Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio
http://nacekomie.ru/forum/

История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=128&t=14197
Страница 1 из 1

Автор:  tass [ 24 мар 2014, 14:23 ]
Заголовок сообщения:  История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Ну я так понимаю в особом представлении не нуждается. Дата выхода - 25 марта

Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 3636.jpg [ 36.62 Кб | Просмотров: 5166 ]

Автор:  JulettaRiver [ 24 мар 2014, 21:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Обязательно приобрету журнал. Очень хочется почитать о знаменитой балерине.

Анна Павлова:

Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 0c064c70196db05340061691a8dbb94c.jpg [ 32.27 Кб | Просмотров: 5108 ]

Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова Resize_of_32.jpg [ 47.6 Кб | Просмотров: 5108 ]

Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова eb4a60780d57t.jpg [ 22.87 Кб | Просмотров: 5108 ]


Недавно купила книгу "Русские богини", а на обложке несравненная Анна Павлова.
Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 50227.jpg [ 32.19 Кб | Просмотров: 5101 ]

Автор:  alexxx [ 26 мар 2014, 06:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Номер вчера вышел.
Тираж 150 тыс.

В следующем: Клара Лучко

Автор:  JulettaRiver [ 26 мар 2014, 14:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Купила сегодня журнал. Наслаждаюсь чтением. smile_01

Автор:  AnnaV [ 26 мар 2014, 17:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

После нескольких пропущенных номеров не устояла от покупки номера про Анну Павлову. Номер понравился. smile_01

Автор:  alexxx [ 27 мар 2014, 08:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Скан обложки и анонса...

Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 1.jpg [ 38.52 Кб | Просмотров: 4837 ]
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 2.jpg [ 34.75 Кб | Просмотров: 4837 ]

Автор:  ljucie [ 28 мар 2014, 19:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Галина Беляева в роли Анны Павловой:
Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 95398.jpg [ 29.95 Кб | Просмотров: 4731 ]
Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 495_6452.jpg [ 42.16 Кб | Просмотров: 4731 ]
Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова 91546903.jpg [ 25.51 Кб | Просмотров: 4731 ]

Автор:  JulettaRiver [ 28 мар 2014, 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

ljucie, скажите пожалуйста как называется этот фильм. Очень бы хотелось его посмотреть.

Автор:  tass [ 28 мар 2014, 23:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

JulettaRiver писал(а):
ljucie, скажите пожалуйста как называется этот фильм. Очень бы хотелось его посмотреть.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

Автор:  tass [ 28 мар 2014, 23:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

А вот еще оказывается в честь нее тортик есть))

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82)

Автор:  Solovei [ 29 мар 2014, 13:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

АННА ПАВЛОВА (1881-1931)

Её называли «русским лебедем» - за необыкновенную плавность движений. «Гением танца» - за то, что она стала величайшей балериной своего времени, да и всех времён: те, кто хоть раз видел, как танцует Анна Павлова, не могли забыть этого уже никогда, и никого из тех, кто был до или позже неё, не могли даже сравнить с ней.

«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух»,- так сказала о ней поэтесса Марина Цветаева.

Анна Павлова еще в ранней юности придумала себе биографию, и потом много лет подряд рассказывала ее слово в слово, не сбиваясь и почти не путаясь (если не считать параллельно существовавших двух вариантов отчества - Матвеевна и Павловна). Мол, на свет она появилась недоношенной и очень слабенькой, так что первые несколько месяцев ее держали в вате. Ее отец, рядовой Семеновского полка Матвей Павлович Павлов, умер молодым, когда ей самой было года два, и они с матерью - Любовью Федоровной, женщиной глубоко религиозной, зарабатывавшей гроши стиркой белья - отчаянно нуждались, случалось, что даже нечего было есть, кроме пустых щей.
Словом, жили бедно, но честно и в большой любви. А время от времени мать делала своей Нюрочке "царский" подарок - брала билеты на галерку Мариинки, и волшебный мир балета открывался во всей своей волшебной красе: Вот и стала девочка просить: "Отдай меня, мама, в балетное училище". "Нам же придется расстаться", - плакала мать, а Нюрочка отвечала: "Если это необходимо, чтобы танцевать, тогда, значит, надо расстаться".
Не рассказывать же ей было о том, какой гадкой она сама себе казалась под вечно неприязненным взглядом Матвея Павловича (кстати, он дожил до глубокой старости, и чуть ли не пережил саму Анну). Как, узнав, что настоящий ее отец - банкир Лазарь Поляков, в доме которого Любовь Федоровна служила когда-то горничной, она ходила к "отчему" дому, тянулась на цыпочках, заглядывала в окна...

Насчет пустых щей Павлова тоже несколько преувеличивала: Любовь Федоровна взяла с Полякова очень приличные отступные. Достаточно взглянуть на их домик в Лигово, дачном пригороде Санкт-Петербурга: добротный, двухэтажный, в три окна. К слову, Любовь Федоровна действительно зарабатывала на жизнь стиркой, но только не в качестве прачки, а содержа собственную прачечную. Пожалуй, единственное, что в рассказах Анны Матвеевны о собственном детстве было правдой - это ее врожденная ослабленность и худоба. Ее даже чуть было не забраковали на вступительных экзаменах.

Императорское театральное училище располагалось на Театральной улице, в двух шагах от Невского проспекта с его вельможами, каретами, лавками, кондитерскими и гостиным двором. Впрочем, ход на Невский "пепиньеркам" (так называли будущих танцовщиц, проживавших в училище постоянно, в отличие от экстернаток) был заказан. Даже на самые короткие расстояния их вывозили исключительно в закрытой громоздкой старомодной карете. Одевались пепиньерки в серые полотняные платьица с квадратным вырезом, короткими пелеринками и юбками до половины икры. Порядки в училище царили самые строгие: после того, как одна пепиньерка сбежала с офицером, их даже перестали отпускать домой на летние каникулы. Девочки жили на втором этаже, мальчики - на третьем, между ними строго запрещалось всякое общение. И даже в домашнюю церковь девочки могли ходить только в сопровождении классных дам.

Зато чай в ученической столовой часто пили члены августейшей фамилии. Однажды пожаловал сам государь, посадил на колени подругу Анны - Брониславу Белинскую. Двенадцатилетняя Павлова громко заплакала: ей так хотелось, чтобы Государь отметил своим вниманием ее саму! Но куда ей до августейшей милости, когда за тощую комплекцию товарки дразнят Шваброй: "То, что вам кажется недостатком , Анна, на самом деле редкое качество, выделяющее вас из тысячи других", - твердил Аннушке ее преподаватель, прославленный балетный постановщик Мариус Петипа. Он видел в дурнушке Павловой такой мощный талант, что, переступив через отцовские чувства, отобрал у собственной дочери партию Флоры и отдал ее юной Павловой!

И вот, наконец, выпускной экзамен! В маленьком театре училища собралась Царская семья: император Александр Третий под руку с Императрицей Марией Федоровной, наследник цесаревич Николай Александрович и четыре брата Государя - Великие князья Владимир Александрович, Алексей Александрович, Сергей Александрович и Павел Александрович с супругами. Облизнув губы и перекрестившись, шестнадцатилетняя Аннушка шагает из полумрака кулис на сцену. Ох, и натерпелась она в тот день ужаса! Особенно когда, оступившись в пируэте, упала на суфлерскую будку! Впрочем, она танцевала юношески весело и мило, и так легко переступала своими красивыми, тонкими ногами с необычайно высоким подъемом, что, казалось, вот-вот улетит. Древняя старуха, графиня Бенкендорф, известная своим пророческим даром, лорнируя дебютантку, сказала: "Так и упорхнет из России".

Выйдя из училища, Павлова поселилась на Коломенской улице (до театра на пролетке - минут сорок). Скромно, зато хватает на собственную горничную! Впрочем, швейцар, стоящий у входа в театр, то и дело забывает ей поклониться, и весь кордебалет судачит о том, какие дешевые гримировальные принадлежности, какие потертые трико и тюники, какие простенькие атласные туфельки у этой девчонки, которой почему-то прочат большое балетное будущее! Скоро Аннушку взяла под свое покровительство сама Матильда Кшесинская - прима Мариинки. Однажды Матильда позвала
Аннушку в свою спальню, где в углу был оборудован особый тайник с драгоценностями. Они рассматривали ювелирные шедевры, сидя прямо на полу, и Ксешинская даже подарила своей юной товарке прелестный карандаш из платины с бриллиантами и рубинами: "Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый возлюбленный". А потом, вечером, перед спектаклем, когда все артисты стояли у окон и кланялись Их Величествам и Их Высочествам, Матильда кивнула в сторону Бориса Владимировича: "Смотри, Аннушка, не упусти!"

И никому из балетных, славящихся распущенностью нравов даже среди актеров, было неведомо, что Павлова меньше всего на свете хочет стать содержанкой. Недаром она еще в детстве хлебнула ощущения позорной незаконности своего положения! И теперь точно знала: без перспективы выйти замуж своего сердца никому отдавать не должна! Вот тут-то в ее жизни и появился Виктор Эмильевич Дандре.

Виктор (с ударением на последний слог, разумеется) был красавец и щеголь, отлично образованный - к примеру, он знал около десяти языков, хорошо воспитанный, галантный и остроумный, как и положено выходцу из французского аристократического рода. Фортуна благоволила к нему, и должность, которую он занимал, была весьма высокой для его сорока лет. Их отношения сразу сделались какими-то слишком серьезными. Было видно, что Павлова по-настоящему влюблена, и что ожидает от этой связи чего-то неслыханного, невозможного! Она отчего-то решила, что, раз династическая разница между ней, незаконнорожденной дочерью горничной, и бароном Дандре не так велика, как между ней же и Великим Князем Борисом Владимировичем Романовым, то брак возможен. Ей казалось, что их уравнивает ее талант великой танцовщицы...

Дандре нравилось в ней все: ее нежная покладистость, ее сбивчивая, щебечущая, нервная речь (Аннушка вечно перескакивала с одной темы на другую, без какой-либо видимой связи), ее ребячливая веселость, изменчивое выражение ее лица и бьющий через край темперамент. Ему не нравился только тот пытливый, умоляющий, полный надежды взгляд, которым она частенько смотрела на него: ну да, она ждет от него предложения. Но он, Дандре, еще не сошел с ума! Со временем Дандре снял Павловой квартиру в доме № 60 по Офицерской улице, очень красивом, с облицовкой из природного камня, мраморной птицей Феникс на фасаде и майоликовым панно... Квартира превосходила роскошью даже ту, где жила Кшесинская! Впрочем, это обстоятельство занимало Павлову куда меньше, чем желание Дандре по-прежнему жить у себя на Итальянской, а не у нее на Офицерской! В квартире Аннушки был предусмотрен и просторный танцевальный зал, где, к слову, они с Фокиным создавали "Умирающего лебедя".

Михаил Фокин - ее бывший соученик по балетному училищу, а нынче начинающий хореограф - расплатился этим "Лебедем" за свой денежный долг Павловой. Белый костюм создал художник Леон Бакст - впрочем, сама Павлова привнесла в него важную деталь: брошь из ярко-красной шпинели, приколотую к корсажу и символизирующую смертельную рану на груди лебедя. Брошь сверкала, взлетали и опадали гибкие, необыкновенно выразительные руки Павловой, трепетал белый пух юбочки. Композитор Камиль Сен-Санс, увидев Анну в "Лебеде", сказал: "Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!"
Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова Анна Павлова - Умирающий лебедь.jpg [ 33.25 Кб | Просмотров: 4650 ]

1907 год. Павловой двадцать шесть лет, ее слава - в зените. Ей дарован официальный титул "балерина" (в те годы это был именно титул, которым награждались только самые выдающиеся танцовщицы, во времена Павловой их было всего пятеро на всю Россию). По гениальной Аннушке сходили с ума сотни людей!
Говорят, с тех пор, как в "Мариинку" пришла Павлова, студенты то и дело нанимались рабочими сцены - лишь бы поприсутствовать на утренней репетиции и посмотреть на Аннушку вблизи. После каждого ее спектакля балетоманы теснились у маленького подъезда для артистов, и едва Павлова выходила на улицу, откуда-то появлялся стул, и танцовщицу усаживали на него, и с криками "браво" и "ура" доносили до экипажа. Когда Дандре наблюдал все это, он чувствовал гордость: ведь Павлова стала Павловой во многом благодаря его помощи и поддержке! Жаль, что сама Аннушка так мало ценит то, что сделано для нее, и все чаще и чаще говорит, что он, Дандре, сломал ей жизнь..

А потом Анна стала много гастролировать: Рига, Копенгаген, Стокгольм, Лейпциг, Прага, Вена... Она охотно принимала предложения отправиться хоть на край света - оставаться подолгу в Петербурге ей было слишком тяжело. В Петербурге ходили слухи о готовящейся женитьбе Дандре на родственнице генерала Безобразова! Виктор уверял, что это пустые домыслы, но Анна ему не верила. В те дни она жаловалась кому-то из подруг: "Да что такое артистка? Содержанка? Неудачница? Крепостная? Авантюристка? Я поначалу боролась - начала кутить, чтобы что-то ему доказать". Но доказать ничего было нельзя...

В 1909 году Дандре познакомил Павлову со своим приятелем - Сергеем Павловичем Дягилевым, тот готовил свои "Сезоны", и ему очень нужна была Павлова со своим "Лебедем". Для Дандре это означало большие расходы, ведь для участия в такой масштабной акции нужны были дорогие туалеты, драгоценности. Он только рад был раскошелиться, но Павлова сказала: "Тебе нет нужды так тратиться, Виктор! Я не вернусь к тебе! Все кончено."
Дандре не поверил, или сделал вид, что не поверил любимой, и в назначенный день пришел на вокзал - провожать Павлову в Париж. Там уже собрался весь Мариинский театр!
Грузчики все вносили и вносили в вагон бесчисленные саквояжи, корзины, свертки: Павлова все пересчитывала их, ошибалась и принималась считать снова, суетилась, путалась: Все старались помочь, тоже пересчитывали, тоже путались в счете, что, конечно, только увеличивало суету. Павлова то сердилась, то улыбалась. И, как только все присели отдохнуть, вдруг вскричала: "А где же клетка с моей птичкой?!" К счастью, клетку скоро нашли, и Анна Павлова благополучно укатила в Париж, махая друзьям рукой через окно.

"Она совершенно не приспособлена к жизни, - думал Дандре, глядя вслед уходящему поезду. - Было бы у меня не одна, а две жизни, вторую я непременно посвятил бы одной только Анне - опекал бы ее, успокаивал, заботился бы, чтобы ее не надули с гонорарами, следил за упаковкой ее багажа, наконец!" Но жизнь у Виктора была одна, и он не мог пожертвовать ради Анны своим положением в обществе, чистотой своего рода, своей службой, вот взять хотя бы Охтинский мост - он, Даднре, никак не может уехать в Париж, пока строительство не доведено до конца! Через несколько месяцев именно из-за этого моста Дандре и арестовали. Впрочем, знающие люди утверждали: Дандре воровал не больше и не меньше, чем все другие чиновники, и дело тут вовсе не во взятке, а в вовремя посланной ревизии, а ревизии, как известно, ни с того ни с сего к человеку не посылаются.

Новость о том, что барон Дандре арестован за растрату, потрясла Мариинский императорский театр. На набережной Сены полощется ветром огромная афиша, сделанная по эскизу Валентина Серова: на сером фоне мелом и углем - Павлова, парящая в арабеске в "Сильфидах".
Надпись гласит: "Русские сезоны в Париже".
Фото:
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова
История в Женских Портретах №62 Анна Павлова плакат В.Серова к Русским Сезонам в Париже.jpg [ 66.29 Кб | Просмотров: 4625 ]

И - вечер за вечером- в темноте зала театра "Шатле" длинные белые перчатки дам и белые манжеты мужчин взлетают, как гигантская стая голубей: божественную Павлову встречают овацией. "И ведь никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов, - восхищаются французы. - Только легкость, воздушное скольжение, красота". Несколько скульпторов с мировым именем выстроились в очередь, чтобы лепить с натуры ее божественную ножку!

Дягилев мечтал: "То ли еще будет на премьере "Жизели", где Павлова станцует с Нижинским! Идеал в танцевальном искусстве: два гения танца вместе!" Но в одно прекрасное утро Анна огорошила Дягилева: репетиции "Жизели" она прекращает, и вообще спешно уезжает из Парижа! Впрочем, чего-то подобного Сергей Павлович ждал - до него уже дошли слухи об аресте покровителя Павловой - коллежского советника Виктора Эмильевича Дандре по уголовному обвинению в получении взятки при сдаче подряда на постройку Охтинского моста.

- Конечно, для моей антрепризы это серьезный удар, но я могу вас понять, Анна - сказал Дягилев. - Я знаю, человек, которого вы любите, попал в беду. Поезжайте в Петербург, Анна, и передайте мой поклон Дандре.
- Но я вовсе не собираюсь в Петербург, с чего вы взяли! Я просто подписала другой контракт, и еду в Америку, потом - в Лондон, буду гастролировать в "Паласе".
- Как в "Паласе", Анна?! Это ведь даже не театр, а мюзик-холл! Там выступают жонглеры, чревовещатели и дрессированные собачки, а по рядам зрительного зала ходят торговцы пирожками: Анна, вы же не станете втаптывать высокое искусство балета в грязь?
- За 1200 фунтов в неделю - стану!
- Ну, Анна, у меня просто нет слов! Я простил бы вас, если бы вы пожертвовали нашим контрактом ради любви. Но из-за денег?! Это пошло, недостойно, унизительно!

- Что Дягилев знает о любви и жертве? - злилась Анна, пакуя чемоданы. - И что он, этот вальяжный барин, знает о деньгах и об унижении? Вот ее, Павлову, унижали всю жизнь! Взять хотя бы того же Дандре, поставившего ее, Павлову, в мучительное положение незаконной жены. А ведь это так же тяжело и унизительно, как быть незаконной дочерью!

Впрочем, унижение высокого искусства балета Павлову не слишком волновало. Ей действительно очень нужны были деньги! Первый день выступлений Павловой и Мордкина с их "Вакханалией" в "Паласе" прошел именно так, как предсказывал Дягилев: были и чревовещатели, и акробаты, и дресированные собачки, и даже торговцы пирожками. Павлова дала себе слово, что вытерпит все это: ей очень нужны были деньги! Впрочем, уже на другой день в "Паласе" появились дамы в роскошных туалетах, а еще через день на представление пожаловал сам принц Уэльский с супругой и сыном. Гром грянул уже на пятый день гастролей: прямо на сцене Анна вдруг залепила партнеру громкую пощечину. Позднее она объяснила, что Михаил чуть не уронил ее, намеренно грубо выполняя поддержку. Он же обвинил Павлову в том, что она попыталась подставить ему подножку. И рассказывал репортерам, как Анна требовала изъять его фотографию из сувенирного буклета.

Что же касается того, кого любила сама Павлова, то 9 октября 1912 года в Петербурге открылось судебное заседание по его делу. Суд признал Дандре виновным в мздоимстве и приговорил его к уплате денежного штрафа в размере 36 тысяч рублей. Это было равнозначно пожизненному сроку в долговой тюрьме - таким деньгам у Виктора Эмильевича неоткуда было взяться (родовое имущество он давно пустил на ветер). Впрочем, очень скоро он вышел на свободу. Необходимый залог внесла Анна Павлова - все 36 тысяч рублей, а точнее - 18 тысяч долларов. Именно на выкуп Дандре из тюрьмы она собирала, выступая вместе с жонглерами, чревовещателями и дрессированными собачками.

По поддельным документам Дандре выбрался в Лондон, где Анна уже ждала его. Отныне путь в Россию был заказан не только для него, но и для Павловой, потому что очень скоро она стала его законной женой. "Мы повенчались в церкви под секретом. Я так ему и объявила: если ты кому-нибудь скажешь, что мы повенчаны, между нами все кончено. Я под поезд брошусь. Понимаешь, я теперь Павлова. Теперь мне плевать на какую-то "мадам Дандре", - рассказывала Анна подруге.
Сразу после свадьбы супруги купили просторный коттедж в Хемстеде, принадлежавший когда-то знаменитому английскому художнику Тернеру. Имение называлось Айви-хаус: там было около 6 акров земли с подстриженными деревьями, лужайкой, огромным полем тюльпанов и прудом, где круглый год плавали лебеди с подрезанными крыльями. Один из них, по имени Джек, был предан Павловой, как собака, ходил за ней по саду и охотно брал еду из ее рук. В оранжерее стояли многочисленные клетки с птицами. Многие птицы погибали в неволе, заставляя Павлову горько плакать, но она без конца повторяла жестокий опыт, привозила из каждой гастрольной поездки все новых пленников.

Но был в Айви-хаусе один страдалец, которому жилось еще хуже, чем экзотическим птицам. Это был Дандре! Подруге Павлова хвасталась: "Я говорю ему: -"Ты теперь должен делать все для меня на свете". И он молчит. Он знает, что виноват. Пусть терпит. Пусть все думают, что он просто так при мне. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю. Поэтому я вправе его третировать. И верьте - в этом его счастье". Что ж, счастье бывает разным: во всяком случае Дандре, в свое время не возражавший против расставания с той, прежней, нежной и покладистой Павловой, теперь и помыслить не смел о том, чтобы уйти от Павловой нынешней: истеричной и жесткой. Дандре был главным распорядителем ее труппы - как и мечталось ему когда-то на вокзале в Петербурге, он действительно взял теперь в свои руки всю деловую сторону жизни Павловой. Вел расчеты с артистами, деловые переговоры, занимался подготовкой гастролей, связями с прессой, разработкой маршрутов. Багаж тоже паковал! Многие осуждали его за жадность: чтобы не платить неустойку, он заставлял Павлову выступать даже тяжело больной. Не отказался от гастролей в Эквадор, хотя знал, что там вспыхнула эпидемия желтой лихорадки. В Мексике велел Павловой танцевать под тропическим ливнем - по закону страны представления на открытых площадках не прекращались из-за случайностей климата, иначе надо было возвращать деньги зрителям. "Аннушка, давай ковать железо, пока горячо!", - убеждал ее Дандре.

После 1917 года из Россию в Европы хлынули толпы эмигрантов, среди них было немало и балетных, и далеко не все достойные сумели найти работу. А Павлова зарабатывала за вечер по 600 фунтов стерлингов! При этом Дандре понимал, что "павломания", охватившая Европу в начале двадцатых годов, в любой момент может пойти на спад, и нужно застраховать себя от нищеты именно сейчас, когда в кондитерских магазинах продают шоколадные конфеты "Pavlova" с ее подписью на коробках, в парфюмерных - духи, туалетную воду и мыло с тем же названием, в цветочных - особый сорт роз пепельно-розового цвета с бесчисленными лепестками, напоминающими пачку Павловой в "Менуэте", а в магазинах одежды - расшитые манильские шали с кистями, которые Павлова придумала драпировать на испанский манер, и это тут же вошло в моду!

Все, к чему она прикасалась, принимало черты изысканности и, к тому же, приносило деньги. В европейском суперпрославленных торговых домах Павлова непритворно восхищалась: "Прекрасно. Великолепно. Я покупаю это пальто. Оно - настоящее совершенство! Нужно только убрать карманы, здесь укоротить, здесь расширить, и изменить воротник". А в итоге модельеры еще и платили Павловой за то, что она переделывала под себя и носила их творения! Анна была нарасхват и как фотомодель, и как манекенщица. Рекламировала крем, туфли, фотографировалась для обложек модных журналов. Впрочем, модница Павлова, имея роскошные меха и драгоценности, хранила их в банковском сейфе.

Приобретательство не было ее страстью - ее страстью был танец! Павлова гастролировала так много, как ни одна другая балерина мира! Танцевала в США, Канаде, Южной и Центральной Америке, Японии, Китае, Бирме, Индии, на островах Цейлон, в Египте, Южной Африке, в Австралии, Новой Зеландии, на Яве и Филиппинах - в 44 странах и тысячах городов, в том числе и тех, где ни разу до нее не ступала ножка на пуантах!

В Индии по окончании спектакля все зрители встали на колени и подняли вверх руки. "Они приняли тебя за божество танца", - шепнул жене Дандре. В одном только 1925 году за 26 недель побывала в 77 городах, дала 238 представлений и износила 2000 пар балетных туфель. Она танцевала не только на сценах больших городов, но и в селениях, у фермеров западных штатов США, у сборщиков фруктов в Калифорнии, у мормонов, в ангарах аэропортов, в гигантских товарных складах... За ее вечные разъезды по морям и океанам, с континента на континент, Павловой подарили титул "Терпсихоры пакетботов". За 22 года бесконечных турне Павлова проделала 500000 миль по суше и по морю и дала примерно 9000 спектаклей. Знали бы те, кто не хотел брать ее в балетное училище, опасаясь, что она не выдержит больших физических нагрузок!

В любой стране главы государств, короли, президенты устраивали в ее честь приемы. В Мадриде король Испании каждый вечер посылал Павловой за кулисы букет цветов. В Канаде ей вручили золотой ключ от города, в Квебеке - дали почетное гражданство, в Венесуэле президент республики подарил Павловой бутылку русской водки.

Ее любовь ко всему русскому была известна даже в Венесуэле! Павлова старалась выстроить гастрольный график так, чтобы на русское Рождество оказаться где-нибудь в северных широтах - например, в Канаде, где можно кататься на тройках, так, чтоб снег скрипел под копытами лошадей. И чтобы непременно была настоящая елка! В "Айви-Хаусе" Павлова держала русского повара, и больше всего на свете любила гречневую кашу, биточки в сметане, осетрину и черный хлеб. А в репертуаре Павловой за все долгие годы странствий появилось очень мало нового: в основном она танцевала "выжимки" из репертуара Мариинки: одноактные балеты, дивертисмент, концертные номера...

Прошлое не отпускало Анну, хотя вернуться в это петербургское прошлое было никак невозможно! Даже города такого - Санкт-Петербург - с некоторых пор на земле не существовало. И даже повидаться с собственной матерью Павловой было негде. Впрочем, в 1924 году Советское правительство, наконец, разрешила выезд Любови Федоровны Павловой в Лондон для свидания с дочерью! Об этом Павлова узнала на очередных гастролях в Америке. И в тот же день скоростной пароход "Мавритания". Пересекавший Атлантику всего за пять дней, уносил ее в Англию. И все эти пять дней пути Павлова страшно волновалась, перебирая в памяти всю свою жизнь. Свидание длилось столько же - пять дней. Любовь Федоровна все дивилась на красоту и роскошь "Айви-Хауса", и каждое новое слово, будь то название экзотического цветка в саду, или стиль мебели, просила записать на отдельную записочку. "Зачем?", - спросила Анна. "А как же? - ответила мать. Приеду домой, стану соседкам рассказывать, как ты живешь, а нужное слово-то и не вспомню!" Вопрос о том, чтобы остаться с дочерью в Англии, Любовь Федоровна отказывалась даже обсуждать. В конце-концов мать уехала - с несколькими чемоданами подарков и карманами, набитыми записочками.

И Анна испытала странное облегчение: в конце концов нежная любовь между матерью и дочерью существовала, скорее, в мечтах Анны, чем в реальности. -Говорят, каждая женщина рождена для любви, - жаловалась Анна подруге, бывшей балерине, а ныне владелице шампиньонной фермы Наталье Трухановой. - Но меня никто не любит по-настоящему, даже моя мать, и я никого не люблю. Значит, моя жизнь не удалась?" "А как же Дандре?" - изумлялась Труханова: "Ах, чтобы заслужить его любовь, я так долго притворялась, что он мне безразличен, что, кажется, сама поверила в это!" "Если б ты не любила Дандре больше, чем саму себя, разве ты уехала бы из Петербурга?", - тихо возразила Труханова, к слову, сама эмигрировавшая из России ради спасения мужа - белогвардейского генерала.

Однажды Павлова расплакалась, случайно побывав на концерте одной русской танцевальной пары, которым очень тепло аплодировали. "Отчего же вы, великая артистка, расстроились из-за нашего успеха?", - спросили молодые артисты. Павлова ответила: "Это чувство превыше меня!"

Но время - вещь неумолимая, и век балерины короток. Короче становится дыхание, из программы выпадают номера: в конце-концов Павлова вынуждена была признать: ее ученицам зрители стали хлопать громче, чем ей самой! Павлова и сама не заметила, как превратилась в маленькую, усталую и стареющую женщину с очень жилистыми, натруженными ногами и руками. Слишком долго она мерзла в неотапливаемых вагонах, слишком часто преодолевала недомогания, и слишком редко отдыхала. В результате техника все уходила, Павлова даже стала полнеть! Конечно, она боролась: еще более сокращала отдых, и, если раньше ела все подряд, но очень маленькими порциями, то теперь и вовсе стала морить себя голодом. К тому же, с 1929-го года у Павловой стало почти непрерывно болеть колено...

"Не могу болеть! - рассудила Анна. - Придется распускать труппу, платить неустойки, потом заново нанимать танцовщиков, перешивать костюмы: -Нет, Дандре этого не допустит! Знаю, даже умирать придется на бегу!

В январе 1931 года поезд, в котором Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции, потерпел аварию возле Дижона. Анна осталась цела и невредима, да только вот ей пришлось в одной пижамке и легком пальто идти пешком до ближайшей станции, и там еще двенадцать часов ждать следующего поезда. Конечно, во Франции зима не такая, как в России, но все же: Словом, Павлова подхватила простуду, лечиться по своему обыкновению не стала, и по дороге на очередные гастроли в Голландию заработала тяжелейший плеврит. 17 января 1931 года Анна Павлова прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее встречали только что выведенными белоснежными тюльпанами сорта "Анна Павлова" (вопреки опасениям Дандре, "павломания" ничуть не утихла за десяток лет). Но Павлова чувствовала себя так плохо, что не нашла в себе сил даже поблагодарить голландских селекционеров. Прямо с вокзала балерину спешно повезли в "Отель дез Энд", где ей были приготовлены апартаменты. Весь персонал по традиции выстроился у входа, чтобы встретить гостью. Одна худенькая горничная дрожала от холода, и Павлова протянула ей свою муфту. Эта голландская девушка оказалась одной из последних, кто видел Павлову живой...

23 января 1931 года в лондонском театре "Аполлон" выключили свет и лучом прожектора прочертили в темноте весь путь, что Павлова проделывала в "Умирающем лебеде". Зал поднялся молча. Звучал только Сен-Санс, Все знали: сегодня ночью великой балерины на стало.

Она не дожила до 50 лет всего 8 дней! Впрочем, у балерин не бывает возраста. Дандре утверждал, что ее последними словами были: "Принесите мне костюм лебедя:". Знакомые говорили, что слова эти Дандре придумал, по привычке делая рекламу из всего, что попадется - будь то хоть смерть обожаемой жены. Недаром он так и не распустил труппу балета Анны Павловой, наспех заменив ее другой знаменитостью - Ольгой Спесивцевой. На гастролях в Австралии Спесивцева лишилась рассудка, и это было началом разорения Дандре.

Ни деньги с банковского счета покойной жены, ни "Айви Хаус" Дандре наследовать не смог - он так и не смог доказать, что являлся законным мужем Анны Павловой, все хранилось в слишком строгой тайне. "Тебе надо было жениться на Анне еще в России!" - корил Виктора Эмильевича его адвокат.

Михаил Фокин отозвался на смерть Анны Павловой проникновенной статьей "Умерла Павлова" (цитирую по книге М.Фокин "Против течения": "Искусство", Ленинград-Москва, 1962 г.):
"Тяжело. Невыразимо тяжело на душе!
Умерла Павлова.
Кто не знал ее? Кто не любил?
Все русские гордились ею. Для балета, для всех танцующих она была идеалом. Для художников, композиторов, для балетмейстеров она была вдохновением.

Бесконечно любовались мы Павловой в "Умирающем лебеде". Волновала, до слез трогала она своим изображением смерти. Но в то же время хорошо, радостно было на душе, и казалось, что бессмертна красота, бессмертно великое искусство, и нет ему конца...
Павлова не выставляла никаких лозунгов, не боролась ни за какие принципы, не доказывала никаких истин, никаких, кроме одной. Она доказала одну истину, что в искусстве главное - это...талант. Ни новое, ни старое, ни классическое, ни модернистическое искусство, а искусство талантливой личности. Поэтому-то в единодушной восторженной оценке Павловой сходятся представители самых разнообразных направлений...

Если надо сказать, что же лучше всего передавала Павлова, в чем же она была действительно несравненная, то я бы сказал: ее стихия была грусть. Не драма, а лирика. В самом физическом сложении Павловой, в ее тонкой фигуре, длинной шее, длинных худых руках было столько грусти. Поэтому, кроме "Умирающего лебедя", "Жизель" и "Баядерка" были ее высшими достижениями".

-

Автор:  Larna [ 30 мар 2014, 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Журнал, бесспорно, неплохой! Но как-то долго шло чтение, приходилось насильно себя "вчитывать" в текст.
Давно ждала этот выпуск и даже специально, ради удовольствия от него, отказывала себе в просмотре передач про Павлову.
Анна очаровательна. Как жаль, что ее танец невозможно увидеть. В отличие от музыкальных партий, которые можно услышать во все времена, творения танцоров до создания кинопленки исчезали, как взмах крыльев мотылька... Она и была мотылек. Но одаренный и трудолюбивый. Только эти качества и сделали ее любимицей судьбы.
Хотя все относительно... Совершенная изоляция от простого человеческого тепла и вымещение несколько садистской любви на птицах - в этом ей не позавидуешь. Но зато ей могли позавидовать другие талантливейшие танцоры - Спесивцева, Нижинский, хрупкость внутреннего мира которых просто не выдержала соприкосновения с той действительностью, от которой Анна с безмятежностью брала материальные бонусы. И слава богу не сходила с ума, реализуясь в творчестве и сводя с ума своих поклонников.

В самом журнале много фотографий, вводящих меня в транс. В интернете этих фото не вижу! Очень красивая женщина-шепот. Есть в ней что-то кавказское или азиатское. Наверное, есть доля правды в версии, что ее отец был крымский караим.

Автор:  Solovei [ 30 мар 2014, 23:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Larna писал(а):
Анна очаровательна. Как жаль, что ее танец невозможно увидеть.


Ну, немножко увидеть все-таки можно. smile_03
Сохранились, если я не ошибаюсь, 2 кинопленки: 1911 и 1924 годов - это как раз "Умирающий лебедь". Прямо дух захватывает от невесомого прикосновения к гению танца Анны Павловой... Всего-то 100 лет прошло, а кажется, что целая вечность...
Вот тут:
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C&where=all&filmId=3BPF72YvUXI

Автор:  Larna [ 31 мар 2014, 00:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

сейчас как раз смотрела Лебедя.
красиво, конечно.
хорошо, что хоть эти мгновения танца Павловой можно увидеть.

Автор:  Solovei [ 31 мар 2014, 00:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

И что самое интересное - смотрю на Павлову-Лебедя и просто восхищаюсь!
Краем глаза вижу все технические огрехи и недочеты ее танца (у нее ведь была плохая выворотность),но!
Это абсолютно не мешает увидеть талант...

Сейчас огромное количество балерин по технике танца безукоризненны, но как же скучен и однообразен их - технически совершенный - танец... smile_13

Автор:  JulettaRiver [ 31 мар 2014, 08:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

Solovei, спасибо за предоставленную информацию о потрясающей и великой балерине. Видео посмотрела с большим удовольствием. А вы наверное балерина или хореограф? Я угадала?
Larna, мне тоже кажется, что у Павловой были какие-то восточные корни. Внешность у нее очень необыкновенная и запоминающаяся.

Автор:  Solovei [ 31 мар 2014, 11:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: История в Женских Портретах №62 Анна Павлова

JulettaRiver писал(а):
Solovei, спасибо за предоставленную информацию о потрясающей и великой балерине. Видео посмотрела с большим удовольствием. А вы наверное балерина или хореограф? Я угадала?

JulettaRiver, угадали, к хореографии имею отношение. smile_23 .
Просто 8 лет занималась в балетной студии, а после ее окончания немного поработала педагогом-хореографом. smile_23
В результате на всю жизнь полюбила балет))))

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/