Ответить на тему  [ Сообщений: 266 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
Применение бронетехники в войнах 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33
Сообщения: 4896
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
TotenKopf2000 писал(а):
с морским орудием БС-3


Морское универсальное орудие, на базе которого разработали Д-10, называлось Б-34. А БС-3 - полевая пушка из того же "семейства"


16 янв 2014, 08:52
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 май 2012, 12:10
Сообщения: 3474
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Фото:
Комментарий к файлу: Шерман М4
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах sherman_7.jpg [ 51.1 Кб | Просмотров: 6140 ]

Танк М4А2 Шерман в СССР.

Немного о М4 Шерман: С учетом ряда поправок комитет вооружений Конгресса США 5 сентября 1941 года рекомендовал принять новую машину с 75 мм пушкой (Т6) на вооружение армии Соединенных Штатов под обозначением «средний танк М4». Протоколом от 11 декабря 1941 года комитет вооружений присвоил обозначение М4 танку со сварным корпусом, а М4А1 — с литым. В американской армии все модели среднего танка М4 назывались «Генерал Шерман», а в английской просто «Шерман». Однако, с легкой руки англичан, наиболее распространенным стало именно второе название.

С февраля 1942 по июль 1945 года в серийном производстве состояли 6 основных модификаций танка М4. Принципиально все модели танка «Шерман» (М4, М4А1, М4А2, М4АЗ, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Пушки, башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть — все было одинаковым. Все модели со временем получили единую литую лобовую деталь — крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из трех частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое. Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса, затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го — начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось уменьшить угол наклона лобовой брони с 56° до 47° от вертикали.
Главным же отличием «шерманов» друг от друга был тип силовой установки. Так, на М4 и М4А1 применялся 9-ци-линдровый радиальный карбюраторный двигатель «Континенталь» R-975; на М4А2 — спарка дизелей GMC; для М4АЗ был сконструирован карбюраторный 8-цилиндровый двигатель «Форд» GAA-8 (кстати, самый мощный из всех применявшихся на «шерманах» — 500 л.с. при 2600 об/мин) и, наконец, на М4А4 в едином блоке устанавливалось пять бензиновых двигателей «Крайслер Мультибенк» А-57. Для установки такого агрегата пришлось немного удлинить корпус. У М4А6 корпус был такой же длины, но в качестве силовой установки использовался дизель «Катерпиллер» RD1820. На всех модификациях трансмиссия располагалась в передней части корпуса, что и обусловило сравнительно большую высоту танка.

По американским данным, в Советский Союз было поставлено 4063 танка М4А2 разных вариантов и два танка М4А4. Поскольку танки М4А2 составляли более трети всех танков, полученных нашей страной от союзников по ленд-лизу во время войны, то на конструкции этих боевых машин имеет смысл остановиться подробнее.
Корпус танка М4А2 сваривался из катаных броневых плит. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали (на танках первой серии — сварной, разъемной из трех частей), служившей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа толщиной 50 мм, располагавшегося под углом 56° к вертикали. Литая лобовая деталь крепилась к верхнему листу, бортовым листам и днищу болтами. С наружной стороны к ней с боков крепились картеры бортовых передач.
Верхний лобовой лист приваривался к бортам и крыше корпуса. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка пулемета, правее и выше которой находилось цилиндрическое гнездо антенного ввода (на случай, если танк оснащался двумя радиостанциями). В верхней части лобового листа имелись два выступа, в которых располагались смотровые щели с триплексами, открывавшиеся изнутри танка. Со второй половины 1942 года к выступам приваривались броневые накладки, а затем литые колпаки; вместо же смотровых щелей устанавливались перископические приборы наблюдения Мб. В конце 1943 года был введен цельный верхний лобовой лист без смотровых щелей, располагавшийся под углом 47° к вертикали.
Борта корпуса вертикальные. На танках выпуска 1943–1944 годов, до переноса боеукладки на пол боевого отделения, к верхнему правому бортовому листу приваривались две броневые накладки и одна — к верхнему левому бортовому листу. Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10… 12°) листов — верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов. Броня бортов и кормы имела толщину 38 мм, крыши корпуса — 18 мм.
В передней части крыши корпуса над отделением управления находились овальные посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся вдоль корпуса и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения. По обе стороны от люков устанавливались два вентилятора. С конца 1943 года люки располагались поперек корпуса, была изменена конструкция крышек, сохранен один вентилятор, размещенный между люками.
Башня литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей. Лоб и борта защищались соответственно 75-мм и 50-мм броней, корма — 50-мм, крыша башни — 25-мм. В передней части башни крепилась маск-установка (толщина брони — 90 мм). На крыше башни имелись посадочный люк, вентиляционный люк боевого отделения, закрытый броневым колпаком, два лючка приборов наблюдения и антенный ввод. Посадочный люк закрывался двустворчатой крышкой, закрепленной на петлях во вращающейся турели зенитного пулемета. С декабря 1943 года на крыше башни появился овальный люк заряжающего.
Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на 360° за время от 16 до 840 с в зависимости от угла поворота рукоятки управления. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика.
С мая 1944 года на танк устанавливалась новая литая башня увеличенного размера, но с тем же диаметром башенного погона в свету. Вооружение монтировалось в новой маск-установке (толщина брони — 100 мм). На крыше башни имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками триплекс и перископическим прибором наблюдения, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения.
Фото:
Комментарий к файлу: Шерман М4А2
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах sherman_001.jpg [ 49.84 Кб | Просмотров: 6140 ]

На М4А2 устанавливалась 75-мм пушка МЗ с длиной ствола 37,5 калибра. С 1944 года на танк M4A2(76)W устанавливалась 76-мм пушка М1А1, а затем М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Все пушки имели вертикальные клиновые затворы и полуавтоматику копирного типа. Вертикальная наводка — от -10° до +25°. Пушки были стабилизированы в вертикальной плоскости наведения.
В танке устанавливались два 7,62-мм пулемета Browning М1919А4, один спаренный с пушкой, другой — курсовой, и 50,8-мм дымовой гранатомет МЗ. На крыше башни был смонтирован зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт Browning M2HB.
Боекомплект танка М4А2 состоял из 97 артвыстрелов, 300 12,7-мм и 4750 7,62-мм патронов, 12 дымовых гранат; танка M4A2(76)W — 71 артвыстрел, 600 12,7-мм и 6250 7,62-мм патронов, 14 дымовых гранат.
На танке М4А2 устанавливалась силовая установка GMC 6046 модели 71, состоявшая из двух 6-цилиндровых двухтактных бескомпрессорных рядных дизелей, расположенных параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 375 л.с. при 2100 об/мин. Пуск двигателей осуществлялся электростартерами. Для облегчения зимнего пуска использовались две факельные форсунки с запальными свечами на каждый двигатель.
Трансмиссия состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения (по одному на двигатель), поперечной соединительной передачи, карданного вала, коробки передач, механизма поворота и бортовых передач. Коробка передач — механическая, пятискоростная (5+1), с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода. Механизм поворота — двойной дифференциал типа «Клетрак».
Ходовая часть танков М4А2 и M4A2(76)W применительно к одному борту состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах каждая; трех поддерживающих катков, направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм, шаг трака 152 мм. Траки металлические или резинометаллические с сайлент-блоком.
В Советский Союз, по американским данным, по ленд-лизу было поставлено 1990 танков с 75-мм пушкой и 2073 с 76-мм. В мае 1945 года Красная армия получила и некоторое количество танков с горизонтальной подвеской.
Первые «шерманы» прибыли в СССР в ноябре 1942 года. Эта модификация была выбрана не случайно. Советским специалистам, с которыми согласовывалась номенклатура поставляемой техники, были хорошо известны трудности, возникавшие при эксплуатации танков МЗс и МЗл в СССР, бензиновые моторы которых могли работать только на импортном высокооктановом бензине.
Следует отметить, что приведённое выше количество отправленных машин не совпадает с количеством полученных. Так, по данным приемных комиссий ГБТУ Красной армии, в 1942 году в СССР прибыли 36 танков М4А2, в 1943 году — 469, в 1944–2345, в 1945 — 814. Всего же за четыре года — 3664 машины.
Первыми получили новые американские танки 5-я гвардейская танковая бригада и 563-й отдельный танковый батальон Северо-Кавказского фронта. В последнем на 5 января 1943 года имелось девять танков М4А2 и 21 танк МЗл. Вскоре по распоряжению командующего фронтом 563-й отдельный танковый батальон передал в 5-ю гвардейскую танковую бригаду свои «шерманы», получив взамен МЗл. Такой обмен был необходим для укомплектования 563-го батальона легкими танками, которые планировалось использовать при осуществлении десанта в Южную Озерейку. В июле 1943 года в состав войск 48-й армии Центрального фронта был включен 299-й отдельный танковый полк, на вооружении которого имелось 38 М4А2.
Новые американские танки были хорошо приняты в бронетанковых частях Красной армии. Например, в отчёте 5-й гвардейской танковой бригады, датированном 23 октября 1943 года, отмечалось:
«Благодаря большой скорости танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. Вооружение вполне соответствует его конструкции, так как имеет осколочные и бронебойные снаряды (болванки), пробивная способность которых очень высокая. 75-мм пушка и два пулемёта „Браунинг“ в работе безотказны. К недостаткам танка относится большая высота, что является мишенью на поле боя. Броня, несмотря на большую толщину (60 мм), недоброкачественна, так как были случаи, когда на дистанции 80 метров она пробивалась из ПТР. Кроме того, был ряд случаев, когда Ю-87 при бомбёжке обстреливали танки из 20-мм пушек и пробивали боковую броню башни и бортовую броню, в результате чего были потери среди экипажей. По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».
По отзывам из войск, при обстреле танков даже осколочными боеприпасами имели место отколы мелких осколков с внутренней стороны брони. Это случалось не на всех машинах, но об этом дефекте тем не менее американцы были извещены уже в апреле — мае 1943 года. Почти сразу после этого отгрузка М4А2 в СССР была приостановлена, а машины, поступавшие с ноября 1943 года, имели броню лучшего качества.
Помимо обобщения опыта войсковой эксплуатации, в течение 1943 года «шерманы» подвергались интенсивным испытаниям на специализированных полигонах. Вот некоторые выдержки из «Отчета по испытаниям среднего американского танка М4А2 в летних условиях. 1943 г. НИИБТ Полигон ГБТУ КА»:
«Цель: установить надежность танка в целом и его отдельных агрегатов и механизмов.
Танк производства 1942 г. завода Fisher Tank Arsenal.
До начала летних испытаний танк М4А2 прошел в зимних и весенних условиях 1285 км. Двигатели отработали 89 часов.
За время летних испытаний танк прошёл 1765 км, по шоссе 450 км. Двигатели отработали в летних условиях 87 часов.
Ходовые испытания производились с 29 июля по 18 августа 1943 г. за 11 ходовых дней.
К концу испытаний танк прошел 3050 км, двигатели отработали 176 часов.
Заключение.
1) Американский танк М4А2 обладает хорошей надёжностью в эксплуатации и требует минимальных затрат времени на обслуживание.
2) Соблюдение периодичности и объема технического обслуживания танка, указанных в составленной НИИ БТ Полигоном „Памятке экипажу танка М4А2“, вполне обеспечивает нормальную и надежную эксплуатацию танка.
3) Двигатели фирмы GMC, установленные на танке М4А2, надежно работают на отечественном дизельном топливе марки „ДТ“ и дизельном масле. Смену масла в двигателе необходимо производить через 50–60 часов работы.
4) Трансмиссия танка может нормально проработать 4000–5000 км без смены американской заправки маслом SAE-50, с которым танки М4Л2 прибывают в СССР. Дозаправку трансмиссии необходимо производить отечественным авиамаслом „МК“ или „МС“.
5) Металлическая и резинометаллическая гусеницы по своей сцепляемости с грунтом в летних условиях равноценны. При эксплуатации танка М4А2 на металлической гусенице надежность ходовой части снижается (особенно уменьшается срок службы резиновых бандажей опорных катков)».
К этой оценке надёжности «Шермана», данной советскими офицерами-испытателями, трудно что-либо добавить. Стоит подчеркнуть, что в ходе боевых действий 1944–1945 годов она полностью подтвердилась. Забегая вперед, скажем, что, к сожалению, подтвердился и факт повышенного износа резиновых бандажей опорных катков при интенсивной эксплуатации танков на металлической гусенице. Такая беда, например, приключилась в частях 5-го механизированного корпуса в ходе Яссо-Кишиневской операции в августе 1944 года.
Массовое же оснащение различных частей и соединений Красной армии «шерманами» началось с весны 1944 года.
13 февраля 1944 года 4-му гвардейскому механизированному корпусу был придан 212-й отдельный танковый полк, вооруженный танками М4А2. Вместе с другими частями и соединениями корпуса полк принимал участие в Березнеговато-Снигиревской наступательной операции, проводившейся войсками 3-го Украинского фронта.
13 марта 1944 года у танка М4А2 гвардии младшего лейтенанта В. А. Сивкова из 212-го танкового полка авиационной бомбой разорвало гусеничную цепь. Целый день экипаж ремонтировал танк. И все это время немецкие самолеты, как только обнаруживали движение людей вокруг танка, сразу же пытались расстрелять их пулемётным и пушечным огнём. В один из налетов вражеской авиации погибли механик-водитель старший сержант Иван Володин и наводчик орудия сержант Борис Калиниченко. В составе экипажа осталось всего двое — командир и стрелок-радист рядовой П. К. Крестьянинов.
На землю уже спускались сумерки, прекратились налеты авиации. Танк был снова готов к бою, однако в составе экипажа не хватало ровно половины. Вести танк было некому, но оставаться в пустынной степи танкисты не думали. На место механика-водителя сёл Пётр Крестьянинов, а в башне занял свое место Вадим Сивков.
Под покровом вечерних сумерек танк на максимальной скорости устремился на юг. Танкистам хотелось как можно быстрее догнать свой полк, который, по их расчетам, должен был находиться в районе с. Явкино. О том, что произошло потом, можно узнать из наградного листа:
«…Младший лейтенант Сивков В. А. в ночь с 13 на 14марта, следуя по маршруту полка, по пути узнал, что по его маршруту в селе Явкине находится противник. Это его не смутило, и он решил, во что бы то ни стало с боем пробиться к своей части. Подойдя вплотную к селу Явкину, младший лейтенант Сивков открыл ураганный огонь из всех видов оружия танка М4А2, на предельной скорости ворвался в село. Умело маневрируя по улицам, создал видимость, что в село ворвалось по меньшей мере 10 танков. Противник в панике метался от одного дома к другому, с одной улицы на другую, но всюду попадал под ураганный огонь и гусеницы танка…
В ночь с 14 на 15 марта противник, подтянув значительные силы, пошел в контратаку на село Явкино. Отражая атаку противника, маневрируя по селу, танк попал в противотанковый ров. Не имея возможности использовать пушку и пулеметы, дал возможность противнику вплотную подойти к танку и предложить экипажу сдаться в плен, на что Сивков ответил открытием огня и с возгласом: „Комсомольцы в плен не сдаются!“ — забросал их гранатами.
Противник бежал, оставив десяток трупов у танка. Тогда младший лейтенант Сивков, используя зенитную установку, стал расстреливать убегающего противника. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности вести дальнейшую борьбу, младший лейтенант Сивков взорвал себя и поджег танк.
Вывод: представляю посмертно к званию Героя Советского Союза.

Наши войска, вступив в Явкино 15 марта, обнаружили взорванный советский танк. Внутри него был найден небольшой пакет и в нем два листка мелко исписанной бумаги, где сообщалось:
«Мы, оставшиеся двое в танке № 17, Сивков Вадим Александрович (командир танка, младший лейтенант) и радист Крестъянинов Петр Константинович, решили лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его.
В плен сдаваться не думаем, оставляя по два-три патрона для себя…
Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем гранатами танк, чтобы не попал врагу».
За мужество, отвагу и беспредельную преданность Родине Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года младшему лейтенанту В. А. Сивкову и рядовому П. К. Крестьянинову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Поступление значительного количества «шерманов» позволило вооружать ими и крупные соединения. Так, например, на 22 июня 1944 года 3-й гвардейский Сталинградский механизированный корпус, действовавший в составе 3-го Белорусского фронта, имел 196 танков, преимущественно зарубежного производства: 110 М4А2, 70 «Валентайн IX» и 16 Т-34.
2 июля 1944 года пять танков «Шерман» из состава 9-й гвардейской танковой бригады 3-го гвардейского мехкорпуса, шедших в головной походной заставе под командованием гвардии старшего лейтенанта Г. Г. Кияшко, переправились через р. Березину и получили задачу ворваться в г. Красное и в случае удачного развития событий захватить его. Гарнизон противника не ожидал появления советских войск. Танки ворвались на улицы, забитые немецкими автомашинами. Ведя огонь из пушек и пулеметов, броней и гусеницами гвардейцы громили живую силу и технику врага. Противник был выбит из города. В ходе боя гвардейцы уничтожили четыре орудия, более 30 автомашин, около 80 гитлеровцев, потеряв только один «Шерман» младшего лейтенанта А. Е. Башмакова. Танкисты перерезали шоссе и железную дорогу, идущие в Красное из Минска. С целью продержаться до подхода главных сил Кияшко поставил три танка в засаду. К этому времени танк лейтенанта Е. Н. Смирнова, у которого при таране был поврежден поворотный механизм пушки, забрал раненых и убыл на соединение с основными силами бригады.
Вскоре советские машины были атакованы немецкими войсками, отходившими из Минска на Молодечно через Красное. Против трех советских танков немцы бросили 20 танков и САУ, в том числе несколько «пантер», и до батальона пехоты. За несколько часов неравного боя три «шермана» подбили шесть немецких танков Pz. IV, одну «Пантеру» и штурмовое орудие StuG III, уничтожили до роты пехотинцев. Но силы были неравны. Все советские танки были подбиты, остатки экипажей сумели пробиться к своим.
А вот ещё один боевой пример. 26 июля 1944 года танкисты 44-го гвардейского танкового полка завязали бои на окраинах Шауляя.
«Танковые экипажи гвардии лейтенанта Г. Милькова, В. Силыш и А. Сафонова сокрушительным огнем своих пушек истребляли гитлеровцев. Командир 1-й танковой роты гвардии капитан Волков, находившийся на одной из машин, умело руководил боем. Рушились стены домов, и под их обломками умолкали вражеские орудия и пулеметы. Загорались неприятельские автомашины и рвались находившиеся в их кузовах ящики с боеприпасами. Дом за домом, улицу за улицей очищали отважные советские воины от сопротивляющегося врага».
«Шерманы» 43, 44 и 45-го гвардейских танковых полков 3-го гвардейского механизированного корпуса освобождали Шауляй и Елгаву, участвовали в разгроме Курляндской группировки противника.
Своими впечатлениями от знакомства с «Шерманом» делится ветеран 44-го гвардейского танкового полка Н. З. Александров.
«Получили новую матчасть — „шерманы“. Как мы не хотели садиться на эти танки! Броня у них не наклонная. У Т-34 фрикционы — он может крутиться на месте. А у них сателлиты, разворачивался он, как автомобиль, по кругу. Короткоствольная 75-мм пушка была слабенькой. Из положительных моментов можно отметить наличие зенитного пулемета. Внутри танка очень комфортно — все покрашено белой краской, ручки никелированные, сиденья обтянуты кожей. Резинометаллические гусеницы очень тихие. На нем можно было именно подкрасться к противнику. У меня такой случай был в Прибалтике.
Мы шли по дороге через поле, обрамленное лесом. Перед населенным пунктом нас обстреляли. У немцев в обороне стояла САУ и противотанковое орудие. Отошли чуть-чуть назад и по кромке леса, давя кустарник, на малом газу вышли им во фланг. Я шел пешком с четырьмя автоматчиками, а танк сзади. Подкрались метров на триста. Автоматчикам приказал занять оборону, чтобы никого не подпустить, а сам вернулся к танку. Бронебойным сожгли самоходку, а потом уничтожили орудие. Немецкая пехота разбежалась. Таким образом, открыли дорогу.
Воевали мы на „шерманах“ недолго, и уже к осени 44-го года нам их заменили на Т-34–85».
Честно говоря, некоторые суждения ветерана-танкиста вызывают удивление, в частности критика по поводу «не наклонной» брони и «слабенькой» 75-мм пушки. Совершенно ясно, что ни то, ни другое несправедливо. По сравнению с Т-34 у «Шермана» не наклонной была только бортовая броня. Однако главный показатель защищенности танка — броня лобовая. По характеристикам бортовой брони танки вообще никогда не сравниваются. А лобовая броня у «Шермана» была мощнее, чем у Т-34. Что же касается 75-мм пушки, то по своим баллистическим характеристикам она была идентична нашей Ф-34. За счёт же лучшего качества боеприпасов американская пушка по бронепробиваемости превосходила советскую. Разворачиваться на месте «Шерман», имевший в качестве механизма поворота двойной дифференциал, действительно не мог. Однако ветеран не упоминает, сколько физических усилий механику-водителю Т-34 стоил поворот на месте. Тихий же ход американского танка отмечали все советские танкисты. Особенно это было заметно на фоне Т-34. «Тридцатьчетверку» с ее ревущим без глушителей двигателем и грохочущими гусеницами с гребневым зацеплением, по свидетельству фронтовиков, тихой лунной ночью было слышно за 3 км!
Кстати сказать, «Шерман» отличался не только тихим, но и плавным ходом, что особенно ценили мотострелки-танкодесантники. По воспоминаниям многих ветеранов, со второй половины 1944 года танки М4А2 активно использовались для борьбы с «фаустниками». Делалось это так. На танк садилось четыре-пять автоматчиков, которые поясными ремнями привязывались к скобам на башне. При движении машины пехотинцы вели огонь по любым укрытиям в радиусе 100–150 м, за которыми могли находиться «фа-устники». Такой прием получил название «метла». Причем для «метлы» подходили только «шерманы». На Т-34, из-за его свечной подвески и свойственной ей продольной раскачки, пехотинцам, привязанным поясным ремнем, удержаться было практически невозможно.
Ещё одно преимущество «шерманов» перед отечественными машинами по достоинству оценили танкисты — это отличные радиостанции, обеспечивавшие надежную и качественную радиосвязь! Вот как высказался по этому поводу Д. Ф. Лоза:
«Надо сказать, что качество радиостанций на танках „Шерман“ вызывало зависть у танкистов, воевавших на наших танках, да и не только у них, но и воинов других родов войск. Мы даже позволяли себе делать подарки радиостанциями, которые воспринимались как „царские“, в первую очередь нашим артиллеристам…
Впервые всесторонней проверке радиосвязь подразделений бригады подверглась в январско-мартовских боях сорок четвертого года на Правобережной Украине и под Яссами.
Как известно, на каждом „Шермане“ стояло две радиостанции: УКВ и КВ. Первая для связи внутри взводов и рот на расстояние 1,5–2 километра. Второй тип радиостанции предназначался для связи со старшим командиром. Хорошая аппаратура. Особенно нам нравилось, что, установив связь, можно было намертво зафиксировать данную волну — никакая тряска танка не могла сбить её.
И ещё один агрегат в американском танке до сих пор вызывает мое восхищение. О нём, по-моему, мы ранее речи не вели. Это бензиновый малогабаритный движок, предназначавшийся для подзарядки аккумуляторных батарей. Замечательная штука! Расположен он был в боевом отделении, а его выхлопная труба выведена наружу по правому борту. Запустить его для подзарядки аккумуляторов можно было в любой момент. На советских Т-34 в годы Великой Отечественной войны для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии приходилось гонять пятьсот лошадиных сил двигателя, что было довольно дорогим удовольствием, учитывая расход моторесурса и горючего…
В наступательных боях на территории Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии связь работала бесперебойно. Даже при отрыве передовых подразделений от главных сил на удаление 15–20 километров связь осуществлялась микрофоном или ключом, если местность оказывалась пересеченной».
Наличие радиостанций вообще отличало в лучшую сторону все ленд-лизовские танки от отечественных. Последние, как известно, стали на 100 % укомплектовываться радиостанциями только со второй половины 1943 года.
Необходимо отметить, что вся ленд-лизовская бронетехника, поступавшая в СССР, включая и «шерманы», оснащалась английскими радиостанциями Wireless Sets № 19 Mk. II. Радиостанции WS 19 производились в Англии с 1941 года, а с 1942 года выпускались также в Канаде и США. WS 19 начали поступать в СССР уже в конце 1941 года вместе с английскими танками «Матильда» и «Валентайн», а с 1942 года помимо английских начали поступать радиостанции канадского и американского производства. Последние имели все эксплуатационные надписи на английском и русском языках. Оснащение всей импортной бронетехники радиостанциями английской конструкции не случайно, но это не дань унификации. Дело в том, что американские танки вели радиосвязь в диапазоне 20…28 МГц, используя частотную модуляцию, тогда как радиостанции WS 19 имели диапазоны 2…8 МГц и 229…241 МГц, работая в них телеграфом или амплитудной модуляцией, то есть были полностью несовместимы со штатными радиостанциями американских танков.
В то же время WS 19 полностью перекрывали диапазон частот 4…5,63 МГц, в котором работали танковые радиостанции советского производства, и могли без доработок использоваться в бронетанковых и механизированных войсках Красной армии.
В 1944 году «шерманы» вытеснили из танковых частей Красной армии иностранные танки других марок, за исключением «валентайнов». Так, например, 5-я гвардейская танковая армия — главная ударная сила 3-го Белорусского фронта в операции «Багратион» — была оснащена техникой как отечественного, так и иностранного производства. В ее составе имелось 350 танков Т-34, 64 «шермана», 39 «Валентайн IX», 29 ИС, 23 ИСУ-152, 42 СУ-85, 22 СУ-76, 21 САУ М10 и 37 СУ-57 (Т48). Таким образом, импортные боевые машины составляли 25 % всего парка армии. Следует отметить, что в танковых и механизированных частях советских фронтов, принимавших участие в операции «Багратион», по количеству «шерманы» уступали только Т-34.
Танки «Шерман» использовались в Красной армии до конца войны. Например, 8-й гвардейский Александрийский механизированный корпус 2-го Белорусского фронта на 14 января 1945 года имел в своем составе 185 М4А2, пять Т-34, 21 ИС, 21 СУ-85, 21 СУ-76, 53 «скаута» МЗА1, 52 БА-64и 19 3СУ Ml7.
Во время Висло-Одерской операции в составе 2-й гвардейской танковой армии находился 1-й механизированный корпус, укомплектованный танками «Шерман» и «Вален-тайн». В дальнейшем корпус принимал участие в штурме Берлина.
Танки М4А2, особенно в варианте с мощной 76-мм пушкой, полюбились советским танкистам. Им было присвоено довольно много дружеских кличек и прозвищ. «Эмча» (от «эм четыре»), «горбач», «майский жук», «бронтозавр» в руках опытного экипажа, хорошо знавшего свою машину, ее сильные и слабые стороны, был страшен врагу. Об этом свидетельствуют и многие боевые примеры.
23 марта 1945 года под городом Веспремом в Венгрии отличился батальон 46-й гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского механизированного корпуса, которым командовал старший лейтенант Д. Ф. Лоза. В наградном листе сообщалось следующее: «Батальон подбил и сжег 29 танков и самоходок противника, захватил 20 и уничтожил 10 автомашин, истребил около 250 вражеских солдат и офицеров».
Как вспоминает сам Дмитрий Лоза, дело было так:
«Высланная разведка — взвод гвардии лейтенанта Ивана Тужикова — вышла на подступы к Веспрему и замаскировалась в лесу, левее шоссе. Ею была обнаружена большая танковая колонна неприятеля. „Вам навстречу жмут фашистские танки“, — доложил мне взводный… Надо было быстрее выводить батальон и развертывать его, готовя засаду подходившей колонне… Подаю команду: „Не задерживаться! Всем следовать на переезд!“ Ионов доложил, что он находится за стальной магистралью. Приказываю ему пройти ещё один километр и развернуться справа от дороги. О приближении вражеской колонны ему известно, как и всем офицерам батальона.
Взводы Данильченко вышли на южную окраину Хаймашкера. С запада к нему по просёлку на скорости шло двенадцать автомашин. Прекрасная цель!.. По всему было видно, что неприятель не знал последних данных обстановки в этом районе. Не было у него разведки и охранения…
По сигналу восемь „шерманов“ Григория Данильченко ударили из пушек. Грузовики охватило пламя. Уцелевшая пехота начала выскакивать из кузовов автомашин и разбегаться в разные стороны, но лишь немногим удалось унести ноги…
Приказываю роте Данильченко следовать за мной. Проскакиваем переезд, развилку дорог, проходим около восьмисот метров вперед, сходим с шоссе вправо и развертываемся в боевой порядок. Как же нам повезло! Подразделения оказались на артиллерийском полигоне противника, изрытом бессчетным количеством позиций для орудий разных калибров и укрытиями для их тягачей. Ну, просто случай! Мы заняли те, что нам подошли по размерам.
А в это время вражеская колонна, ни о чём не подозревая, продолжала двигаться на север по шоссе. За ней по-прежнему наблюдал взвод лейтенанта Тужикова. За лесом уже поднялось над горизонтом солнце. Видимость улучшилась. Время, прошедшее с момента занятия „шерманами“ позиций до появления головного фашистского танка, показалось нам вечностью… Наконец, на повороте шоссейной дороги мы увидели голову неприятельской колонны. Танки шли на сокращенных дистанциях. Очень хорошо! При внезапной их остановке, которая неминуема, когда они попадут под наш огонь, походный порядок противника „спрессуется“, и тогда командиры орудий „эмча“ не промахнутся. Мной отдан строжайший приказ не открывать огня до тех пор, пока не прозвучит выстрел пушки моего танка, и все танки молчат. Терпеливо жду момента, когда вся колонна окажется в поле нашего зрения. Командир орудия моего танка гвардии старший сержант Анатолий Ромашкин непрерывно держит на прицеле головную неприятельскую машину. За хвостовыми немецкими танками неотступно „смотрят“ стволы пушек „шерманов“ взвода Тужикова. Все танки противника распределены и взяты на мушку. „Еще немного, ещё секунда“, — сдерживаю сам себя. И вот все вражеские танки как на ладони. Командую: „Огонь!“ Воздух разорвало семнадцать выстрелов, прозвучавших как один. Головная машина сразу загорелась. Замер на месте и танк в хвосте остановившейся колонны. Попав под неожиданный массированный огонь, гитлеровцы заметались. Некоторые танки стали разворачиваться прямо на дороге, чтобы подставить под наши выстрелы более толстую лобовую броню. Те, кому удалось это сделать, открыли ответный огонь, которым был подбит один „Шерман“. В живых в нём остались командир орудия гвардии сержант Петросян и механик-водитель гвардии старший сержант Рузов. Вдвоем они продолжали вести огонь с места, не позволяя врагу зайти во фланг батальона. Сопротивление немцев было недолгим, и минут через пятнадцать все было кончено. Шоссе полыхало яркими кострами. Горели вражеские танки, автомашины, топливо-заправщики. Небо заволокло дымом. В результате боя были уничтожены двадцать один танк и двенадцать бронетранспортеров противника.
„Шерманы“ стали выходить из занятых ими укрытий, чтобы продолжить движение к Веспрему. Вдруг из леса прозвучал резкий пушечный выстрел, и левофланговую машину роты гвардии старшего лейтенанта Ионова толкнуло в сторону, и она, накренившись на правый борт, остановилась. Четыре члена экипажа были тяжело ранены. Коренастый крепыш механик-водитель гвардии сержант Иван Лобанов бросился на помощь товарищам. Перевязал их и, вытащив через аварийный люк, уложил под танком. На какую-то долю секунды его взгляд задержался на опушке рощи. По ней, ломая молодой кустарник, медленно полз к дороге „Артштурм“. Лобанов быстро возвратился в танк, зарядил орудие бронебойным снарядом и, сев на место наводчика, поймал в перекрестие прицела вражескую самоходку. Снаряд прошил борт бронемашины, и ее моторное отделение объяло пламя. Один за другим из самоходки начали выскакивать гитлеровцы. Лобанов, не теряя времени, схватил автомат, выскочил из машины и, прикрывшись корпусом „Эмча“, расстрелял немецких танкистов. Надо отметить, что в моменты передышки и на переформировании танкисты батальона всегда отрабатывали взаимозаменяемость членов экипажа. В этой ситуации механику-водителю пригодились навыки обращения с танковым оружием, которые впоследствии были вознаграждены командованием батальона.
Примерно через полчаса подразделения батальона подошли к Веспрему. То, что мы увидели на ближних подступах к городу, было достойно удивления. По обе стороны шоссе на тщательно оборудованных позициях стояли восемь „пантер“, которые на наш огонь не ответили и были расстреляны с короткой дистанции. Захваченный вскоре пленный рассказы, что немецкие солдаты и офицеры были настолько потрясены и подавлены расстрелом танковой колонны, что, когда наши подразделения, поднимая тучи пыли, на полном ходу подойти к хорошо оборудованному оборонительному рубежу, экипажи „пантер“ побросали свои машины и вместе с пехотой в панике разбежались».
За умелое управление батальоном и личное мужество гвардии старшему лейтенанту Дмитрию Федоровичу Лозе было присвоено звание Героя Советского Союза.
Блестящий результат этого боя не вызывает особого удивления. Командир батальона грамотно организовал засаду, а экипажи умело использовали огневую мощь своих танков.
В дальнейшем танки M4A2(76)W 9-го гвардейского механизированного корпуса участвовали во взятии Будапешта, в отражении немецкого контрудара у оз. Балатон, в освобождении Вены. После окончания боевых действий в Европе, оставив, как и все соединения 6-й гвардейской танковой армии, свою технику в прежнем районе дислокации, корпус был переброшен на Дальний Восток. По прибытии в районы Борзя и Чойбалсан бригады корпуса получили 183 новеньких «шермана», только что поступивших из США. Есть основания предполагать, что часть из них были танки M4A2(76)W HVSS с горизонтальной подвеской. Вместе с Т-34–85 5-го гвардейского танкового и 7-го гвардейского механизированного корпусов «шерманы» 9-го мехкорпуса преодолели Большой Хинган и вышли на Центрально-Маньчжурскую равнину. Стремительные действия 6-й гвардейской танковой армии оказали решающее влияние на ход всей операции в Маньчжурии. Бригады 9-го мехкорпуса участвовали в овладении Чаньчунем и Мукденом, освобождении Ляодунского полуострова, а после окончания войны с Японией гвардейские «шерманы» стали еще и краснознаменными. 20 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 46-я гвардейская танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени, 18-й и 30-й гвардейским мехбригадам было присвоено почётное наименование Хинганских, а 31-я гвардейская механизированная бригада стала Порт-Артурской.
Импортная бронетанковая техника находилась на вооружении Советской армии и некоторое время после окончания Второй мировой войны. Так, например, в уже упоминавшейся 46-й гвардейской механизированной бригаде «шерманы» эксплуатировались вплоть до лета 1946 года. Затем поступил приказ подготовить технику к передаче американцам. Однако вскоре его отменили: часть танков списали, часть машин переделали в тягачи. В разных частях, судя по всему, переделывали по-разному. В 46-й бригаде просто сняли башни, а машины затем использовались в Красноярском крае на лесозаготовках. Существовал еще один вариант переделки: образовавшееся в крыше корпуса отверстие заваривалось стальным листом, на котором устанавливалась командирская башенка с «Шермана». Тягачи оборудовались тяговой лебедкой и кран-стрелой. Большая часть переделанных таким образом машин поступила в восстановительные поезда железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они эксплуатировались до конца 1960-х годов. Отдельные машины можно было встретить на Украине и в 1980-е годы, а в восстановительном поезде железнодорожной станции Морозовская на Северном Кавказе тягач «Шерман» эксплуатировался до 1996 года!


17 янв 2014, 05:09
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2012, 09:04
Сообщения: 4244
Откуда: Москва, Сокол
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
В тему шермана - кого заинтересует.
Лоза Дмитрий Федорович
Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию
Применение бронетехники в войнах
Афтор - политработник, книга основательно приправлена бодрыми совецкими сказами
и фронтовыми байками, но суть эксплуатации "ЭмЧи" передана вполне адекватно.
http://www.flibusta.net/b/92231/read

Ссылка размещена в разделе СВОВ\Наша библиотека


17 янв 2014, 10:09
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2011, 09:09
Сообщения: 2015
Откуда: Москва
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
TotenKopf2000 писал(а):
В тему шермана - кого заинтересует.
Лоза Дмитрий Федорович
Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию
Афтор - политработник, книга основательно приправлена бодрыми совецкими сказами
и фронтовыми байками, но суть эксплуатации "ЭмЧи" передана вполне адекватно.


Читал, в целом неплохо, хотя местами и не все понравилось, отдает "агиткой" немного. Лоза - интересная личность, а с чего вы взяли, что он "политработник"? Он вообще "по происхождению" из самых настоящих танкистов, окончил Саратовское танковое училище в 1942 году, командовал танковым батальоном 46-й гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского механизированного корпуса 6-й гвардейской танковой армии 3-го Украинского фронта, Герой Советского Союза. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%E7% ... E%E2%E8%F7
А писал он хорошо, интересно, был талант к перу. Увы, умер в 2001 году.
Его не очень у нас любили "наверху", так как писал про и даже хвалил ленд-лизовскую технику. Зато на Западе его издавали охотно. Он, кстати, хоть и не летчик, но написал вместе с одним американцем еще и книгу про истребитель "Аэрокобра" в ВВС РККА, у нас её, по-моему, даже и не переводили и не издавали: Loza, Dmitriy and James F. Gebhardt, editor and translator. Attack of the Airacobras: Soviet Aces, American P-39s & the Air War Against Germany. Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 2002.


17 янв 2014, 15:44
Профиль

Зарегистрирован: 26 мар 2012, 17:42
Сообщения: 2962
Откуда: Киев
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
нашёл вот такую инфу:

Как наши танкисты добывали себе немецкие танки

Оставшийся без танков батальон добыл себе трофейные танки и воевал на них.

В августе 1941 года на Ленинградском фронте был сформирован 107-й отдельный танковый батальон. Первоначально он был вооружён танками БТ-5 и БТ-7. В ходе зимних боёв 1942 года батальон потерял все танки и к марту находился в Оломне без материальной части.
И тогда командир батальона майор Борис Александрович Шалимов приказал танкистам искать в лесах за Погостьем, где батальон недавно вёл боевые действия, пригодные к восстановлению подбитые немецкие танки с целью их дальнейшего использования. На поиски подбитых танков были отправлены воентехник 2-го ранга Иван Семёнович Погорелов, старший сержант Николай Барышев, механики-водители старшины Скачков и Беляев, а с ними сандружинница Валентина Николаева, недавно изучившая специальность башенного стрелка.
Сначала поисковикам попались два разбитых Pz.III, совершенно непригодных к восстановлению. Однако расчленённость этих танков помогла нашим механикам детально изучить устройство вражеских машин, а старшина Скачков даже прихватил с собой комплект немецких инструментов.
Третий танк Pz.III с тактическим номером 121 на корпусе, снаружи казавшийся целым, нашёлся на нейтральной полосе. Правым бортом танк был обращён в нашу сторону, и боковой люк у него был открыт. Трупы членов его экипажа валялись вокруг танка. Танк оказался вооружён 75-мм орудием, что для Pz.III было редкостью.
Короткими перебежками бойцы устремились к танку. Немцы, увидев их, открыли пулемётный и миномётный огонь, но вскоре все пятеро оказались в танке и стали неуязвимы для огня противника.
Оказалось, что в танке взорвалась противопехотная граната, попавшая в него, вероятно, через люк. Немецких трупов в танке не оказалось – все они были снаружи, но на полу и сиденьях осталась замёрзшая кровь.
Повреждёнными оказались лишь тяги управления. Их удалось заменить проволокой. Поврежденную осколками систему питания удалось залатать кусочками меди от распрямленных гильз. Бойцы просмотрели всё электрооборудование, исправили порванную проводку, перепробовали все клапаны, стартер, подвинтили помпу. Вместо ключа зажигания Барышев смастерил подходящий крючок из проволоки и жести.
Двигатель танка завёлся на удивление быстро – аккумуляторы сесть не успели. Развернув башню в сторону немецких позиций, откуда снова открыли огонь, Барышев дал пару выстрелов. Немцы замолчали.
За рычаги управления сел старшина Анатолий Никитич Барышев. Однако едва танк тронулся с места, трофейщики поняли, что находятся на минном поле. И тогда было принято решение ехать по валявшимся повсюду трупам – маловероятно, рассудили они, что труп будет лежать на мине.
Когда вышли из зоны немецкого обстрела, Валентина села на броню и стала размаивать красным флагам, чтобы наши артиллеристы не расстреляли только что добытый ими танк.
По пути домой бойцы заметили ещё один Pz.III с красным флагом. Его в тот же день захватили командир роты их батальона старший лейтенант Дудин и комиссар роты младший политрук Полунин.
К концу марта батальон уже располагал десятью отремонтированными немецкими танками, с которыми вскоре вновь вступил в бой.


Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах 2755746.jpg [ 89.2 Кб | Просмотров: 5896 ]
07 фев 2014, 12:13
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2012, 09:04
Сообщения: 4244
Откуда: Москва, Сокол
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Одна из последних фот Panzerkampfwagen VIII Maus на ходу, второй прототип, с "серийной" башней, но весогабаритными муляжами орудий. Этот экземпляр был довольно успешно взорван, и в н.в. в кубинке выставлен корпус 1го прототипа с этой башней.


Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах maus_the_last.jpeg [ 36.7 Кб | Просмотров: 5817 ]
10 фев 2014, 10:18
Профиль

Зарегистрирован: 23 май 2012, 18:12
Сообщения: 1526
Откуда: Харьков, Украина
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
TotenKopf2000 писал(а):
Одна из последних фот Panzerkampfwagen VIII Maus на ходу, второй прототип, с "серийной" башней, но весогабаритными муляжами орудий. Этот экземпляр был довольно успешно взорван, и в н.в. в кубинке выставлен корпус 1го прототипа с этой башней.

Вот только он не с муляжами орудий, а с вполне реальными орудиями в башне - второй прототип был боеспособным образцом.
А вот одни из последних фото именно 2-го прототипа...


Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах maus_03.jpg [ 63.73 Кб | Просмотров: 5746 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах dmaus.jpg [ 34.33 Кб | Просмотров: 5746 ]
11 фев 2014, 19:06
Профиль ICQ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 ноя 2011, 10:07
Сообщения: 1202
Откуда: Wish You Were Here
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Когда-то давно услышал я про один занятный эпизод, но руки "погуглить" дошли только сейчас. Надеюсь форумчанам будет интересно.
В 60е годы СССР «решительно поддержал борьбу коренных народов Африки и Азии в борьбе с колонизаторами, с американским империализмом», и оказался в разной степени втянут в различные локальные конфликты. Одним из таких конфликтов была длительная партизанская война в португальской колонии Гвинея-Бисау и Острова Зеленого Мыса. Стоит заметить, что несмотря на то, что в Португалии в те годы была диктатура Салазара и его преемников, в отношении колоний действовал довольно либеральный подход. Колониальный статус был ликвидирован, территория Гвинея-Бисау и Острова Зеленого Мыса считалась частью Португалии, все жители, знающие португальский язык и носящие европейскую одежду (!) стали гражданами Португалии. Однако образованная молодежь, преимущественно дети богатых мулатов с Островов Зеленого Мыса, учившаяся в Европе, прониклась национальным самосознанием, нахваталась марксистских идей и начала партизанскую войну. Поскольку на островах было особо не развернуться, основной ареной борьбы стала Гвинея-Бисау, сторонников молодые марксисты вербовали среди основной народности баланте, вторая основная народность – фульбе, как это водится в Африке, в пику им стала поддерживать португальцев. Возглавил Африканскую партию независимости Гвинеи и островов Зелёного Мыса (ПАИГК) сын чиновника и плантатора молодой чернокожий агроном Ами́лкар Кабра́л.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах АК RIAN_668454.jpg [ 243.63 Кб | Просмотров: 5695 ]

Алмикар Кабрал среди партизан

Впрочем, фактически движением руководил харизматичный лидер соседнего государства Республика Гвинея Ахмед Секу-Туре. Поставки вооружения для партизан организовали СССР, Куба, Китай, Алжир, Сенегал..
Отношения СССР с ПАИГК активизировались в 1961 г., когда Кабрал в первый раз посетил СССР. Советский Союз начал вооружение и обучение боевиков ПАИГК. В 1963 г. вооруженной борьбой была охвачена вся Гвинея-Бисау, партизанам удалось установить контроль над значительной частью юга и центра Гвинеи-Бисау.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах Бойцы RIAN_668457.jpg [ 309 Кб | Просмотров: 5695 ]

Бойцы ПАИГК.

В 1965 г. первая группа бойцов ПАИГК - 75 человек прошла военную подготовку в крымском поселке Перевальное, где располагался секретный 165-й Учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих (УЦ-165) при Минобороны СССР (позже - Симферопольское военное объединенное училище). На этой военной базе революционеров из разных стран учили изготавливать и применять взрывчатку, захватывать склады с оружием, проводить диверсии на электростанциях и военных объектах и прочим партизанским навыкам. В программе обучения, помимо боевых практических дисциплин, отводилось время и политподготовке. Африканцев, которые толком считать не умели, в обязательном порядке нагружали теорией марксизма-ленинизма, вводили в курс истории мировых революционных движений. Кстати, арифметическим действиям их учили по специальной методике для неграмотных.
Первые выпускники покинули партизанскую школу вначале 1966 г. По некоторым данным, всего на базе в Перевальном побывало более 1500 гвинейских бойцов.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах Партизаны в Крыму 2.JPG [ 38.42 Кб | Просмотров: 5695 ]

Африканские "курсанты" в Симферополе.

В 1965 г. через Гвинею поступила первая партия кубинского оружия, в том числе базуки американского производства. В июле 1965 г. группа студентов с островов Зеленого Мыса выехала в Гавану для обучения военному делу. 14 июня 1966 г. в Гвинею-Бисау прибыла первая группа кубинцев - 31 инструктор партизанской борьбы и медики. В следующем году их число увеличилось до 60. Эта их численность оставалась постоянной, хотя сами специалисты менялись через каждые восемнадцать - двадцать четыре месяца. В течение всей войны, кубинцы были единственными иностранцами, которые непосредственно участвовали в боях в Гвинее-Бисау.
Возросшая помощь СССР позволила бойцам ПАИГК коренным образом переломила ситуацию на фронте. В августе 1968 г. партизаны впервые использовали 120-мм минометы, 3 ноября 1969 г. повстанцы впервые применили 122-мм установки залпового огня - "катюши", в марте 1970 г. португальцы констатировали наличие у партизан нескольких подразделений "катюш". Артиллерийские части партизан активно использовали 76-мм и 89-мм безоткатные орудия.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах ЗИС-3 2.JPG [ 19.53 Кб | Просмотров: 5695 ]


С 1973 г. партизаны начали использовать советские вертолеты Ми-4 Базировались они, в основном, в соседней Гвинейской Республике. Летали кубинцы и авиаторы из африканских стран. Потерь вертолетчики не имели. В феврале 1974 г. ПАИГК первый раз использовали бронетехнику, в их распоряжении были поставленные плавающие танки ПТ-76, танки Т-34 и БТР-40. Но наиболее крупный успех принесло партизанам то что они лишили португальцев господства в воздухе. В начале 1973 г. у партизан появились ПЗРК “Стрела-2”, с 23 марта по 11 апреля было сбито 10 самолетов противника. Появились у «партизан» (фактически у их «хозяев» в Республике Гвинея) и истребители МиГ-17.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах партизаны 2.JPG [ 48.73 Кб | Просмотров: 5695 ]


Для борьбы с португальскими кораблями и для снабжения партизаны создавали свой небольшой флот. На начало 1969 г. по данным португальской разведки морской отряд ПАИГК имел помимо трех небольших судов, неизвестное число моторных лодок и каноэ, а так же 4 торпедных катера типа Р-6 (66 тонн, 2 - 25 мм, 2 ТА), недавно переданных СССР и базирующихся в Конакри. 22 ноября 1970 г. в ходе операции португальского флота, команда VICTOR лейтенанта Rebordão de Brito высадившаяся со сторожевого катера «Orion» в порту Конакри с лодок атаковала у причала 4 катера «P-6» - ПАИГК и 3 катера «Komar» Гвинейской Республики, ведя по ним огонь из пулеметов и метая в них гранаты. Они убили всех кто был на борту и вызвали пожары на катерах, через несколько минут на них произошли взрывы. В ноябре - декабре 1972г. советская сторона по линии военно-морского флота вооруженным силам ПАИГК передала в Конакри три боевых катера проекта 199, построенных в Ленинграде на базе корпусов торпедных катеров проекта 183. Эти корабли водоизмещением 67т с четырьмя дизелями М-50-ф обладали скоростью до 35 уз. и имели на вооружении две спаренные 25-мм артустановки. Экипажи каждого катера состояли из 22 человек. По просьбе гвинейской стороны, моряки эсминца «Бывалый» Северного флота, находившегося с 10 ноября 1972 г. как стационар в Конакри, неоднократно оказывали помощь гвинейцам в обслуживании и ремонте техники на катерах.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах Бывалый b01.jpg [ 35.44 Кб | Просмотров: 5695 ]

К январю 1973 г. португальская разведка (ПИДЕ) сумела достичь взаимопонимания с оппонентами Кабрала в самом повстанческом движении. Поводом было то, что «кабовердианские мулаты захватили большинство постов в партии» и «отсиживаются в качестве ее представителей за рубежом». В то время как «выходцы из Гвинеи-Бисау несут основную тяжесть вооруженной борьбы с португальцами».
Амилкар Кабрал был убит 20 января 1973 г. в Конакри у своего дома. Он возвращался с приема в польском посольстве. Около 23 часов он вместе с супругой Анной Марией вышел из машины, и тут его поджидали убийцы. Лидер ПАИГК не заподозрил измены, ведь к нему подошли его соратники и друзья. Что заставило гвинейских ветеранов-партизан пойти на этот шаг? Известно только, что португальцы обещали за устранение или пленение Амилкара Кабрала, и еще нескольких высших партийных функционеров довольно крупные суммы денег. Непосредственным руководителем акции был один из руководителей флота ПАИГК Иносенсиу Кани. Убив лидера ПАИГК и захватив его супругу, предатели занялись другими. Все захваченные руководители ПАИГК были увезены в порт и брошены в трюмы тех самых советских катеров, поставленных для ПАИГК для «борьбы с португальскими колонизаторами». Команды боевых судов полностью поддерживали заговорщиков.
Гвинейские власти, узнав об убийстве А. Кабрала и захвате других руководителей партии, действовали оперативно. В городе было объявлено военное положение, на улицы выведены усиленные военные патрули. Часть заговорщиков были схвачены, но те, кто успел добраться до порта, укрылись на боевых катерах. Поняв, что медлить более нельзя, «несостоявшийся адмирал» Иносенсиу Кани приказал экипажам выйти в море и взять курс на Бисау, чтобы сдать захваченных руководителей ПАИГК португальским властям.
Президент Гвинеи Ахмед Секу-Туре, узнав о том, что руководство ПАИГК захвачено и вывезено из страны на военных судах, немедленно обратился с просьбой о содействии к советскому послу А. Ратанову. В полночь с 20 на 21 января 1973 года на ЭМ «Бывалый» внезапно прибыл командующий народной армии Гвинейской Республики Тумани Сангаре в сопровождении генерала Ф.В.Чичерина и капитана 1 ранга В.М.Жучкова. От имени президента Ахмеда Секу Туре и советского посла А.П.Ратанова прибывшие на эсминец офицеры просили командира выйти в море, задержать преступников, а при попытке сопротивления - уничтожить.
В трудном положении оказался капитан 2 ранга Ильиных Юрий Григорьевич. С одной стороны, он не имел права выйти в море без разрешения своего командования в Москве, а тем более применять оружие, а с другой стороны, обстановка сложилась такая, что никто кроме него не мог решить эту задачу в кратчайший срок. В этой обстановке, взяв на себя огромную ответственность, Ильиных принял решение выйти в море. Присутствующий при этом советник посольства (представитель КГБ) сказал командиру: «Юра, ты влез не в свое дело. Могут голову снять». Но решение командира было непреклонным.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах Ильиных Ю.Г.b16.jpg [ 47.1 Кб | Просмотров: 5695 ]

Ю.Г.Ильиных с гвинейскими военными.

На борт эсминца был принят взвод вооруженных гвинейских солдат с офицером во главе, и в 0 ч 50 мин корабль вышел в море.
В связи с внезапностью и неординарностью ситуации, в которой оказался «Бывалый», командир составил несколько донесений и послал их в Главный штаб ВМФ. Вскоре от оперативного дежурного ВМФ из Москвы была получена телеграмма: «Командиру эсминца "Бывалый". Использование оружия только с разрешения Главнокомандующего ВМФ». И все. На все дальнейшие запросы командира Москва молчала...
Корабль с полностью изготовленными к стрельбе артустановками на скорости 18 узлов шел вдоль низменных берегов Гвинеи. В 3 ч ночи (по Москве - 5 ч утра) начальник радиотехнической службы капитан-лейтенант В.Г.Малешин доложил, что радиолокационной станцией «Дон» на дистанции 220 кб обнаружены две неподвижные цели. Около 5 ч утра, когда начало светать, корабль вышел с этими целями на визуальный контакт. Как оказалось, это были те самые два катера из трех ушедших с преступниками из Конакри. Командир направил эсминец к первому из катеров и подошел к нему вплотную. На катер забросили швартовы и притянули его к борту. Второму катеру, под угрозой применения оружия, командир приказал самому подойти к борту, что тот беспрекословно выполнил. Как выяснилось, из-за плохой подготовленности команд на катерах вышло полностью из строя все навигационное и радиолокационное вооружение, в результате чего они вынуждены были стать на якоря и дожидаться рассвета.
На ошвартованные к борту эсминца катера тут же высадились гвинейские солдаты, разоружили команды и заставили их перейти на «Бывалый». Катера были взяты на буксир, и корабль направился в Конакри.
В 15 ч 21 января «Бывалый» прибыл на рейд Конакри и передал катера и их команды гвинейским властям.
Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах kkjyctwsywms qd4.jpg [ 61.34 Кб | Просмотров: 5695 ]

Арестованные повстанцы на борту катера пр.199.

В это же время гвинейскими моряками был найден третий катер, который также потерял ориентировку и в темноте вылез на отмель в береговых камышах. На катере были обнаружены подвергнутые зверским истязаниям жена А.Кабрала и некоторые из захваченных членов ЦК ПАИГК.
Первоначально Ю.Г. Ильиных за самовольство был снят с должности, но на следующий день, после наилучших отзывов о действии эсминца генерал-майора Ф.В. Чичерина, и президента Секу-Туре, Ильиных снова стал командиром “Бывалого”. А к вечеру командующий Северным флотом объявил Ю.Г. Ильиных благодарность за смелые и решительные действия.
По итогам разбирательства около 100 человек было расстреляно, в т.ч. большинство организаторов акции. Катера проекта 199, на которых заговорщики пытались бежать, Гвинея включила в состав своих ВМС. Больших лавров португальцам или какого-то раздора в ПАИГК акция не принесла, наследование власти произошло вполне спокойно. Движением, а потом и страной, с этих пор руководил сводный брат Амилькара Кабрала Луиш де Альмейда.
В 1974г., португальские военные, убедившись в бесперспективности войны, свергли постсалазаровский режим и признали независимость колоний. А спасенный советскими моряками Аристидес Перейра стал в 1975 г. президентом Республики Острова Зеленого Мыса (ныне Кабо Верде) и ликвидировал стратегическую базу НАТО на острове Сал. Межплеменные разборки аукнулись в Бисау в 1980г. еще раз, когда военные арестовали президента Луиша Кабрала и всех мулатов в руководстве страны.
Эсминец “Бывалый” весной 1973 года вернулся на Северный флот.
И еще - в конце 70х и особенно в 80х и Республика Гвинея, и Гвинея-Бисау как-то охладели к СССР.
Подробнее - http://alerozin.narod.ru/GuinBis.htm ,
http://mikle1.livejournal.com/2367788.html и др.


13 фев 2014, 07:26
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33
Сообщения: 4896
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
anstrong писал(а):
нашёл вот такую инфу:
Как наши танкисты добывали себе немецкие танки


Здесь подробнее. "Взятые из-под огня" Павел Лукницкий (Танкомастер. — 1999. — № 4)
http://armor.kiev.ua/Battle/WWII/fromfire.php


19 фев 2014, 18:45
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2012, 09:04
Сообщения: 4244
Откуда: Москва, Сокол
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Редчайший снимок: T-VI б\н 100 и T-III из 502 БТТ под Ленинградом в сопровождении пехоты, 42й или 43й год.
Тигр примечателен тем, что это будет первый экземпляр T-VI захваченный и изученный советскими войсками. Эпизод многократно, в разных версиях и подробностях описывался в литературе, в т.ч. и у Барятинского.
Позднее этот танк будет выставляться на выставке трофейной технике в ЦПКиО.
Зимний камуфляж смыт или перекрашен.
Этому экземпляру повезло конечно больше, чем расстрелянному на полигоне 102му, но похоже, до музея и он не дожил. Кубинке это не он, несмотря на совпадающий №. Раскрас по 505 батальон и низкая командирская башенка. Более поздний вариант.


Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах T_VI_100.jpeg [ 40.99 Кб | Просмотров: 5612 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах 24351.jpg [ 64.03 Кб | Просмотров: 5612 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах imstalengrades_1751.jpeg [ 47.24 Кб | Просмотров: 5612 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах 0_69200_e9db0de8_XL.jpg [ 53.11 Кб | Просмотров: 5612 ]
24 фев 2014, 11:12
Профиль

Зарегистрирован: 12 авг 2013, 14:37
Сообщения: 368
Откуда: Коломна
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
вечер добрый! знатоки,подскажите,были ли т-64 в праге 1968 года? принимали они участие в той операции?


01 мар 2014, 17:21
Профиль

Зарегистрирован: 23 май 2012, 18:12
Сообщения: 1526
Откуда: Харьков, Украина
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
xoxol1508 писал(а):
вечер добрый! знатоки,подскажите,были ли т-64 в праге 1968 года? принимали они участие в той операции?

НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ! Он во первых, только с 1969 потихоньку пошел, а во вторых - их особо не светили до середины 70-х как минимум (некоторые элементы Т-64Б до сих пор имеют гриф СовСек) - сверхсекретным он был.


01 мар 2014, 17:47
Профиль ICQ

Зарегистрирован: 12 авг 2013, 14:37
Сообщения: 368
Откуда: Коломна
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
organic писал(а):
xoxol1508 писал(а):
вечер добрый! знатоки,подскажите,были ли т-64 в праге 1968 года? принимали они участие в той операции?

НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ! Он во первых, только с 1969 потихоньку пошел, а во вторых - их особо не светили до середины 70-х как минимум (некоторые элементы Т-64Б до сих пор имеют гриф СовСек) - сверхсекретным он был.
. Извините, тему закрыли, поэтому отвечаю на интересующий Вас вопрос в личку. Танк Т-64 принят на вооружение в 1967, а в 1969 была принята модель Т-64А.

http://armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=%D0%A2-64

С уважением, Lord, военная специальность "командир взвода средних танков"


01 мар 2014, 20:14
Профиль

Зарегистрирован: 09 янв 2012, 12:35
Сообщения: 2130
Откуда: москва
Сообщение Re: Танки Мира График Выхода и обсуждение
офтоп конечно,но реальное видео зачистки местности танками(сирия)......приятного просмотра smile_20 https://www.youtube.com/watch?v=QUXh0--jqC8


01 мар 2014, 21:51
Профиль

Зарегистрирован: 23 май 2012, 18:12
Сообщения: 1526
Откуда: Харьков, Украина
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Небыло Т-64 в Чехословакии, так что просто человек, говорящий о расстреле садика из Т-64, либо был в Т-62, либо не был там вообще! Уж поверьте - принятый в 1967 году объект 430 (он же Т-64) был со 115мм пушкой, было выпущено их не сильно много, и на первые 5-6 лет его держали в частях в близости от завода-изготовителя. Единственное зафиксированное на данный момент применение Т-64 в боевых действиях - это конфликт ПМР и Молдавии, а танки принадлежали первоначально ГСВГ или ЮГВ.
Про потери в Афганистане - 13500 погибло, 1500 пропало безвести - итого 15000, а 50000 - ну не вяжется сюда никак.


02 мар 2014, 01:12
Профиль ICQ

Зарегистрирован: 12 авг 2013, 14:37
Сообщения: 368
Откуда: Коломна
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
organic писал(а):
Небыло Т-64 в Чехословакии, так что просто человек, говорящий о расстреле садика из Т-64, либо был в Т-62, либо не был там вообще! Уж поверьте - принятый в 1967 году объект 430 (он же Т-64) был со 115мм пушкой, было выпущено их не сильно много, и на первые 5-6 лет его держали в частях в близости от завода-изготовителя. Единственное зафиксированное на данный момент применение Т-64 в боевых действиях - это конфликт ПМР и Молдавии, а танки принадлежали первоначально ГСВГ или ЮГВ.
Про потери в Афганистане - 13500 погибло, 1500 пропало безвести - итого 15000, а 50000 - ну не вяжется сюда никак.

спасибо! я ему уже ответил,что он трепло.


02 мар 2014, 10:19
Профиль

Зарегистрирован: 23 май 2012, 18:12
Сообщения: 1526
Откуда: Харьков, Украина
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
xoxol1508 писал(а):
organic писал(а):
Небыло Т-64 в Чехословакии, так что просто человек, говорящий о расстреле садика из Т-64, либо был в Т-62, либо не был там вообще! Уж поверьте - принятый в 1967 году объект 430 (он же Т-64) был со 115мм пушкой, было выпущено их не сильно много, и на первые 5-6 лет его держали в частях в близости от завода-изготовителя. Единственное зафиксированное на данный момент применение Т-64 в боевых действиях - это конфликт ПМР и Молдавии, а танки принадлежали первоначально ГСВГ или ЮГВ.
Про потери в Афганистане - 13500 погибло, 1500 пропало безвести - итого 15000, а 50000 - ну не вяжется сюда никак.

спасибо! я ему уже ответил,что он трепло.

Уточнил инфу по Т-64 - на 1968 год их было до 200-250 штук, все находились в состоянии опытной эксплуатации и при повышенной секретности - так что в Чехословакию они однозначно не попали.


02 мар 2014, 11:40
Профиль ICQ

Зарегистрирован: 07 янв 2012, 20:00
Сообщения: 417
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
В афгане погибло меньше солдат, чем гибнет ежегодно в России в дтп Конечно, от этого никому не легче и каждая потеря это страшная трагедия. Просто зачем
на этом спекулировать. А в Чехословакии практически совсем не стреляли, тем более по детским садикам. Бред это и оскорбление наших солдат. Даже легенды о том, что
немцы из ГДР там давали духу и вовсю палили направо и налево - только легенды. Не было такого. Не надо слушать безответственных болтунов.


02 мар 2014, 11:43
Профиль

Зарегистрирован: 07 апр 2013, 10:11
Сообщения: 1062
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Интересная статья ДОТы на основе танковых башен
http://westwall.elvamie.nl/en/westwallt ... rturm.html


Фото:
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах image.jpg [ 50.22 Кб | Просмотров: 5016 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах image.jpg [ 50.42 Кб | Просмотров: 5016 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах image.jpg [ 65.21 Кб | Просмотров: 5016 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах image.jpg [ 39.09 Кб | Просмотров: 5016 ]
Применение бронетехники в войнах
Применение бронетехники в войнах image.jpg [ 47.28 Кб | Просмотров: 5016 ]
11 апр 2014, 07:54
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2011, 13:11
Сообщения: 1021
Откуда: Украина Одесса
Сообщение Re: Применение бронетехники в войнах
Остаток бронетехники на 1945 год:
из докладной записки Командующего БТ и МВ КА Зам.наркома Обороны СССР ген. армии Булганину о ремонте танков устаревших марок, №0859140 от 23 мая 1945г.
Приложение
Справка о наличии и состоянии танков старых марок на 20.05.1945г.
Т-27 - 234 (испр-227, требующих кап ремонта - 7)
Т-37-38 - 726 (537/199)
Т-30-40-60 - 1237 (590/647)
МК 2 ("Матильда") - 222 (45/177)
МК 4 ("Черчилль") - 74 (6/68)
М 3-л ("Стюарт") - 203 (164/39)
М 3-с ("Грант"/"Ли") - 71 (41/30)
По Т-26 и БТ:
Выдержка из "Докладной записки Командующего БТ и МВ КА Заместителю Наркома Обороны ген. армии Булганину о танках устаревших образцов" №585 от 20 декабря 1945г.
В военных округах Дальнего Востока - Забайкальско-Амурском, Дальневосточном и Приморском имеется большое количество танков устаревших образцов... БТ-2-5-7 - 1091ед.(в т.ч. исправных - 206) из них: в строевых соединениях и частях - 537ед., в тыловых и уч. частях - 32, на складах - 316, в ремчастях и заводах - 212.
Т-26 - 1455ед.(в т.ч. 492 исправных); в строевых частях -666, в тыловых и уч. частях - 20, на складах - 560, в ремчастях и заводах -
209.
По новым образцам: Документ №537 от 4 октября 1945г. "Расчёт Штаба БТ и МВ КА по потребности танков и САУ для Красной Армии и иностр. государств".
... Имеется в наличии без уч. частей и училищ:

Танков ИС - 2153
Т-34 - 9409
САУ ИСУ-152 - 948
ИСУ-122 - 1261
СУ-100 - 1636
СУ-76 - 5391
Всего танков и СУ - 20798.


27 апр 2014, 21:19
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 266 ] 
На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений Конверсии бронетехники от "Звезды" в масштабе 1:100

в форуме Бронетехника другие масштабы

Astax

3

7052

06 окт 2016, 23:50

Astax Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Опрос: какие модели бронетехники в серии РТ Вы считаете лучшими

[ На страницу: 1, 2, 3, 4 ]

в форуме Русские Танки (1/72)

Vycha

62

25193

15 июл 2013, 13:50

maus Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Танки. Легенды Отечественной Бронетехники - График выхода и обсуждение

[ На страницу: 1 ... 71, 72, 73 ]

в форуме Танки. Легенды Отечественной Бронетехники (1/43)

autosssr

1455

704276

05 июл 2020, 17:29

Leo653 Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Фото наших коллекций бронетехники

[ На страницу: 1 ... 527, 528, 529 ]

в форуме Танки и Бронетехника - Коллекции Пользователей

Паук

10575

1336047

17 сен 2023, 08:34

luft67 Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Кубинка, музей бронетехники.

в форуме Музеи Бронетехники (Фотографии пользователей)

AntonM

19

7981

03 авг 2017, 17:38

nvb58 Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: DmitryArt, Google [Bot], Logingood, Varatorn, Yandex [Bot]

график выхода Рукоделие для Дома, Коллекционные Музыкальные Инструменты форум, виктори график выхода, Династии ДеА
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:
Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2022 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru