МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими.
В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов. Изначально 500-я серия, к которой принадлежит данный автомобиль, являлась прогрессивной и перевернула в некоторой степени сознание советских инженеров и водителей. А все потому, что разработчики машины предложили разместить мотор непосредственно под кабиной, а не впереди нее, как это было ранее. Также сама кабина получила свойство опрокидывания, что давало возможность легко добраться до основных узлов МАЗ-509. Кроме того, отсутствие капота дало возможность нарастить длину всего грузовика и увеличить его грузоподъёмность. Изначально такое инженерное предложение было встречено в штыки, однако зарубежный опыт показал, что подобные машины вполне жизнеспособны, и потому техническая комиссия одобрила проект. Начало производства 6 апреля 1966 года началась сборка первого экземпляра МАЗ-509П. Данный лесовоз производился, что называется, поштучно и имел определенные недостатки, которые довольно быстро устранялись непосредственно на уже готовых машинах. Технические параметры этого грузовика имели существенные отличия от тех автомобилей, которые Минский завод выпускал раньше. Начнем с того, что мосты МАЗ-509 были полноприводными, и этот агрегат оказался единственным, пошедшим в серию. Достойная смена Поэтапная техническая модернизация машины привела к тому, что она смогла быстрее ехать. Скорость движения грузовика увеличилась с 60 км/ч до 65 км/ч, что стало возможным благодаря изменению передаточных отношений коробки передач. МАЗ-509 отличался от своего прародителя и тем, что имел более широкую колёсную базу, величина которой выросла сразу же на 10 сантиметров. Также появилось двухдисковое сцепление, и увеличилась грузоподъемность (на полтонны). Передний мост также претерпел изменения: на нем были установлены обычные редукторы вместо планетарных. Назначение МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими. Технические характеристики В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов. Двигатель имеет жидкостную принудительную систему охлаждения. По отдельному заказу на лесовозах устанавливался жидкостный предпусковой подогреватель. Устройство упрощало запуск двигателя при температурах окружающей среды от -40°С. Запас топлива размещен в 2 баках, вмещающих по 175 л жидкости каждый. Коробка передач имеет 5 скоростей для движения вперед. Дополнительно используется раздаточный редуктор, распределяющий крутящий момент между мостами. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал, повышающий проходимость. Между раздаточной коробкой и картерами мостов установлены карданные валы со щлицевыми соединениями. На задней оси установлены сдвоенные колеса. Шины имеют стандартный дорожный рисунок, но встречались версии машины с резиной повышенной проходимости. Тормозная система автомобиля барабанного типа с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на силовом агрегате. На грузовике применяется электрооборудование с напряжением 24В. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.
Характеристики грузового автомобиля позволяют перевозить пиломатериалы длиной от 6,5 до 30,0 м. Для укладки концов хлыстов используется специальный прицеп-роспуск модели ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. Прицеп оснащен поворотной установкой 2 осей, управление осуществляется тросовыми приводами.
Минский автозавод выпускал несколько вариантов лесовозного грузовика: Ранним вариантом является модель 509П, которая поставлялась заказчикам всего 3 года (с 1966 г.). На машине использовался передний ведущий мост с планетарными редукторами, установленными в ступице. В трансмиссии используется сухое сцепление с 1 рабочим диском. В 1969 г. на конвейер встал модернизированный автомобиль модели 509. Машина отличалась измененной схемой сцепления, измененными передаточными числами в раздаточном редукторе и коробке передач. Для упрощения конструкции в переднем мосту стали использовать цилиндрические колесные редукторы. Доработки конструкции позволили увеличить грузоподъемность на 500 кг. С 1978 г. начался выпуск МАЗ-509А, который получил доработки по аналогии с базовой версией грузовика. По неизвестным причинам автомобилю не присвоили нового обозначения. Внешним изменением стало перемещение фар головного освещения в передний бампер. На кабине появилась новая декоративная решетка с комбинированными фонарями на заглушках, установленных на месте отверстий под фары. Тормозной привод получил раздельную схему привода по мостам.
Да хотелось-бы с прцепным тралом но наврятле так будет ИМХО.
02 май 2021, 09:32
162
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 15:10 Сообщения: 11579 Откуда: Москва
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
Ага и с дровами в придачу...
03 май 2021, 21:49
udinnb
Зарегистрирован: 18 май 2015, 17:20 Сообщения: 4186 Откуда: Норильск, район Кайеркан
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
162 писал(а):
Ага и с дровами в придачу...
Во французской журналке и с дровами попадаются, только дрова вместе с роспуском сделаны, не сложишь
04 май 2021, 15:42
162
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 15:10 Сообщения: 11579 Откуда: Москва
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
udinnb писал(а):
Во французской журналке и с дровами попадаются, только дрова вместе с роспуском сделаны, не сложишь
Ну дрова-то можно и свои наложить, было бы куда!
04 май 2021, 15:44
udinnb
Зарегистрирован: 18 май 2015, 17:20 Сообщения: 4186 Откуда: Норильск, район Кайеркан
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
Кстати, а что НАПа я гляжу не найти уже? Или встречается?
04 май 2021, 15:45
162
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 15:10 Сообщения: 11579 Откуда: Москва
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
udinnb писал(а):
Кстати, а что НАПа я гляжу не найти уже? Или встречается?
Мне не попадался, Коль...
04 май 2021, 15:50
ShaH
Зарегистрирован: 06 сен 2011, 12:48 Сообщения: 3382 Откуда: Саранск
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
udinnb писал(а):
Кстати, а что НАПа я гляжу не найти уже? Или встречается?
Так под журнал всё и выгребли )))
04 май 2021, 17:40
udinnb
Зарегистрирован: 18 май 2015, 17:20 Сообщения: 4186 Откуда: Норильск, район Кайеркан
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
ShaH писал(а):
udinnb писал(а):
Кстати, а что НАПа я гляжу не найти уже? Или встречается?
Так под журнал всё и выгребли )))
Да, и КрАЗы тоже? МАЗов лесовозов как минимум год не наблюдаю, а было в 4 разных цветах плюс один без роспуска. Разные цвета были только у ДеА. Хотя я что переживаю, у меня он с 2017 есть, как только появился и цена была 999 рублей
04 май 2021, 17:51
udinnb
Зарегистрирован: 18 май 2015, 17:20 Сообщения: 4186 Откуда: Норильск, район Кайеркан
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
К тому же не забывайте, все Модели НАП, которые выпустили Модемио, до сих пор в продаже, просто лесовозы раскупили намного раньше
04 май 2021, 18:09
udinnb
Зарегистрирован: 18 май 2015, 17:20 Сообщения: 4186 Откуда: Норильск, район Кайеркан
Зарегистрирован: 06 сен 2011, 12:48 Сообщения: 3382 Откуда: Саранск
Re: Легендарные Грузовики СССР №45 - МАЗ-509
Похоже что так и есть. НАП в таком сочетании цветов не давал, да и роспуск не ярко-красный, а приглушенно-коричневатый. Колеса свои опять дали вместо НАПовских. Вполне симпатично смотрится.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото