Еще до Второй мировой войны в СССР активно работали над созданием самоходной артиллерии для оснащения Красной Армии. Однажды было предложено создать полностью бронированную боевую машину, которая поддерживала бы пехоту и танки непосредственно на поле боя. В 1930-е годы проект подобной машины заказали немецкой фирме, но фирма ни в сроки, ни в цену не уложилась, так что советская сторона отклонила проект. Итогом этих разработок стали StuG III – штурмовые САУ на базе PzKpfw III. В ответ на это в СССР в 1940-1941 году было решено создать аналогичную машину.
Из-за активного наступления вермахта и потери производственных мощностей требовалось максимально удешевить и упростить конструкцию выпускаемых танков. По этой причине штурмовой танк У-33 стали разрабатывать на ходовой части Т-34, вооруженный его 76-мм пушкой ЗИС-22. Чтобы снизить трудоемкость машины конструкторы отказались от башни. Это также позволило усилить бронирование за счет резерва примерно в две тонны. К сожалению, проект так и не реализовали в металле – заводы были заняты выпуском Т-34.
В октябре 1942 года поступил приказ – как можно быстрее разработать 122-мм бронированную самоходную гаубицу для борьбы с танками врага. Т-34 как раз покинули сборочные линии завода, и конструкторы и инженеры полностью сконцентрировались на поступившем приказе. В итоге 29 октября, всего за десять дней, был разработан проект У-35, совместивший в себе лучшие черты У-33 и У-34, другой опытной машины под те же требования.
30 ноября протопит У-35 поступил на серийные испытания. Было выявлено множество недостатков, некоторые из которых устранили сразу же. Однако в целом машина требовала серьезной доработки.
В декабре У-35 проходил государственные испытания вместе с СУ-122/Т-3 – машине на базе трофейного PzKpfw III. По результатам испытаний У-35 приняли на вооружение под названием СУ-122. Машина требовала около полусотни доработок, но она была очень нужна на фронте, поэтому первую серию было разрешено выпустить «как есть». Большинство недостатков устранили прямо на стадии выпуска, и только первые 10 предсерийных машин были существенно хуже остальных из-за «ломаной» лобовой части, малых размеров маски орудия и ряда других недостатков. После этого СУ-122 несколько раз совершенствовали и дорабатывали.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-122 Общая информация Боевая масса – 29,6 т; Компоновочная схема — моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое в передней части; Экипаж – 5 человек; Количество выпущенных – 638 штук. Размеры Длина корпуса – 6950 мм; Ширина корпуса – 3000 мм; Высота – 2235 мм; Клиренс – 400 мм. Бронирование Лоб корпуса (верх) — 45/50° мм/град; Лоб корпуса (низ) — 45/45° мм/град; Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град; Борт корпуса (низ) – 45 мм; Корма корпуса (верх) — 40/48° мм/град; Корма корпуса (низ)- 40/45° мм/град; Днище – 15 мм; Крыша корпуса – 20 мм; Лоб рубки — 45/50° мм/град; Маска орудия – 45 мм; Борт рубки — 45/20° мм/град; Корма рубки — 45/10° мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С; Длина ствола – 22,7 калибра; Боекомплект пушки – 40; Углы ВН: −3…+25°; Углы ГН: 20° Прицел — панорама Герца. Подвижность Тип двигателя – дизель; Мощность двигателя – 500 л.с.; Скорость по шоссе – 55 км/ч; Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч; Запас хода по шоссе – 600 км; Удельная мощность — 16,8 л.с./т; Тип подвески — пружинная «свечная» (Кристи); Удельное давление на грунт — 0,68 кг/см²; Преодолеваемый подъём — 33°; Преодолеваемая стенка — 0,73 м; Преодолеваемый ров — 2,5 м; Преодолеваемый брод — 1,3 м.
Модификации
Официально у СУ-122 не было модификаций, но в процессе серийного производства она много раз видоизменялась. В итоге САУ различных серий серьезно отличались друг от друга, причем часто изменения предыдущей серии не наследовались машинами следующей.
На базе СУ-122 было построено несколько опытных машин:
СУ-122М. Попытка установить в машину гаубицу У-11 для увеличения пространства боевого отделения. Также это позволило сократить экипаж до пяти человек. К сожалению, в результате масса машины сильно возросла вместе со стоимостью производства, и СУ-122М была выпущена только в единственном экземпляре. Некоторые наработки от этой машины применили в СУ-85; СУ-122-III – попытка создать орудие со 122-мм гаубицей рамного типа. Эта машина считается предсерийным образцом СУ-85 со 122-мм орудием. В ходе испытаний орудие СУ-122-III несколько раз отказывало, так что работа над этой САУ была прекращена, и все силы бросили на СУ-85.
Применение в бою
Первые самоходно-артиллерийские полки были сформированы в конце 1942 года, а 1 января в них поступили первые СУ-122. В целом машины показывали себя достаточно хорошо, однако у экипажей пока не было опыта управления САУ. Кое-где экипажи СУ-122 стали комплектовать не танкистами, а артиллеристами, что повысило их эффективность.
СУ-122 активно участвовали в Курской битве, в контрударе под Прохоровкой и в других боях, постепенно становясь поддерживающим штурмовым оружием для огня прямой наводкой. Постепенно количество машин уменьшалось из-за огромных потерь. Также СУ-122 стали выводить из составов САП, заменяя их на СУ-85, а отремонтированные СУ-122 передавая по несколько штук в другие подразделения.
В начале 1944 года СУ-122 активно применяли на Белорусском и Калининском фронтах, но уже к апрелю их практически не осталось, а в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.
Несколько СУ-122 захватили немецкие войска. Они использовали их как трофейные, присвоим им название StuG SU122(r).
Единственная сохранившаяся СУ-122 сегодня выставлена в Бронетанковом музее Кубинки. В киевском музее ВОВ выставлена грубая имитация СУ-122, сделанная из СУ-100 с обрезанным стволом.
10 май 2018, 17:55
padre
Зарегистрирован: 11 май 2016, 14:00 Сообщения: 269 Откуда: Москва
Re: Танки. Легенды Отечественной Бронетехники - График выхода и обсуждение
Зарегистрирован: 21 янв 2018, 23:03 Сообщения: 198 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Танки №8 - СУ-122
Купить и перекрасить.
07 июл 2018, 12:04
AndrewAp
Зарегистрирован: 06 дек 2016, 16:35 Сообщения: 408 Откуда: Царское село (СПб) и Опочка (Псковская обл.)
Re: Танки №8 - СУ-122
ну неееее. за 1300 покупать и еще и перекрашивать.... А заслуживает ли эта игрушка того... Небось опять проблемы с детализацией и возможно с геометрией....
09 июл 2018, 17:54
panzertod999
Зарегистрирован: 10 май 2015, 18:41 Сообщения: 2126 Откуда: Москва СВАО
Re: Танки №8 - СУ-122
AndrewAp писал(а):
ну неееее. за 1300 покупать и еще и перекрашивать.... А заслуживает ли эта игрушка того... Небось опять проблемы с детализацией и возможно с геометрией....
Нет все нормально с геометрией-это же перепак с запада-у меня она уже есть-сравнил с т-34-все норм-но перекрас не помешал бы
09 июл 2018, 18:20
panzertod999
Зарегистрирован: 10 май 2015, 18:41 Сообщения: 2126 Откуда: Москва СВАО
Купил еще 6го июля. По-моему это точная копия модели от Altaya. Подставка под модель короче, уже и выше, чем подставки ТЛОБ. Вообще, я бы не отказался от моделей Алтайи, но для них нужна отдельная серия.
10 июл 2018, 14:34
PetyaByakin
Зарегистрирован: 21 янв 2018, 23:03 Сообщения: 198 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Танки №8 - СУ-122
Особо не хотел брать эту модель в таком окрасе, но не удержался и купил.
В Москве лежит свободно, составляя печальную компанию предыдущей ИСУшке и целому выводку последних тракторов и грузовиков. Грустное зрелище ... похоже, что пик спроса пройден и лафа у производителя закончилась. Даже немного жалко
10 июл 2018, 15:48
AndrewAp
Зарегистрирован: 06 дек 2016, 16:35 Сообщения: 408 Откуда: Царское село (СПб) и Опочка (Псковская обл.)
Re: Танки №8 - СУ-122
А что жалеть. Надо рублем голосовать за качество.... Лично для меня только грузовик стоит своих денег... Трактора и танки мимо.... уж не стоят они того (ИМХО)... Это про ныне вышедшие модели....
П.С. оффтоп. А кто ладу спортивную купил? АЛ спецвыпуск 3??? Найти немогу нигде :(
Братья,это ни разу не Алтайя (т.е. это не перепак),от неё только винты и подставка,а так опять косячные расхождения в полутонах покраски-белый расходится,но это ,конечно,всё вата-моделька на удивление доставила больше позитива ,смотрим за 85,полюбому надо брать,даже имея НТ или цэ-цэ-мэ -легенда,мать её
11 июл 2018, 11:47
ElGato
Зарегистрирован: 27 май 2014, 11:32 Сообщения: 952 Откуда: Санкт-Петербург
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото