История отечественного троллейбусного транспорта начинается в 1933 году, когда в Москве была построена первая линия. Она была длиной 7.5 км и проходила от Тверской заставы до стадиона "Динамо". Для работы на ней силами нескольких заводов были построены два экспериментальных троллейбуса, названных "ЛК" в честь тогдашнего 1-го секретаря Московского комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича, выступившего инициатором строительства троллейбусной линии. Правда, по ходу подготовки к открытию движения с одной из машин случилась крупная авария, отчего на линию вышел и стал работать единственный троллейбус. В 11 часов утра 15 ноября 1933 года регулярное движение было открыто. Двумя годами позже, в 1935-м, троллейбусная линия заработала в Киеве, а еще спустя год движение троллейбусов началось в Ленинграде. И там это был ЯТБ-1, ставший первым троллейбусом города – первые четыре машины выехали на маршрут от Красной площади (сейчас Александра Невского) до площади Труда.
В модельном ряду ЯТБ-1 – это второй отечественный троллейбус, пришедший на смену ЛК. Выпускался он на Ярославском автозаводе, отчего и получил свое название. По сравнению с современными машинами его устройство выглядит по-архаичному просто – лишь бы ехал, и все. Однако для своего времени ЯТБ-1 выступил как довольно продвинутая машина, имеющая целый ряд прогрессивных новшеств. Можно назвать такие, как пневматическое оборудование для привода тормозов, автоматические двустворчатые двери, стеклоочистители, установка для накачки шин. Все это в усовершенствованном виде применяется и сегодня. Но вот кузов той машины сейчас смотрится по-настоящему раритетно – подобных конструкций нет уже очень давно. В его основе лежит склепанная из стандартных швеллеров рама, на которой строился полностью деревянный каркас, обшитый снаружи металлическими листами, а изнутри фанерой. В трудозатратах по постройке машины на кузов приходилась львиная доля – более чем три четверти из всего объема человеческого труда. Дерева не жалели и вкупе со швеллерной рамой троллейбус оказывался довольно тяжелым – пустая машина весила в среднем 9 тонн.
ЯТБ-1 завод производил примерно год – с 1936-го по 1937-й. Всего до начала Великой Отечественной войны Ярославский автозавод выпустил больше 900 машин ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, представлявших собой семейство моделей, объединенных общей базовой конструкцией и внешним видом. В Ленинграде работало около 130 (по одним сведениям – 127, по другим – 133) троллейбусов ЯТБ. Правда, после войны многие машины подверглись реконструкции – в них ставили новые сиденья, деревянную крышу меняли на металлическую, дорабатывали тормозную систему и электрооборудование. Последние ЯТБ ушли с городских линий в 1959 году.
Проемы дверей очень узкие,сложенная створка двери оставляет пассажиру для прохода примерно 54 сантиметра. Лев Шугуров писал, что у ЯТБ-1 в отличие от ЯТБ-2 и ЯТБ-4 перегородки между кабиной и салоном не было совсем,возможно перегородки в самом деле не было, но только у самых первых экземпляров,может быть, перегородки ставились уже при послевоенном ремонте машин. Двигатель представляет собой “бочку” внушительных размеров, располагался левее продольной оси троллейбуса. Слева от прохода в салоне, под сиденьями заметен характерный горб на полу. В полу салона над двигателем – большой прямоугольный люк. Чтобы снять его крышку, надо отвинтить два сиденья. Когда удаляешь крышку, сверху открывается удобный доступ к мотору.
Наладив в 1936 году производство троллейбусов, ярославский автозавод заложил основы для серийного производства целого поколения троллейбусов в Советском Союзе. Уже в послевоенные годы, совершенствуя конструкцию троллейбусов, отечественные троллейбусостроители ещё много лет пользовались наработками, достижениями и чертежами ярославцев. Машины ЯТБ знаменуют огромный вклад в это старинного русского города Ярославля.
До недавних пор считалось, что троллейбусов ЯТБ не сохранилось нигде. После списания некоторые машины оставались в парках — использовались как сараи и бытовки, но даже такую «недвижимость» повсюду безжалостно смело время. В 70-х несколько превращенных в бытовки ЯТБ ещё стояли в петербургском Троллейбусном парке № 1, один из них был отреставрирован для нужд «Ленфильма». Машина снялась в таких фильмах, как «Рождённая революцией», «Записки мёртвого человека», «Блокада». Последняя лента стала роковой, при съемках художественного фильма о тяжелых днях блокадного Ленинграда троллейбус по режиссерскому замыслу беззастенчиво сожгли. Так, казалось, был утерян последний экземпляр и история подписала ЯТБ свой приговор. Но произошло буквально чудо — в конце 90-х в одном из садоводств ст. Горьковское в Ленинградской области был найден кузов с рамой, стоящий на дачном участке в качестве сарая. По раме с тремя продольными швеллерами реставраторы установили, что найденный на дачном участке троллейбус — именно ЯТБ-1. На раме стояло клеймо «1936». Последние годы перед списанием и отправкой на дачный участок этот ЯТБ служил учебным в каком-то ленинградском парке: в кабине нашлись остатки механизма «двойных педалей». Силами питерских энтузиастов он был перевезен в город и за несколько лет отреставрирован. Сейчас он находится в петербургском музее электротранспорта. Причем это не просто кузов на колесах, а полностью работоспособная машина, готовая выйти на линию, хотя работать ЯТБ-1, конечно, уже не пойдёт: теперь его предназначение — экскурсии и съемки. 24 октября 2015 года троллейбус ЯТБ-1 прибыл в Москву для участия в празднике Московского троллейбуса.
Интересно,как звучит ЯТБ-1 при движении на линии. Почти весь советский транспорт можно узнать по звуку двигателя,который он издаёт при движении,есть индивидуальные метки.Допустим,ни с чем не спутать ЗиЛ-130,ЛАЗ,Икарус,КАМАЗ,Запорожец,СМЗ,ЛиАЗ-677,ГАЗ-52,53.Москвич-412,ВАЗ-2101,02 и так далее.
Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53 Сообщения: 8248
Re: Наши Автобусы №14 - ЯТБ-1
tula писал(а):
История отечественного троллейбусного транспорта начинается в 1933 году, когда в Москве была построена первая линия. Она была длиной 7.5 км и проходила от Тверской заставы до стадиона "Динамо".
От Тверской заставы (Белорусский вокзал) до Динамо примерно 2 км. Как он ехал, что получалось 7,5 км?
Ну по прямой расстояние 3 км. Наверное имелось ввиду расстояние всего маршрута (туда-обратно) с разворотами около вокзала и стадиона. А вообще-то линия была от Белорусского вокзала до села Всесвятского (район Сокол), так что 7.5 км будет.
18 июл 2020, 22:48
palpatin
Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53 Сообщения: 8248
Даже если считать в обе стороны и с разворотами километров пять получается. Википедия говорит, что маршрут был до Сокола. 15.11.1933 — открылась первая троллейбусная линия и маршрут № 1: Белорусский вокзал — Посёлок Сокол. Но это в одну сторону примерно 6 км.
Зарегистрирован: 03 сен 2011, 17:53 Сообщения: 8248
Re: Наши Автобусы №14 - ЯТБ-1
Так было написано в изначальном сообщении.
tula писал(а):
История отечественного троллейбусного транспорта начинается в 1933 году, когда в Москве была построена первая линия. Она была длиной 7.5 км и проходила от Тверской заставы до стадиона "Динамо".
19 июл 2020, 11:35
ElGato
Зарегистрирован: 27 май 2014, 11:32 Сообщения: 964 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Наши Автобусы №14 - ЯТБ-1
Спасибо Александру - tula за прекрасную подборку. А рядом с нашим героем кто стоит? Ещё одного что-ли нашли?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото