Немного об истории японской живописи:
В период Ямато (IV - VII века) в Японии введена китайская письменность (иероглифы), и распространяется буддизм, из Китая были завезены и многие произведения искусства. После этого японские художники начали воспроизводить произведения живописи в китайском стиле, или стиле кара-э.
Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле ямато-э (Ямато - богиня утренней зари в Японии). В период Хэйан (Х-XII века) стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой. Основные произведения этого направления были выполнены в виде ширм и сдвижных экранов. Чуть позже появляются длиннющие живописные свитки эмакимоно, на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч, а также картины на отдельных листах примерно альбомного формата. В период Мурамати (XIV век) жанр эмакимоно угасает и его вытесняет живопись тушью в дзэнской манере – суми-э, которая далеко выходит за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства.
К наиболее важным школам японской живописи эпохи Эдо (XVII -1 пол. XIX в.в.) относят школы Тоса и Римпа, которые специализировались на рисовании картин в стиле ямато-э. В эпоху Эдо процветали также и другие направления живописи: школы Маруяма-Сидзэёо, Акита, Итоо и др. Было популярно также направление намбан — буквально «южный варвар» — так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в этом стиле, подражали западной живописи и по-своему использовали западные сюжеты и законы перспективы. С начала XVIII в. в моду входит стиль бундзинга («просвещенная живопись») – художников, рисовавших в этом стиле, особенно вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга.
Укиё-э — это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX в. пришел в упадок. Как правило, под укиё-э понимают жанровую живопись и в особенности гравюру. Укиё-э означает «картинки плывущего мира», есть вариант появления названия укиё-э, согласно которому японские любители прекрасного воспринимали картины укиё-э как «всплывающие» из глубины листа – традиционная японская живопись не знала, что такое перспектива и художники не пользовались этим в принципе. В центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, — знаменитые гейши и куртизанки, актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола, эротические сцены, сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы», а также знаменитые виды природных ландшафтов. Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725—1770), который в 1764 году впервые применил технику цветной печати. Золотым веком укиё-э считается конец XVIII— начало XIX вв., когда творили такие гиганты, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (?), Тёбунсай Эйси (1756—1815), Кубо Сюнман (1757—1820), Кацукава Сюите и др. Вскоре пейзаж становится одной из любимейших тем для изображения и непревзойдённым мастером пейзажа был и остаётся Кацусика Хокусай, особенной известностью пользуются его работы, собранные в сборнике «36 видов Фудзи». Хокусай впоследствии подарил миру картинки манга (издал серию иллюстрированных альбомов «Хокусай манга» («Рисунки Хокусая») в 1814—1834 г.г.) Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укиё-э и западные техники.
|