В начале 1920-х годов в советском государстве назрела необходимость восстановить и механизировать сельское хозяйство. Колесный трактор «Карлик», сконструированный Я. В. Маминым на основе предыдущего («Гном»), стал первой советской моделью, которую начали выпускать в промышленном масштабе.
После революции талантливому изобретателю Я. В. Мамину удалось продолжить свою деятельность. Несмотря на то что его тракторный завод в Балакове был национализирован, конструктор остался работать на предприятии в качестве технического руководителя.
Конструктор продолжил совершенствовать экспериментальные модели тракторов, созданные до революции («Русский трактор»), и в 1919 году выпустил новую модель - трехколесный шестнадцатисильный трактор «Гном». Мамин проектировал его для небольших хозяйств, от 50 до 100 десятин пашни, и для этого сегмента трактор обладал множеством достоинств.
Во-первых, в отличие от иностранных моделей, он был более легким (1400 кг) и простым в сборке и ремонте (для сравнения: около 1500 деталей у трактора Рогскоп («Фордзон»), около 300 - у «Гнома»). Во-вторых, «Гном» был многофункционален: мог быть тягачом (перевозить на прицепе грузы весом до 4000 кг или тянуть плуг), вести жнейки, скашивающие колосья, мог давать энергию различным сельскохозяйственным механизмам (молотилке, мельнице, насосу).
Завод «Возрождение». С окончанием гражданской войны необходимо было срочно восстанавливать разрушенное сельское хозяйство. Основной тягловой силы, лошадей, не хватало. Стало очевидно, что будущее - за механическими машинами, тракторами, более мощными и продуктивными.
Комиссия по механизации и энергетике сельскохозяйственной секции Госплана начала искать базу для создания специализированного тракторного завода. Предприятие Мамина в Балакове как нельзя лучше подходило для этого. Там уже было налажено производство двигателей, поэтому дооснащение завода специализированным оборудованием требовало меньших средств. К тому же Мамин зарекомендовал себя как талантливый конструктор, имеющий опыт в производстве тракторной техники.
В 1922 году Народный комиссариат земледелия отправил Мамина в командировку в Германию для закупки нового оборудования для производства, выделив 120 тыс. рублей золотом. Оборудование было закуплено и завезено в город Марксштадт (сейчас город Маркс Саратовской области) на завод «Возрождение», где и было создано отделение по производству тракторов. Мамин стал конструктором завода.
К этому времени выяснилось, что у жителей села пользуется спросом трактор «Запорожец», и тогда В. Я. Мамин решил усовершенствовать свой «Гном», дополнив его удачными конструкторскими решениями от «Запорожца». Трактор «Карлик»
Вскоре, в 1924 году, на свет появился «Карлик» с «фирменным» маминским одноцилиндровым двигателем высокого сжатия мощностью 12 л. с., благодаря которому трактор значительно превзошел «Запорожец» по экономичности. Кроме того, «Карлик», весом 1400 кг, оказался значительно легче «Запорожца» (2390 кг), да и других тракторов. Несмотря на легкость, «Карлик» обладал даже большей тягловой силой, чем зарубежные тяжеловесные тракторы (например, американский «Фордзон»).
Впоследствии идеи Мамина активно использовали за рубежом. Одно из таких изобретений - почвозацепы, выступы-спицы на колесах трактора, которые резко увеличивали тягловую силу. «Карлик» стал первым советским трактором массового производства. С 1924 по 1928 год завод «Возрождение» каждый день выпускал по 5 тракторов. По другим сведениям, массовый выпуск «Карлика» начался только в 1927 году.
К этому времени уже активно начался процесс коллективизации, и страна стала нуждаться в тракторах другого типа, более мощных, способных обрабатывать большие площади колхозных полей. «Карлик», как «Гном» и «Запорожец», предназначался для работы в небольших крестьянских наделах. Поэтому, как это часто бывало в Стране Советов, в адрес Мамина посыпались упреки, что он создал «кулацкий» трактор для кре-стьян-единоличников, и его трактор сняли с производства.
Можно сказать, что «Карлик» несколько опоздал со своим появлением. Он был очень нужен в начале 1920-х годов и потерял актуальность к тому времени, когда уже было налажено его массовое производство. Тем не менее этот колесный трактор вошел в историю отечественного тракторостроения.
Как детская игрушка...... Сиденье наверняка было стальное штампованное с отверстиями.
04 авг 2017, 14:34
DrAlex
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 4917 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
kolenval писал(а):
Сиденье наверняка было стальное штампованное с отверстиями.
На модельке отверстия "обозначены" углублениями. Судя по историческим фото и фото тракторов-памятников , сидение было сборным, с отдельными сидением и спинкой. http://fmarx.ru/displayimage.php?pid=1862&fullsize=1
04 авг 2017, 14:48
divizionary
Зарегистрирован: 08 май 2015, 11:33 Сообщения: 2479 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
kolenval писал(а):
Как детская игрушка...... Сиденье наверняка было стальное штампованное с отверстиями.
Угу. Почти LEGO.
04 авг 2017, 14:49
Sibir
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 16:26 Сообщения: 487 Откуда: Тюмень
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
Читал, что "Карлик" модификация "Гнома" ...так что от Ашета можно ждать и самого Гнома
04 авг 2017, 14:55
AndrewAp
Зарегистрирован: 06 дек 2016, 16:35 Сообщения: 408 Откуда: Царское село (СПб) и Опочка (Псковская обл.)
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
Sibir писал(а):
Читал, что "Карлик" модификация "Гнома" ...так что от Ашета можно ждать и самого Гнома
Ну так гном вроде как и ожидается
04 авг 2017, 15:30
Sibir
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 16:26 Сообщения: 487 Откуда: Тюмень
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
AndrewAp писал(а):
Sibir писал(а):
Читал, что "Карлик" модификация "Гнома" ...так что от Ашета можно ждать и самого Гнома
Ну так гном вроде как и ожидается
Значит Серию растянут на все разновидности тракторов Сталинец-65 - Сталинец-60 и Сталинец СГ-65... Типа как было ДТ-75 и Казахстан МТЗ-50 и МТЗ-50 полугус... Кировец-К-700А и К-701 и тд и тп Т-150К Ранний-поздний и всю линейку Т-150-Т-158 и гусеничный
Зарегистрирован: 09 май 2016, 21:08 Сообщения: 1410 Откуда: Пенза
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
Пригласили нашего Дедушку для проверки масштаба Карлика. Дедушка в правильном масштабе, но рослый, как и положено Деду Морозу - где-то 190 см. Ну для такого роста, наверное, трактор еще подошел бы, но механизатору среднего роста пришлось бы старательно вытягивать свои конечости, чтобы управлять этой техникой...
Так он в масштабе или нет? Хотя уже понятно, что это модель не Карлика, а его "постаментной" реплики. Завтра в руках поверчу, но есть опасение, что это второй пропущенный трактор в серии . жаль.
Карлик небольшой, конечно, симпотный и довольно старательно сделанный. Понравился .. Да и по возрасту самый старший в серии - почти сто лет ему. Вот только это не модель Карлика Мамина 1924 года выпуска к сожалению (сделать ее практически невозможно, согласен), а модель модели энтого трактора из гор.Маркса. ... Делали ее настолько старательно, что даже повторили мемориальную табличку на морде . Еще из замечаний - неправильные, точнее одинаковые задние колеса: выступы с обоих сторон должны идти при виде спереди внутрь-вниз. Поскольку колеса одинаковые, левое колесо кривое. А в остальном ничего - на четверку в серии сойдет Насчет масштаба... имхо весьма близко. Точнее не скажет никто
Последний раз редактировалось DrUdler 05 авг 2017, 11:56, всего редактировалось 1 раз.
05 авг 2017, 00:59
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2059 Откуда: Ленинград
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
nvb58 писал(а):
Пригласили нашего Дедушку для проверки масштаба Карлика. Дедушка в правильном масштабе, но рослый, как и положено Деду Морозу - где-то 190 см. Ну для такого роста, наверное, трактор еще подошел бы, но механизатору среднего роста пришлось бы старательно вытягивать свои конечости, чтобы управлять этой техникой...
Сидушка, наверняка, двигалась вперёд-назад. Так что и среднего роста механизатор смог бы работать.
Вот по переднему колесу не понятно. У реплики оно другое. На ч/б фото как-будто более похоже на наше, но разобрать очень трудно.
Но это всё так, чисто философское, а не в плане поиска косяков.
05 авг 2017, 10:34
DeanDeceiver
Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:35 Сообщения: 2059 Откуда: Ленинград
Re: Тракторы №65 - "Карлик"
DrUdler писал(а):
Карлик небольшой, конечно, симпотный и довольно старательно сделанный. Понравился .. Да и по возрасту самый старый в серии - почти сто лет ему. Вот только это не модель Карлика Мамина 1924 года выпуска к сожалению (сделать ее практически невозможно, согласен), а модель модели энтого трактора из гор.Маркса. ... Делали ее настолько старательно, что даже повторили мемориальную табличку на морде . Еще из замечаний - неправильные, точнее одинаковые задние колеса: выступы с обоих сторон должны идти при виде спереди внутрь-вниз. Поскольку колеса одинаковые, левое колесо кривое. А в остальном ничего - на четверку в серии сойдет Насчет масштаба... имхо весьма близко. Точнее не скажет никто
С задними колёсами, да - сборщики ставили не задумываясь. У меня оба левые. Значит у кого-то оба правые. А кому-то поставили правое и левое, но строго наоборот, что грунтозацепы идут не внутрь-вниз, а внутрь-вверх.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото