В июле 1932 года на Тракторном заводе г.Сталинграда, который на тот момент только набирал производственную мощность, началась разработка трактора на гусенице. Планируемая мощность составляла более 55 л.с. В.Г. Станкевич, который руководил проектом, разработал идею того, как сделать этот трактор универсальным.
В ходе различных испытаний в 1935 году была спроектирована и выпущена первая линейка образцов СТ3-5, в дальнейшем получившая название СТ3-5 «Сталинец». 16 июля 1935 года опытный образец СТ3-5 был впервые представлен на суд высокого руководства, в том числе И.В.Сталину. Представители Политбюро имели честь проехать по полигону в кузове СТ3-5, после чего проект был полностью одобрен. Уже в 1936 году были устранены все недостатки, но для того, чтобы наладить и подготовить производство, ушел еще год.
И лишь в конце 1937 тягач СТ3-5 был запущен в серийное производство. Как говорилось выше, имя «Сталинец», СТ3-5 получил лишь на этом этапе. Дополнительные испытания СТЗ-5, проведенные в НАТИ летом - осенью 1943 года, показали низкие тяговые свойства машины. При движении на высшей, пятой передачемаксимальное тяговоеусилиена крюкене превышало 240 - 270 кГс, что позволяло тягачу уверенно работать без прицепа или тянуть его только по хорошим дорогам сподъемами до 1,5 - 2°. При этом запас тяговыхусилий оказался крайне незначительным (2 - 6%) и при перегрузке скорость резко падала. Поэтомуприходилось работатьв основном на четвертой (нагрузка на крюке - 585 кгс) и на третьей (нагрузка - до 1230 кгс) передачах. Движение в условияхбездорожья или при буксировке тяжелых прицепов было возможно только на второй передаче (тяговое усилие - 2720 кГс). Отмечался также очень низкий коэффициент сцепления гусениц с грунтом (f = 0,599).
Стоит отметить, что СТ3-5 был гораздо больше и массивнее своего предшественника «Комсомольца». Тягач оснастили карбюраторным двигателем с четырьмя цилиндрами. Удивителен тот факт, что СТ3-5 мог работать практически на любом виде топлива. Еще на этапе проектирования перед конструкторским бюро поставили задачу – узлы должны быть универсальными и подходить от сельскохозяйственного пахотного трактора СТ3-3, который разрабатывался параллельно с СТ3-5. Именно поэтому тягач СТ3-5 был оснащен техническими возможностями, которые не соответствовали его первоначальной задаче – применение в вооруженных силах Красной Армии.
Средне-техническая скорость движения тягача с прицепом по шоссе в составебатареи достигала 14 км/ч; в составе полка - 11 км/ч; по грунту - 10 км/ч. Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод. Реактивный Минамет «Катюша» на Сталинец СТЗ-5 НАТИ
Технико-ходовые характеристики СТЗ-5 «Сталинец»... Тягач-трактор был произведен на стандартной основе артиллерийских тягачей. Двигатель разместили между посадочным местом начальника экипажа, который занимался буксировкой орудия, и сиденьем механика, который также выполнял роль водителя тягача. Бак с топливом разместили сзади кабины. СТЗ-5 был оборудован грузовым местом. Борта могли по необходимости откидываться. А тент из брезента для установленного орудия имел возможность убираться.
Как ранее было отмечено, на борту СТЗ-5 был установлен двигатель, который имел возможность заправляться несколькими видами топлива. Запускался двигатель с помощью электростартера или с помощью специальной рукоятки. Уникальным техническим решением для того времени являлась установка на ходовую ось четырех прорезиненных бандажей для опорных катков, а также запас в два дополнительных поддерживающих.
СТЗ-5 «Сталинец» в ходе испытаний приобрел отличный клиренс и возможность преодолевать пересеченную местность, а также рвы и канавы глубиной до одного метра. Такими ходовыми параметрами не мог похвастаться ни один тягач-предшественник. СТЗ-5 имел возможность транспортировать не только артиллерийское орудие, но и иные крупные грузы и людей. И не маловажный нюанс – тягач за счет широких гусениц мог передвигаться по любому грунту.
Трактор выполнен по обычной для артиллерийских тягачей схеме с передним расположением двигателя и кабины механика-водителя. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями механика-водителя и командира расчета буксируемого артиллерийского орудия. За кабиной размещался топливный бак, была смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, и скамейки для размещения расчета орудия со съемным брезентовым тентом.
На тягаче СТЗ-5 был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА. Двигатель был многотопливным, так как запускался на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин).
Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Он легко преодолевал рвы глубиной до 1 м и форсировал броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 мог двигаться по шоссе со скоростью до 14 км/ч, при движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла до 10 км/ч. Более подробные данные в конце сообщения.
Максимальное тяговое усилие трактора – 4850 кгс. Оно было достаточно для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы Второй мировой войны.
Эксплуатация трактора-тягача СТЗ-5 Трактор СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны было выпущено 3438 тракторов этого типа, производство их продолжалось и после начала войны вплоть до прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года. Всего было выпущено 9944 трактора СТЗ-5, но даже и это число, к сожалению, не могло покрыть и половины потребности в гусеничных тягачах, необходимых Красной Армии.
История тягача СТЗ-5 полна драматических и героических моментов. СТЗ — это сокращенное название Сталинградского Тракторного Завода им. Ф. Э. Дзержинского, строительство которого началось в 1926 году. 17 июня 1930 года с заводского конвейера сошёл первый колесный трактор, а через пару лет завод вышел на проектную мощность — выпускал по 144 машины в сутки. В 1937 году завод освоил гусеничные трактора: СТЗ-3 с керосиновым двигателем и унифицированный с ним артиллерийский тягач СТЗ-5. Оба — отечественной разработки, ориентированные на массовое производство. К 17 июня 1940 года СТЗ выпустил 232700 тракторов, что составляло более половины тракторного парка страны.
Полноразмерное фото: http://193116.selcdn.ru/upload-95b404b2 ... 0f925d.jpg В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34, танковых двигателей и тягачей СТЗ-5, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт. Все комплектующие завод был вынужден делать самостоятельно из-за разрыва кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. СТЗ продолжал работать и после прорыва Вермахта в Сталинград и уличных боёв в непосредственной близости к заводу.
Немцы придавали Сталинградскому тракторному особое значение. «14 октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий (в том числе 14-й танковой, 305-й и 389-й пехотных) на тракторный завод имени Дзержинского, на восточной окраине которого находился штаб 62-й армии русских.
Со всех концов фронта, даже с флангов войск, расположенных на Дону и в Калмыцких степях, стягивались подкрепления, инженерные и противотанковые части и подразделения, которые были так необходимы там, где их брали. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпус. Наступавшие войска продвинулись на 2 км, однако не смогли полностью преодолеть сопротивление трех русских дивизий, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги.
Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла». Это цитата из книги «Поход на Сталинград» немецкого генерала Ганса Дёрра, повествующего о штурме одного из самых главных объектов в Сталинграде.
Вот отрывок из мемуаров Василия Ивановича Чуйкова, в те дни командовавшего 62-й армией: «То, что я увидел и услышал на улице, особенно в направлении Тракторного завода, трудно описать пером. Ревели моторы пикирующих бомбардировщиков, выли бомбы, рвались снаряды зениток в воздухе, а их трассирующие траектории расчеркивали в небе пунктиры. Кругом все гудело, стонало и рвалось. Пешеходный мостик через Денежную протоку, собранный из бочек, был разбит и отнесен далеко течением. Вдали рушились стены домов, полыхали корпуса цехов Тракторного завода».
Ремонт танков и тягачей на СТЗ прекратился только в день прорыва немецкой пехоты на территорию завода — 14 октября 1942 года. Оборонявшая его 37-й гвардейская дивизия генерала Желудева почти полностью погибла. «Это был жутко изматывающий бой, — писал офицер немецкой 14-й танковой дивизии. — Танки со скрежетом заползали на груды щебня, пробивались через разрушенные цеха, в упор расстреливали дворы и узкие улочки. Множество танков было подбито, ещё больше подорвалось на минах противника. Снаряды, ударяясь о металлические конструкции, высекали снопы искр, которые в копоти и дыму разлетались в разные стороны».
Продукция СТЗ воевала на всех фронтах Великой Отечественной. В начальный период на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша», а во время обороны Одессы осенью 1941 года несколько десятков тягачей превратили в так называемые «Одесские танки»: они получили броню и пулемётное вооружение.
Однако большая часть СТЗ-5 воевала в артиллерии, таская 122-мм гаубицы и другие орудия. Тягач был настолько силён, что мощности одного «Сталинца» хватало для одновременной буксировки всех орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы войны.
СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец») является гусеничным тягачом выпускавшимся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942 на базе трактора СХТЗ-НАТИ. Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала Великой Отечественной 3438 ед. В начальный период войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша». Технические характеристики • Число мест в кабине 2 • Число мест в кузове 8 • Длина, мм 4150 • Ширина, мм 1855 • Высота (по кабине), мм 2360 • База опорных катков, мм 1795 • Колея (по серединам гусениц), мм 1435 • Ширина гусениц, мм 310 • Шаг трака гусеницы, мм 86 • Дорожный просвет, мм 288 • Ширина гусениц, м 0,31 • Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с. • Коробка передач 5 вперёд и 2 назад • Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840 • Грузоподъёмность платформы, кг 1500 • Масса прицепа, кг 4500 • Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64 • Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14 • Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч) • Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22) • Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40 • Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17 • Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12 • Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8 И в завершение, интересная статья найденная ув. Dr.Alex: http://bronetehnika.narod.ru/stz5/stz5.html
07 июн 2017, 00:39
Sibir
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 16:26 Сообщения: 487 Откуда: Тюмень
Re: Тракторы: история, люди, машины - График выхода и обсуждение
Re: Тракторы: история, люди, машины - График выхода и обсуждение
Sibir писал(а):
Парадный СТЗ-НАТИ 2ТВ (СТЗ-5) на ВДНХ
Тоже блестит, как яйки у кота.
07 июл 2017, 16:03
Sibir
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 16:26 Сообщения: 487 Откуда: Тюмень
Re: Тракторы №64 - СТЗ-5
Испытание опытного СТЗ-НАТИ 2ТВ (СТЗ-5) 1935 год. Внешние отличия от серийных образцов СТЗ-5 : кабина с прямой передней стенкой, отсутствие жабр и передняя навеска дверей.. двери со съёмным брезентовым верхом.
ну теперь можно будет снять ракетную установку катюша с зис 151-серия грузовики. и переставить на этот трактор.как то так........
И что получится
смотрите ранее выложенные фото (ну если рук нет то ничего и не получится......)
08 июл 2017, 12:20
Sibir
Зарегистрирован: 04 июл 2017, 16:26 Сообщения: 487 Откуда: Тюмень
Re: Тракторы №64 - СТЗ-5
panzerzug писал(а):
смотрите ранее выложенные фото (ну если рук нет то ничего и не получится......)
Саму установку БМ-13 можно установить на различные шасси (по установке на СТЗ-5 есть достаточно подробный фотообзор) , а у меня перед окнами стоит такая установка на шасси ЗИЛ-157
Немцам он очень понравился и фирма "Штейр" передрала его на свой манер, изменив ходовую на 4катка большого диаметра с рессорно-балансирной подвеской. В свою очередь немецкая ходовая понравилась нашим и легла в основу трелевщика КТ-12, дожив до наших дней на ТДТ-55. Вот такой пердимонокль получается......
В досрочках вышел 64 номер - транспортный трактор СТЗ-5. Тираж и РРЦ не поменялись – 7 500 и 629 рублей. В основные размеры в масштабе модель вписывается. На фоне схожих по компоновке КТ-12, ТДТ-60, ТТ-4 - СТЗ-5 смотрится мелким (длина от заводной рукоятки до крюка сзади - около 96 мм). Цвет отличается от того, что было на фото анонса, но не радикально - темный зеленый с уходом в синеву. В кабине просматриваются сиденья, кожух двигателя и торпедо с приборкой с правой стороны. Органов управления не видать . Весь интерьер – черного цвета. Лобовые окна кабины сильно переразмерены за счет упразднения хорошо заметных на фото оригиналов трактора рамок лобовых стекол. Аналогично переразмерены и окна в дверях На лобовых стеклах отлиты дворники, окрашенные серебрянкой. ИМХА- излишество, на фото реальных машин дворник если и встречается, то только со стороны водителя (тракториста? мехвода?). Передняя часть кабины сделана совершенно неверно – у реального трактора между боковиной и лбом были заметные скругления большого радиуса, на этих скруглениях располагалось маленькое боковое окошко и три лувра. На модели кабина почти полностью прямоугольная в плане, и данный косяк «малой кровью вылечить , увы, не получится ! Заливная горловина радиатора выродилась в какую-то мелкую пипку. Зачем-то сделали заводную рукоятку – она у СТЗ не была стационарной. В ходовой в первую очередь смущает диаметр ленивца. Какой-то он маленький. Хотя на фото оригиналов есть СТЗ и с ленивцем от СТЗ-3, и с более мелким. Нужно будет разобраться. На опорных катках ни рельефом, ни покраской никак не выделена обрезинка. Хотя даже в мурзилке этот момент особенно подчеркнули. Да и сами катки тоже кажутся мелковатыми. Тележки опорных катков сделаны сильно упрощенно и «по мотивам». Гусеница оказалась не такой толстой и страшной, как на фото анонса, издалека похожа. Грузовая платформа отлита нормально, есть рельеф запоров на бортах и заливных горловин баков за кабиной. В итоге - интересный прототип, на которого имеется достаточно и информации, и живые машины есть - в очередной раз обкосячен жопорукими разработчиками. Печаль! Анонс- «Карлик». Из-за мелких размеров самого объекта и макросъемки - на фото выглядит грубо и просто - как полиэтиленовые игрушки для самых маленьких.
Последний раз редактировалось skj 20 июл 2017, 09:57, всего редактировалось 1 раз.
20 июл 2017, 09:49
Kot12
Лидер раздела Прочие Авто-Модельные Серии
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 08:31 Сообщения: 24427 Откуда: Санкт-Петербург
Очередной провал. если приводить в соответствие с прототипом, то с нуля всё делать. Гусеницы, ходовку, кабину. Один отложу на базе, брать или нет - подумаю. уже на переделку тонна неликвида (с точки зрения точности) из серии лежит, жизни не хватит.
Тут уже вопрос не в абсолютной точности, а в новом критерии модели-копии. если метров с пяти, да прищурясь, похоже - значит копийно. Это уже в раздел игрушек, напоминающих модели копии нужно.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото