В конце 70-х годов основную часть новых грузовых автомобилей СССР составляли машины, оснащенные бензиновыми двигателями. Производство дизельных грузовиков только набирало обороты и велось на единственном заводе в Набережных Челнах. В качестве альтернативного решения заводы ГАЗ и ЗИЛ начали вести разработку модификаций автомобилей, приспособленных к работе на сжатом или сжиженном газе.
Сжиженный газ был заметно дешевле бензина и мог обеспечить значительное сокращение токсичности выхлопных газов. Газовые грузовики применялись в достаточно крупных городах, оснащенных специальными заправочными станциями. Еще одним местом применения таких машин стали автохозяйства при нефтяных и газовых разработках. Одной из таких машин стал бортовой автомобиль ЗИЛ 138, представлявший собой газобаллонную модификацию грузовика модели 130. В качестве основного топлива использовалась смесь сжиженных нефтяных газов – пропана и бутана. Двигатель имел резервную систему питания бензином А76, которая использовалась для пуска и прогрева. Серийное производство машин началось в 1977 году и продолжалось до 1986 года. Точное число изготовленных машин не известно, поскольку завод выпускал комплект деталей для переоборудования машин. Такую работу выполняли сами автохозяйства. Ранний опытный грузовик для работы на сжиженном газе на фото.
Одними из основных отличий были установка специализированного двигателя с увеличенной степенью сжатия и специальных устройств, обеспечивающих подачу топлива. Внешне автомобиль легко отличить по установленному газовому баллону ярко-красного цвета. Баллон с объемом 225 литров размещался на левом лонжероне рамы, на месте штатного 150-литрового бензобака. Сжиженный газ находился в баллоне под давлением 16 атм. На баллоне имелся специальный клапан для заправки и предохранительное устройство. Контроль уровня газа осуществлялся по специальному датчику. Установка аппаратуры подачи газа увеличила снаряженную и полную массу бортового грузовика на 115 кг. Модификации На основе газобаллонного бортового автомобиля ЗИЛ-138 было создано целое семейство машин. Бортовой вариант со стандартной колесной базой 3800 мм мог отгружаться заказчикам в виде голого шасси для установки различных специализированных надстроек. Помимо базовой машины, наиболее распространенными были седельный тягач под обозначением 138В1 и шасси для изготовления строительных самосвалов 138Д2. Эти варианты имели укороченную до 3300 мм колесную базу и по два баллона для сжиженного газа. Баллоны имеют уменьшенный до 117,4 литра объем и расположены за кабиной на лонжеронах рамы.
Самосвальное шасси несколько отличалось дополнительными опциями. Среди них были тормозной кран измененной конструкции и буксировочный крюк с расположенными рядом разъёмами для подключения электрической и пневматической систем прицепа. Такое шасси служило базой для самосвала ММЗ 45023. Седельный тягач мог эксплуатироваться с полуприцепами различных марок с полной массой не более 14 000 кг.
На сжатом газе В 1982 году базовый грузовик завода претерпел большую модернизацию, направленную на улучшение эксплуатационных и технических характеристик. ЗИЛ 138 был доработан аналогичным способом. Базовый автомобиль стал опционально оснащаться двигателем с возможностью работы на сжатом газе. Такой мотор оснащался унифицированной головкой блока цилиндров со степенью сжатия 6,5. Из-за этого мощность силового агрегата не превышала до 120 сил. Бортовое шасси выпускалось в двух видах:со стандартной базой 3800 мм и грузоподъемностью 5200…5400 кг (138А); с удлиненной базой 4500 мм и грузоподъемностью 5000…5300 кг (138АГ). По спецзаказам поставлялся вариант ЗИЛ-138И со стандартной базой, оснащенный мотором с головками цилиндров со степенью сжатия 8 единиц. Мотор развивал до 135 сил при работе на газе или до 160 сил на бензине АИ93. Вариант с удлиненной базой носил индекс ЗИЛ-138ИГ. Общий вид модели с газовыми баллонами вы можете видеть на фото ниже.
Запас газа находился в восьми 50-литровых баллонах, установленных поперек рамы. Для безопасности баллоны были разбиты на две группы, для каждой из которых имелся отдельный вентиль для подачи газа. С началом выпуска 138А все газовые грузовики завода ЗИЛ получили увеличенный по высоте передний борт платформы. Такая доработка несколько увеличила безопасность кабины при опрокидывании грузовика. Машины на сжатом газе имели стандартный 150-литровый бак для бензина. Мелкосерийные и опытные Помимо машин на сжиженном газе были варианты, предназначенные для работы на сжатом газе. Все машины были разработаны и испытывались в начале 80-х годов.Мелкосерийные и опытные Помимо машин на сжиженном газе были варианты, предназначенные для работы на сжатом газе. Все машины были разработаны и испытывались в начале 80-х годов.
по материалам fb.ru
12 сен 2018, 20:30
padre
Зарегистрирован: 11 май 2016, 14:00 Сообщения: 269 Откуда: Москва
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
АЛ 247 сегодня до склада не доехали, отгрузку перенесли на вторник. Однако машина получилась битком, вышли грузовики №39 и военные вертолеты №1. В анонсе ПМЗ-2 из спецвыпуска №6.
Вроде исправили боковые окна. М.б. это брак конкретной модели что попалась Padre, но не хватает брызговиков, задних фонарей, балки под кузовом, таблички с надписью ЗИЛ заменяющей номер.
08 дек 2018, 13:41
VolGAmodels
Зарегистрирован: 02 ноя 2017, 21:32 Сообщения: 34 Откуда: Волгоград
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
Просто поражаюсь, насколько она упрощена . Таблички нет, стопарей нет, кузов без задней балки.... Так мало того, что они табличку и стопы убрали, так даже дырочки оставили, и не попытались замазать или залить чем-нибудь....
А с другой стороны, кабину совсем не стали упрощать: решётка с прорезями, фары - стекляшки. Это нельзя не заметить.
У меня вопрос по поводу журнала: там про 138 или про 130? И спрашиваю я об этом совсем не просто так. История прототипа мне довольно интересна, но , к сожалению, встречал такие случаи, когда DeA вообще не смотрела на отличия какой-то модификации от базовой модели. Помню конкретный случай с ГАЗ-13-Э-2 (прототип), когда уважаемый издатель просто ещё раз напечатал журнал о базовой Чайке, что лично меня очень расстроило...
08 дек 2018, 16:58
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
А как правильно должен быть расположен у него глушитель?А то я вчера искал,искал в сети,да так и не нашёл,нужное мне фото.Собрался взять этот ЗИЛ.
08 дек 2018, 17:24
Spyro
Зарегистрирован: 14 сен 2014, 00:06 Сообщения: 4489
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
Vixter писал(а):
Вроде исправили боковые окна. М.б. это брак конкретной модели что попалась Padre, но не хватает брызговиков, задних фонарей, балки под кузовом, таблички с надписью ЗИЛ заменяющей номер.
Может действительно брак, так как у "Костромы" балка с номером и задними фонарями является одной деталью, но брызговики идут отдельно, возможно настолько упростили.
VolGAmodels писал(а):
Просто поражаюсь, насколько она упрощена . Таблички нет, стопарей нет, кузов без задней балки.... Так мало того, что они табличку и стопы убрали, так даже дырочки оставили, и не попытались замазать или залить чем-нибудь....
А с другой стороны, кабину совсем не стали упрощать: решётка с прорезями, фары - стекляшки. Это нельзя не заметить.
Обычный ЗиЛ-130 от Автоистории в серию АЛГ отправили без изменений и самое смешное, что на известном сайте совсем недавно 138-ой от SSM некоторое время стоил 1р., но там видимо решили, что на фоне "этого" модель в боксе и так будет нормально продаваться и вернули прежнюю цену.
Мда, с такими упрощениями вспоминаются автомобили военных лет. Каждый раз деталей всё меньше и меньше. Ладно я могу закрыть глаза на это. Запчасти есть, привести к надлежащему виду - не проблема. Но вот люди, ожидающие законченный продукт, будут сильно разочарованы.
08 дек 2018, 21:36
IlyuhaLobanov
Зарегистрирован: 10 сен 2018, 12:16 Сообщения: 28 Откуда: Г. Саранск, респ. Мордовия
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
Мда, модельку очень уж упростили. Незнаю пока, возьму или нет...Во всяком случае брызговики, задняя балка, фонари и ресиверы есть. Но опять же- для меня лично и для других, у кого есть запчасти проблемы в этом нет, но для тех кто не может позволить себе доработку по той или иной причине-беда
09 дек 2018, 19:07
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Как хорошо, что я отказался от этой серии. Жаль, что отдал такую кучу денег за кучу недомоделей. Это совершенный ужас уже. Моё- мнение - это уже просто издевательство и кидалово, нельзя же быть настолько непритязательными и всеядными за свои деньги
10 дек 2018, 12:54
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
У нас пока в широкой его нет,завтра значит будет.Буду брать.
10 дек 2018, 16:42
Kolyan77RUS
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 04:30 Сообщения: 444 Откуда: город-герой Москва
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
Самый ненужный - это для тех, кто в свое время купил оба Стотридцатых. Мне тогда попался рейстайлинговый, а этот 138 со старой решеткой. Удачно. Осталось купить
А из далёкого детства точно помню бортовые ЗиЛы с выхлопной трубой под передним бампером, как у бензовозов. Может это и были газовые? Таких нюансов уже не вспомнить, конечно, а в Сети картинок не нашел.
А из далёкого детства точно помню бортовые ЗиЛы с выхлопной трубой под передним бампером, как у бензовозов. Может это и были газовые? Таких нюансов уже не вспомнить, конечно, а в Сети картинок не нашел.
Если выпуск выведен под передний бампер, то это означает подготовку автомобиля для перевозки опасных грузов. К обычным газобаллонным автомобилям это требование никогда не относилось.
10 дек 2018, 21:08
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
И всё же,правильно ли расположена выхлопная труба в модели?Ничего нужно в сети ,я так и не нашёл.Кто в курсе?
10 дек 2018, 21:27
AndrewAp
Зарегистрирован: 06 дек 2016, 16:35 Сообщения: 408 Откуда: Царское село (СПб) и Опочка (Псковская обл.)
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
Купил не глядя.... Эх блин, как расстроился дома, увидев отсутствие брызговиков, фонарей на задней части.... Обычно сравнивал модель с рекламой на обложке, а тут :(((( В общем смутные мысли. Если дальше так пойдет, серия или ооооочень избирательно, либо мимо...
10 дек 2018, 21:32
IlyuhaLobanov
Зарегистрирован: 10 сен 2018, 12:16 Сообщения: 28 Откуда: Г. Саранск, респ. Мордовия
Re: Автолегенды СССР Грузовики №39 - ЗиЛ-138
У нас в Саранске нету пока, в четверг в продаже будет. Сам не решил ещё, буду ли я покупать, но если кто купил и нужны брызговики да балки для фонарей- обращайтесь. У меня есть немного. От АВД остались в своё время
10 дек 2018, 21:44
MisterDrakon
Лидер разделов: Муми-Дом, УАЗ-469, Удивительные Бабочки, Монеты и Банкноты, Кукольный Дом, МиГ-29, Тестовые серии, История Моды, Журналы без вложений
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото