет почитать подробнее http://www.infozium.ru/hv1_house1/tipi_ ... vkaze.html |
Автор: | Tatakri [ 06 сен 2014, 09:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №3 Кукла в карачаевском праздничном костюме |
Дошла морально до переделки "карачаево-адычки" от ДеА в кабардинку. В связи с этим вопрос: какая прическа должна быть у адыгской небедной девушки? У кабардинки, например. Мельком на фото видела насколько косичек и еще пара небольших локонов вдоль лица. И все это мы прячем под платок, как я понимаю, но низ кос может торчать? Может, кто знает? |
Автор: | Karmen [ 06 сен 2014, 16:09 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №3 Кукла в карачаевском праздничном костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если конкретно по причёске - в начале 19 веке незамужние девушки могли появляться на людях только в шапочке, без платка, и даже и с распущенными волосами,
к концу 19 века это стало не принято. Платок (или шарф - в начале 20 века) позволял видеть волосы, иногда на лбу подстриженные чёлкой или подрезанные на висках. Рисунок князя Гагарина "Черкешенки из окрестностей города Геленджик", 19 век
Получавшиеся локоны - хотя они совсем не туго завиты (как у грузинок, например) под головной убор не прятали. Изображение причёски с локононами я встретила лишь однажды. Кавказские типы. Кабардинка.
И то же самое фото (только не в цвете) видела в музее в Нальчике - подписано "Невеста" Также встречала информацию, что на фото кабардинская княжна Баташева в день свадьбы.
Если уж в центральном музее Кабардино-Балкарии фото признают, то, наверное, можно на него ориентироваться?.. Волосы заплетали в косы, преобладали две косы. Интересно, что ленты в косы не вплетали, а обматывали косу длинной полоской ткани, прикреплённой к шапочке (или покупной лентой) и закрепляли шнуром. Дворянки использовали для украшения кос нитки жемчуга. Длинной кос, видимо, гордились и с помощью обмоток и лент её пытались даже преувеличить. По Студенецкой, "длинные концы обмотки спускались до подола". Такую причёску носили и незамужние, и невесты, и молодые женщины. Только пожилые делали обмотки кос примерно до пояса. У дворянок иногда бытовали накосники в виде узких чехлов на каждую косу отдельно, но встречались они относительно редко. Накосник в виде широкого чехла ("чухта"), в который закладывали обе косы, был распространен в Дагестане и Чечне, но не среди адыгов и карачаевцев, балкарцев и осетин. В начале 20 века девушки, жившие в городах, иногда появлялись на улице с ничем не покрытой головой, при условии, что платок или шарф всё же был накинут на плечи. Но это была сугубо городская мода, не распространившаяся повсеместно. По книгам Г.Х. Мухамбетова "Традиционная культура кабардинцев и балкарцев", Н.Сообцоковой "Адыги черкесы", Е.Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа" |
Автор: | Tatakri [ 06 сен 2014, 23:40 ] | |||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №3 Кукла в карачаевском праздничном костюме | |||||||
Karmen, спасибо за рассказ. О первой фотографии я и говорила, что мельком видела много косичек. В итоге, так и сделала своей Акбийче. Вот интересно, переделывать терпеть не могу. Практически ни одну куклу не переделывала, а эту уже третий раз. Истина требует, так сказать. На этот раз изменила покрой рукавов - перешила их повыше, уменьшила длину рукава рубахи. Кафтанчик, чтобы не перешивать, подкрасила в темный цвет. В идеале хотела получить черный (как нейтральный и приемлемый в любом случае, по мнению Студенецкой), но все же получилось с оттенком. И, конечно, добавила шапочку и поменяла платок.
|
Автор: | Karmen [ 07 сен 2014, 00:38 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №3 Кукла в карачаевском праздничном костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабардинский праздничный девичий костюм Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики, город Нальчик
Бросается в глаза отсутствие платка, но у Студенецкой нашла, что "девушки могли носить шапочку на распущенные волосы или косы. Но чаще всё же поверх шапочки накидывали платок или шарф, который закрывал только заднюю половину шапочки...". Если кого-то смутила форма шапочки, то спешу успокоить - подтверждение, что такой вид головного убора был распространен в конце 19 века и среди кабардинок, нашла сразу в трёх источниках. "Во второй половине 19 века, наряду с высокими, кабардинки стали носить невысокие шапочки... (которые) обтягивались сукном, бархатом и украшались не только галуном, но и золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся в виде линий и растительного орнамента по околышу и на донышке. Они также имели украшения в центре донышка, от которого спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о её заимствовании у соседних народов. Низкую шапочку кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая её неподобающей для этого случая. Её носили, в основном, девушки." (Г.Х.Мамбетов "Традиционная культура кабардинцев и балкарцев") "... твёрдая шапочка в виде невысокого цилиндра с плоским донышком. Её обтягивали бархатом, чаще всего тёмно-красного цвета, или чёрным плотным шёлком. Обычно такую шапочку украшали золотым шитьём гладью по околышу. Вышивка имела вид растительного побега или геометрического орнамента. Донышко украшалось вышивкой в виде сложной розетки или нескольких сложных фигурок. Из центра донышка до плеча спускалась кисть из золотых и серебряных ниток, подчас весьма сложного фигурного плетения. В Кабарде их носили только девушки. " (Е. Студенецкая "Одежда народов Северного Кавказа")
Иллюстрации из книги Н.Сообцоковой "Адыги черкесы", кстати можно увидеть и шапочку-пилотку - редкую, но всё же встречавшуюся у адыгских народов:
Образцы плетения - на шапочке из музея как раз левый крайний
Но классический праздничный вариант головного убора для кабардинки всё же выглядит так:
Наиболее древняя форма головного убора кабардинок походила формой на военный шлем мужчин. Такие высокие (до 35 см) шапки носили аристократки, а простые девушки надевали на свадьбу. Ими очень дорожили и передавали по наследству.
Впрочем, и надевают, и дорожат и передают и сегодня тоже!
|
Автор: | Karmen [ 07 сен 2014, 00:41 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №3 Кукла в карачаевском праздничном костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ещё немного старинных красивостей из столицы Кабардино-Балкарии : Кошелёк
Пояса и пряжки
Полы (рудимент) кафтанчика (только они лежат наоборот - вышитыми уголками нужно внутрь)
Вышитый мешочек для пуль (слева - газыри=те трубочки с порохом, что носят мужчины в газырницах)
Войлочный ковёр
Ещё образцы вышивки
Часто встречающийся "ромб в центре, окружённый растительными мотивами и двойными завитками, был у адыгов священным символом плодородия" (Н.Сообцокова)
|
Автор: | Karmen [ 26 июн 2015, 01:46 ] | |||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | |||||||||||||||||||||||||||
Не могу не поприветствовать куклу-землячку (ещё и выходящую мне почти ко дню рождения) первым сообщением. Из книги Е.Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа 18-20вв." Девичий адыгский праздничный комплекс - кабардинка, конец 19-го века
Два самых типичных варианта формы кабардинских праздничных головных уборов. У нас будет первый.
Подобные сложные в повседневной жизни сооружения девушки-простолюдинки надевали по праздникам и - обязательно! - в день свадьбы. Могли носить (опять же в праздники - коз в таком не доили и в поле не работали ) и после замужества, строго до рождения первенца. Так что наша кукла - раз уж костюм заявлен как "женский" - видимо, только вышла замуж и мамой пока не стала. Или же она молодая княгиня очень знатного рода!.. Им-то, конечно, всё можно. Тогда ей ещё бы и обувь специальную - праздничную.
Ну, в общем, обзорно пока так. Материала накопила много, в Нальчик (столицу Кабардино-Балкарии) в музей специально ездила, так что надоесть ещё всем успею!.. |
Автор: | Tanialion [ 26 июн 2015, 02:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме |
Karmen писала: "Меня больше смущает отсутствие разреза на платье ниже пояса..." Они просто забыли разрезать платье! Или опять решили сэкономить. Не беда, разрежем сами - линия разреза имеется! А вот нижнюю юбку или рубашку под этим разрезом придется приделывать самим. Изучим материалы и пошьём. |
Автор: | Nadin1974 [ 28 июн 2015, 14:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме |
Обувь уникальная,как в ней девушки передвигались интересно? |
Автор: | autumnalis [ 28 июн 2015, 14:51 ] | |||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | |||||||||
Позволю себе влезть на территорию исследования уважаемой Karmen и выложу кусочек текста про обувь. Понравилось описание, может, технических характеристик немного, но представление дает:
http://www.m.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/12401 |
Автор: | Karmen [ 28 июн 2015, 15:26 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ох, ну что Вы!... Если я, завидев, любую куклу-землячку, начинаю радостно сыпать сообщения, как из рога изобилия, это совсем-совсем не означает, что ревниво отнесусь к участию в теме!... Наоборот!... Мне очень лестно и приятно, когда есть интерес к нашим краям, а благодаря нашим совместным изысканиям на форуме, жители Кавказа и Закавказья перестали (хотя бы кому-то?) казаться со стороны некой единой и совершенно неразличимой между собой чернявой нацией. Про обувь Вы прекрасно написали - лучше и не скажешь. Действительно, главный принцип был в придании походке неторопливой величавости - чтоб не шла, а словно плыла. Вот для наглядности фото из музея города Нальчика (столица Кабардино-Балкарии)
В повседневной жизни, конечно, носили простую и удобную обувь - ещё поговорим подробно. А это из совсем седой древности - аж 14-16 вв. !!!
Теперь выглядят мрачновато, но когда-то должны были быть дивной красоты!.. Серебро...прям как из сказки. |
Автор: | Nadin1974 [ 28 июн 2015, 21:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме |
Огромное Вам спасибо за разъяснение про обувь,интересно очень,буду ждать еще информации об Адыгском костюме |
Автор: | Karmen [ 06 июл 2015, 21:51 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прежде чем начать выкладывать собранный материал по кабардинскому костюму, наверное, не лишним будет пару слов сказать о народах моего родного региона. Нас тут немало в близком соседстве и, если друг друга мы легко отличаем, то со стороны часто кажемся неразличимыми - и в плане внешности, и в в плане традиционного костюма. На самом деле, общие черты, конечно, прослеживаются, но разница есть - и достаточно существенная. Первое, самое распространенное, заблуждение идёт от названия субъектов РФ - Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Создаётся обманчивое впечатление, что народы, объединённые в одну республику, как минимум, близкие родственники, а то и вообще - один, по сути, народ. На самом деле, НАОБОРОТ - кабардинцы близки черкесам, а карачаевцы - балкарцам. К кабардинцам и черкесам также может применяться термин "адыги". Адыги - это самоназвание адыгейцев, черкесов, кабардинцев, убыхов и шапсугов. То есть они все друг друга считают одним народом. Адыгские языки формируют особую абхазо-адыгскую языковую группу, в которой есть адыгейский и кабардино-черкесский, языки похожи и адыги друг друга понимают. Абсолютное большинство - мусульмане, хотя есть свидетельства, что раньше частично исповедовали христианство, ну а ещё раньше - как и везде - были распространены языческие культы. Исторически проживали не только на территориях современных Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, но и к западу - до самого Чёрного моря (примерно там, где сегодня республика Адыгея + само побережье). Кому случалось ехать к морю на машине, мог заметить многочисленные совсем не по-русски звучащие названия посёлков и рек с преобладанием шипящих согласных - наследие коренных жителей. По свидетельству историков и этнографов, феодальная Кабарда оказывала значительное влияние на весь регион. Например, российский историк В. А. Потто писал: «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов». Сегодня, может быть, не все знают, что местная княжна даже была русской царицей. В 1561 году Иван IV Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова — Идархэ Гуашеней (варианты написания имени русскими буквами - Кученей, Гошаней, Гуащэнэ), ставшей после крещения царицей Марией. Портерет - условный, т.к прижизненных изображений - если и были - не сохранилось.
