Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
История моды №27 - Россия при Петре I 
Автор Сообщение
Лидер разделов Тестовые серии, История Моды, Музыкальные Инструменты, Животные Дикой Природы, Динозавры, Журналы без вложений, Военные часы, Карманные часы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2013, 12:48
Сообщения: 2848
Откуда: Челябинск
Сообщение История моды №27 - Россия при Петре I
История моды №27 - Россия при Петре I

Дата выхода: 16 февраля 2017 г.

История моды №27 - Россия при Петре I

Правление Петра I вошло в историю в том числе и преобразованиями в области моды. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем Петра.
За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей.

Петр I против традиций и налог на бороду

Еще до реформы Петр I традиционным долгополым одеждам предпочитал более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного – бороды.

Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом.
Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям. К тому же, после сбривания бороды дворяне лишались привычного мужественного внешнего вида, священники отказывались обслуживать безбородых, и были даже случаи, когда после принудительного бритья бояре кончали жизнь самоубийством.
История моды №27 - Россия при Петре I

В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Всего существовало четыре уровня пошлины: 600 рублей в год, что было огромными деньгами, должны были платить царедворцы и городовые дворяне, 100 рублей в год взимали с купцов, 60 рублей платили посадские люди, а слуги, ямщики и московские жители разных чинов за ношение бороды отдавали 30 рублей в год. Единственными свободными от пошлины остались крестьяне, но и им старая привычка не обходилась бесплатно — при въезде в город они платили по одной копейке. Пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра, а отменили ее лишь в 1772 году.

Кюлоты и шлафрок вместо халата и штанов.

Не успевших оправиться от запрета на бороду дворян вскоре ждало новое потрясение — 29 августа 1699 года вышел указ о запрете на старый русский костюм.
В январе 1700 года Петр I велел всем носить платье на манер венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.

Женщины должны были переодеться в европейское платье с 1 января 1701 года. Небогатым дворянам давалось два года, чтобы доносить старое платье – на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер.

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан (на французский манер — жюстокор), камзол и штаны (кюлоты). Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского – он доходил только до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким – по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам – разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах – обшлага – делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы. Сам кафтан, как правило, либо носили нараспашку, либо застегивали на несколько пуговиц – под ним всегда был виден камзол.

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не такой широкий книзу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но, в отличие от жюстокора, не было складок. Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани. Обычно при пошиве сохранялось единство кроя, однако для особых случаев можно было варьировать фактуру и цвет, а также надевать кафтан и камзол, сшитые из разных материалов и разных цветов. Вместе с укороченными кафтаном и камзолом в моду вошли короткие штаны, которые обычно носили с широким тканевым поясом, собранным на спине. В теплое время года мужчины носили высокие шелковые чулки с кожаными башмаками, а осенью и зимой надевали такие же высокие сапоги. Большое внимание уделялось украшениям и деталям. В дополнение к наряду мужчины стали носить броши, запонки и булавки для галстуков.
В моде было кружево, очень популярным после реформы стало жабо. Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка. Треуголку делали из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом. Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик. В качестве верхней одежды распространены были суконные плащи. Позже к такому наряду прибавились некоторые детали – часы на цепочке, трость, лорнет, перчатки и шпага, которую носили на портупее и пропускали сквозь один из разрезов по бокам кафтана.

Вся одежда обычно расшивалась золотой и серебряной нитью, ширина шитья не должна была превышать девяти сантиметров. Особо украшался парадный костюм – и в этом было его единственное отличие от повседневной одежды.

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома – шлафрок.
Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке поверх рубахи и кюлота. Судя по названию (с немецкого Schlafen – "спать", Rock – "одежда"), изначально шлафрок предназначался для сна. Чаще всего такой халат шили из бархата и шелка, однако в богатых домах шлафроки были выполнены из дорогих тканей, а зимой их утепляли мехом.

Корсеты в кружеве и робы в камнях

Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую моду дался еще тяжелее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье.

В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это надевалось на льняную сорочку. Корсет, который в Европе носили с XVI века, доставлял женщинам особые неудобства. У состоятельных дам он всегда был обтянут шелком и щедро обшит пуговицами, кружевом и лентами. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе Петра у них не было.

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.
История моды №27 - Россия при Петре I

При Петре же нарядам была свойственна чрезмерная торжественность и величественность: с появлением новых платьев стало модным как можно обильнее украшать себя драгоценностями.
Наряды дополняли ожерельями, диадемами, браслетами, поясами, пряжками для платьев и обуви. Вместе с висящими жемчужными нитями теперь стали носить склаваж – украшение на тканевой повязке, которую завязывали высоко на шее.
История моды №27 - Россия при Петре I

В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом каблуке – до десяти сантиметров. Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.
"Посягательство на традиции", каким считалась мода на непокрытую голову, заставило женщин задуматься о прическе – теперь нельзя было просто расчесать волосы и спрятать их под кику или косынку. Большинство дам стали завивать волосы волнами и распускать их на плечи и спину. Образцом красоты считалось открытое лицо, поэтому ни челок, ни локонов, свисавших на лоб, в то время не носили. Со временем для сооружения сложных причесок потребовались парики и шиньоны, шпильки и специальные каркасы для волос, которые везли из-за границы и приобретали за немалые деньги.

На улице женщины надевали на голову кружевной чепчик. Поначалу многие пытались поплотнее надвинуть его на голову, стесняясь показываться на людях с выглядывающими из-под чепчика волосами.


17 фев 2017, 23:01
Профиль

Зарегистрирован: 17 янв 2011, 21:21
Сообщения: 2099
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
Сразу дам ссылки, там многое чего о мундире при Петре 1, до него и после
http://siberia-miniatures.ru/forum/show ... =8&tid=287 Журнал "Цейхгауз" №7 (1/1998)
http://siberia-miniatures.ru/forum/show ... d=8&tid=99 Журнал "Орел"
http://pandia.ru/text/77/452/17462.php Дабы иноземных извычаев не перенимали
http://iamruss.ru/russkij-voennyj-kosty ... a-xx-veka/ Русский военный костюм в России XVIII - начала XX века

Если кратко:
ещё отец Петра 1 царь Алексей Михайлович в молодости носил иноземное платье. Но за год до смерти запретил иноземные платья, уборы, стрижки. При следующем царе (брате Петра1) фасон был вполне русским. Но после женитьбы стал «ополячиваться».

«Одежда польско-литовского стиля стала преобладать при Дворе со времени женитьбы (1680) царя Федора Алексеевича (умер в 1682) на польке по происхождению Агафье Грушецкой" (умерла в 1681)

И далее западноевропейская одежда при Петре 1. Венгерское платье с польским покроем (1700г) (исключение для духовенства и крестьян),
потом в декабре 1701 г. указано «носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподное камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах...». Дальше ещё несколько изменений и с 1703 г все дальнейшее развитие предметов форменного костюма в России проходило в общеевропейском русле, подчиняясь тем же колебаниям моды, что и в Европе.
--=
1712 год. Гравюра А. Зубова «Свадьба Петра I и Екатерины»
(жених и невеста на противоположных сторонах «круга», рядом цифры 1и2)
http://image-se.ru/images/1174499_gravu ... etre-1.jpg большое изображение
История моды №27 - Россия при Петре I
История моды №27 - Россия при Петре I
История моды №27 - Россия при Петре I


Последний раз редактировалось STst 18 фев 2017, 00:31, всего редактировалось 3 раз(а).



18 фев 2017, 00:01
Профиль

Зарегистрирован: 17 янв 2011, 21:21
Сообщения: 2099
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
А что же иностранцы в допетровской Руси?
Опять кратко:
Население ещё при Иване 4 не особо их благоволило (они встречали оскорбления словом и делом; но не только за внешний вид, но и за поведение). Чтобы не выделяться иностранные торговцы, послы и пр. носили русскую одежду, вернее близкую по очертаниям к русским одеждам, т.к. надо было быть крещенным, православным, чтобы носить традиционный русский костюм.
Но в 1633г патриарх приказал иностранцам носить одежды только своей страны.

Произошло это из-за одного случая - во время церемониальной процессии патриарх Филарет не сумел визуально отличить православных от иноверцев облаченных в костюмы «наподобие русских» и также распространил на них свое благословение. Узнав об этом, он рассердился и распорядился впредь запретить иностранцам, появляться в таких одеждах.

Исключение составлял брак иностранца и россиянки – для этого иноземцу «надлежало переменить одежду и веру» (1663г, цитата)


18 фев 2017, 00:05
Профиль

Зарегистрирован: 17 янв 2011, 21:21
Сообщения: 2099
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
и пока читала о мундире, заинтересовали меня гренадерки, вот некоторые подробности:
Гренадерки и головные уборы вообще; ссылки: http://www.adjudant.ru/gren/03.htm ; http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Malychev.pdf

В 1705-1706 из Англии для пробы привезли кожаные шапки с 2мя козырьками. Отзывы о них были плохие. В Европе эти уборы не получили распространение. Но Петр 1 их ввел с 1712г. на смену меховым шапкам.
Описание 1721года: «Гренадеры носят шапки похожие на шлемы древних Римлян и имеющие вид касок; но оне сделаны не из железа, а из толстой кожи и украшены сзади большим пером (примеч. перья страуса) белого и красного цветов, что делает особенно хороший вид, когда их много вместе. Спереди на шляпах у них оловянный, а у офицеров серебряный герб России».

Фото:
История моды №27 - Россия при Петре I
История моды №27 - Россия при Петре I _Петр 1_гренадерка_.jpg [ 51.88 Кб | Просмотров: 674 ]


Неудобные кожаные «каски» ругали все, от солдат до генералов, отменил их только в 1796г Павел 1.
.
В конце 19 века в России пошла мода на отечественную историю. В 1882г Александр III ввел барашковые шапки, похожие на меховые уборы при Петре 1 в 1700 (обшитых медвежьим мехом).

Фото:
История моды №27 - Россия при Петре I
История моды №27 - Россия при Петре I _Петр 1_возврат к его модели шапки_.jpg [ 86.43 Кб | Просмотров: 674 ]


18 фев 2017, 00:13
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2017, 10:43
Сообщения: 14
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
Сейчас читаю интересную книгу Кристин Руан "Новое платье империи: история российской модной индустрии 1700-1917 гг. Есть немало и про Петра в начале. Хочу попутно начать читать и этот выпуск (он отложен пока среди прочих).
А пока свежие впечатления от книги.
Петр, конечно, великий, и сыграл огромное значение повсеместно, чего касалась его мысль, в том числе в развитии российской модной индустрии. Все мы знаем, что в указе Петра о ношении европейской одежды был запрет производства и ношения той одежды, в которую одевалось большинство российских подданных. Где достать необходимую одежду? Это оказалось колоссальной проблемой. Иностранные портные (их было немного) не справлялись с объемами, обрушившимися на них после принятия указа. Это и послужило толчком к созданию отечественной индустрии моды. А ведь это уже культурный феномен!
Указ Петра превратил европейскую одежду в униформу для дворян, военных и горожан (в деревнях люди носили традиционное русское платье, что, кстати вызвало огромный раскол в обществе). Дворянство, в свою очередь, быстро привыкло к новому стилю. Двор и аристократы спускали целые состояния на предметы роскоши, в том числе и на одежду.
Всего лишь одно поколение спустя после петровского указа о ношении европейской одежды его наследница Елизавета, а после Екатерина Вторая издали собственные указы о роскоши, регламентирующие демонстрацию портновского искусства при дворе. Таким образом модная одежда стала ассоциироваться с высшим светом, а люди, желающие считаться частью элиты, начали перенимать западноевропейский стиль одежды. В конце концов модную одежду стали покупать даже крестьяне и рабочие.
Петр изменил многое в сознании, перевернул его, показал силой своей воли иное. И это больше, чем круто. Это феноменально.


24 апр 2017, 20:31
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2017, 10:43
Сообщения: 14
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
Прочитала журнал до конца. Номер не очень интересный, но читать хотелось.
Подиум не понравился вовсе.

Жаль, что так мало внимания уделяют тканям. О многом не сказали. Но как я понимаю, цель коллекции — это дать общую картину, помочь выстроить основу.

Для пошива европейской одежды в петровские времена требовались особые ткани, зачастую они были недоступны вовсе, либо их импорт обходился очень дорого. Лишь для того, чтобы одеть царскую семью и придворных, требовались тысячи метров роскошной парчи, бархата, шелка, шерсти. Полагаю, это были огромные расходы. В книге Руан встретила очень красивый парадный костюм Петра II, глядя на который можно составить представление о качестве тканей.

История моды №27 - Россия при Петре I


25 апр 2017, 16:56
Профиль

Зарегистрирован: 17 янв 2011, 21:21
Сообщения: 2099
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
ABRIS, подскажите, пожалуйста, в книжке говориться что-либо о тому куда шли наши ткани.
В Москве, например, были суконные, парусные, шелковые мануфактуры. Известно ли на что шёл шёлк?
-=
Интересное описание крепостных мануфактур:
В некоторых отраслях техническое оборудование мануфактур (например, ткацких) было таково, что оно легко вмещалось в обыкновенную крестьянскую избу, почему такая «мануфактура» превращалась в работу крестьян на дому и на их станах или в небольших отдельных светелках, .... В ряде таких, например, отраслей, как суконное, полотняное, шелкоткацкое, весь процесс развивался между централизованной мануфактурой (тканье) и кустарной избой (уток, пряжа, суровье).
...«мануфактуры» представляли собой иногда поселки из кустарных изб, настоящие же «заводские» здания, каменные и крупные по размерам, встречались, по крайней мере в легкой промышленности, не часто.
...Ткацкие мануфактуры часто представляли собой..объединенную систему отдельных светелок
http://mirznanii.com/a/331705/sozdanie- ... ri-petre-i


25 апр 2017, 19:56
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2017, 10:43
Сообщения: 14
Сообщение Re: История моды №27 - Россия при Петре I
STst, пока не могу сказать, я в процессе smile_23

Любопытно, что Петр I носил одежду только из российских тканей, и с целью поощрения русских предпринимателей ввел ряд экономических льгот. Потому как назрел вопрос, и довольно серьезный.
Что делали фабрики в то время? Были, разумеется, государственные заказы на форму, на шелк для придворных платьев и на паруса для кораблей. Петр строил флот на Балтике и мечтал сделать Петербург центром кораблестроения. В то время, после реформ, рост внутренней текстильной промышленности шел вверх, но всегда качество наших тканей было ниже, чем европейских, и состоятельные русские всячески выказывали снобистское отношение к внутреннему производству, выбирая французский шелк, ирландский лен и британскую шерсть. Российские мануфактуры не могли успешно сотрудничать с европейскими производителями. Рост промышленного производства шел внутри страны, особенно это касалось хлопчатобумажных тканей. Но и то, не сразу все это случилось, это процесс, как все мы понимаем.

Если говорить в общем и целом о книге, то это очень интересное исследование. Если я встречу ответ на ваш вопрос, обязательно отмечу это в теме.


25 апр 2017, 22:40
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 8 ] 


   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Нет новых сообщений "MILITARIA.История,оружие,битвы" (ООО "Семейная библиотека") Украина

[ На страницу: 1, 2, 3, 4, 5 ]

в форуме Партворки Других издательств

Одессит

93

27784

26 сен 2013, 20:26

Ylino4ka Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений "Тракторы: История, люди, машины"

в форуме Серии с Авто моделями 1:43 Купить-Продать

Chausson

13

3603

20 апр 2017, 21:52

Chausson Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Mittara Моя история или "Домик для моей Любимки"

[ На страницу: 1 ... 54, 55, 56 ]

в форуме Дом Мечты Коллекции Пользователей

Mittara

1107

63554

04 май 2015, 11:21

Mittara Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Пожелания по содержанию серии "История в женских портретах"

[ На страницу: 1 ... 22, 23, 24 ]

в форуме История в Женских Портретах

Solovei

470

43497

24 сен 2014, 17:58

Solovei Перейти к последнему сообщению

Нет новых сообщений Лиза. Книжная серия "История. Семейная энциклопедия"

[ На страницу: 1, 2, 3, 4 ]

в форуме Книжные серии

AleX007

68

21136

09 мар 2016, 15:10

AlexeyTuzh Перейти к последнему сообщению


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Caddy, divizionary, Google [Bot], Google Adsense [Bot], GoshaGo, Josephjaics, KorN56, Leha, lucilemn18, Margaritka, nesya, PavelMoneta, Renoir, rotkart, trudywo18, UncleSasha, vlad02081981, Yandex [Bot], Yandex Direct [bot], Yandex News [Bot]

сколько номеров робот шпион, серия монеты и банкноты мира подлинные, Коллекция Российские князья, энергия камней журнал
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять Фото

Найти:

Журнальные серии ДеАгостини и другие коллекционные издания Партворки.

2010-2017 Форум о журнальных коллекциях Deagosini, Ашет коллекция, Eaglemoss и других издательств.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100