Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6709 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Автолегенды СССР Лучшее №76 АР-НАТИ
История создания автомобиля АР-НАТИ началась в январе 1941 года. Именно тогда Вячеслав Малышев, занимавший в то время должность наркома среднего машиностроения, поручил группе конструкторов, в которую входили представители Горьковского автомобильного завода и Научного автотракторного института, разработать проект лёгкого и дешевого армейского вездехода. Образцом, на который предлагалось ориентироваться советским инженерам, стал армейский вездеход армии США Bantam BRC40. Каждому заводу и научно-исследовательскому институту предлагалось разработать похожий на него автомобиль для Красной Армии. По результатам конкурса должна была определиться та модель, которая и пойдёт в серийное производство.
Группы разработчиков изначально были поставлены в очень жёсткие условия, так как заказчик требовал создание автомобиля с аналогичными Bantam BRC40 характеристиками, а на весь процесс, начиная от проектирования и заканчивая сборкой опытного образца, отводилось всего лишь полтора месяца. При этом, не смотря на замечания специалистов о том, что узкая колея американской машины может создать сложности в условиях эксплуатации в СССР советского её аналога, Малышев в приказной форме запретил менять габариты будущего советского вездехода. Возможно, что причиной такой настойчивости стала позиция Сталина, который любил лично утверждать решения о разработке и запуске в производство того или иного образца военной техники.
В НАТИ разработкой конкурсного автомобиля было поручено автомобильному отделу института, который возглавлял А.А. Душкевич. В конструкторскую группу вошли инженер В.Ф. Родионов, которому было поручено общее руководство конструкторскими работами и непосредственно постройка опытного образца, руководить проектом поручили Б.В. Шишкину, непосредственной же работой по проектированию и строительству машины занимались А. Ф. Андронов, С. Б. Чистозвонов и другие члены конструкторской группы.
Инженеры НАТИ начали свою работу с тестирования предоставленного ими иностранного образца, который имел такую отличительную особенность, как наличие двух моторов мощностью по 16 лошадиных сил каждый. Кроме того американский вездеход имел колёсную формулу 4Х4. Проведённые испытания показали высокие качества по проходимости, так, например, он отлично преодолевал клубы, огороженные бетонными блоками, а так же снежную целину. Конструкцию было решено повторить, отказавшись при этом от двух маломощных двигателей в пользу одного мощного. Инициатива разработчиков была одобрена, и они получили 10 000 рублей на воплощение проекта в жизнь.
Создатели автомобиля, получившего название АР-НАТИ, что значит «Автомобиль-разведчик НАТИ», приняли при разработке проекта за основу классическую компоновку с максимальным применением отечественных агрегатов, запущенных в серийное производство. При этом инженеры института внесли в них большое количество изменений и доработок. Одноосный прицеп для вездехода разработал А. А. Сеславин. Прицеп мог брать в кузов с высоким бортом около 400 килограмм груза, имел независимую подвеску, а так же одинаковый с АР-НАТИ размер колеи.
По условиям конкурса необходимо было создать два опытных образца, и в НАТИ их проектирование было завершено к середине марта 1941 года. Автомобили получили наименование АР-НАТИ-1 и АР-НАТИ-2. Внешне их можно было различить по капотам: АР-НАТИ-1 имел широкий капот, АР-НАТИ-2 узкий. Так же различались у экспериментальных образцов и фары, расположенные на передних крыльях.
АР-НАТИ-1 и АР-НАТИ-2 к середине марта 1941 года были созданы. На них конструкторы установили двигатель от ГАЗ-М, имевший мощность 50 лошадиных сил. При этом на агрегат была смонтирована модернизированая головка блока, что позволило довести показатель степени сжатия до 5,25 единиц. Из новаторских решений, применённых на опытных образцах можно так же отметить опытный прерыватель-распределитель, снабжённый центробежно-вакуумным автоматом опережения зажигания, усиленную систему охлаждения на основе низкорасположенного шестирядного радиатора, а так же два карбюратора МЛ-1 взятых от автомобиля КИМ-10 и установленных параллельно.
По мысли конструкторов, первый карбюратор должен был эксплуатироваться в обычном режиме, обеспечивая экономию топлива, второй же предназначался для работы в боле суровых условиях, для чего требовалось приготовление обогащённой топливной смеси. Такое решение позволяло добиться работы мотора в диапазонах мощности от 38 до 59 лошадиных сил. При этом мотор поддерживал обороты в районе 2500-2800 об/мин. Подобные сложности нужны были для придания будущему армейскому автомобилю высоких тяговых и динамических характеристик, совмещая при этом экономию топлива до 20% с возможностью использования в его качестве низкосортного бензина, а так же надёжную работу на пониженных передачах.
АР-НАТИ 2. Что касается коробки передач и сцепления, то инженеры НАТИ взяли её у ГАЗ-ММ. Рулевой механизм, который вынесли вперёд, был позаимствован у ГАЗ-М1, а механическую тормозную систему установили от ГАЗ-11-73. Заимствованы так же были раздаточная коробка, ведущие мосты и передний карданный вал – от ГАЗ-61. При этом главные передачи мостов разнесли несколько в разные стороны, а колею сократили до 1 270 миллиметров. Череду заимствований продолжили задний и передний карданный вал, установленный на игольчатые подшипники – он был взят от ЗИС-101.
Подвеска обеих мостов у советских джипов была сконструирована на основе удлинённых полуэллиптических рессор, с установленными на ними с гидроамортизаторами двухстороннего действия. Защищали двигательный отсек, а так же трансмиссию автомобилей снизу специальные усиленные поддоны. Шины были установлены на АР-НАТИ-1 и АР-НАТИ-2 вездеходные, либо дорожные размером 7,00-16. Ещё одним новшеством реализованным инженерами института на опытных образцах стала сверхпрочная рама, выполненная в форме трапеции, имеющая центральную "Х"-образную поперечину. На неё в передней части устанавливалась лебёдка, которая приводилась в движение от трансмиссии, а в задней же части – шаровое буксирное приспособление.
Кузов машин разработали конструкторы Д. Д. Мельман и К. В. Зейванг в двух вариантах с разной шириной капота, по которому образцы №1 и 2 легко различались. Он был открытым без дверей и подножек, при этом внутри салона размещалось 4-5 человек. Топливные баки объёмом 30 и 45 литров помещались сразу же за задними сиденьями, что создавало некоторую опасность для пассажиров. Оба варианта кузова имели элементы защиты передних фар и радиатора. Её роль играла общая металлическая решётка. Вместо дверей конструкторы использовали складные брезентовые фартуки, которые закрывали дверные проёмы. Машины комплектовались тентами, так как имели открытый верх. В тентах имелись стёкла из целлулоида, а лобовое стекло откидывалось. При этом оно было оснащено парой фар-искателей, а так же вакуумными стеклоочистителями. Кроме того в кузовах предусмотрели штатные крепления для установки станкового пулемёта ДС.
Машинокомплект вездеходов включал в себя шанцевый инструмент, который крепился вдоль бортов. На бортах прицепа размещалось запасное колесо, а так же два запасных бака объёмом 70 литров бензина. Взять на борт АР-НАТИ могли 400 килограмм, однако на короткое время этот вес можно было увеличить до 600 килограмм. Масса же автомобилей в полностью снаряжённом состоянии составляла 1 240 и 1 438 килограммов. Размер колёсной базы – 2 100 миллиметров.
Сталинские испытания... Новинки очень понравились Сталину, который распорядился отправить конкурентов в испытательный пробег до Вязьмы и обратно. При этом в качестве отдельного испытания к автомобилям были прицеплены противотанковые орудия калибром 45 миллиметров, которые они должны были буксировать. В заезде победили прототипы АР-НАТИ, прошедшие маршрут со скоростью примерно 70км/ч. Автомобиль же ГАЗа несколько от них отстал.
Далее испытания продолжились на испытательном полигоне. В результате их АР-НАТИ показали высокую надёжность, так как практически не ломались. Так как началась война, то испытания сократили, а экспериментальные образцы рекомендовали в качестве образца для будущей серийной модели. Однако, АР-НАТИ в серию так и не пошли, так как сказалось использование большого количества оригинальных деталей в их конструкции. В условиях военного времени организовать производство таких деталей не получилось.
Осенью 1941 года оба автомобиля-прототипа были отправлены своим ходом в Горький. Во время войны они были утеряны вместе с чертежами и документацией. Созданный же с применением полностью стандартных деталей ГАЗ-64 пошёл в серийное производство и выпускался вплоть до конца 70-х годов прошлого века.
АР-НАТИ-маленький ,хорошенький,блестит сучка,как ёлочный шарик . В целом- всё пучком:образ данного военного трудяжки передан (это не АLF,но мы на него и не ровняемся). Вот чуть видов,на одном из них заметно,что придётся исправлять положение лобачной рамки .
Зарегистрирован: 16 фев 2011, 01:25 Сообщения: 442 Откуда: Нижний Новгород
Re: Автолегенды СССР Лучшее №76 АР-НАТИ
autosssr писал(а):
Ну и фото модели рядом с ГАЗ-64.
Фото:
d965c64c1bc893d3e63b2a4b6e727a73.jpg
ГАЗ-67, не? ;) ГАЗ-64 выходил у НАП, в АЛ он так и не попал...
Ну и сразу вопрос - отличается ли чем-то от АЛ? Машина (прототип) вряд ли знакома широкому кругу коллекционеров, поэтому вряд ли кто-то усмотрел какие-то недостатки... )
13 дек 2016, 17:47
VictOrNN
Зарегистрирован: 16 фев 2011, 01:25 Сообщения: 442 Откуда: Нижний Новгород
Re: Автолегенды СССР Лучшее №76 АР-НАТИ
А ещё покажите анонс след. выпуска? Цена не изменилась?
А ещё покажите анонс след. выпуска? Цена не изменилась?
Да нет мой -друг-цена 499рр Моженте накидывать
13 дек 2016, 18:42
autosssr
Лидер разделов Тракторы, Автолегенды Лучшее, Грузовики, Полицейские Машины Мира
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 22:21 Сообщения: 6709 Откуда: Санкт-Петербург
Re: Автолегенды СССР Лучшее №76 АР-НАТИ
VictOrNN писал(а):
ГАЗ-67, не? ;) ГАЗ-64 выходил у НАП, в АЛ он так и не попал...
Очепятка, фотки сначала загружал, а текст уже потом. Спасибо, исправил.
VictOrNN писал(а):
Ну и сразу вопрос - отличается ли чем-то от АЛ? Машина (прототип) вряд ли знакома широкому кругу коллекционеров, поэтому вряд ли кто-то усмотрел какие-то недостатки... )
Отличий абсолютно никаких - перепак со свежей наклейкой и новой ценой. Цена пока прежняя - 499 рублей + накрутка киосков. Со следующим номером ситуация аналогичная, и по цене, и по "схожести" с основной серией. Анонс выкладывали в графике: viewtopic.php?p=1302989#p1302989 На саму машинку уже можно поглядеть в теме, т.к. ожидается перепак основной серии: viewtopic.php?f=144&t=24496
13 дек 2016, 22:42
VictOrNN
Зарегистрирован: 16 фев 2011, 01:25 Сообщения: 442 Откуда: Нижний Новгород
Re: Автолегенды СССР Лучшее №76 АР-НАТИ
autosssr писал(а):
VictOrNN писал(а):
ГАЗ-67, не? ;) ГАЗ-64 выходил у НАП, в АЛ он так и не попал...
Очепятка, фотки сначала загружал, а текст уже потом. Спасибо, исправил.
VictOrNN писал(а):
Ну и сразу вопрос - отличается ли чем-то от АЛ? Машина (прототип) вряд ли знакома широкому кругу коллекционеров, поэтому вряд ли кто-то усмотрел какие-то недостатки... )
Отличий абсолютно никаких - перепак со свежей наклейкой и новой ценой. Цена пока прежняя - 499 рублей + накрутка киосков. Со следующим номером ситуация аналогичная, и по цене, и по "схожести" с основной серией. Анонс выкладывали в графике: viewtopic.php?p=1302989#p1302989 На саму машинку уже можно поглядеть в теме, т.к. ожидается перепак основной серии: viewtopic.php?f=144&t=24496
Спасибо за подробный ответ! Как модератора темы попрошу сразу указывать эту информацию по выходу модели, ибо такие вопросы возникают сразу и будут возникать всегда. Тема графика - это, конечно, хорошо, но чтобы не перелопачивать все 200+ страниц, считаю целесообразным сразу копировать подобные информативные сообщения в профильную тему. Ведь они для того и созданы, чтобы ответить на все вопросы... ) Спасибо!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото