Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6726 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
Коммунар — первый советский трактор на гусеничном ходу Харьковского паровозостроительного завода, разработанный на основе популярного немецкого трактора Hanomag WD Z 50. Эксплуатировался не только в народном хозяйстве, но и в Красной армии в качестве артиллерийского тягача.
Вопрос о создании гусеничной сельскохозяйственной техники в СССР был поднят еще в апреле 1923 года, когда Тракторная комиссия при Государственном комитете планирования (далее – Госплан) разрабатывала стратегию механизации труда на селе.
Еще в те годы был отмечен более высокий КПД гусеничных тракторов по сравнению с колесными за счет их лучшей проходимости и меньшего количества поломок.
По мнению английских и американских тракторостроителей того времени, наиболее экономичными считались тракторы с мощностью двигателя в 20–30 л.с. Но так как условия эксплуатации сельхозтехники в СССР были куда сложнее, а механиков не хватало, советские тракторы было решено выпускать пусть более мощными, зато более надежными.
Для производства по иностранной лицензии был выбран немецкий трактор «Ганомаг» (Hanomag) WD-50. Первоначально его советскую версию планировалось выпускать на Русско-Балтийском снарядном заводе (сегодня это ОАО «Таганрогский комбайновый завод»), который в то время простаивал, однако в конце концов выбор пал на Харьковский паровозный завод (далее – ХПЗ, сейчас – Машиностроительный завод им. А. А. Морозова).
В мае 1923 года в Харьков прибыл первый образец немецкого трактора, который предстояло скопировать. Оказалось, что 50-сильный бензиновый двигатель прототипа при работе на керосине развивает мощность всего лишь в 38 л.с. Однако бензина в тогдашнем СССР не хватало, и в качестве топлива чаще всего использовали керосин. Из-за этого заводскому КБ пришлось практически полностью переделать силовую установку трактора, а вслед за ним – и сам трактор, так как получившийся керосиновый двигатель по габаритам оказался больше исходного.
Конструкция трактора «Ганомаг» WD-50 повторяла основные принципы тракторостроения времен Первой мировой войны. Впереди размещались двигатель и система охлаждения, в средней части – водитель и трансмиссия, в задней – бензобак. На каждый борт трактора приходилось по шесть опорных катков, по три поддерживающих ролика, переднее направляющее зубчатое колесо и заднее приводное колесо. Клепаная рама составляла одно целое с рамами гусениц, которые в связи с этим были лишены независимой подвески, а потому на неровной местности их сцепление с землей было хуже, чем у машин с независимой подвеской.
По этой же причине вибрация рам гусениц при движении (удары, перекосы и т. д.) передавалась на основную раму, отчего в корпусе возникали значительные напряжения. Для предупреждения деформации пришлось усилить раму, что привело к утяжелению трактора и увеличению его себестоимости.
Первый трактор собственного производства вышел из ворот ХПЗ в конце апреля 1924 года. Он отличался от своего немецкого прототипа керосиновым двигателем, переделанным моторным отделением, а все детали, изготовленные у «Ганомага» из цветных металлов, на «Коммунаре» заменили на чугунные и стальные в целях снижения стоимости машины. Кроме того, длину рамы и гусениц увеличили с целью уменьшения удельного давления гусениц на грунт. Были и другие доработки, направленные на улучшение первоначальной конструкции.
Несмотря на быстрый запуск трактора в серийное производство, его массовый выпуск удалось наладить далеко не сразу. Основной причиной этого было то, что из 1,5 миллионов рублей, первоначально предназначенных для налаживания производства на «Коммунаре», завод получил только 250 тысяч. К тому же станки, которые были свезены на разоренный войной ХПЗ с половины европейской территории СССР, оказались или устаревшими, или изношенными, при этом даже таких станков не хватало. Кроме того, страна испытывала острый недостаток высокосортных легированных сталей, не хватало инструментов, квалифицированных инженеров и рабочих.
Все эти проблемы привели к тому, что в 1925 году завод не выполнил установленный план выпуска в 300 тракторов и вышел на такую мощность только в 1930 году. За шесть лет производства трактор «Коммунар» постоянно модернизировался – помимо базового керосинового варианта Г-50 были выпущены бензиновые тракторы Г-75 (мощностью 75 л.с.) и З-90 (мощностью 90 л.с.). Эти тракторы использовались, в основном, на лесоповалах для вывоза леса.
Трактор оснащался четырехцилиндровым четырехтактным двигателем с вертикальным расположением цилиндров. Цилиндры двигателя, каждый со своей головкой и водяной рубашкой, отливались раздельно и монтировались попарно. У цилиндров в литой части рубашки имелись лючки, закрытые съемными металлическими крышками, что позволяло производить легкую очистку водяного пространства рубашки от земли и грязи при отливке в ходе изготовления, а также от накипи, образовавшейся во время эксплуатации.
Камера сгорания не обрабатывалась, что являлось одним из существенных недостатков конструкции, поскольку размеры камер (и, соответственно, мощность) на разных цилиндрах были неодинаковы. Шероховатая поверхность литья способствовала образованию нагара, вызывающего преждевременны вспышки смеси или «самопал». Коленчатый вал был трехопорным и изготавливался из хромоникелевой стальной болванки (откованной, прямоугольной, с хвостами с обеих сторон) путем высверливания и вырезания колен. На переднем конце вала, снаружи за подшипником, насаживались последовательно шестерня распределения, муфта регулятора, корпус регулятора, шкив вентилятора и кулачковая муфта для пуска двигателя в ход. На заднем конце коленчатого вала имелась конусная заточка для отбрасывания масла, шейка для войлочного сальника с отводящей в картер масло винтовой канавкой, фланец для крепления маховика и хвостовик для направляющей втулки муфты сцепления. Распределительный механизм приводил в движение распредвал, магнето и водяную помпу. Рапредвал нес на себе кулачки, управляющие открытием и закрытием клапанов, которые снабжались подъемными толкателями и удерживающими пружинами. Картер двигателя состоял из двух частей с разъемом по горизонтали в плоскости оси коленвала. Верхняя половина картера представляла собою основание, на котором собирался весь двигатель. По бокам верхнего картера были прилиты четыре лапы крепления двигателя. Спереди на верхнем картере крепился картер распределительного механизма. В верхнем левом углу картера имелись пять приливов для подшипников распредвала. Нижняя часть картера служила масляным резервуаром. Смазка осуществлялась под давлением двух расположенных один над другим в общем корпусе шестеренчатых насосов. Насосы приводились в действие от распредвала. Охлаждение двигателя было водяным, принудительным. Вода от помпы по трубе с четырьмя отводами подводилась к нижней части рубашек двигателей со стороны, противоположной клапанным коробкам. Вода последовательно омывала цилиндр с головкой, подклапанное пространство выхлопа и клапанную коробку, а затем выходила через отводы от каждого цилиндра в сборную трубку, откуда по резиновому шлангу поступала в верхний бак радиатора. На первых 20 тракторах выпуска 1924 г. применялся радиатор, подобный радиатору трактора «Ганомаг». Позднее внедрили новую конструкцию радиатора, в которой каждая секция состояла из поставленных вертикально 49 латунных трубок с надетыми на них через равные расстояния 179 латунными гофрированными пластинками. Концы трубок заделывались в верхние и нижние промежуточные бачки. Секции устанавливались уступом в трех стойках (применительно к одной стороне). Две крайние боковые стойки служили одновременно для крепления радиатора к раме трактора, а передние стойки – для защиты радиатора от случайных повреждений. В данной конструкции радиатора вода из верхнего бака поступала в распределительные бачки секций. Подводящие и отводящие трубы изготавливались из красной меди. От нижнего штуцера радиатора вода поступала по резиновому шлангу и металлической трубке к помпе. Вентилятор системы охлаждения был четырехлопастным и приводился ремнем через шкив.
Водяная помпа производительностью 120 л/мин приводилась от кулачковой муфты шестерни ведущего вала магнето. Расположенный за местом тракториста на высоких кронштейнах топливный бак изготавливался из 1,5-мм олуженного железа. Бак разделялся на два отделения: для керосина (270 л) и бензина (40 л). Подача топлива осуществлялась под давлением. Отличительной чертой тракторов раннего выпуска были стеклянные индикаторы (трубки) уровня топлива, расположенные по бокам бака. На «Коммунаре» был установлен карбюратор «Зенит». Подогрев смеси производился в прилегающей к карбюратору всасывающей трубе двигателя. В этом месте всасывающая труба имела двойные стенки, через которые проходили отработанные газы. На коленчатом валу устанавливался центробежный регулятор. Зажигание осуществлялось от магнето «Бош ZR4». На маховике монтировалась ведущая часть обратного фрикционного конуса сцепления с обкладками из ферродо. Ведомая часть конуса соединялась с карданом трансмиссии. Карданный вал соединялся с трехскоростной двухходовой коробкой передач, которая через кулачковую муфту подключалась к валу фрикционов. От фрикционов приводились последовательно бортовые конические и конечные цилиндрические передачи.
Рама трактора была клепаной, металлической конструкции и состояла из жестко соединенных четырьмя (двухшвелерными с листом между ними) поперечными балками рам гусеничных ходов и центральной рамы. Рама гусеничного хода состояла из двух основных листов, соединенных между собой горизонтальным листом. Прикрепленные к поперечным балкам листы образовывали четыре вертикальные перегородки и разделяли раму гусеницы на три отдельные, открытые снизу коробки, в которых помещались подпружиненные каретки опорных роликов. Для тяги грузов имелся задний пружинный сцепной прибор, который при необходимости мог быть снят и заменен шкивом для привода машин. Серия 9Г (иногда обозначалась как «Г-50» или модель «35/50») выпускалась в 1924-1930 гг. Тракторы этой серии, хотя и носили одно обозначение, отличались конструкцией радиатора, гусеничного хода и ряда других узлов и агрегатов.
Характеристики трактора: Тип трактора «Г » Максимальная мощность, л.с. 50,3 Размер цилиндров, мм 150x180 Степень сжатия 4,25 Число оборотов в минуту при максимальной мощности 840 Расход топлива в граммах на л.с.ч. при максимальной мощности 420 Нормальная мощность, л.с. 47,7 Число оборотов в минуту при нормальной мощности 756 Расход топлива в граммах на л.с.ч. при нормальной мощности 418 Число оборотов в минуту холостого хода 950 Число оборотов, соответствующее максимальному крутящему моменту 400 Порядок работы цилиндров 1-3-4-2 Основное топливо Керосин Пусковое топливо Бензин Диаметр лопастей вентилятора, мм 750 Диаметр приводного шкива, мм 700 Ширина приводного шкива, мм 250 Число оборотов в минуту приводного шкива 405 Число скоростей 3 вперед, 1 назад Скорости, км/ч 1,83 — 4,75 — 7,0 — 2,4 Передаточные числа 61,3 — 23,65 — 16,05 — 46,7 Число пар в зацеплении 4 Диаметр ведущей зубчатки, мм 705 Ширина гусеницы, мм 400 Опорная длина гусеницы, м 2,000 Расстояние между осями ведущей зубчатки и ленивца, м 2,995 Опорная площадь гусениц, см^ 16000 Удельное давление, кг/см^ 0,515 Диаметр опорных колес, мм 250 Число колес 7 Максимальная мощность на крюке, л.с. 42,4 Средняя мощность на крюке, л.с. 36,2 Удельный расход топлива в граммах на л.с.ч. 730 Расход топлива на 1 га/ч на 2-й скорости, кг 19,5 Габаритные размеры трактора, м: длина 4,350 ширина 2,060 высота 2,460 Вес трактора в снаряженном состоянии, кг 8250 Запас хода 150 КМ Выпущено: приблизительно 2000 штук.
В данной статье использованы материалы с сайта: http://coollib.com/b/248327/read найденного ув. skj. На этом ресурсе ещё много фоток и довольно интересная статья (пролистнуть вниз). Кому интересно, рекомендую почитать. И в заключение ещё одна небольшая статья про бронетракторы на базе "Коммунара" найденная ув. DrAlex. В общем-то материалов по трактору достаточно и исправить мелкие недочёты модели, будет довольно просто. Ждём "Коммунара".
14 янв 2016, 15:31
ElGato
Зарегистрирован: 27 май 2014, 11:32 Сообщения: 952 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
autosssr писал(а):
В общем-то материалов по трактору достаточно и исправить мелкие недочёты модели, будет довольно просто. Ждём "Коммунара".
Дождались... Исправлять нечего..ввиду отсутствия наличия, так сказать...
23 июн 2016, 13:49
BeerCat
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 21:30 Сообщения: 597 Откуда: Москва
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
Модель - чистый восторг! Не трактор, а просто праздник какой-то!
Некоторые сомнения вызывает масштаб, но это легко проверить. При выборе можно обратить внимание на угол установки лесесенки - у каких-то экземпляров она закреплена отвесно, а у кого-то под углом. Встречаются непрокрасы бака. Но в целом качество весьма стабильно.
Модель - чистый восторг! Не трактор, а просто праздник какой-то!
Фото:
Коммунар.jpg
Фото:
Коммунар_.jpg
Некоторые сомнения вызывает масштаб, но это легко проверить. При выборе можно обратить внимание на угол установки лесесенки - у каких-то экземпляров она закреплена отвесно, а у кого-то под углом. Встречаются непрокрасы бака. Но в целом качество весьма стабильно.
В анонсе - какая-то очередная "Беларусь" :
Фото:
ЮМЗ-6А.jpg
Не плохая модель, но "Ганомаг" в мою тематику не попадает. Жду ЮМЗ!
Вечером ещё раз перепромерил, у меня получилось, что по разным частям трактора - "разбежка" от 1/50 до 1/54 Так что с "55" я погорячился.
24 июн 2016, 01:14
warhammer
Зарегистрирован: 08 июл 2015, 12:27 Сообщения: 1303 Откуда: Москва
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
BeerCat писал(а):
Модель - чистый восторг! Не трактор, а просто праздник какой-то!
Фото:
Коммунар.jpg
Фото:
Коммунар_.jpg
Некоторые сомнения вызывает масштаб, но это легко проверить. При выборе можно обратить внимание на угол установки лесесенки - у каких-то экземпляров она закреплена отвесно, а у кого-то под углом. Встречаются непрокрасы бака. Но в целом качество весьма стабильно.
В анонсе - какая-то очередная "Беларусь" :
Фото:
ЮМЗ-6А.jpg
Сегодня вечером еще не наблюдал. Завтра проедусь по киоскам и развалам. А в анонсе - ЮМЗ-6, а не "Беларусь какая-то". Впрочем, они очень близкие родственники... Правда насчет цвета непонятно - или фотка засветлена, или малер и впрямь дальтоник?
Кстати, даже в журнале часто пишут с ошибкой - "Беларус". Впрочем, для китайцев это фиолетово, как впрочем и для нас Пекин, а вообще-то приблизительно "Бэйцзин" - "Северная столица".
Поглядел я на него живьем. Ужас! Масштаб вообще другой! ЮМЗ скорей всего будет правильный, а вот что они сотворят с Т-140 и Т-330 не берусь предсказывать......
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 21:33 Сообщения: 4915 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
По масштабу. Длина трактора без сцепного устройства и заводной рукоятки 4,35 метра. Длина модели при тех же условиях - 84 мм, получается масштаб примерно 1:52 Если брать полные габариты: 5,15 метра и 97 мм, то 1:53, но рукоятка выглядит недоразмеренной, так что первый вариант, на мой взгляд, ближе. По ширине не измерял. Краска глянцевая, модель сильно блестит.
Зарегистрирован: 08 июл 2015, 12:27 Сообщения: 1303 Откуда: Москва
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
Что спорить-то? Вот, купил. Поскольку переделка не предполагается - устранил только криво склеенные гусли и переточил бак, в котором никакую жидкость хранить нельзя - ибо щели, как... в общем, лечится это проходом шва разобранного бака по шлифкругу и установкой новых донышек бочки. Донышки пока не сделал. А по поводу размера - маленький он, вот, снял его в окружении разных собратьев:
Непонятно только, как сидеть на таком "сиденьи" - по размерам оно гораздо меньше, чем даже стальное сиденье-чаша СХТЗ-15/30!
Последний раз редактировалось warhammer 24 июн 2016, 10:35, всего редактировалось 1 раз.
24 июн 2016, 10:22
divizionary
Зарегистрирован: 08 май 2015, 11:33 Сообщения: 2479 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
Для гномиков, короче.
24 июн 2016, 10:34
warhammer
Зарегистрирован: 08 июл 2015, 12:27 Сообщения: 1303 Откуда: Москва
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
divizionary писал(а):
Для гномиков, короче.
Меньше него из моих тракторов только "Путиловец". Да и у того сидушка гораздо больше, чем у "Коммунара"!
Однако по длине он вполне сопоставим с ДТ-54. Но и тот размерами не "выдается"! Впрочем, если сравнить ЗиС-150 и современные авто - там то же самое. ЗиС далеко не гигант, даже по сравнению с "Газелями". "Масштабы" меняются - габариты, мощности. Даже маленький КТ-12 и то по сравнению с ним - ГИГАНТ!
24 июн 2016, 10:38
divizionary
Зарегистрирован: 08 май 2015, 11:33 Сообщения: 2479 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Тракторы №36 - "Коммунар"
Путиловец - это же мистер Ажурность в этой серии. Такой весь утончённый, на полке шикарно смотрится. А Коммунар, мало того что не в масштаб, так ещё и крыша, как надвинутая на глаза кепка грузина, делает трактор визуально ещё ниже. Как будто он скукожился. Мощи не чувствуется.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото