Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6726 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №114 - Д-804
Конструктивные отличия... Трактор Д-804 по двигателю, некоторым агрегатам силовой передачи и деталям ходовой части был унифицирован с трактором Т-140. Д-804 отличался от базовой модели в основном изменением коробки передач (числом и подбором передач), устройством рамы, жесткой подвеской, увеличенным числом опорных катков (на каждой из двух тележек устанавливалось по семь опорных катков), повышенной грузоподъемностью, повышенной поперечной устойчивостью и увеличенным дорожным просветом. В коробке передач не устанавливалась шестерня пятой передачи на первичном валу, а вместо блока шестерен вторичного вала ставилась одна шестерня. Коробка обеспечивала четыре передачи переднего хода и две – заднего. В производственной программе БАЗа с 1961 г. появилась новая модель трактора – Д-804, предназначенного для работы с трубоукладочным оборудованием. Тракторы Д-804 и Д-804М в 1960-е гг. были незаменимы на строительстве трубопроводов.
В 1959 г. для сооружения трубопроводов диаметром 1020 мм в СКБ "Газстроймашина" был создан трубоукладчик Т-3560 (грузоподъемность 35 т, момент устойчивости 750 кН.м). В дальнейшем эту машину широко использовали при сооружении магистральных трубопроводов диаметром 1220 мм. Базой для трубоукладчика Т-3560 служил трактор Д-804. На трубоукладчике Т-3560 впервые была установлена одновальная двухбарабанная лебедка с независимым приводом барабанов (через червячные редукторы и конические реверсивные механизмы с фрикционными муфтами включения). Для повышения тягового усилия в редуктор отбора мощности был встроен специальный ходоуменьшитель.
Трубоукладчик Т-3560 имел облегченное гидравлическое управление лебедкой с малыми усилиями, характеризовался повышенной безопасностью в работе, так как на лебедке были установлены нормально замкнутые тормоза, автоматически размыкаемые при включении привода, с возможностью одновременного выполнения операций крюком и стрелой.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. было широко известно имя машиниста-трубоукладчика Виктора Ивановича Хорькова, принимавшего участие в сооружении многих важнейших газопроводов того времени. Он проводил испытания первых отечественных трубоукладчиков тяжелого класса Т-3560. Торжественный митинг на автозаводе. В центре – трактор Т-140. Начало 1960-х гг.
Грандиозные планы не получили развития Планы по строительству трубопроводов были грандиозные, однако запланированное ранее строительство новых магистралей для подачи нефтепродуктов своевременно не получило должного развития. Тем не менее в 1959 г. Совет экономической взаимопомощи принял решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, Чехословакию, ГДР и Венгрию. В связи с этим в августе 1961 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "Об изменении сроков ввода в эксплуатацию трубопроводов, предназначенных для транспорта нефтепродуктов в западные районы страны". В нем частично корректировалось постановление, принятое в июле 1958 г. С начала 1960-х гг. в первую очередь финансировалось строительство экспортного нефтепровода "Дружба", а вопрос о строительстве полного комплекса трубопроводов было решено рассмотреть после завершения строительства "Дружбы".
Нефтепровод "Дружба" был введен в эксплуатацию в 1964 г. Это был крупнейший в мире нефтепровод длиной 5,5 тыс. км, и на его строительстве были применены трубоукладчики Д-804. Выпуск трубоукладчиков в 1965 г. был доведен до 70 единиц в год. В восьмой пятилетке (1966–1970 гг.) строительство нефтепродуктопроводов продолжалось с невысокой интенсивностью: с 1965 по 1969 гг. построено всего 700 км. Это было самое начало «застоя», и для этого периода характерно финансирование по остаточному принципу. На фото Д-804М.
Тракторы для модифицированного трубоукладчика Запуск в производство на БАЗе более мощного трактора Т-180, пришедшего на смену Т-140, не замедлил сказаться на модификации трактора для размещения трубоукладочного оборудования. Если трактор Д-804 был унифицирован с трактором Т-140, то Д-804М являлся модификацией трактора Т-180. Коробка передач обеспечивала три передачи переднего хода и одну – заднего. Кроме того, имелась дополнительная замедленная передача переднего хода за счет установки ходоуменьшителя.
Наибольшим изменениям у Д-804М (по сравнению с трактором Т-180) подверглись рама и ходовая часть трактора. Для увеличения ширины колеи до 2500 мм и получения жесткой подвески в тракторе были применены гусеничные тележки, которые приваривали к кронштейнам рамы. Оси катков, которые также отличались по конструкции от опорных катков трактора Т-180, крепились к раме неподвижно. Опорные ролики – стальные литые однобортные, смонтированные на подшипниках скольжения с торцовыми самоподжимными сальниками. Изменению подверглись также направляющее колесо и натяжное приспособление, в котором было применено пружинное амортизирующее устройство.
Уширение колеи трактора Д-804М потребовало изменений в механизме управления планетарным механизмом поворота. Трактор Д-804М, поставленный в 1966 г. на серийное производство, заменил предшественника в качестве базы для трубоукладчика Т-3560. Этот же трактор Д-804М использовали и для размещения другого трубоукладочного оборудования – трубоукладчиков ТГ-351 и ТО-2550. Масса трактора Д-804М составляла 18,65 т.
Но уже во второй половине 1960-х гг. трубоукладчик Т-3560 был модернизирован. Конические муфты сцепления в реверсивных механизмах были заменены более надежными и долговечными дисковыми муфтами, удлинена стрела и усилена рама. Модернизированный трубоукладчик получил индекс Т-3560М.
Модернизирована была и система управления. Первые модели отечественных трубоукладчиков имели механическую систему управления с большим числом рычагов, на которых усилия достигали 100–200 Н. Для осуществления подъема крюка машинист должен был выполнять несколько операций различными рычагами, принимая подчас не совсем удобное положение. В начале 1960-х гг. для управления грузоподъемным оборудованием трубоукладчиков стала широко применяться гидравлика. Одновременно с этим коренным образом были изменены принципиальные кинематические схемы трансмиссий грузоподъемного оборудования: большинство кулачковых муфт и механически переключаемых шестерен заменили фрикционными муфтами, управление которыми сблокировали с управлением тормозами. Такая система управления была установлена на трубоукладчике Т-3560М.
Для того чтобы включить подъем крюка на этой машине, достаточно было выполнить одно рабочее движение одним рычагом. Появилась возможность удобнее скомпоновать пульт управления грузоподъемным оборудованием (его разместили в непосредственной близости от зоны стрелы) и совмещения операций крюком и стрелой, при котором стабилизируется нагрузка на крюке и облегчается работа машиниста.
Длительное время трубоукладчики для укладки труб выпускали без кабин, так как считалось, что она стесняет действия машиниста. Установка кабин на трубоукладчиках связана с началом строительства магистральных трубопроводов в северных районах страны и необходимостью выполнения большого объема работ в зимнее время.
В 1966 г. начался серийный выпуск базового гусеничного трактора Д-804МХЛК, предназначенного под монтаж трубоукладчика Т-3560М. Д-804МХЛК являлся модификацией трактора Д-804М, но в северном исполнении, с закрытой кабиной. В 1967 г. на серийное производство была поставлена модификация трактора Д-804МС, которая являлась модификацией трактора Д-804М для работы в зонах с вечной мерзлотой (модификация в исполнении "ХЛ"). Д-804МС стал еще одной моделью базового трактора для размещения трубоукладочного оборудования Т-3560А, который стал модификацией трубоукладчика Т-3560М. Начиная с конца 1960-х гг. на БАЗе конструирование новых моделей тракторов для монтажа трубоукладчиков было прекращено. Владимир Дурановский (воспоминания 1983 г.): "С 1972 года торговая конъюнктура с США улучшилась, и Мингазпром стал получать трубоукладчики фирмы "Катерпиллер" на базе более мощных тракторов D9 массой 30 т. К тому времени и диаметр трубы увеличился до 1220 мм, а позже – и до 1420 мм".
Прекращение производства... 1970-е годы прошли для тракторного производства БАЗа без особых осложнений. Да и начало 1980-х для тракторного производства БАЗа не предвещало особых перемен. "Застойные времена" шли своим чередом, производство тракторов в Брянске было отлажено, продукция пользовалась устойчивым спросом... Казалось бы, все это давало БАЗу определенную передышку и позволяло начать еще в 1970-е гг. работу над новыми моделями тракторов. И в 1980-е гг. было еще не поздно начать разработку семейства тракторов, учитывая допущенные другими тракторными заводами ошибки и отсутствие достойного конкурента. На БАЗе были квалифицированные кадры, которые хотели выпускать тракторы. Ветераны завода вспоминают, что велись работы по созданию трактора мощностью 220 л.с. (Опытные образцы тракторов Т-220 были изготовлены на БАЗе еще в 1960-е гг.; один из этих тракторов был продемонстрирован на ВДНХ в Москве – Прим. авт.). Скорее всего, ни на БАЗе, ни в руководстве отрасли не было людей, которые обладали возможностями протолкнуть решение о разработке в Брянске новых тракторов, а в СССР было не принято выступать против решений правительства (нужно также учитывать, что для Министерства автомобильной промышленности СССР, которому был продчинен Брянский автозавод, промышленные тракторы не были профильной продукцией).
В конце концов ситуация сложилась таким образом, что политические события в мире и внутри страны опять отразились на судьбе тракторного производства на БАЗе, на этот раз уже окончательно. Следует на пару десятилетий вернуться назад и напомнить, что еще в конце 1950-х гг. специализация БАЗа уже была определена: главной продукцией на весь последующий период стали специальные колесные шасси для ракетных комплексов. Этому направлению на заводе уделялось самое пристальное внимание. В первой половине 1980-х гг. осложнилась международная обстановка, и вдобавок к этому произошли перемены в высшем политическом руководстве СССР. Курс на разрядку международной напряженности сменился нагнетанием за рубежом антисоветской истерии; начинался новый виток гонки вооружений. На уровне Минобороны СССР рассматривали планы дальнейшего развития ракетного вооружения. Было принято решение прекратить на БАЗе выпуск гусеничных тракторов и перепрофилировать освободившиеся мощности под выпуск продукции военного назначения.
В итоге с 1987 г. по решению Минавтопрома СССР производство гусеничных тракторов Т-180Г и их модификаций было официально прекращено (в 1986 г. была изготовлена последняя официальная партия – 47 тракторов Т-180Г и 495 трубоукладчиков Д-804), хотя завод постоянно получал заказы на поставку этой техники. Решение прекратить выпуск тракторов на БАЗе обосновывалось в связи с освоением более мощных гусеничных машин на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (хотя эти более мощные тракторы к тому времени еще не прошли испытания).
К 30-летнему юбилею БАЗ пришел в высшей точке своего развития. Однако никакие желания заводчан уже не могли отменить решения, принятые в Москве. И последующее объединение Минавтопрома СССР с Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР и образование в декабре 1988 г. Минавтосельхозмаша СССР не сулило никаких перспектив для БАЗа по продолжению производства тракторов. После прекращения производства тракторов и трубоукладчиков в 1986 г. в последующие 10 лет завод продолжал изготавливать запасные части к ним для ремонтно-эксплуатационных нужд (неофициально производство тракторов на БАЗе продолжалось еще пять лет – по заключенным с потребителями «прямым» договорам; эти тракторы даже получали таблички с серийными номерами, хотя официально техника значилась как прошедшая капитальный ремонт).
А сразу после распада СССР и военные заказы уменьшились до минимума. За последующие годы, в связи со сложным положением завода и отсутствием каких-либо заказов, площади тракторного производства (корпус № 4) использовали для других целей: производили прицепы к легковым автомобилям, изготавливали детали и узлы для сборки 1,5-тонного автофургона, который планировали собирать на БАЗе (этот проект был свернут).
А я возьму! Двигатель, решетку, место водителя, мелочи всякие покрасить, и заиграет модель по-другому!
Я бы может тоже взял, один бы сделал с обвесом, но такие проблемы пошли с приобретением, что займусь лучше живым квадроходом.
07 июн 2019, 13:11
Mukaltin
Зарегистрирован: 05 янв 2018, 00:00 Сообщения: 1009 Откуда: Москва
Re: Тракторы №114 - Д-804
Я тоже хочу взять. С "Ильичем" была фигня с продажей, хотя, если б знал - мог бы взять по РРЦ в "своем" киоске (туда позже таки дали один), а вот 113 номер пришел без проблем... Будем посмотреть.
08 июн 2019, 23:35
uralec
Зарегистрирован: 01 май 2012, 08:24 Сообщения: 881 Откуда: Верхняя Салда Свердловская область
Re: Тракторы №114 - Д-804
Могли бы стрелу с крюком положить отдельно. А то трубоукладчик и без стрелы?!
11 июн 2019, 19:16
MisterDrakon
Лидер разделов: Муми-Дом, УАЗ-469, Удивительные Бабочки, Монеты и Банкноты, Кукольный Дом, МиГ-29, Тестовые серии, История Моды, Журналы без вложений
Вот,это ещё смешнее,чем с Коммунаром ,того хоть пропорционально уменьшили,а тут полный абзац,особенно по длине. Фото musicl ,за что ему отдельное спасибо.
В масштаб попадает только ширина гусениц... В остальном - даже и близко ничего нет...
Ну это уже ни в какие ворота не лезет. Полный... вперёд
21 июн 2019, 20:17
autosssr
Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6726 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №114 - Д-804
Junior писал(а):
Вот,это ещё смешнее,чем с Коммунаром ,того хоть пропорционально уменьшили,а тут полный абзац,особенно по длине. Фото musicl ,за что ему отдельное спасибо.
Если мне предоставят чертежи, готов принять вызов, как в своё время с "Коммунаром". И вновь устроим хаос в редакции, закидав их сравнительнымы фото.
21 июн 2019, 20:19
autosssr
Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6726 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №114 - Д-804
Данные нашёл, сходятся с теми, что выше. Так понимаю, что из внешних отличий от Т-140 только отсутствие кабины, и, в некоторых случаях, открытый двигатель. Если это так, будем пробовать, жёлтая краска осталась, гусеницы вроде тоже были... Может даже не один сделаю...
Всем привет!Доброго времени суток.Да это полный пипец,у меня тогда ещё были сомнения когда только появились первые фото по Д-804,что это какая то сборная солянки,но не до такой же степени,а завтра придётся его забирать в киоске....
21 июн 2019, 22:40
ElGato
Зарегистрирован: 27 май 2014, 11:32 Сообщения: 952 Откуда: Санкт-Петербург
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото