Ford GPA
Преодоление водных преград в ходе боевых действий на суше и во время десантных операций на морском побережье вызвали необходимость создания специальных сухопутных транспортных средств, способных держаться на воде и направленно перемещаться, перевозя грузы и личный состав. Подобные экспериментальные машины создавались в 1920-х — 1930-х годах во многих странах, но производство серийных образцов автомобилей-амфибий в годы Второй мировой войны сумели наладить только Германия и США. Осенью 1941 года крупнейшая американская автомобилестроительная фирма Ford Motor Co разработала легкий автомобиль-амфибию Ford GPA грузоподъемностью 0,275 кг, получивший по аналогии с джипом название «Seep» (Seagoing jeep — мореходный джип, англ.) Все основные агрегаты и системы этого автомобиля были скомпонованы в сварном легком корпусе и дополнены рядом систем и узлов, обеспечивающих его движение по воде. К ним относились тоннельный гребной винт с расположенным за ним водяным рулем, привод гребного винта, водоотливные насосы, кабестан и др. Конструкция этой машины получилась очень удачной. Уже в сентябре 1942 года серийное производство этого плавающего автомобиля было освоено фирмой Ford.
Автомобиль-амфибия Ford GPA представлял собой полноприводную машину с обоими ведущими мостами. Вооружения и брони эта машина не имела. Корпус автомобиля внутри был разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое. На корпусе выштампованы усилительные ребра. Колеса для уменьшения сопротивления, создаваемого в воде, были размещены частично в специальных нишах корпуса. Передвижение на воде осуществлялось с помощью винта. Винт мог включаться одновременно с приводом колес, что повышало возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Отбор мощности на гребной трехлопастный винт осуществлялся от коробки передач специальным карданным валом, являющимся непосредственным продолжением вторичного вала коробки передач. Для движения на плаву служила вторая передача. Передние и задние мосты автомобиля при этом отключались путем переключения раздаточной коробки в нейтральное положение. Управление автомобилем-амфибией на воде осуществлялось обычным лодочным рулем, установленным за кормой корпуса на вертикальном штыре. Поворот руля производился рулевым колесом, на валу которого перед рулевым механизмом был установлен специальный барабан. Трос и система блоков связывали рулевой вал с рычагом (румпелем) на штыре лодочного руля.
Средний радиус циркуляции на воде составлял около 9 м, а минимальный радиус поворота — 5,4 метра. На автомобиле монтировался карбюраторный двигатель мощностью 54 л. с. с трехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также коробкой отбора мощности для привода гребного винта. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки не должна была превышать 2,2 м/сек.
В автомобиле Ford GPA были установлены водоотливные насосы и кабестан (лебедка, необходимая для поднятия грузов). Для удаления воды из корпуса машина была оборудована ручным водооткачивающим насосом производительностью 150 литров в минуту. Это обеспечивало плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 80 кв. см. Автомобиль имел гидропривод тормозов, рессорную подвеску и шины размером 6,00–16, заимствованные у стандартного джипа. Амфибия вмещала 6 человек, включая водителя, которые загружались через борт. Никаких дверец, аппарелей, подъемных лебедок и т. п. машина не имела. Сверху кузов мог накрываться брезентовым тентом на дугах.
Руководство Красной Армии, учитывая опыт наступательных операций Великой Отечественной войны, уделяло исключительное внимание средствам преодоления водных преград. Поэтому на заключительном этапе войны американские плавающие автомобили-амфибии Ford GPA (4 х4) и GMC DUKW-353 (6 х6), поставленные в Советский Союз по ленд-лизу, широко применялись Красной Армией в боевых действиях.
Автомобиль-амфибия Ford GPA предназначался в качестве легкой многоцелевой машины для переправы через широкие водные преграды личного состава общевойсковых и инженерных разведывательных отделений, разведывательно-диверсионных групп, высадки с кораблей групп разведки и разминирования морских десантов, для рекогносцировки водных преград. Они успешно использовались при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений, а также офицерами связи как надежное средство передвижения в боевой обстановке.
Небольшая, неприхотливая амфибия Ford GPA, или, как ее иногда называли «Форд-4», хорошо зарекомендовала себя в войсках, где в полной степени была использована ее возможность двигаться с относительно большой скоростью на плаву. Машины этого типа широко применялись при форсировании водных преград — озер в Прибалтике, рек Свири, Вислы, Дуная, Одера. Всего в годы Великой Отечественной войны СССР, наряду с другой техникой, получил в рамках ленд-лиза (по разным данным) от 2200 до 3500 легких плавающих автомобилей Ford GPA. Их конструкция была признана настолько удачной, что после окончания войны на этой базе в СССР был разработан и производился подобный автомобиль ГАЗ-46 МАВ. (http://topwar.ru/39352-truzheniki-frontovyh-dorog.html)
|