К сожалению, царицу-иноземку не взлюбили при дворе (особенно, боярские семьи, прочившие своих дочерей в царские жёны) и в русской истории сложился отрицательный образ "коварной язычницы", виновной в том, что дурно влияла на характер супруга. Может быть, я, в свою очередь, необъективна к землячке, но мне сложно представить, как 15-летняя девушка, оказавшаяся в чуждой языковой и культурной среде, могла значительно повлиять на мужа, который был ровно в два раза её старше (царю исполнилось 31), и до брака с ней тихим нравом не отличался. В любом случае, судьба её сложилась печально - единственный сын умер во младенчестве, да и сама она умерла в 24 года при весьма туманных обстоятельствах - то ли простыла по пути с богомолья, то ли была отравлена. Ну да оставим дела давних дней - кто ж теперь знает правду?... Спустя столетия княжна Гуашеней всё же вернулась в родные края - памятник Марии находится в самом центре города Нальчик (столица Кабардино-Балкарии). На постаменте слова - "Навеки с Россией", в руках Мария держит грамоту о союзе горцев и Москвы. В принципе, гарантом именно этого исторического документа и стало замужество кавказской княжны.
Памятник горожане любят, встречи часто назначают "у Марии". Только у девушек считается дурной приметой назначить там свидание - а то не избежать участи пойти замуж за нелюбимого. Ну и чтоб не заканчивать сообщение на грустной ноте - красивое фото кабардинской девушки в праздничном наряде. Возможно, так и выглядела юная Гуашеней, пока не увезли далеко-далеко от родных гор.
Подробно о костюме - в следующий раз, чтоб не утомлять, но кое-что из старых сообщений про адыгский костюм и Акбийче от Tatakri (как доскональную переделку "карачаевки" от ДеА в правильно одетую кабардинку) перенесла в эту тему. О разнице карачаевского и кабардинского комплекса, можно почитать, начиная с этого сообщения и дальше. |
Автор: | autumnalis [ 11 июл 2015, 19:24 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По просьбе Karmen копирую сюда фотографии из Российского этнографического музея, касающиеся кабардинского костюма.
Это карачаевка (слева) и адыгейка
Ну и кукольный костюм от этнографа Асмат Сагиридзе, подписанный, насколько я смогла увидеть, "черкешенка"
|
Автор: | NewKitty [ 14 июл 2015, 11:15 ] | ||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | ||||||||||||||||||
Кабардинский костюм из книги Калашниковой Н.М., Плужниковой Г.А. – Одежда народов СССР – 1990. Из коллекции Государственного музея этнографии народов СССР (Ленинград).
|
Автор: | Karmen [ 15 июл 2015, 02:50 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общее впечатление о кабардинском костюме уже немного сложилось, теперь можно постепенно рассмотреть все детали по очереди. По материалам книги Е.Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа 18-20вв" В конце 19-го - начале 20-го вв нательная одежда кабардинок состояла из рубахи и штанов. Штаны — единственная, но обязательная поясная женская одежда народов Северного Кавказа. Лишь девочки младше 7 лет могли ограничиваться длинной рубахой, не надевая под неё штаны, но это практиковалось только в крайне бедных семьях и ни в коем случае не считалось нормой. Для всех адыгских народов были характерны штаны с широким шагом или с очень широким шагом. Между прямыми штанинами вшивался очень большой ромбовидный клин. При растягивании по низу получалась почти прямая линия. Длина женских штанов доходила щиколоток или до пят. Внизу штанины или заправляли в обувь, или собирали на обшлажок, на шнур с завязками, позднее — на резинку. Верхний край штанов отворачивался наружу и подшивался, в обшивку вдевали тесьму или шнур ручной работы.
В 19-м веке повседневные штаны шили из крашеного холста, ситца и других бумажных тканей синего, чёрного, коричневого цвета. Праздничные (особенно — свадебные) шили из шёлка ярких (красный, вишневый, фиолетовый) цветов. Нижнюю часть нарядных штанов украшали вышивкой, наставляли кашемиром или парчой. В начале 20-го века, когда в обиход стали входить нижние штаны и эта часть костюма воспринималась как бельё, их стали шить из светлых хлопчатобумажных тканей. К концу 19-го века у кабардинок и черкешенок женская рубаха уже не являлась достаточной одеждой не только для выхода из дома, но и в домашних условиях. Для девочек старше 5 лет поверх рубахи считалось обязательным платье, а с 12-13 лет под платье поверх рубашки надевали ещё и кафтанчик. Несмотря на это, рубаха не понималась как бельё, она была видна в разрезе платья и тем самым сохраняла функцию составной части и выходного, и даже праздничного костюма. Из всех адыгских народов только у адыгейцев рубаха и штаны считались достаточной одеждой не только для выхода женщины из дома, но и на праздник, и за пределы своего селения. Для пошива праздничных рубах кабардинки использовали шелковые ткани, будничные шили из турецкой хлопчатобумажной ткани «боз» (бязь), которая впоследствии была вытеснена ситцем и сатином. Рубахи в любом случае шили чаще из однотонного материала или с мелким неброским рисунком, для праздничных выбирали яркие цвета (красный, синий, оранжевый, жёлтый, палевый, голубой, салатный), для будничных — светлые. Самый старинный тип кроя женской рубахи — туникообразный — существовал на северном Кавказе и в конце 19-го века. Книзу рубаха расширялась за счёт боковых клиньев, идущих к подмышке. Клинья могли быть составными из двух частей, со швом на боку или цельными в виде сильно вытянутого равнобедренного треугольника, вершина которого вшивалась в подмышку, заменяя ластовицу. Расширение рубахи книзу было обусловлено не только соответствием кавказскому идеалу красоты (подчёркивая тонкую талию), но и позволяло с бOльшим удобством передвигаться по горным тропам, соответствовало местной манере сидеть на полу и низком табурете, не мешало при работе по дому и в поле. На груди посередине делали прямой разрез, застёгивающийся у горла на одну пуговицу. Рукав повседневной рубахи доходил до кисти, в ряде случаев прикрывая её.
Рукав праздничной рубахи делали очень длинным, иногда до подола платья и книзу сильно расширяли за счёт надставки или оборки, пришитой у локтя. Праздничные рубахи обшивали по нижнему краю рукавов, разрезу на груди, вороту и подолу галуном или плетенкой из золотых нитей. Иногда делали воротник — небольшую стоечку.
В некоторых случаях, спинку и верхнюю часть рукавов, которые не были видны из-под платья, кроили из более плотной и дешёвой ткани, а разрез у ворота, застёгиваемый на пуговицу, делали не только на груди, но и на спине, что позволяло (по мере выгорания ткани на груди) носить рубаху «задом наперед», продлевая ей жизнь. Такие рубахи, распространенные в Средней Азии, на Северном Кавказе известны именно у кабардинок. Рубаха второго типа с выкройными проймами и сшитым плечом появилась в самом конце 19-го века. Будучи не такой широкой в плечах, она была удобнее в надевании под кафтанчик и платье. Доходящий до кисти рукав, стягивали резинкой. Такого рода рубахи распространились только среди молодых женщин и девушек.
К самому концу 19-го-началу 20-го вв. относится появление нижней туникообразной рубахи, которая надевалась под верхнюю рубаху, играя роль белья. Её обычно шили из белой ткани. Такая нижняя рубаха была только у зажиточных женщин. Наличие нижней рубахи позволяло (при желании) ограничиться надеванием под кафтанчик и распашное платье шёлковой нижней юбки и привязыванием выше локтя широких и длинных шёлковых фальшивых «рукавов» того же цвета.
Такая имитация шёлковой праздничной рубахи встречалась только у тех народов, где девушки и женщины обязательно носили кафтанчик, т.е. в первую очередь, у кабардинцев. Зная ДеА, подозреваю, что у нашей куклы под платьем вообще ничегошеньки не окажется , так что вариант с юбкой и "рукавами" вместо ещё одной рубашки может оказаться полезной идеей, позволяющей кукле сохранить стройность стана, столь ценимую на Кавказе. Про то, как эта самая стройность достигалась с помощью корсета, можно почитать в начале темы. А в следующий раз напишу про кафтанчик и платье. |
Автор: | Shirin [ 15 июл 2015, 19:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме |
Очень интересная информация, спасибо! Мне кажется, что одежда терских казачек состоит из тех же элементов.. По крайней мере, штаны имеются.. |
Автор: | Karmen [ 16 июл 2015, 01:19 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №92 Кукла в кабардинском женском костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рада, что наряды моих землячек вызывают интерес, спасибо на добром слове.
Вы совершенно правы. Все южные (донские, кубанские, терские) казаки, неся службу и оставаясь на постоянное жительство на практически неосвоенных тогда окраинах России, многое заимствовали у местного населения в быту, одежде, способе ведения хозяйства и тд. Всё же непривычно было уроженцам бескрайних равнин обживаться в суровом краю гор. Впрочем, процессы, конечно, были взаимными - примеров тому множество, взять хотя бы тоже чаепитие с самоваром, которое очень быстро прижилось на Кавказе да и в Закавказье. Нередки были случаи и смешанных браков. В общем, всё, как у всех,при долгом близком соседстве. У терского (по названию реки Терек) казачества очень заметны заимствования у горцев в традиционной одежде и - особенно - в манере танцевать. Фото из музея "Крепость", г.Кисловодск
|
Автор: | Karmen [ 24 июл 2015, 02:30 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Куклы в народных костюмах №90 Кукла в кабардинском женском костюме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ох, ДеА... Ох уж мне Ваши шуточки с графиком выхода... Одним из элементов женской одежды у адыгских народов (и ряда других народов Северного Кавказа) является кафтанчик, надевавшийся девушками, когда «они начинали ходить на танцы», обозначая переход от детства к девичеству. В конце 19 — начале 20 вв. кафтанчик претерпел значительные изменения, причём его вариации и рудименты продолжали сосуществовать. По своему покрою, назначению и системе застёжек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плеч до талии. Застёжки (обычно серебряные) представляли собой продолговатые металлические суженные к концам пластинки, одна из которых кончалась петлей, другая — полушаровидным выступом. При застёгивании кафтанчик туго натягивался. Застёжки украшали чернью, гравировкой, позолотой, филигранью, цветными стёклами или камнями. Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застёжками, передние полы (в разрезе платья) и нижняя часть рукавов (если платье имело короткие или разрезные рукава). Девичий кафтанчик шили по возможности из дорогих тканей — плотного шёлка, бархата, атласа, фабричного тонкого сукна. Предпочтение отдавалось тёмно-красному и бордовому цветам, также шили чёрные, синие и зелёные кафтанчики, придавая большое значение гармоничному сочетанию с цветом рубахи и платья. Кафтанчики носили и девушки, и замужние женщины. Пожилые шили их из ткани тёмных (обычно чёрного) цветов, вместо нарядных металлических застёжек использовали мелкие металлические или даже шнурковые пуговицы. Ворот, борта и подол обшивали галуном, вышивка золотыми и серебряными нитями была строго локализована — на передних полочках кафтанчика у подола и на нижней части узких и длинных рукавов. Наибольшей устойчивостью отличалась вышивка в углах полочек кафтанчика. Она представляла собой крупный равнобедренный треугольник, направленный вершиной в угол полы. От оснований этого треугольника отходили плавные изогнутые лини, напоминавшие рога животных. Надевание кафтанчика под распашное платье, из-под которого были видны только его отдельные части, в конечном счёте, способствовало разделению кафтанчика на несколько предметов: 1) нагрудник с застёжками; 2) нижние полочки на пояске; 3) нарукавники; 4) воротничок-стойка (носился не всегда). Эволюция кафтанчика в рудименты в течение 19-го века
Имитация рукавов кафтанчика, конец 19-го века
Обычно все эти предметы шьют из одной ткани и украшают вышивкой в едином стиле. Застёжки, нашиваемые на нагрудник и, следовательно, утерявшие свою функцию, несколько изменили и конструкцию, став абсолютно декоративными. Частью женского кабардинского костюма, носимой поверх рубахи и кафтанчика, является длинное распашное платье, повторяющее покрой мужской черкески. Открытое на груди, платье плотно охватывает фигуру до талии, плавно, без сборок расширяясь книзу за счёт вшиваемых клиньев. Одежда такого покроя подчёркивает стройность стана и соответствовует эстетическому идеалу горцев.
Нарядное платье девушки шилось из дорогих привозных тканей — бархата, плотного шёлка, атласа. После рождения ребёнка (в статус взрослых женщин кабардинки переходили не с замужеством, как у многих народов, а после рождения первенца) даже праздничные платья шились уже из покупной шерстяной ткани. Во второй половине 19-го века, с увеличившимся потоком недорогих и разнообразных тканей русских мануфактур появился и новый тип платья — отрезной по талии, так как более лёгкие ткани можно было заложить в складки и сборки, не рискуя испортить силуэт. Преобладали платья с юбкой в складку, сборки встречались реже, главным образом на будничных платьях из тонкой ткани. Девичье распашное платье, даже при появлении складок, всё равно продолжало имитировать «старый крой» (аналогичный черкеске) — складки начинались по бокам и уходили на спину, оставляя перед платья «гладким». Складки чаще всего закладывались спереди назад с обеих сторон навстречу и сходились на спине.Женщины подобной системы в расположении складок уже не придерживались. Кабардинки: девушка и женщина, 19 век
В начале 20-го века начался (особенно в городской среде) переход от распашного платья к платью цельному ниже талии, а впоследствии и с застёжкой встык на груди. Но именно у кабардинок этот процесс шёл медленнее, чем у некоторых других горских народов (осетин, карачаевцев). Праздничные и свадебные платья и сегодня шьют распашными (так что, полагаю, платье нашей куклы нужно непременно разрезать ниже талии, правда тогда придётся соорудить ей хотя бы и рубаху ). Распашное платье могло сочетаться с рукавами разной формы и длины — до локтя, до запястья, с пришитой к короткому рукаву оборкой, с прорезью у подмышки или ниже локтя. Иногда рукав ниже локтя переходил в длинную (до подола) разрезную лопасть, закругленную по нижнему краю, но к концу 19-го века такой тип рукава уже встречался редко. Обычно парадные платья делали с коротким рукавом, позволявшим видеть вышитые рукава-рудименты кафтанчика, и прикрепляли отдельную лопасть, украшенную галуном и вышивкой.
Изготовление нарукавной подвески-лопасти требовало большого мастерства, на её создание могло уйти около года, их очень ценили и передавали по наследству. Из-за того, что нарукавные подвески надевали только в особо торжественных случаях, «жила» она гораздо дольше платья, этим, видимо, и объяснялось её существование как отдельного предмета. Тем не менее, на парадных и свадебных платьях кабардинских аристократок могли быть рукава сложной конструкции с оборкой и лопастью одновременно.
Кабардинки из рода князей Баташевых, 19 век
Следует подчеркнуть, что сложные по конструкции и длинные (иногда — до пола) рукава платьев в повседневной жизни были характерны только для аристократок, подчёркивая их праздность и высокое положение в обществе. Для большинства девушек-горянок это была часть надеваемого раз в жизни свадебного наряда. Вышивка гладью и вприкреп золотыми и серебряными нитями играла основную роль в украшении платья. Как и на кафтанчике, расположение и сюжет вышивки были строго регламентированы и сохранялись неизменными с течением времени. Вышивкой украшали края разреза платья от талии до подола, подол (иногда), нижние части рукавов. Вышивка на груди, вдоль разреза обычно была мельче или могла вовсе отсутствовать, так как всё равно обычно была скрыта под краем и бахромой носимого на голове платка или шали. Для женщин Северного Кавказа пояс не являлся строго обязательной (как у мужчин) деталью костюма. Но обычно пояс всё же носили, начиная с возраста, когда девушка начинала считаться готовой к замужеству. После свадьбы пояс продолжали носить и молодые женщины, а в исключительных случаях по большим праздникам могли надеть даже пожилые представительницы знатных семейств. Пояса бывали как целиком металлическими (серебряными), так и частично (или полностью) кожаными или из ткани с галуном. Наибольшее внимание уделялось массивной пряжке, украшенной чернью, позолотой, самоцветами, накладными цепочками.
Из всех народов Северного Кавказа именно костюм знатных кабардинок отличался наибольшей пышностью и торжественностью. По мнению этнографов и историков, феодальная Кабарда являлась законодательницей мод для социальной верхушки всех местных народов. И современный кабардинский наряд в цвете и в деталях - фото сделано мною в музее города Нальчика, Кабардино-Балкарская Республика
Про разные виды головных уборов уже немножко есть в начале темы, праздничную обувь разобрали подробно... Ждём красавицу-горянку!.. |
Страница 1 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |