Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 
Автор Сообщение
Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21
Сообщения: 3011
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 ЗиЛ-ММЗ-555 фото модели, обсуждение
Дата выхода: 05.08.2017

    Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555


12 июл 2017, 00:54
Профиль
Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21
Сообщения: 3011
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Re: Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555
ММЗ-555 на базе ЗиЛ-130. Многие знают эту машину, поэтому сегодня отвлечёмся и вспомним интересную эксперименталтную версию этого грузовика, о которой речь в дальнейшем тексте и пойдёт. Фотографии собраны разные, со всей страны и за разные годы.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 5e14282fcf6efdbab2da0b8f71a15d08.jpg [ 45.62 Кб | Просмотров: 3150 ]

Появление этого автомобиля оказалось весьма своевременным. На рубеже 1950–1960-х гг. в отечественном автомобилестроении велись обширные опытно-конструкторские работы по внедрению новых синтетических материалов. Именно тогда были созданы знаменитый микроавтобус «Старт», началось производство стеклопластиковых кабин для многоосных шасси ЗИЛ и МАЗ, создавались опытные образцы малолитражных легковых автомобилей в НАМИ и МВТУ им. Н. Э. Баумана.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 2e72f193367faf83fa3da7a1c2d7fc43.jpg [ 38.73 Кб | Просмотров: 3020 ]

Не остался в стороне от этой тенденции и Мытищинский машиностроительный завод, освоивший к тому времени серийный выпуск 4,5-тонного автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555. В 1964–1965 гг. Отделом главного конструктора по автомобильному производству в опытном порядке был разработан самосвал с кузовом из стеклопластика, получивший индекс ЗИЛ-ММЗ-555Д. Ведущим конструктором по машине стал А.С. Мелик-Саркисьянц, впоследствии главный конструктор ММЗ по автомобильному производству.
Стеклопластиковый кузов ЗиЛ-ММЗ-555Д не имел заднего борта, в отличии от металлических.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 03.jpg [ 40.47 Кб | Просмотров: 3024 ]

Следует отметить, что в некоторых источниках, в том числе и заводских, этот автомобиль обозначается как ЗИЛ-ММЗ-555ПЛ («ПЛ», очевидно, означает «пластиковый»). Такое различие в обозначениях одного и того же автомобиля, по-видимому, можно объяснить тем, что на предприятиях отрасли не существовало системы индексации опытных образцов.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 bf461426407fb5f7299d80cbcf97b855.jpg [ 50.59 Кб | Просмотров: 3039 ]

Причинами, по которым стеклопластик был выбран основным материалом в столь необычной для него области кузовостроения, как производство самосвальных платформ, были прежде всего экономические соображения. Как известно, серийный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555, создававшийся специально для перевозки строительных грузов, в реальной эксплуатации был машиной универсальной, как и многие другие отечественные грузовики. В большом количестве самосвалы поставляли не только на строительство, но и в сельское хозяйство. Неудивительно, что корытообразный кузов малого объема, предназначенный для перевозки строительных материалов с большим удельным весом, нередко использовавшийся даже для перевозки цементного раствора, плохо подходил для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Это вызывало недовольство руководства Минавтопрома, считавшего приоритетным производство грузовых автомобилей универсального назначения.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 i-4.jpg [ 54.28 Кб | Просмотров: 3035 ]

Одной из самых значимых проблем эксплуатации сельскохозяйственных самосвалов была низкая коррозионная стойкость кузова при перевозке незатаренных минеральных удобрений – вследствие химической реакции минеральных солей с металлом кузова самосвалов «сгорали» за короткое время. Стеклопластик для этих целей подходил почти идеально.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 9dc7c858beccde68e668d5363456b0f1-1.jpg [ 43.38 Кб | Просмотров: 3039 ]

Кроме того, и в основной для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 области эксплуатации – строительстве – выявилась недостаточная долговечность его кузова. Эти машины нередко работали в карьере, где подвергались ударам камней, неизбежным при экскаваторной погрузке грунта, что вызывало повреждения кузова, разрушения сварных соединений. Не способствовало долговечности кузова и абразивное изнашивание днища при разгрузке сыпучих материалов, что характерно для всех строительных самосвалов. Все меры по усилению кузова могли бы привести к значительному увеличению его веса и как следствие снижению грузоподъемности самосвала, и без того недостаточной.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 a078ccaf1858c9c549ee4c87d03a263d.jpg [ 53.98 Кб | Просмотров: 3035 ]

Еще одной проблемой, которую был призван решить стеклопластик, была трудоемкость изготовления сварных стальных кузовов. Технология изготовления кузова серийного ЗИЛ-ММЗ-555 предусматривала применение ручной дуговой электросварки, с помощью которой требовалось наложить около 40 м сварного шва. Забегая вперед, отметим, что трудоемкость не только не удалось снизить – именно технологические сложности изготовления кузовов из стеклопластика поставили крест на проекте.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 38d0653b8d6aa242c0bc25718c3f5d0a.jpg [ 48.53 Кб | Просмотров: 3035 ]

Вернемся к опытному образцу. Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д, как и серийный «555-й», был построен на шасси ЗИЛ-130Д1 с колесной базой 3300 мм. Пластиковый кузов самосвала представлял собой единую деталь в виде ковша без заднего борта, закрепленную на подрамнике. К кузову крепился пластмассовый защитный козырек, выполненный отдельной деталью. Вместимость кузова составляла 2,75 м3. Кузов был изготовлен на Калининском заводе пластмасс (г. Тверь) по технологии контактного формования из стеклопластика на основе полиэфирной смолы и стеклоткани. Толщина стенки кузова в наиболее подверженной ударам средней части днища составляла 15 мм, а борта имели толщину 10–12 мм.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 a65eacc5d84a40a2e2f48b79edb5ead7.jpg [ 52.11 Кб | Просмотров: 3035 ]

Силовым элементом кузова являлся металлический подрамник с шарнирами для опрокидывания кузова и подпятником для упора гидроцилиндра. Помимо собственно подрамника силовой каркас кузова включал единственное поперечное ребро жесткости, расположенное над поворотными шарнирами. Металлический каркас соединялся с кузовом болтами, вформованными в стеклопластик. Гидросистема опытного самосвала с телескопическим двухзвенным гидроцилиндром была полностью заимствована у ЗИЛ-ММЗ-555.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 7ed752c591360138a55ce741f2acf870.jpg [ 61.13 Кб | Просмотров: 3035 ]

Пластмассовый кузов опытного самосвала был почти в полтора раза легче стального кузова ЗИЛ-ММЗ-555 и весил 410 кг. За счет снижения собственной массы кузова удалось повысить грузоподъемность опытного самосвала до 4,7 т, что на 200 кг превышало грузоподъемность серийного аналога.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 4857cb2e61a07985cdc2e299d50926f5.jpg [ 40.01 Кб | Просмотров: 3024 ]

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д был построен в единственном экземпляре и предназнался для проведения всесторонних заводских испытаний. Образец выдержал испытания весьма успешно, продемонстрировав высокую прочность стеклопластикового кузова.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 8174680.jpg [ 37.96 Кб | Просмотров: 3020 ]

В заводском отчете об испытаниях самосвала особо отмечен такой факт: для проверки кузова на прочность на верхнюю кромку борта кузова из ковша экскаватора был сброшен камень массой 300 кг. При этом на кузове остался лишь небольшой задир глубиной в один слой стеклопластика.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 48aa84f8088946406f784b04b70968a4.jpg [ 50.21 Кб | Просмотров: 3024 ]

Испытания самосвала предусматривали не менее 1000 циклов погрузки-разгрузки для оценки износостойкости кузова. Несмотря на то, что кузов неизбежно изнашивался при разгрузке грунта, особенно в задней части, результаты испытаний были признаны удовлетворительными. При этом принималась во внимание хорошая ремонтопригодность кузова – текущий ремонт заключался в проклеивании изношенных и поврежденных участков стеклотканью и не требовал специального оборудования.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 7e8fd0ed40a1d442deec3cf9aeaed175.jpg [ 52.87 Кб | Просмотров: 3035 ]

Техническая характеристика самосвала ЗИЛ-ММЗ-555Д с кузовом из стеклопластика:
Грузоподъемность, кг ---------------- 4700
Снаряженная масса, кг -------------- 4300
Вместимость кузова геометрическая, м3 - 2,75
Масса кузова, кг -------------------------- 410
Направление разгрузки -------------- Назад
Максимальная скорость, км/ч --- 90
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 b99bea7d792a48a6d84bcd3eb937656b.jpg [ 48.25 Кб | Просмотров: 3035 ]

Помимо постройки опытного образца проведенные на заводе исследования предполагали и разработку технологии серийного производства самосвалов с кузовами из стеклопластика. Главным технологом завода В.В. Волковым был разработан вариант технологического процесса изготовления пластмассовых кузовов, рассчитанный на выпуск около 10 000 самосвалов в год. Для изготовления кузова, защитного козырька и брызговиков колес предполагалось изготовить специальные трехпозиционные установки, оборудованные жесткими полуформами. В отличие от традиционной технологии постепенного, послойного «выклеивания» кузова на форме (мастер-модели), применяющейся в мелкосерийном и опытном производстве, разработанная на ММЗ специально для крупносерийного выпуска технология предусматривала одновременную закладку в полуформу требуемого количества слоев стеклоткани, предварительно пропитанной смолой. Для ускорения полимеризации смолы предусматривался обогрев полуформ до температуры 50–70 °С. По расчетам производительность одной установки должна была составлять не менее одного кузова в час, а для обеспечения запланированного годового выпуска требовалось три комплекта таких установок.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 443870.jpg [ 35.56 Кб | Просмотров: 3035 ]

Эксплуатация самосвала со стеклопластиковым кузовом при организации его серийного выпуска, по расчетам экономистов, сулила значительный экономический эффект прежде всего за счет снижения собственного веса и соответствующего повышения грузоподъемности.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 72b7d5f8f1bc3cf2e7084770d3ee8fb7.jpg [ 58.99 Кб | Просмотров: 3035 ]

Однако технологические сложности не позволили начать производство этого автомобиля. Причиной тому была значительная доля ручного труда в производственном процессе, в связи с чем трудоемкость изготовления стеклопластикового кузова не только явилась ничуть не меньшей, чем сварного кузова ЗИЛ-ММЗ-555, а значительно ее превышала. Так, например, укладка стеклоткани в полуформу должна была производиться вручную, и на этот процесс отводилось 1,5–2 часа. Вероятно, при соответствующем уровне автоматизации производства можно было достичь требуемого объема выпуска, но вполне естественно, что мытищинские технологи ориентировались на производственные возможности завода, и на появление автоматических линий тогда рассчитывать не приходилось. В итоге к крупносерийному производству стеклопластиковых кузовов, которое, безусловно, требует автоматизации технологического процесса, автомобилестроение в то время оказалось не готово.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 ea596035ffff83d5b9ade74adcaefcb4.jpg [ 39.09 Кб | Просмотров: 3035 ]

Тем не менее главная цель исследований была достигнута – подтвердилась пригодность стеклопластика в качестве основного конструкционного материала для платформ строительных самосвалов. И несмотря на то, что с тех пор серийные самосвалы с пластмассовыми кузовами не появились, тема использования пластика в самосвалостроении вновь обрела актуальность в наши дни. В последнее время стали применяться различные полимерные составы, которые наносятся на внутреннюю поверхность стальных самосвальных платформ для их защиты от изнашивания и коррозии.
Фото:
Автолегенды СССР Грузовики №9  - ЗиЛ-ММЗ-555
Автолегенды СССР Грузовики №9 - ЗиЛ-ММЗ-555 52b5ee05d1688006cbcac2a4858c2d8b.jpg [ 52.35 Кб | Просмотров: 3035 ]

На самом Мытищинском машиностроительном заводе применение пластмасс в опытном производстве велось достаточно долго. В 1974 г. был разработан и испытан стеклопластиковый козырек для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, рекомендованный к производству. В 1973–1974 гг. испытывались пластиковые брызговики колес для самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-554. Был построен даже опытный образец легкового прицепа ММЗ-81021 с кузовом из стеклопластика. Но это уже другая история.
smile_20


16 июл 2017, 22:28
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.   [ Сообщений: 2 ] 


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений Конкурс "СССР/РФ vs USA/NATO" - jzarkov (ВиБТТ 1/72, ВиБТТ 1/35)

[ На страницу: 1, 2 ]

в форуме Конкурс «СССР/РФ vs USA/NATO»

MaximenT

25

15438

14 июл 2016, 16:25

Zarub Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений №20 Орден "За Службу Родине в ВС СССР"

[ На страницу: 1, 2, 3, 4 ]

в форуме Ордена СССР

Gromka

65

33448

03 сен 2015, 13:07

RustA Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Конкурс «СССР/РФ vs USA/NATO» - Stabius (ВиБТТ 1/72, ВиБТТ 1/35)

в форуме Конкурс «СССР/РФ vs USA/NATO»

MaximenT

1

7475

01 мар 2015, 16:38

Stabius Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Автомобиль на Службе №2 - ГАЗ-21Р "Волга" ГАИ СССР

[ На страницу: 1, 2, 3, 4 ]

в форуме Автомобиль на Службе

Vycha

74

49393

10 сен 2013, 18:11

mordvin Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Автомобиль на Службе №18 - ВАЗ-2101 "Жигули" ГАИ СССР

[ На страницу: 1, 2 ]

в форуме Автомобиль на Службе

Vycha

32

38990

16 ноя 2013, 20:31

lesso Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: alexxx, Astra, bart626, Chin, DeanDeceiver, denbor, dispetcher1, DrRU, eVoyager, Gazelist, gekki66, gennadyponcho, Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Feedfetcher, gordey, graham57, GREGAVERS, HelgaKos, iphoenix, kolenval, lukicher, Mail.Ru [Bot], Margaritka, Molniya96, muv, negoro, niadia, Piranha, Plyushka, pretorianes, skj, Tanita, terrancery11, tula, udinnb, Varak, Vasilna, vova3110, wowetz, xronik, Yahoo [Bot], Yandex [Bot], Yandex Direct [bot]

коллекция Победа, сферы с окаменелостями, журнал автомобиль на службе заказать, коллекция собаки от деагостини
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:

Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2017 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100