Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6709 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
О чём наш человек вспоминает при слове «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.
Первые шаги... К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.
Двигатель ЗИЛ-508 Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Явление народу... Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой. На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111. На фото автомобиль из первой опытной партии 1962 года.
Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу. Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки - чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета. На фото серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн - больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…
Запоздалая смена... Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн.
В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел. На фото самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д. Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130-76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс – 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель.
И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го – ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.
Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510 В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время - в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.
Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Хоть эти машины уже и имеют преклонный возраст, однако, будем надеяться, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.
02 май 2017, 23:38
Maigret
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 00:02 Сообщения: 5477 Откуда: UK Mch
Re: Гаражные посиделки - Болталка АЛГ
Дополнение к статье autosssr по 130 Переходные версии.
16 май 2017, 16:51
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР Грузовики - График выхода и обсуждение
ak79 писал(а):
130 - таки АИСТ?
Красный - из коробки АИСТ, голубой - журнальный. Надписи на днище идентичные - Markun Toys Ltd.
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
Запилил гиф-анимацию. Только вращение не как у Александра (tula) по часовой, а строго наоборот.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой Против часовой.gif [ 1.27 Мб | Просмотров: 22550 ]
27 май 2017, 14:16
AlexDoctor
Зарегистрирован: 27 май 2017, 17:27 Сообщения: 1
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Купил сегодня "стотридцатку, открыл "гараж" а там мордаха старой версии. получается с разными мордами продаются?
Re: Автолегенды СССР Грузовики - График выхода и обсуждение
GREGAVERS писал(а):
Эт только у меня ЗИЛ 130 бортовой (старая решётка радиатора) ???
Я бы и с такой взял, но у нас их походу вообще не привозят. Еще ни разу не видел. Беда.
27 май 2017, 18:13
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР Грузовики - График выхода и обсуждение
162 писал(а):
Зашибись, здравствуй лотерея
Слив остатков нераспроданного АИста заЩЩитан!
27 май 2017, 18:15
Dimmy
Зарегистрирован: 22 апр 2017, 20:19 Сообщения: 320 Откуда: Нижний Новгород
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
Дошел до ларька: красуется за 1225 р.! При этом с отломанным зеркалом. Я в шоке от аппетита барыг! Самое смешное, что в 20 метрах стоит еще один ларек и там цена выпусков 989.
27 май 2017, 18:18
162
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 15:10 Сообщения: 11395 Откуда: Москва
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
Dimmy писал(а):
Дошел до ларька:
А решетки какие?
27 май 2017, 18:27
Dimmy
Зарегистрирован: 22 апр 2017, 20:19 Сообщения: 320 Откуда: Нижний Новгород
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
У нас 130-76.
27 май 2017, 19:11
162
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 15:10 Сообщения: 11395 Откуда: Москва
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
Dimmy писал(а):
У нас 130-76.
Через коробку можно разглядеть морду?
27 май 2017, 19:14
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
162 писал(а):
Через коробку можно разглядеть морду?
Нет. Морда как раз закрыта картоном коробки. Так что только хардкор, только сюрприз.
27 май 2017, 19:18
Dimmy
Зарегистрирован: 22 апр 2017, 20:19 Сообщения: 320 Откуда: Нижний Новгород
Re: Автолегенды СССР Грузовики №5 - ЗиЛ-130 бортовой
Вообще открыть коробку не дадут. Это я пристал к одному челу, чтобы он открыл. Как раз, пока я там ошивался, он приехал покупать. Так что не факт вообще-то, что у нас везде 130-76. Скорее всего, они тупо вперемешку. Но, как кто-то уже сказал, лично я не вижу принципиальной разницы с какой решеткой. Другое дело, что у многих такой Зил уже есть от Аист или Ультра. А у кого нет - любой будет смотреться отлично. У меня от AVD со старой решеткой: мне нравится.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото