В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского "Флоур-Сити", а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор.
Его строили без чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства.
Опытный образец трактора Запорожец был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя "Триумф" производства большетокмакского госзавода № 8.
Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до красна. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 28 кг черной нефти и 50 литров воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.
Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как Запорожец, мог легко освоить даже малограмотный крестьянин. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: "Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)."
Запорожец решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод "Красный прогресс" 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство.
Спрос на трактор марки Запорожец был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским "Фордзоном" весной 1925 года. Вспашку десятины земли Запорожец, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. "Фордзод" сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец "Красного прогресса" выглядел лучше заграничного аналога.
Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск Запорожцев до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу Запорожца. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.
Трактор предназначен для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. Запорожец прост в производстве и эксплуатации. Трактор Запорожец имеет следующие конструктивные особенности: рамная конструкция и три колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала. Изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.
За простоту конструкции и управления пользовался большой популярностью среди крестьян. Простота ремонта тоже подкупала. Шарикоподшипники не применялись, вместо них были установлены бронзовые втулки, изготавливаемые в любой мастерской того времени, оснащенной токарным станком. Фрикцион муфты, соединяющий двигатель и трансмиссию, делался из сыромятной кожи. Потрясающая ремонтопригодность делали этот трактор практически вечным. Известно, что в Черниговской области один из "Запорожцев" под номером 107 работал на полях до 1958 года.
Полноразмерное фото: http://2.bp.blogspot.com/-bdvguUdYIeo/V ... rozets.gif На заводе "Красный прогресс" в г. Токмак налаженное серийное производство машин продолжалось до 1926 года. Всего было выпущено, по разным оценкам, от 500 до 800 штук.
Вышел 69 номер, «Запорожец». Тираж и РРЦ – без изменений. В основные размеры в масштабе модель вписывается. По поводу копийности – ничего не скажу, прототип практически не знаю, да и модель делалась явно с имеющихся сохранившихся экземпляров , а они достаточно «околхожены» . По деталям , их наличию /отсутствию и расположению – в модели есть отличия как от «красно-синего» музейного трактора, так и от «серого» -памятника. На фоне «Карлика» «Запорожец» ПМСМ смотрится получше – больше всяких трубопроводов, тяг, сделанных достаточно изящно (для ашетовских изделий!). Особенно умилил краник спереди на радиаторе!:) Несмотря на то, что модель многодетальная , причем детали достаточно мелкие – все собрано и покрашено аккуратно, на видимых частях следов клея или огрехов покраски не заметно. На балке переднего моста достаточно подробно и тонко сделаны рулевые тяги. Нужно будет ещё померить, но кажется, что диаметр передних колес и ширина заднего немного маловаты. х Хотя я и не сильно люблю «прототракторы» (С), но в целом модель понравилась! Рекомендую к приобретению, даже если данный прототип не вписывается в тематику коллекции.
Анонс- красно-желтый Т-50В. Прототип не знаю вообще, но даже на обложке следующего номера картинка трактора и фото модели весьма значительно отличаются, в первую очередь – высотой кабины. На модели кабина где-то на треть ниже. Ну и лобовое стекло модели на фото анонса выглядит уж совсем по-игрушечному .
29 сен 2017, 09:14
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Re: Тракторы №69 - "Запорожец"
Стим-панк натурально. Достаточно аккуратный, мелкодетализированный.
Интересно, а куда он плуг цеплял? Сзади голая поперечная балка.......
Если внимательно посмотреть на схему "Запорожца" из "МК" в начале ветки, тот там под номером 14 значится "прицепной узел". На сером тракторе - памятнике данного узла, судя по фото, не имеется. (Но это и не оригинал в чистом виде, а "реплика" ) Также сделали и на модели.
Нормальный чепаратор. На постамент и в пару к карлику. Две модели памятников. Однако, и доработке модель поддаётся. Но лично меня и в таком виде пока устраивает, давняя мечта, ещё с далёких времён Моделиста-конструктора, просто лень была делать в 1/35, а 1/43 я тогда не рассматривал, как масштаб коллекции (были времена, когда 35-й на полках спокойно помещался, а сейчас в пору уйти совсем уже в 1/72). Вот пока в размышлениях - выкупать второй на доработку или нет?
Как бы то ни было, модель почти полностью соответствует проекциям из Моделиста-конструктора и очень сильно не соответствует ни сохранившимся экземплярам, ни известным фото. из чего для себя делаю вывод - оставить единственный экземпляр в исходном состоянии и второй не брать. И так уже полсотни дублей тракторов на доделку-переделку лежит.
01 окт 2017, 22:10
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото