ЗИЛ-5301 — российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачева. Первые прототипы появились в 1991 году. Серийно выпускался с 1995 по 2014 годы.
В результате перехода в начале 90-х российской экономики на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики — попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжелых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар).
Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждёным данным по личной инициативе московского мэра Ю. М. Лужкова), развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 гг. была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона позволявшая создавать 2-х, 3-х и 4-секционные фургоны объемом от 10,5 м³ ЗИЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗИЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 м³.
Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2.
В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» также входил реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША.
К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего корейских и китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В середине 2000-х годов планировалось организовать в латвийской Елгаве на AMO Plant сборку усовершенствованных «Бычков» для рынков стран Восточной Европы.
Такая машина должна была получить иное оформление передка, новый интерьер, дизель Cummins, коробку передач ZF, дисковые тормоза, а грузоподъемность модели предполагалось увеличить до 4,5 тонн. В итоге проект так и не был реализован. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗИЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов фактически свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность серии «Бычок» даже у федеральных и столичных муниципальных структур, традиционно закупавших продукцию АМО ЗИЛ. С середины 1990-х до 2006 года на базе «Бычка» разрабатывалось усиленное 4,5-тонное семейство ЗИЛ-4362, серийное производство которого, однако, постоянно и в дальнейшем предполагалось уже в составе семейства «Тапир». Впрочем, и запуск в серию модернизированного семейства «Тапир» (4,5-6 т грузоподъёмности), намечавшийся на 2008 год, постоянно переносился, что также не усиливало конкурентных позиций АМО ЗИЛ.
До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы
26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область,Петровск) состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 (ЗИЛ «Бычок»). Производство автомобилей ЗИЛ-5301 было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ. Однако уже в 2014 году производство автомобиля окончательно завершилось.
Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л. с., а экологический класс был поднят с Евро-0 до Евро-3 (предполагался и Евро-4). На автомобиле устанавливали 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местную кабину типа 4331. Оперение с укороченным капотом было оригинальным (приз за дизайн в 1995 году). Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная — воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м). Максимальная скорость (паспортная) составляла 95 км/ч.
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Андрей,простите,а по "Юности" скорой, ничего не слышно?
08 ноя 2018, 14:45
Maigret
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
М да что этот ЗиС151 я уже раздумал брать, хотя хотел, но в такой расцветке за даром не нужен цвет дурацкий какой то, не наш, Мосгортрансовский, как у шута, я пас...
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Я и раньше хотел Зис-151 взять, думал будет в каком-нибудь темно-зеленом цвете. А увидел, что расцветка аварийная ещё больше захотел взять, так как аварийных машин, тем более ранних у меня нет в коллекции. Однако мне показалось, что я где-то видел Зис-151 в этой расцветке, и точно! Такой Зис Дип выпускал. Только, как вы все знаете, модели от Дипа дорогие, но красивые и качественные.
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Ну вот вам нравится, ну и берите. по мне ЗиС151 это армейская машина цвета хаки и точка. В таком цвете был в Краснодаре, но в моей коллекции это убожество разноцветное стоять не будет. Как и Наши танки с не подвижной пушкой. Спасибо ДеА и Модимо аппетит пропал от такого меню.
09 ноя 2018, 16:08
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Друзья,не забывайте,что Вы находитесь в теме у "бычка",а не у 151-го.
09 ноя 2018, 17:43
Maigret
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Бычок этот сто лет сдался он мне, тоже мне ещё легенда капитализма, понимаете ли Мне эта капиталист легенда лихих 90, как напоминание о голодной и нищей разваленной стране и реформах рыночников АЧ БАБа и ЕТГ... ну я БО воспринимаю как оскорбление от ДеА теперь. Это нам пощечина из 90х.
09 ноя 2018, 18:42
udinnb
Зарегистрирован: 18 май 2015, 17:20 Сообщения: 4131 Откуда: Норильск, район Кайеркан
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Maigret писал(а):
Бычок этот сто лет сдался он мне, тоже мне ещё легенда капитализма, понимаете ли Мне эта капиталист легенда лихих 90, как напоминание о голодной и нищей разваленной стране и реформах рыночников АЧ БАБа и ЕТГ... ну я БО воспринимаю как оскорбление от ДеА теперь. Это нам пощечина из 90х.
Можно конечно и так рассуждать, но для меня Бычок это последняя Надежда великого завода остаться на плаву, но не получилось. Можно сейчас говорить что это из-за развала СССР случилось, на самом деле это случилось раньше, когда в многими сейчас восхваляемый застой не давали выпускать новое, перспективный бескапотник передали на КАМАЗ, завод оставили ни с чем и до развала они не успели выпустить что-то конкурентно способное. Бычок был сделан для комерсантов как развозной, но победила Газель, так как для основных комерсантов грузоподъёмность Бычков была излишняя, да и по качеству он не блистал, так как выпускали сырой. Так что Бычок для меня легенда, последняя легенда ЗИЛ
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Господа,удивительно,но завтра в широкой продаже "Бычок" (я его не беру,но как инфа к размышлению),ну и само собой "скоряк"
12 ноя 2018, 14:38
AIR2
Зарегистрирован: 05 апр 2010, 23:51 Сообщения: 2501 Откуда: Россия матушка
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Dialser777 писал(а):
Я и раньше хотел Зис-151 взять, думал будет в каком-нибудь темно-зеленом цвете. А увидел, что расцветка аварийная ещё больше захотел взять, так как аварийных машин, тем более ранних у меня нет в коллекции. Однако мне показалось, что я где-то видел Зис-151 в этой расцветке, и точно! Такой Зис Дип выпускал. Только, как вы все знаете, модели от Дипа дорогие, но красивые и качественные.
Точно такой же я в своё время взял от ССМ. Сейчас это уже история
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Junior писал(а):
Согласен,только за дворниками глаз да глаз: аж 2 из 3-х поломаны.
Верно рассуждаете, коллега. В 3 коробках - только у 8 машинок были ЦЕЛЫЕ дворники!!!! Ну подклеить тут вообще не трудно!
13 ноя 2018, 12:26
krugozor
Зарегистрирован: 26 янв 2016, 23:46 Сообщения: 198 Откуда: Олимпийская столица
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Junior писал(а):
Тент,какой "блистючий",а так классно смотрится.
Действительно Неужели было трудно сделать из матового пластика. Да хоть из такого, как кузов.
Junior писал(а):
...за дворниками глаз да глаз: аж 2 из 3-х поломаны.
Да и за зеркалами тоже. Они как и на предыдущем зиле, очень хрупкие. Ломаются на раз! По данной позиции тоже не понятно, почему нельзя эти детали делать из винила, как некоторые другие производители...
В общем безалаберные производители, воспитывают в нас безалаберных коллекционеров... мслм
MisterDrakon писал(а):
В 3 коробках - только у 8 машинок были ЦЕЛЫЕ дворники!!!! Ну подклеить тут вообще не трудно!
Что ещё раз подтверждает верность моих суждений...
Re: Автолегенды СССР Грузовики №37 - ЗиЛ-5301"Бычок"
Да с тентом идея может и не плоха была... Немного береборщили... Сильно глянцеый,структуру сильно гладкой сделали,наверно лёгкой шероховатости не хватае... Если лаком покрыть... Полуматовым возможно...
Вот и снова вопрос к моделям ДеА... Тут доклей,тут добавь,тут подкрась,а вот для идеала вообще покрасить! Получается заготовка для очумелых ручек... +материал (краска тажа) Балончик лаком тоже денег стоит...
Жалко,что "Автомобиль в деталях" всё-же дороже ДеА стоит...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото