Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6713 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №68 - DUTRA DR-50
Сегодня пойдёт не о трактооах, а о спецтехнике. И поскольку "Дутра" является частью автомобильной истории нашей страны, предлагаю немного углубиться. Сразу скажу, что информации нашёл не слишком много. Итак…
Идея создания думпера (от английского dump - сваливать) появилась более 70 лет назад. В конце 1930-х гг. английская фирма "Aveling-Barford" представила свою разработку - самосвал, оснащенный реверсивным постом управления с парой рулевых колес и двумя сиденьями для водителя, которые позволяли вести машину, не разворачивая ее, как передним, так и задним ходом.
Широкое признание машины данного класса получили вскоре после Второй мировой войны. Тогда многие города Европы лежали в руинах. Для их восстановления требовалась всевозможная строительная техника, в том числе и самосвалы.
Для выполнения земляных и иных работ в стесненных условиях как нельзя лучше подошли думперы, которые при перемещении сыпучих грузов на короткие расстояния (как правило, 1 - 2 км), по производительности заметно превосходили обычные самосвалы.
Это стало возможным благодаря тому, что думперы от традиционных моделей отличались небольшой удельной мощностью двигателя, короткой колесной базой, жестким креплением ведущего моста к раме, большими углами поворота управляемых колес меньшего или равного диаметра с ведущими, реверсивной коробкой передач с большими передаточными числами, дублированным управлением и самоопрокидывающимся кузовом.
За счет перечисленных особенностей, а также благодаря наличию одинарных шин на колесах, широкой колеи, большого дорожного просвета, отсутствию карданных передач (при колесной формуле 4х2), применению полноприводной схемы, блокировки дифференциала мини-самосвалы обладали высокой проходимостью и маневренностью, а кроме этого могли в особо тяжелых дорожных условиях развивать большую скорость.
В 1956 г тракторный завод Vörös Csillag (Красная звезда), располагавшийся в Будапеште, да-да, эта машина из Венгрии, приступил к выпуску специализированных транспортных средств для строительства - самосвалов-думперов, разгрузка которых происходила под действием тяжести груза. Первый думпер получил обозначение DR-50. Также он был известен как "Дутра" (Dutra - dumper и tractor). Его конструкция была создана на базе колёсного трактора. Думпер оснащался дизельным двигателем Csepel D413 Мощностью 60 л. с. Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, вращающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами. Педали управления также были дублированы. Это позволяло свободно маневрировать на тесных стройплощадках без разворота - достаточно было повернуть сиденье водителя назад.
Постепенно конструкция DR-50 совершенствовалась. Сначала модернизированный DR-50C был оснащён гидравлическим механизмом подъёма кузова, превратившись, таким образом, в полноценный самосвал.
Затем, в 1961 г автомобиль получил закрытую кабину водителя и обозначение DR-50D. Это и есть тот самый грузовик с московской улицы. На базе DR-50D Выпускались думпер-самопогрузчик DR-50SD и универсальный погрузчик DR-50FD, известный также как B-1.
Семейство DR-50 пользовалось большим спросом в странах соцлагеря благодаря своей надёжности и способности работать на весьма ограниченных площадках. Немало DR-50 было поставлено в СССР.
В 1966 г. на базе думпера создали 10-тонный полноприводный самосвал "Дутра" Гёдёллё-116 (Godollo) или просто G116 (4x4). На нем использовали 6-цилиндровый дизель Чепель D613 (125 л. с.), 8-ступенчатую коробку передач, ведущие мосты с планетарными редукторами, гидроусилитель рулевого механизма, гидравлический механизм опрокидывания кузова емкостью 6 кубических метроа, односкатные колеса.
Машина полной массой 20 т могла двигаться со скоростью от 4,1 до 41 км/ч. Он уже не выглядел, как тележка с мотором. Это был вполне приличный самосвал. Его производство завершилось в 1973 году, но это уже совсем другая история...
Сейчас эта машина ушла в историю, для большинства, так и не став известной и узнаваемой. Но этот необычный грузовик-трактор послужил основой для создания многих моделей и сделал вклад в строительство зданий Советского Союза.
19 авг 2017, 15:22
warhammer
Зарегистрирован: 08 июл 2015, 12:27 Сообщения: 1303 Откуда: Москва
Re: Тракторы №68 - DUTRA DR-50D
Всё. Остались от думпера мост и сидушка. Водка, водка, рожки да ножки...
Я только покрасил руль, сиденье и крышку бака - в "радикально черный цвЭт." Где-то у меня валялась подходящая медная цепочка от бижутерки. Надо поменять будет эти два позорища на задней части кузова.
ДЛЯ СЪЕМА КАБИНЫ ЛУЧШЕ СНАЧАЛА АККУРАТНО ОТЖАТЬ ЗАЩЕЛКУ ЗАДНЮЮ, потом расшатать и снять переднюю защелку-панель. А то прилипла она на краске сильно - если снимать сначала переднюю - можно изуродовать покраску на морде.
Нашу Дутру наверное делали с этих моделей (я имел ввиду капот), а вот на некоторых фотографиях в интернете, есть Дутры с вертикальными, овальными поворотники, наверное их и приняли за прямоугольные.
ДЛЯ СЪЕМА КАБИНЫ ЛУЧШЕ СНАЧАЛА АККУРАТНО ОТЖАТЬ ЗАЩЕЛКУ ЗАДНЮЮ, потом расшатать и снять переднюю защелку-панель. А то прилипла она на краске сильно - если снимать сначала переднюю - можно изуродовать покраску на морде.
Огромное спасибо за технику разбора ,а то я встал,как барашка, на раскручивании трёх винтов,после чего отвалился только кузов (а дальше ) И несколько снимков до вмешательства. P.S. Покупайте модельку и не смотрите на фото,они всей прелести не передают (только косячки),а живьём ,ну очень приятная поделка
Полностью поддерживаю Junior-а! Очень приятная модель получилась. Я бы сказал даже харизматичная, как и многое из техники того времени. Не смотря на то, что это все таки не трактор (продавщица назвала его корытцем на колесах) не смог пройти мимо, с грузовиками рядом скорее всего поставлю. . Ни в одном из трех просмотренных, косяков по сборке, окраске и целостности модели не обнаружил. Если уж совсем придираться - да, это не окрашенный руль и слишком уж по игрушечному выполненные внутренности кабины.
Что-то какой-то он шибстиковатый,в размер-то попали, ясь? Куда ставить-то?!(с)
15 сен 2017, 18:09
BeerCat
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 21:30 Сообщения: 597 Откуда: Москва
Re: Тракторы №68 - DUTRA DR-50D
«DUTRA» прям-таки великолепная получилась! По поводу раздумий покупать/не покупать — информация для размышлений: подавляющую часть этого выпуска у оптовиков в Москве забирают перекупщики с целью продажи в Венгрии и странах бывшего соцлагеря. Очень большой интерес к этой модели там, и этот выпуск с нетерпением ждали. Перекупают всеми правдами и неправдами. Так что в отечественных киосках эта модель не залежится.
15 сен 2017, 18:13
divizionary
Зарегистрирован: 08 май 2015, 11:33 Сообщения: 2479 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №68 - DUTRA DR-50D
BeerCat писал(а):
«DUTRA» прям-таки великолепная получилась! По поводу раздумий покупать/не покупать — информация для размышлений: подавляющую часть этого выпуска у оптовиков в Москве забирают перекупщики с целью продажи в Венгрии и странах бывшего соцлагеря. Очень большой интерес к этой модели там, и этот выпуск с нетерпением ждали. Перекупают всеми правдами и неправдами. Так что в отечественных киосках эта модель не залежится.
Да я помню ув. skj ,что Вы писали вчера .Кстати большое спасибо за это,но всё равно как-то мелковат,вживую не видел(вот беда).Помню он "засветился" в фильме "Премия" .
но всё равно как-то мелковат,вживую не видел(вот беда)
А мне наоборот - при первом взгляде на модель показалось, что она великовата. Поэтому доехав до работы, первым делом схватился за линейку В жизни машинка и правда маленькой казалась, даже ребенку (мне ).
15 сен 2017, 21:14
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2058 Откуда: Ленинград
Re: Тракторы №68 - DUTRA DR-50D
skj писал(а):
А вот то, что кузов ДуТре скособочили - прискорбно.
Вот в теме графика коллега divizionary представил сканы рекламного проспекта по данному агрегату. Там на схемах видно, что кузов стоит смещённым на правый борт.
15 сен 2017, 21:16
tula
Лидер разделов: Наши Автобусы, Автолегенды СССР и Грузовики
А вот то, что кузов ДуТре скособочили - прискорбно.
Вот в теме графика коллега divizionary представил сканы рекламного проспекта по данному агрегату. Там на схемах видно, что кузов стоит смещённым на правый борт.
Ну вот на эту схему (других-то особо и нет!) видимо и смотрели разработчики, когда модель делали. Схема могла быть с ошибкой или с искажением - это-же не чертеж. А фото данный факт (смещение кузова), ПМСМ - не подтверждают.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото