В честь дня рождения "солнца русской поэзии" - приглашаю в виртуальный тур по музею "Крепость" (мой родной Кисловодск). Крепость самая что ни на есть настоящая, и именно там, в офицерском доме, Александр Сергеевич проживал, приехав "на воды".
Музей, конечно, совсем небольшой, и многие экспонаты Ваша болтушка-модератор показывала (в темах княжны Мери, кавказских костюмов, терских казаков, ещё где-то?), но, возможно, и самим "пройтись" будет интересно.
06 июн 2020, 23:48
Karmen
Лидер разделов Куклы в Костюмах Народов Мира и Куклы в Народных Костюмах
"Отечественный фарфор на протяжении всей своей истории демонстрировал неизменный интерес к национальной тематике. В собрании Кусково одна из ключевых тем русской фарфоровой пластики представлена знаменитыми скульптурными сериями народов России.
Первое в истории русского фарфора обращение к национальному сюжету относится к правлению Екатерины II и связано с именем французского скульптора Жака-Доминика Рашетта – с 1779 по 1804 год главного модельмейстера Императорского фарфорового завода. Серия «Народы России», созданная им в 1780-1790-е годы, включала 32 произведения: три скульптурные группы и 29 отдельных фигур, многие из которых были представлены парами. Прототипами моделей послужили иллюстрации из книги немецкого ученого и путешественника Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» (Спб., 1776-1777), а также гравюры М.И.Козловского и Ж.-Б.Лепренса. Скульптуры выпускались с полихромной росписью, из белого нерасписанного фарфора, некоторые модели повторялись в бисквите. Серию Рашетта характеризует идейный замысел всего ансамбля, призванного олицетворять величие многонациональной державы и прославлять мудрое правление императрицы. Фигуры народов преподносились в качестве подарков иностранным гостям и служили украшением парадной сервировки столов.
Национальная тема в фарфоре, успешно начатая Императорским заводом, в XIX веке получила свое развитие на частных предприятиях. Создание второй серии скульптур «Народы России» было предпринято на заводе Гарднера в 1870-е годы. Однако более широкий ее выпуск относится к 1890-1900-м годам, когда завод уже принадлежал Товариществу М.С.Кузнецова. Модели фигур были выполнены по иллюстрациям из книги «Этнографическое описание народов России», написанной членом Русского географического общества Густавом-Теодором Паули. Выход этого фундаментального издания был приурочен к празднованию тысячелетия России, с размахом отмечавшегося в 1862 году. Характерной особенностью серии было то, что все фигуры исполнялись в популярном для этого времени раскрашенном бисквите. Интересно, что в серии Гарднера-Кузнецова можно увидеть не только коренные народы России, но и представителей различных диаспор – греков, болгар, курдов и др. Для фигур этой серии, в отличие «Народов» Рашетта XVIII века, характерны большее однообразие в пластике и акцент на экзотике национальных костюмов.
Третьей и самой масштабной стала серия «Народности России», созданная на Императорском фарфоровом заводе по инициативе Николая II. Вероятно, сама идея ее создания возникла после проведенной в 1897 году первой всеобщей переписи населения Российской империи. Работа над проектом была начата в 1907 году и продолжалась почти 10 лет. Всего было создано 74 модели парных и одиночных фигур, автором которых был скульптор Павел Павлович Каменский. Уникальная серия демонстрируют не только технические достижения производства и мастерство исполнителей, но также развитие отечественной этнографии. Примечательно, что источником для создания моделей послужила не привычная графика, а музейные экспонаты. В ходе работы были использованы материалы Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и этнографического отдела Русского музея. За точностью воспроизведения костюмов и типажей следил известный ученый, академик В.В.Радлов. Фигуры исполнялись с надглазурной и подглазурной росписью, в двух размерах: образцы высотой около 40 см выпускались ограниченным числом экземпляров, а вдвое уменьшенные копии в разных вариантах росписи тиражировались для продажи. С антропологической и этнографической точки зрения эта серия является наиболее достоверной и представляет собой ценный исторический материал.
Создание всех трех скульптурных серий было связано, в той или иной степени, с периодами утверждения идеи российской государственности. Отражая тенденции своего времени, произведения Рашетта, Каменского или завода Гарднера-Кузнецова также транслируют важный и актуальный во все времена тезис: главное богатство России – в многонациональной культуре ее народов."
Те, что из последней (самой достоверной - хотя и там, при сравнении с костюмами, нашлись неточности) cерии, мы видели благодаря Tatakri. Есть отдельная тема на форуме. И там же airamericaдобавляла фото фигурок из ранних серий. Теперь можно ещё раз посмотреть проф. фото, что особенно для нас ценно - с подписями и датировкой. Чуть позже я это всё скопирую и размещу на форуме.
А у кого есть возможность съездить в Кусково - искренне советую. Там очень красиво и, кроме этой коллекции, есть, на что посмотреть.
Со 2 по 4 октября в Москве (ТВК «Тишинка») проводится Международный салон авторских кукол 2020 - международная выставка. Официальный сайт выставки http://dollsalon.ru/ru/
Посетителей на выставке много. Атмосфера праздничная, поднимает настроение. Куклы все очень разные, интересные.
Больше всего понравились Царь с Царицей. Просто произведение искусства. Мастер Наталья Коржуева.
Спасибо за фото! Какие куклы! Одна лучше другой, сложно выделить какую-то самую-самую. Но те, что в исторических костюмах, все дамы разных эпох... и балерина... Вот это мастера! Как жаль, что у нас ничего подобного нет, с удовольствием бы посетила.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото