Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio
http://nacekomie.ru/forum/

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=161&t=18218
Страница 1 из 1

Автор:  tass [ 01 фев 2015, 12:27 ]
Заголовок сообщения:  Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Вышел номер, посвященный династии Поленовых

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Автор:  alexxx [ 01 фев 2015, 19:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Тираж без изменений...

Фото:
Знаменитые Династии России №55 - Поленовы
Знаменитые Династии России №55 - Поленовы 001.jpg [ 52.24 Кб | Просмотров: 4617 ]
Знаменитые Династии России №55 - Поленовы
Знаменитые Династии России №55 - Поленовы 002.jpg [ 40.36 Кб | Просмотров: 4617 ]

Автор:  Diana38 [ 08 фев 2015, 08:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Дважды мне довелось отдыхать в санатории, который расположен в бывшей усадьбе «Введенское»:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

На территории усадьбы находится церковь, построенная по проекту Н.А.Львова, о котором говорится в Журнале.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

В то время главный усадебный дом выглядел так:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Перестроенный в тот период, когда усадьба принадлежала Якунчиковым, храм теперь выглядит так:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

С середины 1860-х годов до 1884 года ―владельцем усадьбы был богатый московский фабрикант, владелец кирпичного завода в Одинцове В. И. Якунчиков. Усадьбу очень любила и подолгу в ней жила его дочь Мария Васильевна, известная как художница. В доме Якунчиковых бывали И. Левитан, В. Борисов-Мусатов, А. Чехов, П. Чайковский.

Вот в это окно видела Мария Якунчикова прекрасный звенигородский пейзаж:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Я видела то же самое. Там внизу протекает река Москва от древнего города Звенигорода к Москве.

В этой бывшей усадьбе я впервые познакомилась с творчеством художницы Марии Якунчиковой:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

А вот и одна из работ Марии: её автопортрет:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

А вот так Мария выглядит в восприятии Михаила Врубеля:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Что я прочитала о ней.
Среди художников, определивших неповторимые особенности Серебряного века, видное место принадлежит Марии Васильевне Якунчиковой. Ее творчество по достоинству было оценено современниками, ее ставили в один ряд с Левитаном, Коровиным, Валентином Серовым и Врубелем, а самыми страстными почитателями дарования Якунчиковой были Александр Бенуа и Дягилев, Сомов и Бакст, Борисов-Мусатов и Павел Муратов, Волошин и художники «Голубой розы».
Азы художественного искусства Мария Якунчикова постигала будучи вольнослушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1885—1889), в котором служил профессором В.Д. Поленов, муж её сестры. И конечно она участвовала в «рисовальных вечерах» с молодыми художниками.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

За чайным столом Наталья (к нам лицом) и Мария (справа) Якунчиковы.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Здесь в лодке Константин Коровин и Мария Якунчикова.

Главная область интересов Якунчиковой в это время пленэрный пейзаж,
отмеченный влиянием Поленова и Коровина.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Помимо живописи Якунчикова успешно занимается офортом и керамикой. И в этом виде творчества она успешно осваивает стиль модерн.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

В Абрамцеве Мария обращается к традициям народной игрушки — результат желания Якунчиковой развивать начинания Поленовой. Прикладное искусство, художественные ремесла, интерес к которым культивировала Поленова в Мамонтовском кружке, привлекали Якунчикову и ранее. Теперь же она последовательно стремилась обогатить этим свое искусство.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы
Выполненная по эскизам Марии Якунчиковой резная полочка для игрушек.

Одновременно у художницы нарастает стремление сосредоточить свои силы вокруг русских тем, при этом она мечтает о совместной работе с Е.Д.Поленовой во многих областях творчества. Однако уже тяжело больная Поленова умирает и 1898 году. Об этом я постараюсь рассказать отдельно. От Марии это трагическое событие скрывают. У Якунчиковой только что родился сын, к тому же она не излечилась от туберкулеза.
Смерть самого близкого друга — для Якунчиковой удар, который сказывается на ее хрупком здоровье. Но художница считает своим долгом продолжить многие начинания Поленовой. Она берет на себя задачу доведения до конца замыслов Елены Дмитриевны по оформлению Кустарного отдела Всемирной выставки в Париже.
В один из приездов в Россию Якунчикова создала и ряд работ в майолике,
вернее эскизы к изделиям в майолике. Сами изделия выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской. Некоторые работы Якунчиковой в майолике до нас не дошли. Но тем более ценно сохранившееся произведение в этой технике, которое мы видим в иллюстрации, украсившее один из красивейших особняков модерна — собственный дом архитектора С.У. Соловьева на углу Хлебного и Ножового переулков в Москве. Эта керамика изготовлена в абрамцевском «Гончарном заводе» С.И. Мамонтова.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Якунчикова, увлекшаяся в Абрамцеве деятельностью в разных областях художественного творчества, сожалеет, когда ей надо возвращаться в Париж, чтобы непосредственно включиться в подготовку Всемирной выставки. Но внезапно тяжелые удары обрушиваются на нее. В начале 1900 года у ее сына обнаруживают туберкулез.
Правда, на первых порах дело представляется не очень опасным, и Якунчикова занимается выставочными мероприятиями с коллегами М.Ф.Якунчиковой и М.К.Тенишевой, также приехавшими в Париж. Но болезнь сына прогрессирует, становится угрожающей для жизни ребенка. Якунчиковой все же удается спасти его. Но тут новая трагедия. К художнице приехал любимый племянник из Москвы, заболел воспалением легких и умер на ее глазах. В тяжелом состоянии, со вспышкой старой легочной болезни муж увозит Марию в Швейцарию. Через какое-то время ей кажется, что все налаживается.
Осенью 1900 года Якунчикова приезжает в Париж на Всемирную выставку и, захваченная впечатлением от экспозиции кустарных игрушек, решает создать иллюстрированную ими азбуку. Уже делаются первые наброски, но новая вспышка туберкулеза лишает художницу возможности работать. В апреле 1901 года у Якунчиковой родился второй сын, что еще больше усугубило состояние ее здоровья. В католические Рождественские праздники 14 (27) декабря 1902 года в Шэн-Бужери под Женевой «при звоне колоколов,
напоминавших о духовном обновлении мира, Мария Васильевна ушла от жизни земной».
Смерть Марии Якунчиковой была воспринята современниками как большая утрата для русского искусства. В журнале «Мир искусства» знаменитый организатор этого мира Сергей Дягилев поместил прочувствованный некролог с оценкой ее творчества. Современники ясно представляли, какой значительный вклад внесла художница в отечественную культуру. И действительно, как мы можем сегодня видеть, Якунчикова не только соприкасалась в своей творческой практике со всеми новыми явлениями русского искусства, но в некоторых случаях и предвосхищала искания многих замечательных мастеров Серебряного века.
Большую часть активной творческой жизни Марии Якунчиковой пришлось прожить в Париже. Там в частных коллекциях осталось много работ из ее художественного наследия.

Мне очень хотелось рассказать об этой замечательной женщине, творческой личности.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Автор:  Diana38 [ 09 фев 2015, 09:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Цитата:
Однако уже тяжело больная Поленова умирает и 1898 году. Об этом я постараюсь рассказать отдельно.

Я обещала.
Цитата:

ПОЛЕНОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

ОГОНЬ ПОТАЁННЫЙ

Ложуся я помолясь
и встаю перекрестясь;
и пойду из избы во дверь,
из сенных в сенные,
из ворот на улицу
и помолюсь на восточную сторону;
с восточной стороны
текут ключи огненные,
воссияли ключи золотом…


Вот такая молитва. Непростая судьба.

Очень интересно посмотреть о ней здесь: http://bellezza-storia.livejournal.com/163665.html

Обращу Ваше внимание и изложу поподробнее про два удара судьбы Е.Д. Поленовой.

Первый удар судьбы.


Цитата:
«В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…
В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе. Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством.»


Подробнее здесь:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Изложу суть происшедшего:

Мать Елены Дмитриевны, Мария Алексеевна, была дама талантливая, но и очень властная, с несгибаемых характером. Это отражалось на судьбе и Василия Дмитриевича. Но судьбе Елены Дмитриевны был ненесён очень сильный удар. Подстать матери была и ее старшая дочь Вера Дмитриевна.
В семье и близкие друзья Елену называли Лиля, Лелек…
И вот в Киеве Лиля полюбила. Весна принесла ей неожиданную радость: она познакомилась с врачом, молодым профессором Киевского университета Алексеем Сергеевичем Шкляревским. Взаимная симпатия очень скоро перешла в любовь, тоже взаимную.

Какое редкое совпадение чувств: взаимная любовь! Какое редкое необычайное счастье! Первая любовь — разделенная! Лиля преобразилась. Словно бы крылья появились за спиной. Такого подъема она не знала еще за всю свою — уже 23–летнюю — жизнь. И будущее предстало перед нею в радужных красках. С искренностью, непосредственностью, которые так отличали ее всегда, пишет она письма старшим братьям, родителям…
Во всем, разумеется, признается старшей сестре, Вере, делится с нею каждым душевным движением, поверяет каждую мысль. А Вера делится с Хрущовым (муж Веры Дмитриевны): единая плоть — единый дух… А Хрущов разузнает, кто же он, этот Шкляревский. Узнает не очень много и не очень точно. Но что уж безусловно, так это что Шкляревский если и дворянин, то в лучшем случае — мелкопоместный и провинциал. Об аристократизме и помину нет. Не хочет ли он через Лилю в аристократический круг втереться, этот Шкляревский, который еще к тому же, кажется, и полячишка? Так что, Лиля, которую сами они привезли в Киев, Лиля тоже хочет за поляка замуж!
Братья — Вася, Алеша — рады, разумеется, за Лиленьку: дай ей Бог счастья. Мария Алексеевна тоже пишет письмо дочери. Но одновременно с письмом Лили она получила письмо Веры. До чего же умна старшая дочь Поленовых! А Хрущов-то Иван Петрович какой молодец: все выведал, все разузнал. И Мария Алексеевна младшей дочери пишет письмо очень доброжелательное, очень тонкое, очень хитрое, благодарит даже за «прямое» чувство и полное доверие к родителям: «Вперед ты можешь быть уверена в безграничной нашей к тебе любви, а кроме твоего счастья мы ничего не желаем».
Лиля читает это письмо с ликованием… Правда, мама просит ее не спешить, обещает сама даже приехать в Киев. Ну что ж, пусть приедет, пусть посмотрит, пусть познакомится. Ей кажется, что все смотрят ее глазами на человека, которого она любит. По чистоте душевной она и не подозревает о том, что Вера, такой близкий ей человек, может строить козни. Она пишет Васе письмо — письмо счастливого человека, совершенно уверенного в том, что и будущее сулит только счастье: ведь и Алеша на ее стороне, и Вася, а родители и сами пишут, что хотят ее счастья.
Тем временем, Вера, экая интриганка, вызвала мать в Киев, увозит сестру за границу, а теперь еще хочет, пользуясь особым расположением брата, перетянуть его на свою сторону, сделать союзником против этого брака. И вот ведь что ужаснее всего: с твердой уверенностью, что творит благо!
Вера увиделась со Шкляревским, был между ними какой-то разговор, после которого Шкляревский будто бы полностью согласился с мнением Веры. Больше того: он даже не написал Лиле письма. Что могла сказать ему Вера?

Лиля пишет старшему брату:
Цитата:

«Теперь я поняла, как я любила, как я жила этой любовью, как она оживляла во мне каждую мысль, каждое действие, каждое предприятие мое. Теперь ее нет — это для меня живая смерть, все потемнело, похолодело во мне и вокруг меня. Самое искреннее и спокойное желание умереть заменило эту страстную лихорадочную потребность жизни, которую я чувствовала в эти последние десять месяцев. Вася, подумай, в течение шести месяцев сближаться, жить общей жизнью, и в ту минуту, когда, казалось бы, все препятствия устранились, потерять все и безвозвратно потерять. Это не причуда мамы и не слабость отца, как было прежде, это — КОНЕЦ, а не временная неприятная задержка. Когда этого не хотели мама и Вера, можно было бороться и верить в благостный исход, но теперь, что он сам этого не хочет, остается только подчиниться. Я его не виню нисколько — для меня ни на минуту не было разочарования. Что легче было мне: полюбить, а ты знаешь, что я редко увлекаюсь, а полюблю, так сильно, а потом увидеть, что я ошиблась, или, как теперь, полюбить сильно, ни на минуту не усомниться, любить до конца и после разрыва, и думать, что напутали другие и поставили между нами стену недоразумения, через которую нет возможности перейти. Мне кажется, что разочарование хуже еще. Тут, по крайней мере, целы воспоминания, прошедшее чисто и дорого…
Я одна с моими черными мыслями. Алеша и Федор Васильевич советуют опьянить себя работой».


Елена Дмитриевна целиком ушла в работу. Более уже не влюблялась и в замужестве не была.



Второй удар судьбы.

В апреле 1896 года, когда Елена Дмитриевна ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую.
Вот посмотрите это место на Рождественском бульваре:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы
Потрясённый Василий Дмитриевич писал:
Цитата:

«Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»

За пять лет до этого несчастья Елена Дмитриевна начала организацию народно — исторических выставок при Московском товариществе художников, готовила две исторические картины: «Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского» и «Убиение царя Бориса», а также картину «Масленица». Но докончить начатые картины не удалось. «Пишут не руками, а головою», — говаривал Микеланджело. А голова не давала возможности писать. В августе 1898 года у нее началась, как пишет Наталья Васильевна, «мозговая рвота». Пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу доктора Токарского. 7 (20) ноября 1898 года Елены Дмитриевны не стало. Похоронили ее, как и всех Поленовых, на Ваганьковском кладбище.
Известный критик В.В. Стасов был горячим почитателем таланта Елены Дмитриевны. Он долгое время состоял с ней в переписке и в мае 1900 года в журнале «Искусство и художественная промышленность» опубликовал ее биографию.
Цитата:
«Она далеко не успела всего того, к чему, казалось бы, способна ее натура, к чему приготовила ее горячая любовь к России, к русскому народному творчеству, к русскому художественному содержанию и красоте, но сделанное ею так оригинально, так могуче, так своеобразно и ново, что, наверное, никогда не погибнет и навсегда останется памятником несравненного русского женского творчества XIX века. Раньше нее ни одна русская женщина не задумывала и не выполняла в художестве того, что она задумала и выполнила. Она показала, чего еще можно и должно ждать от будущих русских женщин-художниц».


Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Вот такой уголок мебели, изготовленный по эскизам Елены Поленовой.
Удивительно талантливая женщина!

Автор:  Diana38 [ 09 фев 2015, 23:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Это отсюда:

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Картина была написана в 1878 году и отправлена на выставку Передвижников. Теперь как-то даже трудно представить себе развитие пейзажной живописи в России без этой картины.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Выставка в Москве открылась 7 мая 1878 года. Здесь же картина была замечена Третьяковым и куплена им. Это было более чем приятно. Московская пресса тоже встретила работу одобрительно, хотя критик «Московских ведомостей» почему-то сосредоточил внимание не на том, что изображено на картине, а на том, что на ней не изображено, на жизни старого барского особняка…
Впрочем, нет худа без добра… Возможно, эта статья подала мысль Поленову написать вторую картину, изобразив на ней то, что происходит по другую сторону изгороди. И эта картина, известная под названием «Бабушкин сад», была написана быстро и вдохновенно, по-видимому, в начале июля.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Дом, который на первой картине изображен за забором, виден теперь весь. Он стар, он почти разрушен, хотя разрушения эти совсем не катастрофические: еще можно жить в доме, в котором несколько провалились ступени, ведущие на террасу, отвалились капители колонн и лепные украшения фронтона. Зато сколько в этом доме романтики «былого», «ушедшего». Невольно думаешь: как кипела там когда-то жизнь, когда старушка барыня что, опираясь на клюку, с трудом идет по дорожке, была еще молода так же, как сейчас молода ее изящная, вся в розовом, стройная внучка, которая бережно поддерживает ее. Внучка изысканно аристократична. Это Вера Хрущова, сестра художника, у нее именно такой вид. И Поленов писал для картины девушку так, чтобы она напоминала его старшую сестру.
Мотив очень элегичен, картина очень красива. Вокруг — не только в доме, но и в парке перед ним — полное запустение. Дорожка расчищена, и буйно разрослась зелень, хотя садовника в бабушкином саду уже давно нет.

Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Так получилось...

Автор:  Holgerd [ 05 июл 2015, 22:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Знаменитые Династии России №55 - Поленовы

Вот именно так нужно делать выпуски этой серии!

Нет, конечно и тут не обошлось совсем без ляпов. Есть и фактологические ляпы - "служил в лейб-гвардии Семёновского полка", "определён в лейб-гвардию Преображенского пока" - можно подумать, что в этих полках было ещё что-то кроме лейб-гвардии и кто-то служил в армии Семёновского полка. Есть опечатки - вряд ли Поленов мог отправить "Московский дворик" в Петербург спустя 50 лет после своей смерти в 1978 году, скокрее всего он это сделал в 1878 году. Наконец, есть и корявости текста - сначала автор пишет про Дмитрия Васильевича Поленова, а в следующем предложение сообщает "С 1960 года директором музея Поленова является его внук Фёдор Дмитриевич". Чей внук? Дмитрия Васильевича? Ну так сложно, наверное, быть внуком собственного отца.

Если бы меня попросили назвать своих самых любимых художников, Василий Дмитриевич Поленов вошёл бы в первую десятку. Если бы речь шла только о пейзажистах - то в первую тройку, хотя Поленов пожалуй один из немного выдающихся пейзажистов, который был не только пейзажистом. Но речь даже не о личных предпочтениях. В кои-то веки в выпуске содержимое каждого раздела к месту. Даже многострадальные "Времена и судьбы", обычно полные господами Непришейкобылехвост, на этот раз рассказывают либо о членах семьи Поленовых, либо о ближайших друзьях и соратниках. Но самое главное, выпуск получился интересным. Самое главное, в нём можно почерпнуть что-то новое, что не обнаружишь за 15 минут поиска в интернете. Историю знакомства Василия Алексеевича Поленова с Пушкиным я даже полез проверять - нет, не врут, так и было. Но больше всего меня удивил рассказ о Елене Поленове. Я слышал, что сестра Василия Дмитриевича тоже занималась живописью, но не более. А тут...

В общем, выпуск мне решительно понравился. На этот раз безоговорочно пять с плюсом! Так держать!

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/