В 1938 году было принято решение о замене устаревшего к тому моменту городского автобуса ЗИС-8 на более новую и усовершенствованную модель. Так появился более вместительный и обтекаемый высокопольный автобус ЗИС-16. ЗиС-8 :
Изменилось и количество мест для сидения пассажиров, если ЗИС-8 имел 22 места для сидения, то в ЗИС-16 эта цифра изменилась уже до 26. Общее же число пассажиров изменилось с 29 до 34.Новый автобус снабдили шинами увеличенного размера (36X8 дюймов против 34X7 дюймов у ЗИС-8).Конструкторы попытались повысить мощность двигателя ЗИС-16, установив головки цилиндров с увеличенной до 5,7 единицы степенью сжатия, применив кулачковый вал с более широкими фазами газораспределения, использовав вместо чугунных алюминиевые поршни. Эти и другие новшества позволили на 20% повысить мощность мотора. Поэтому ЗИС-16 с полной нагрузкой брал крутые подъемы и скоро разгонялся. Отличался новый автобус и экономичностью, расходуя 37—38 л бензина на 100 км пробега.Несомненно, прогрессивным для тех лет было применение на ЗИС-16 гидравлических рычажных амортизаторов двустороннего действия, вакуумного усилителя в приводе тормозов, отопления пассажирского салона. Водитель следил за работой машины и агрегатов по приборам, размещенным на щитке, подобном тому, который устанавливался в легковом автомобиле ЗИС-101.Новый автобус московские автомобилестроители выпускали вплоть до начала Великой Отечественной войны. За этот период из ворот ЗИСа вышло несколько сотен автобусов, большую часть которых получил столичный автопарк. Это было как нельзя своевременно: в 1940 году в Москве действовало 64 автобусных маршрута общей протяженностью 985 км, по которым курсировало 1230 машин (в том числе ЗЙС-16). Городские автобусы ЗИС-16 выпускались в нескольких вариантах. Например, на улицах Москвы можно было увидеть белоснежные санитарные машины «Скорой помощи». В годы Великой Отечественной войны их перекрасили в защитный цвет и стали использовать для транспортировки раненых. Тогда же близ передовой появлялись ЗИС-16, увенчанные динамиками. Это были передвижные звуковещательные станции. Применялись вместительные ЗиСовские автобусы и штабистами в качестве своего рода передвижных командных пунктов.
Всего было выпущено 3250 автобусов ЗИС-16.Разумеется, далеко не все города удалось обеспечить новыми автобусами. Поэтому некоторые районные и областные авторемонтные предприятия принялись своими силами изготавливать машины, подобные ЗИС-16. Так, Ленинградское городское управление автомобильного транспорта на своем ремонтном заводе выпускало, исходя из концепции ЗИС-16, городские автобусы собственной конструкции, в том числе трехосные. После Великой Отечественной войны московское предприятие «Аремкуз» наладило производство машин, конструктивно подобных ЗИС-16, но использовав узлы и детали нового мощного грузовика ЗИС-150. Часть из них, не мобилизованная в Красную армию в начальный период войны, была снабжена в 1943 году газогенераторными и газобаллонными установками, демонтированными в 1945 году. Благодаря современному и узнаваемому облику ЗИС-16, стал характерной приметой уличного пейзажа Москвы конца 30-х — начала 50-х. Значительная часть автобусов ЗИС-16 после войны была реконструирована на «Аремкуз» и других предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие радикальные меры позволили ЗИС-16 доработать на пригородных маршрутах столицы до середины 50-х, а в ряде городов и дольше. В послевоенные годы лишь незначительная часть ЗИС-16 вернулась в автобусную сеть страны. Однако они оказались столь необходимыми, что выпуск аналога возобновили в Москве. Кузов строили на столичном заводе «Аремкуз» и устанавливали на ходовую часть нового грузовика марки ЗИС-150. Эти автобусы, также обозначаемые как ЗИС-16, выпускали вплоть до 1950 года. Послевоенные ЗиСы :
Такие трехосные машины АЛ 2 ходили в довоенное время по улицам Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны они работали и на Дороге жизни. Один из этих автобусов экспонируется в музее ладожской трассы в городе Осиновце. В цеху ЗиС на сборке автобуса ЗиС-16 :
Кроме автобусов для городских нужд (пассажирских), завод так же выпускал специализированные, санитарные автобусы. К наименованию таких автобусов добавлялась буква «С» - ЗИС-16С. Число посадочных мест в салоне таких автобусов было меньше, от 12 до 14 именно столько больных они могли перевозить. ЗИС-16С - специализированный санитарный автобус для перевозки от 12 до 14 больных.
Известно об одном сохранившемся автобусе ЗИС-16, в Национальном Автомобильном Музее в Ленинградской области, собранном из деталей трех найденных в лесах и на садовых участках машин. В моделях сейчас : Vector-Models ,смола :
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 15:10 Сообщения: 11420 Откуда: Москва
Re: Наши Автобусы №39 - ЗиС-16
smisha писал(а):
К отличному фотообзору..... добавлю фото ЗИС-16 в естественной городской среде того довоенного времени в Москве .... м. "Дворец Советов" (Кропоткинская) ..... метрополитен ещё пока им. Когановича....
Из сети....... "Известно об одном сохранившемся автобусе ЗИС-16, в Национальном Автомобильном Музее в Ленинградской области, собранном из деталей трех найденных в лесах и на садовых участках машин."
Скорее перспектива на ЗИС-16 .....
. В послевоенные годы лишь незначительная часть ЗИС-16 вернулась в автобусную сеть страны. Однако они оказались столь необходимыми, что выпуск аналога возобновили в Москве. Кузов строили на столичном заводе «Аремкуз» и устанавливали на ходовую часть нового грузовика марки ЗИС-150. Эти автобусы, также обозначаемые как ЗИС-16, выпускали вплоть до 1950 года. https://s00.yaplakal.com/pics/pics_orig ... 346134.jpg
25 мар 2022, 11:12
copia
Зарегистрирован: 02 мар 2021, 13:08 Сообщения: 5
Re: Наши Автобусы №39 - ЗиС-16
По моему на последних двух фото это не ЗиС-16, а АТУЛ.
07 апр 2022, 12:44
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 4917 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Наши Автобусы №39 - ЗиС-16
copia писал(а):
По моему на последних двух фото это не ЗиС-16, а АТУЛ.
Естественно, там же написано:
Цитата:
АЛ-2 в музее "Дорога жизни"
07 апр 2022, 13:04
copia
Зарегистрирован: 02 мар 2021, 13:08 Сообщения: 5
Re: Наши Автобусы №39 - ЗиС-16
А к чему тогда он в этой теме?
13 апр 2022, 13:51
smisha
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 00:10 Сообщения: 1247 Откуда: Москва (Царицыно)
А они превзошли сами себя..... Теперь главное не упустить трёхцветного .... Зная, что его практически не было ранее, тянуть с покупкой не стоит....
28 май 2022, 11:36
ShaH
Зарегистрирован: 06 сен 2011, 12:48 Сообщения: 3318 Откуда: Саранск
Re: Наши Автобусы №39 - ЗиС-16
smisha писал(а):
Теперь главное не упустить трёхцветного .... Зная, что его практически не было ранее, тянуть с покупкой не стоит....
Да, кроме AVD из смолы да совсем экзотики вроде Вектора ничего и не припоминается. А AVD так, как на вашем фото, сделать мало кто сможет. С другой стороны и машина древняя, это не Икарус, который помнят все. Так что будет ли ажиотажный спрос - скоро увидим.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото