Re: Автолегенды СССР Спецвыпуск "Спорт" №2 ЗиС-спорт
В далёком 1939 году на московском заводе ЗИС произошло ожидаемое столькими людьми чудо – свет увидел спортивный автомобиль ЗИС-101А-Спорт. Выпущенный в одном экземпляре, он получил одобрение от самого Иосифа Виссарионовича Сталина, который лично осмотрел это чудо техники, давшееся таким трудом.
Если вернуться на год назад, можно убедиться в том, что советский спорт, несмотря на все свои амбиции, пребывал лишь в стадии зарождения. Несомненно, опыт был, но эти начинания столь незначительны, что не стоят и упоминания. К тому же, на пути производства лёгких кузовных деталей, необходимых для быстрого передвижения, стояли препятствия – запасы алюминия были мизерные. А шин, необходимых для развития скорости от 150 км/час, свечей и карбюраторов не было и вовсе. По сути, весь процесс изготовления скоростных автомобилей сводился к вспышкам деятельности малоперспективных спортивных клубов и мелким достижениям мастеров.
Идея создания сего автомобиля зародилась в умах трёх молодых людей, работающих в то время в цеху на заводе имени Сталина. Это были Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин. Пухалин получал образование в московском автодорожном и как раз писал дипломную работу о скоростных автомобилях. Это и послужило «толчком» для парней. Стало неким стимулом, который побудил их к разработкам пресловутого автомобиля.
За выбором шасси дело не встало: предпочтение было отдано последней версии самого «продвинутого» на то время автомобиля – лимузина ЗИС-101, который выпускался с 1936 года. К слову, длина машины составляла 6 метров, ширина – 2. А вес достигал 2,5 тонны! Можно лишь догадываться, каким образом комсомольцам удалось сделать из такой махины родстер.
Работа не останавливалась ни на миг. Пухалин разработал общее компилирование, переработал подвески ЗИС-101, снабдив их необходимыми регуляторами и стабилизаторами. Кременецкий спроектировал задний мост с гипоидной передачей, а Пульманов все свои силы бросил на работу с двигателем: он форсировал мотор, увеличив число оборотов и степень сжатия. Также были изменены фазы газораспределения. Позже восьмицилиндровый двигатель увеличился в объёме и обзавёлся головкой блока, поршнями и шатунами из алюминиевого сплава. В переработанной коробке передач появились конические синхронизаторы и ускоряющая передача. В подвеске применили стабилизаторы поперечной устойчивости. По расчетам автомобиль должен был развить 180 км/ч Нацелившись на всё принципиально новое, разработчики тщательно продумывали все нюансы. Не обошли вниманием и дизайн автомобиля – получилось что-то совершенно необычное. В работу над дизайном был вовлечён кузовщик Валентин Ростков, предоставивший замечательные эскизы автомобилей, среди которых техсовет выбрал лучший. Что и говорить всем трудящимся над созданием автомобиля несказанно повезло с талантами Валентина. Именно он помог им отойти от устоявшихся форм, так как изготовлять обычный двухместный кузов молодым людям казалось слишком примитивным.
Так как в итоге силовая установка оказалась очень длинной и тяжёлой, пришлось сместить назад двухместный кокпит, чтобы улучшить осевой баланс и загрузить ведущие колёса. Ко всему прочему ЗИС-101А-Спорт оснастили съемным тентом, воздухозаборником и головной оптикой, вмонтированной в обтекатели передних крыльев.Однако все это выглядело воодушевляющим лишь на бумаге. Реализовать задуманное в жизни оказалось проблемно. Для молодых энтузиастов не представлялось возможным в одиночку воплотить все свои идеи в реальность. Недостаток опыта и технического оборудования сказывались в ходе работы. Ещё бы: сделать литейные модели или штампы для оковок, оснастку, деревянный болван для кузова – задачи практически непосильные. Разумеется, поворачивать назад после проделанного было, по меньшей мере, нерационально, поэтому инициаторы создания автомобиля стали искать помощи. К таким просьбам вышестоящие инстанции отнеслось прохладно. Верхушка не разделяла энтузиазма молодых, но процесс периодически контролировала, посылая комиссии. Так одна из таких государственных проверок, во главе с Е. А. Чудаковым, который на то время был начальником кафедры колёсных машин, обнаружила перечень упущений и погрешностей, для устранения которых требовалось снизить вес автомобиля на 600-700 кг. Разработчикам были даны некоторые рекомендации по улучшению работы, но, как известно, одними советами делу не поможешь. Работа шла медленнее. Комсомолу 20 лет! Направить процесс в былое русло смог громкий юбилей – двадцатилетие Комсомола. Стараниями Кременецкого, в огромный список подарков завода Матери-Родине, вместе со сверхплановыми автомобилями вошёл и ЗИС-101А-Спорт. 17 октября 1938 года газеты запестрели заголовками и фотографиями, касательно разработок – «Комсомольская правда» опубликовала заметку о спортивном лимузине, также напечатали некоторые эскизы Росткова. Само собой, страна заговорила об этом нашумевшем спорткаре, который практически стал своеобразной знаменитостью в определённых кругах.
Дальнейшая работа над созданием спортивного автомобиля контролировалась практически на высшем уровне – неслыханно для СССР. Но так уж вышло, что от ЗИС-101А-Спорт зависело очень многое и отрицать или не замечать это было бы глупо. Штат работающих над автомобилем значительно расширился, внимание уделяли каждой детали: машина ещё без кузова, а её уже обкатывают по территории завода, устраняют погрешности и мелкие недоделки.Наконец пришло время демонстрации – предстоял выезд на полностью собранном, окрашенном и отполированном автомобиле. Вёл ЗИС-101А-Спорт Пульманов, рядом находился Пухалин. Кременецкий же лицезрел своё творение со стороны. Наверное, сложно представить, какую гордость за свою работу испытывали молодые и инициативные комсомольцы. Однако в тот момент они ещё не догадывались, что их первый спортивный автомобиль станет последним. И, тем не менее, презентация автомобиля получилась зрелищная. А вот подготовка к мероприятию измотала всех: за ночь до демонстрации пришлось разобрать кусок стены Дома Союзов, где был намечен показ, и на руках внести автомобиль весом в 2 тонны. Кроме того, необходимо было привести в порядок фасад, с которым провозились до рассвета. Но результат того стоил – на утро автомобиль собрал вокруг себя всех делегатов и гостей московской партконференции, а также членов политбюро во главе со Сталиным, который выражал явное одобрение. Однако конструкторам, трудившимся над созданием авто, этого было недостаточно. Самое важное предстояло впереди – ходовые испытания. Цель, которую необходимо было достичь – это развить высшую скорость из 168 км/ч, к чему разработчики упорно шли, однако на испытаниях летом 1940 года ЗИС-101А Спорт показал лишь 162,4 км/ч. Несмотря на прогресс в работе, успехи и новые идеи, фортуна вскоре отвернулась от энтузиастов-конструкторов: в 1939 г. пост директора завода занял другой человек, который оказался совершенно равнодушен к судьбе ЗИС-101А-Спорт. Работу пришлось прекратить. Вопреки светлому будущему, которое пророчили все вокруг этому потрясающему автомобилю, надежды не оправдались. По некоторым данным, ЗИС-101А-Спорт был заброшен на заводские задворки, где и остался покрываться ржавчиной.Дороги главных создателей спортивного кара после фиаско разошлись: Пульманов ушёл в аспирантуру автомеханического института на дневное отделение, Пухалин подался в ракетную промышленность. Кременецкий остался на заводе, но предпочёл заняться оснасткой для механической обработки. Работать с автомобилями не бросил только Ростков. Он упорно трудился на ЗИСе, позднее в НАМИ. Известно, что он также принимал активное участие в создании послевоенных ЗИСов и ЗИЛов, в числе которых были и спортивные.
В 2012 году в Крокус-Экспо на 20-й Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина был впервые показан воссозданный по сохранившимся чертежам и фотографиям спорткар под названием «ЗИС-101А „Спорт“». Реплика построена реставрационным центром «Молотов-гараж». Оригинальный автомобиль, очевидно, утрачен во время войны, т. к. его не вывезли при эвакуации автозавода.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Тип: спортивный автомобиль Двигатель: бензиновый, карбюраторный, рядный расположен спереди, ведущие колёса задние; число цилиндров – 8, рабочий объём – 6060 куб. см. мощность – 141 л.с./103,7 кВт при 3300 об/мин., число клапанов – 16, расположение клапанов верхнее Коробка передач: трёхступенчатая, механическая Тип кузова: 2-дв. родстер (2-мест.) Платформа: ЗИС-101 Компоновка: переднемоторная, заднеприводная Колёсная формула: 4×2 Размеры: длина 5750 мм ширина 1900 мм высота 1856 мм колёсная база 3570 мм колея задняя 1552 мм колея передняя 1500 мм размер шин 7,50 – 17 Максимальная скорость: 162,4 км/ч
На модельном рынке уже представлен данный автомобиль фирмой Наш Автопром(НАП) Варианты:чёрный с открытым тентом,чёрный с закрытым тентом,золотистый с закрытым тентом,синий открытый тент,красный открытый тент,зелёный закрытый тент.
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2071 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР - График выхода и обсуждение
Интересно, чьих будет этот синенький ЗиС-Спорт? Сами смастырят? Более всего интересуют фары и решётки радиатора. На анонсе уж слишком тонкая работа. Наверное 3D...
08 янв 2018, 23:51
Maigret
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Автолегенды СССР - График выхода и обсуждение
DeanDeceiver писал(а):
Интересно, чьих будет этот синенький ЗиС-Спорт? Сами смастырят? Более всего интересуют фары и решётки радиатора. На анонсе уж слишком тонкая работа. Наверное 3D...
Могли формы достать РСТовские ещё НАПовские которые в своё время феран использовал фары серебрянкой да и выхлопную одной деталью с дном и готово синий это фантазийный цвет черный был на двух механизмах машина была изготовлена в 2х эксп. экземплярах
09 янв 2018, 01:02
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2071 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР - График выхода и обсуждение
В синеньком цвете вполне себе существует реплика созданная мастерской «Молотов гараж».
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Автолегенды СССР - График выхода и обсуждение
реплика вот именно если по реплике создавать то это ладно пусть будет Всё равнов черном он как то более изящен главное чтобы не розовые или белые в цветочек
09 янв 2018, 15:38
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2071 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР - График выхода и обсуждение
Maigret писал(а):
цвет черный был на двух механизмах машина была изготовлена в 2х эксп. экземплярах
Везде читал только про один экземпляр тёмно-зелёного цвета с памятной табличкой "20 лет ВЛКСМ".
Цитата:
Судьба самого ЗИС-101А-Спорт неизвестна. Согласно одним источниками он сгнил на заводских задворках, но другие... другие утверждают что темно-зеленый родстер кто-то где-то видел в 1960х годах. Впрочем, первое утверждение более реально - такова была судьба большинства отечественных прототипов.
Цитата:
Опытный образец родстера был продемонстрирован в 1939 году Сталину и Кагановичу во время XVII Московской Партконференции, где заслужил полное одобрение верхушки страны. Но этот вердикт не помог уникальному автомобилю в своей будущей судьбе. Уход директора завода, распад коллектива ввиду производственной необходимости и война наложили крест на этот проект, а единственный уникальный советский родстер «исчез во времени и пространстве».
Некоторые искатели-энтузиасты всё ещё надеются найти эту «сто первую», но знатоки реставрационного центра «Молотов Гараж» решили действовать по-иному, а именно воссоздать по чертежам родстер. И вот в 2012 на юбилейной 20-й Олдтаймер-Галерее в Крокус Экспо они выставили воссозданный ЗИС-101А во всём его блеске.
09 янв 2018, 15:40
Maigret
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Автолегенды СССР - График выхода и обсуждение
но где то в ж За Рулем была информация о двух экземплярах один был в 1939 г а второй 1940 но уже рекордный т е доработаный с усиленной подвеской и увел мощностью мотора по тому что лимузиновский был капризным для рекордов не подходил имел свойство перегреваться на высоких оборотах сл. нужно было увеличивать охлаждаемость. Собственно по этому и стали собирать спортивные машины чтобы двигатели обычных машин испытать в эктримальных условиях.когда все узлы и агрегаты изнашиваются гораздо быстрее на пороге то была большая война.Да касательно этого Спорта информация крайне противоречива Мифов полно. И таже реплика может оснащена совсем по др и так подведем итог следствия Следствием установлено " Такая машина была Цвет видимо был темным точный колор не установлен колл-во около шт 1 или 2 точно не установлено год выпуска примерно 1939-40. назначение, уст рекорда испытания эксперемент.
09 янв 2018, 16:06
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
Но как-то в СССР в те годы цветной фотографии не то, чтобы совсем не было. Но уж не на столько массово, как бы было надо. Потому все фото этого автомобиля ч/б. И, видимо, все любительские. Со всеми недосветами и прочими негораздами.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото