Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio http://nacekomie.ru/forum/ |
|
Знаменитые Династии России №60 - Щукины http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=161&t=18760 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | tass [ 07 мар 2015, 12:09 ] |
Заголовок сообщения: | Знаменитые Династии России №60 - Щукины |
7 марта вышел номер, посвященный династии Щукиных, московской купеческой династии. |
Автор: | alexxx [ 07 мар 2015, 13:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Знаменитые Династии России №60 - Щукины |
Сегодня номер вышел. Имеется папка в подарок. |
Автор: | Diana38 [ 07 мар 2015, 16:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Знаменитые Династии России №60 - Щукины |
И Журнал и папка у меня. Читаю. |
Автор: | Diana38 [ 12 мар 2015, 11:05 ] | ||||||||||||||||||
Заголовок сообщения: | Re: Знаменитые Династии России №60 - Щукины | ||||||||||||||||||
Помните, как это было у Владимира Высоцкого:
А вот как это было у Сергея Ивановича Щукина. Если Матисс регулярно выставлялся на салонах, то Пикассо — никогда, и увидеть его картины в то время можно было только в доме номер 27 по рю Флёрюс в Париже. Ну а чуть позже еще и в Знаменском переулке в Москве. Сергей Иванович вспоминал, что долго не решался вешать картину Пикассо. «Она враждовала со всеми и вносила резкий диссонанс во все собрание», — речь шла о жесткой, геометричной «Женщине с веером», называвшейся в щукинской галерее «После бала» и ныне хранящейся в Эрмитаже. Вот какой рассказ записал за С. И. Щукиным частый посетитель его галереи Рудин Николай Михайлович, поэт и художник.
Когда Александр Бенуа писал, что каждая щукинская покупка «была своего рода подвигом, связанным с мучительными колебаниями по существу», он имел в виду Матисса. Но с Пикассо повторилось то же самое: «Щукин с какой–то аскетической методой... воспитывал себя на приобретениях и какой–то силой переламывал преграды, которые возникали между ним и миропониманием заинтересовавших его мастеров». Сергей Иванович Щукин одним из первых понял, что XX век простился с художественными канонами, столетиями питавшими искусство. Матисс предельно упростил и обобщил форму, Пикассо — обнажил ее, после чего принялся разлагать на составляющие элементы. Покончив со «старым синтезом», он искал «новой красоты». «Современному человеку в известном смысле непозволительно мироощущение Матисса, завороженного пением красок, влюбленного в свою палитру. Впечатление от творчества Пикассо принадлежит к числу наиболее сильных, какие можно вообще иметь от искусства, хотя оно качественно иное, нежели получаемое от великих созданий древнего и нового искусства... В нем есть нечто такое, что делает его "модерн" характерным для нашей духовной эпохи... волнует и тревожит, и нелегко разобраться в хаосе, поднимающемся со дна души из ночного сознания», — написал в 1915 году в статье «Труп красоты» философ Сергей Булгаков. Матисс и Пикассо были явными фаворитами коллекционера, хотя и олицетворяли собой противоположные начала: один — праздничность, другой — напряженность. «Матиссу — расписывать дворцы, Пикассо — соборы», — говорил Щукин. |
Автор: | Diana38 [ 15 мар 2015, 09:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Знаменитые Династии России №60 - Щукины |
Летальное воспитание Слово "летальное" теперь на слуху. Это про оружие. А как это относится к воспитанию мы увидим из истории, как Ивана Ивановича "воспитывали" братья в последние годы его жизни. Взято из: Рассчитаться с долгами Иван Иванович пытался отчаянно. Братья же спокойно наблюдали за «бедным Ваней», не предполагая, какой трагедией все обернется. «Наш Ваня обращался к Берлинскому музею... с предложением купить у него картины испанской школы, — писал Дмитрий Петру весной 1905 года: коллекция для Ивана Ивановича оставалась единственным способом раздобыть денег, и братья хорошо это знали. — Я боюсь, как бы он не провалился со своими картинами... Гаузер ( Д. И. Щукин имеет в виду Алоиза Хаузера, знаменитого реставратора Государственных музеев Берлина) говорил мне, что настоящие картины этих мастеров стоят большие деньги, поэтому надо остерегаться подделки, которых масса находится в Испании... Очень жаль бедного Ваню, должен же он связаться с этим искусством» В некоторых работах И. И. Щукин не ошибся, они были подлинными, как, например, «Мария Магдалина» кисти Эль Греко, которая ныне украшает испанскую коллекцию Будапештской национальной галереи. Берлинский музей отклонил щукинских испанцев, не видя оригиналов, еще по фотографиям. Но Иван Иванович все–таки сумел договориться о продаже. Известный берлинский аукционный дом «Рейнер и Келлер» в 1907 году выставил на торги около ста картин (голландские пейзажи и натюрморты, английские и итальянские портреты). Особого успеха аукцион не имел. Полностью погасить долги Ивану Ивановичу не удалось. На самом же деле требуемая сумма (менее тридцати тысяч франков) была не столь велика — почти столько Сергей Иванович вскоре заплатит Матиссу за панно для своего особняка. Но в воспитательных целях братья воздерживались от помощи, полагая, что неудержимая страсть младшего к показной роскоши и любовным приключениям должна быть наказана и если тот умудрился растратить свой капитал до последнего рубля, пусть и выпутывается сам. «На очередном обеде... Щукин обнаруживал, как и всегда, свое чисто московское благодушие, казался веселым, остроумным, предупредительным к желанию своих гостей и после обеда даже поразил их готовностью даром или за пустяк наделить их теми или другими экземплярами своей коллекции», — пересказывал М. М. Ковалевский подробности последнего вечера на авеню Ваграм. Иван Иванович словно нарочно тратил последние деньги на приемы, намереваясь уйти из жизни не менее эффектно, чем дядюшка Василий Петрович Боткин, пригласивший за три дня до смерти «на прощальный пир» старых друзей, чтобы слышать «веселый и живой разговор, который так любим был им и в котором он чувствовал необходимость до самых предсмертных своих минут». Гости Ивана Ивановича разошлись поздно. «А утром до него нельзя было достучаться. Когда взломали дверь в его спальню, его нашли мертвым. Вскрытие показало, что он отравился». Братья выставили на аукцион все, что имелось в квартире на авеню Ваграм: картины, книги, мебель. Но устроенная в Отеле Друо посмертная распродажа имущества Ивана Ивановича Щукина не покрыла и половины требуемой для оплаты его долгов суммы. Репортеры злорадствовали. «Спора нет, Иван Иванович понимал толк в искусстве... Но при своем художественном чутье Иван Иванович оказался игрушкой в руках ловкачей, мошенников, барышничающих картинами. Ухлопав на приобретение картин свое довольно значительное состояние, Иван Иванович разорился и в течение последних лет, сохраняя внешний престиж барина–коллекционера, жил куплей–продажей картин. Человек кабинета взялся не за свое дело и, конечно, погорел». «Жил куплей–продажей картин» — даже газетчики знали, что И. И. Щукин занимался посредничеством. Теперь становятся понятны сетования Остроухова: «Ужасно жалко, даже немного эгоистично жалко. К нему, бывало, в Париже к первому, все разъяснит, сразу введет в жизнь, а кто мне теперь с такой готовностью и участием добудет и Rodin, и Мане, и Goia». Это сейчас в артдилерстве не видят ничего зазорного, а в начале века нравы были совершенно иными. Не говоря уже о подозрениях в попытке сбыта подделок. Раздуваемая вокруг «парижского Щукина» шумиха рикошетом задевала его братьев, хотя их репутация была абсолютно безупречной. Дмитрия и Петра Щукиных уважительно называли «истинными патриотами» и «пособниками обогащения московских музеев» (Петр Иванович подарил свой музей городу, а Дмитрий Иванович регулярно дарил картины Румянцевскому музею). От брата Сергея Ивановича музеи пока никаких даров не получали, а тот факт, что он давно сделал официальное распоряжение о передаче своей коллекции Третьяковской галерее, не афишировался. Кроме попечителя Галереи И. С. Остроухова об этом знали всего несколько человек. Поскольку завещания 1907 года не сохранилось, письмо Остроухова А. П. Боткиной от 6 января («Завтра хороним Лидию Григорьевну. Вчера Сергей Иванович написал завещание, коим отказывает Галерее свое собрание») — единственное документальное свидетельство существования этого документа. Коллекция иностранных художников, собранная Сергеем Михайловичем Третьяковым (84 картины), с 1892 по 1925 год помещалась в отдельном зале Галереи. Покойный Иван Иванович Щукин, «подведя» старшего брата к новому искусству, даже не мог себе представить, чем обернется его «просветительство» для судеб русской культуры. А обернулось его просветительство, по моему мнению, существующими в настоящее время творческими связями отечественных и зарубежных художников и взаимным обменом художественными выставками наших музеев с музеями других государств. |
Автор: | Holgerd [ 02 авг 2015, 11:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Знаменитые Династии России №60 - Щукины |
Первую половину выпуска я прочитал с интересом. Если не считать слабого владения русским языком, других недостатков нет. Всех перлов сейчас уже не упомню, самый распространённый, пожалуй, "он ему". Кто из этих двоих "он" и кому "ему" - угадывайте сами. Было там что-то про изделия из "русского старинного серебра" (открою страшную тайну - всё серебро на Земле старинное, аж со времён сотворения мира, так что видимо имелись в виду старинные русские изделия из серебра) и тому подобное. А фразу "Поэтому купеческое сословие и проигрывало уже в массовости" я вообще не понял. Кому оно проигрывало? В шахматы? В карты? В бильярд? И вообще что авторы хотели сказать в абзаце, где пытались противопоставить купцов торговцам? Короче, учите русский языка. Но, повторюсь, если первая половина выпуска отличалась лишь шедевральными оборотами речи, то примерно с середины начался "Баден-Баден". Мне раза три напомнили, что Пётр Щукин подарил Москве целый музей, раз пять - что Лидия Щукина увлекалась психологией и поэтому муж основал Психологический институт в её честь, раз восемь - что любимым художником Сергея Щукина был Матисс. Что побудило авторов думать, что я таких вещей не понимаю с первого раза - я не знаю. Особенно понравился раздел "Под завесой тайн" под заголовком "Клуб самоубийц династии Щукиных". Ну, думаю, наконец-то мне расскажут, из-за чего сыновья Сергея Щукина свели счёты с жизнью. Не тут то было. Мне ещё раз рассказали, что сыновья Сергея Щукина свели счёты с жизнью и что причина тому неизвестно. Всё! То есть несмотря на то, что в руках авторов были мемуары одного из братьев Щукиных, материала они добыли только на пол выпуска - не густо. Да и если быть откровенным, Щукины мне не понравились. Я уже не помню, чем там занимались Бахрушины, но зато знаю, как много полезного они сделали для Москвы и простых москвичей. Мне известно, какой гигантский вклад в развитие промышленности России внесли Демидовы, Нобели, Рябушинские. А что сделали Щукины, ну вот тот же Сергей? Воспользовался тяжёлым экономическим положением, задрал цены, срубил бабла, накупил картин и тем самым позволил Матиссу вести богемный образ жизни. То есть по сути дела трудом россиян оплатил красивую жизнь французского художника (это я ещё молчу о своём отношение к творчеству этого художника). Извините, но по мне так лучше бы мы остались без Матисса, чем Матисс такой ценой. В общем выпуск тянет на три с плюсом. Плюс за первую часть, три за "Баден-Баден". |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |