Форум о журнальных коллекциях Деагостини, Ашет, Eaglemoss, Modimio
http://nacekomie.ru/forum/

Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины”
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=125&t=11957
Страница 1 из 2

Автор:  lak [ 25 окт 2013, 08:23 ]
Заголовок сообщения:  Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины”

Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” 390551_640.jpg [ 87.9 Кб | Просмотров: 11562 ]

Дата выхода в России - 25 Октября 2013
Рекомендуемая розничная цена - 149 рублей

Автор:  Lmilaya [ 25 окт 2013, 12:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” Отсканировано 25.10.2013 12-47.jpg [ 52.92 Кб | Просмотров: 11503 ]

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” Отсканировано 25.10.2013 12-47 (2).jpg [ 56.02 Кб | Просмотров: 11503 ]


Картина нормальная. По сравнению с Ночным дозором - отличная. Чуть темновата. Основной тон картины на развороте светлый, кремовый, на мини фон явственно зеленит. Мордашки четкие. Конечно, в таком мини-формате не смотрится она, очень все мелкое. Рамочка без нареканий. Вообщем, неплохо)
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” 20131025_125450.jpg [ 44.86 Кб | Просмотров: 11503 ]

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” 20131025_125811.jpg [ 47.66 Кб | Просмотров: 11503 ]

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” 20131025_125658.jpg [ 52.89 Кб | Просмотров: 11503 ]

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” 20131025_125909.jpg [ 65.96 Кб | Просмотров: 11503 ]

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” 20131025_125903.jpg [ 69.5 Кб | Просмотров: 11503 ]

Автор:  Larna [ 25 окт 2013, 22:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Интересно, почему девочка вторая справа такая некрасивая?

Автор:  Wakaineko [ 25 окт 2013, 22:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Larna писал(а):
Интересно, почему девочка вторая справа такая некрасивая?


это карлица, вот чего прочитала:

В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик.
Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Автор:  Rodelen [ 26 окт 2013, 09:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Вот из-за этой карлицы я и не взяла номер.

Автор:  Solovei [ 26 окт 2013, 11:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Я тоже Веласкеса пропускаю, как и Рериха. Жду Крамского, а потом - Кипренского smile_23 .

Автор:  LanaMS [ 26 окт 2013, 23:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

А я эту картину обязательно куплю, т.к. еще после анонса списка первых 10-ти картин читала в интернете про историю ее создания, которая меня очень заинтересовала. И , вообще, считаю, что картина необычная...

Автор:  Lmilaya [ 26 окт 2013, 23:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Крамского возьму - обожаю "Незнакомку"!

"Менины" всегда не особо нравилась, (испытываю некоторое отвращение к жизни и обычаям дворцовых дворов того времени), но зачем-то её купила, видимо для того, чтоб найти в ней изюминку и разобраться в ней.

Обратите внимания, на нашей картине мольберт оставили, а малыша-карлика обрезали, один нос торчит, да нога.
(Не понимаю я этих обрезаний, трудно хорошо расчитать и раму на сантиметр длиннее сделать? Вообще дикость какая!)

По традиции, будет несколько достойных внимания версий-обзоров картины.

Особое внимание привлекла эта статья



Менины

Слово «Менины»(las meninas) — португальское, так называли не всех фрейлин, а лишь молоденьких девушек из знатных фамилий, туживших у принцесс фрейлинами, начиная с детских лет и до тех пор, пока их не представляли в свет (тому был определенный признак: они получали с этого момента обувь на высоких каблуках, какой не носили менины).

"Где живопись? Все кажется реальным
В твоей картине, как в стекле зеркальном."
Франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” картина полн.jpg [ 37.12 Кб | Просмотров: 11187 ]

1656 г. Холст, масло,
318 х 276 см. Прадо, Мадрид


Летом 1656 года* Веласкес пишет одну из своих самых прекрасных и загадочных картин. Зрелый мастер, находящийся на пике всеевропейской славы, на вершине придворной карьеры, доверенное лицо короля, на огромном полотне изображает пятилетнюю дочь Филиппа IV – всеобщую любимицу инфанту Маргариту в окружении слуг.

Полутемный прохладный зал, пробивающийся сквозь окна жаркий свет мадридского дня,(0) гулкая тишина пустого дворца. Только что отзвучал задорный голосок sabandija, маленькой зверюшки, как звал ее король, и звонкие шаги юной фрейлины, (менины по-португальски) подающей Ее Высочеству воду. Вся группа внезапно остановилась перед королем и королевой, пришедшими проведать художника, пишущего на огромном холсте недоступную нашему глазу картину. Вот они, Филипп IV и Марианна Австрийская, вот их отражение в зеркале на задней стене зала…
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” зеркало (фрагмент).jpg [ 63.67 Кб | Просмотров: 11187 ]

Но постойте, если они отражаются в зеркале, висящем параллельно плоскости холста, значит, сами они стоят перед холстом, там же, где и мы с вами! Веласкес организует пространство не только внутри, но и вне холста! Многие, кому посчастливилось стоять перед картиной в Прадо, говорят о незабываемом эффекте присутствия – рядом, у левого плеча, чуть сзади, стоит королевская чета, глядящаяся в нарисованное зеркало…

Прохлада, тишина, умиротворенность… Но чем дольше, чем внимательнее всматриваешься, тем эфемернее оказывается спокойствие. Незримые нити, связывающие персонажей, натягиваются до предела, пустота звенит от напряжения. Вот-вот что-то случится… Что-то не так в этой идилии! «Приближаясь к стене, за которой таится что-то неведомое и тревожное, мы говорим – Веласкес».

Знаменитый художник, друг короля, он вовсе не так благополучен во дворце – он здесь только благодаря высочайшему покровительству. Знать, окружающая короля, сжигаемая завистью к блестящей карьере ни разу не уличенного во лжи Веласкеса, презирающая его занятие живописью, «низким и механическим делом», унижающим достоинство дворянина, мечтала бы вечно держать его среди «парикмахеров и людей для развлечения». «Жалует царь, да не жалует псарь»… И чем выше поднимается Веласкес, тем явственнее и упорнее выказывается презрение и ненависть. Особенно в последнее время, с 1652 года, когда король, вопреки мнению комиссии, назначил Веласкеса квартирмейстером дворца, поставив заносчивых грандов перед невыносимой необходимостью подчиняться его указаниям.
Единственный выход виделся Веласкесу - добиться официального признания древности и благородства своего рода - быть принятым в один из военно-религиозных орденов, куда входили избранные из избранных испанского дворянства. Он уже подавал прошения об этом папе Иннокентию X, (именно с этой бумагой в руке изображен папа на знаменитом портрете) и Филиппу IV, но пока просьба его остается без ответа…

Число комментариев к «Менинам» почти бесконечно. При прозрачной ясности и лаконичности сюжета – почти до его отсутствия, при том, что все, (почти все) изображенные известны поименно – при всем этом присутствие тайны очевидно внимательному зрителю. Что-то несомненно спрятано здесь, хотя прятать-то, по сути, негде, что-то, гораздо более важное, чем незатейливый рассказ о незначительном эпизоде дворцовой жизни.

Картина не отпускает, заставляет думать о себе, говорить о себе, даже когда сказать, в общем, и нечего. Отсюда огромное число повторений, общих мест, переходящих от одного автора к другому, поток астрологической, мистической и прочей бестолочи, вроде ни в какие ворота не лезущего высказывания Пикассо о фашистах, пришедших арестовывать Веласкеса. Этот поток не умаляет ценности множества глубоких и оригинальных мыслей, вызванных «Менинами». Однако, как почти всегда при обилии разговоров, до сих пор нет ответов на самые простые вопросы, и в самом важном царит беспросветная путаница.

Общепринято, что Веласкес – один из самых загадочных художников мировой живописи. И точно так же не может быть подвержено сомнению, что он всегда избегал в своих работах какой-либо фантастики и мистики, а религиозные и мифологические сюжеты трактовал абсолютно реалистически. Как совместить эти на вид несовместимые утверждения? Путь, наверное, один – признать, что загадки Веласкеса лежат не в сфере мистики, а в сфере реального, что картины его скрывают шифры, содержащие информацию о конкретных, очень важных для Веласкеса вещах. Постараемся раскрыть одно из таких зашифрованных посланий.


Принято считать, что художник в «Менинах» - это единственный « абсолютно достоверный автопортрет» Веласкеса.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” менины - художник.jpeg [ 40.09 Кб | Просмотров: 11187 ]

Беда, однако, в том, что именно это изображение не может быть портретом Веласкеса. В самом деле, откуда у него на груди крест ордена Сант-Яго? В 1656 году? Ведь получил он этот крест только в ноябре 1659. Неужели пририсовал самовольно? Из тщеславия? Или в шутку? Ни за что не поверю! Можно ли себе представить художника сталинской поры, самовольно рисующего на своем портрете звезду Героя Советского Союза? Или Пушкина, втихомолку пошившего себе камергерский мундир, да и нагрянувшего в нем во дворец? Полный бред!
Помимо того, что это далеко не безопасно в любом обществе и в любую эпоху, для таких эскапад надо быть совершенно асоциальным типом, отвергающим законы своего общества. Веласкес отнюдь не такой тип. Напротив, он прекрасно вписан в систему. 36 лет при дворе, более чем успешная карьера, начатая почти с нуля – для этого надо быть царедворцем до мозга костей, целиком и полностью принимающим все ценности этой жесткой системы. Членство в ордене Сант-Яго для Веласкеса никак не предмет шуток и своеволия.

Позже, «после долгой тяжбы с широкой оглаской» все-таки став членом ордена, Веласкес тоже не мог этого сделать – по крайне унизительным обстоятельствам. Уступив приказам папы и беспрецедентному нажиму короля, капитул ордена принял решение, сформулированное для Веласкеса просто оскорбительно. Вот текст этого решения:

«Присваивается титул кавалера Ордена Сант-Яго Диего де Сильва Веласкесу, уроженцу города Севилья, Квартирмейстеру Дворца и Адъютанту Двора Его Величества, оглашается письмо Его Святейшества, в котором прощается отсутствие благородного происхождения его 4-х дедов и бабок.
В Совете 27 ноября 1659 года.»


Прощается отсутствие благородного происхождения! А между тем, благородство было подтверждено сотнями свидетельств! Между тем, предки Веласкеса по отцу вели родословие от самого Энея Сильвия, внука прародителя римлян!

Нет, после такого Веласкес не был бы дворянином, если бы задним числом стал пририсовывать себе этот злосчастный крест.

Итак, Веласкес не мог, не хотел и не мог хотеть писать крест ордена Сантьяго на автопортрете 1656 года. Но ведь мы видим крест на груди художника в «Менинах»! И крест этот явно написан во время работы над картиной, а никак не позже, и явно самим Веласкесом, хотя Паломино утверждает, что сделано это было уже после смерти художника по приказу короля, или даже самим королем, «для воодушевления служителей этого благороднейшего искусства».

Крест написан Веласкесом, аргументы в пользу этого – живописная и композиционная необходимость именно такой детали именно на этом месте. В самом деле, с точки зрения живописи - на огромном темном пространстве левой стороны картины органически требуется этот красный акцент, завершающий целую гамму черных и коричневых и перекликающийся с красными акцентами сосуда для воды, лент на платьях инфанты и менины, костюма карлика. Композиционно же эта наклонная линия так же необходима – она подчеркивает наклон фигуры и входит в целую систему линий, организующих удивительно цельное пространство «Менин». Причем входит не как «еще одна», а как одна из главных, ограничивая место действия слева. Попробуйте убрать этот крест – и композиция сразу потеряет завершенность, «поплывет» бесформенным пятном в левый верхний угол. Веласкес не мог не написать здесь крест, и именно крест ордена Сант-Яго (крест в виде меча, по названию – Orden Militar de Santiago de Espada) - крест Калатравы, например, золотой или голубой, вписывающийся в квадрат, с огромными завитками по концам, просто бы все здесь разрушил. А ведь в 1656 году никто еще не мог знать, кавалером какого ордена станет Веласкес.

(Только в апреле 1658 года король предоставил Веласкесу на выбор три ордена – Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Веласкесу было о чем подумать при выборе: к примеру, одним из основателей Ордена Калатрава был монах по имени Диего Веласкес. Да и даже после опалы графа Оливареса в Ордене Калатравы оставалось много его сторонников, таких же, как Веласкес, «выдвиженцев» некогда всемогущего графа.)

Кроме того, крест написан совершенно в манере Веласкеса – сначала легкий набросок тем же цветом, а потом поверх – уверенным и точным мазком. При этом следы наброска не уничтожаются, в отличие от всех испанских художников того времени, они не мешают Веласкесу.

Итак, во-первых, Веласкес не мог написать этот крест на автопортрете в 1656 году, во-вторых, крест написан во время создания «Менин» и именно Веласкесом. Как совместить эти на вид несовместимые утверждения? Только признав, что:

Дворянин, изображенный в «Менинах» с палитрой и кистью - не Веласкес.

И еще подробности, сами по себе не могущие быть доказательствами, но… Обратите внимание, как небрежно натянут изображенный на картине холст! При такой натяжке, что называется, через гвоздь, полотно такого размера неминуемо провиснет, а то и сорвется с подрамника уже во время подмалевка. (Нагрузка от натяжения холста должна компенсироваться силой трения на ребре подрамника, равномерно по всей его длине, а не гвоздями, удерживающими холст. См., к примеру, Богуслав Сланский «Технология живописи».)

Веласкес, с ранней юности отличный знаток всей технологии живописи, конечно же, проследил бы, чтоб холст был натянут нормально и уж никак не стал бы работать на холсте, натянутом как попало.

Теперь посмотрим на палитру, которую художник держит в руках. Белила, две красных, желтая, несколько коричневых и черная - это не палитра Веласкеса! Он давно уже работает не локальным цветом, а отношениями, учитывая взаимодействие холодных и теплых тонов. При такой работе палитра - это как бы цветовой набросок картины и на ней обязательно должно сопоставление минимум двух красок по цвету, тону, по «теплохолодности». Именно этим достигнута потрясающая световоздушная среда «Менин» и именно этого нет в палитре высокомерно глядящего сквозь нас художника…

Кстати, о высокомерии. Данные рентгеновского исследования показывают, что в начале работы Веласкес изобразил на этом месте старшую дочь короля – Марию Терезу, и художника, выглядывающего из-за ее спины, но потом убрал инфанту, не очень почтительно к королевской фамилии посчитав художника важнее.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” Infantin-Maria-Teresa.jpg [ 43.18 Кб | Просмотров: 11187 ]

И все это на глазах короля и самой инфанты, ведь они часто навещали художника за работой и видели процесс работы, а не только результат. Написать самого себя вместо Ее Высочества - это не шаг опытного царедворца. Несколько подобных шагов, а прямо говоря, просчетов, и карьера при дворе может бесславно закончиться…

*** Историки обратили внимание на то, что в этой картине не изображена старшая дочь Филиппа IV от первого брака, инфанта Мария Тереза. В то время шли споры о ее замужестве, имевшем политический характер ввиду длительной испано-французской войны. Восемнадцатилетняя инфанта решительно заявила о своем желании выйти замуж за короля Франции Людовика XIV вопреки намерениям выдать ее замуж за императора Австрии. Ее несогласие, как предполагает Санчес Кантон, вызвало споры и охлаждение ее отношений с отцом и мачехой, что могло послужить причиной отсутствия ее изображения на картине.

Нет, за что ни возьмись, все говорит о том, что Дворянин, изображенный в «Менинах» с палитрой и кистью – не Веласкес.

Подойдем с другой стороны. Всеми безоговорочно признано: Веласкес – портретист от бога, с легкостью достигающий абсолютного сходства с моделью. И тут же все говорят о «предположительных автопортретах» Веласкеса! Странная вещь, непонятная вещь! Выходит, бог отворачивался от художника всякий раз, когда тот пытался изобразить себя и всякий раз автопортрет получался непохожим, причем всякий раз непохожим по-разному? Нет, конечно. Вот в эрмитажном «Завтраке», и в «Сдаче Бреды», и в портрете молодого человека из Капитолийского музея - разница в возрасте, одежде, в освещении не мешают видеть – это один и тот же человек! Сходство разительное! Казалось бы – вот несомненные автопортреты, в чем проблема? Да в том, что все они, (и не только они), так схожие меж собой, совершенно не похожи на художника из «Менин». Опять все упирается в этого кавалера ордена Сант-Яго - чтобы распутать и этот узел, надо отказаться от того, что он – Веласкес.

Кто же изображен в «Менинах»? И есть ли вообще здесь Веласкес? Конечно, есть. Я совсем не собираюсь отвергать работу Антонио Паломино. Но список персонажей «Менин» был составлен им через 68 лет после создания картины, явно по неполному лаконичному документу. Очевидцев к тому времени осталось очень немного. Ни одного персонажа «Менин» давно уже не было в живых. (Филипп IV умер в 1665 году, Марианна в 1696, Маргарита в 1673, Агостина Сармиенто в 1668, Изабелла де Веласко в1659, Марсела де Ульоа в 1669, Хосе Ньето в 1684, Николас Пертусато в 1710.) Такой список не может считаться абсолютно надежным. Для достижения истины его необходимо подвергать сомнению, анализировать, сопоставлять с другими фактами, искать ответы на неминуемые вопросы. К примеру: почему Паломино не удалось установить имя одного из изображенных в «Менинах»? Ответ на этот вопрос дал бы нам очень много. В самом деле, если не сохранилось точного свидетельства, то скорее должно было бы появиться несколько конкурентов, ведь это большая честь – быть изображенным на одной картине с королем и королевой. Однако вакантное место почему-то не привлекло испанскую знать…

Но все по порядку. Вот кого называет Паломино:

Во-первых, естественно, инфанта Маргарита - формально «Менины» это ее портрет в окружении слуг. Ей прислуживают две фрейлины, менины по-португальски - присевшая и подающая воду Мария Агостина Сармиенто и склоняющаяся над инфантой в поклоне Изабелла де Веласко.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 2.jpg [ 42.95 Кб | Просмотров: 11187 ]

Филипп IV и Марианна Австрийская, король и королева, тоже присутствуют на холсте – как отражение в зеркале.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” зеркало (фрагмент).jpg [ 63.67 Кб | Просмотров: 11187 ]

Мы видим также, согласно Паломино:

Диего Веласкеса,

Хосе Ньето, родственника художника, гофмаршала королевы,

Марселу де Ульоа, дуэнью,

двух карликов, Мари Барболу и Николазито Пертусато,

неизвестного дворянина.

На переднем плане лежит большая собака, которую пинает неугомонный Николазито.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 1.jpg [ 43.93 Кб | Просмотров: 11187 ]

Дуэнья разговаривает с дворянином, другой дворянин виден в проеме двери на заднем плане.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 3.JPG [ 35.21 Кб | Просмотров: 11187 ]

О третьем – с палитрой и кистью - мы уже говорили, это не Веласкес. Будем стоять на этом против Паломино и против кого угодно, но не против здравого смысла и законов живописи. Это не Веласкес, и значит, искать Веласкеса надо среди оставшихся двоих.

Есть и еще кое-что, что поможет нам пробиться к смыслу «Менин». На стене, над зеркалом, в котором отражаются Филипп и Марианна, висят две картины. Известны и сюжеты и авторы их: слева копия с Рубенса, «Афина и Арахна», справа Йорданс, «Аполлон и Марсий». Запомним это и вернемся к поискам Веласкеса.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 4.JPG [ 21.39 Кб | Просмотров: 11187 ]

Опять же общепринято, что дворянин в дверном проеме на заднем плане - это Хосе Ньето.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 5.JPG [ 49.65 Кб | Просмотров: 11187 ]

Но никто не задался вопросом: за что такая честь этому, прямо сказать, третьестепенному персонажу? Ведь так же общепризнано, что место, где он изображен – главная, узловая точка картины. Судите сами: во-первых, он поставлен в перспективный центр картины. Во-вторых, к нему ведут мощные пластические движения – проследите линию из правого угла холста по правой ноге карлика, по руке Мари Барболы, по рукаву и прическе Изабеллы Веласко; вдоль собачьего плеча, морды и уха по груди и щеке Изабеллы Веласко; слева от складки на подоле Агостины Сармиенто по подолу, рукаву и прическе инфанты! Палитра и кисти коротко, но энергично посылают глаз в том же направлении. И так далее. В третьих, он стоит ровно по центру группы. Движения всех персонажей первого плана направлены к нему. К тому же, фигура в дверном проеме - самая контрастная в картине. К тому же, наличники двери окружают эту фигуру рамой, выделяя ее, делая это изображение «картиной в картине», гораздо решительней, чем даже рама зеркала выделяет королевскую чету.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 6.jpg [ 39.92 Кб | Просмотров: 11187 ]

Всеми имеющимися у живописца средствами Веласкес делает эту фигуру ключевой, делает ее важнейшим композиционным узлом, «точкой сборки». Может, у мастера пониже рангом в таком месте и мог появиться случайный персонаж, но не у Веласкеса. Великий испанец всегда очень тщательно продумывал каждую мелочь работы. Отсюда его обычай делать большие перерывы между короткими сеансами, так что у современников складывалось впечатление, что он забывает о работе, пишет нехотя.
Отсюда его «сокращенное письма», manera abbreviada, так и хочется перевести впрямую – аббревиатурная манера, когда каждый мазок, каждый штрих оказывается как бы только заглавной буквой объемной, содержательной фразы. Нет, любой мазок в “Менинах” не случаен, не то, что эта ключевая для композиции фигура. С уверенностью скажем: эта фигура – также и смысловой центр картины. И, находясь в перспективном центре холста, эта фигура стоит в позе художника, протянувшего руку к холсту. Если бы в этом месте было зеркало, Веласкес видел бы себя точно в этой позе - стоящим на ступенях помоста, необходимого для работы над картиной таких размеров, и протянувшим руку к холсту.

А теперь приглядимся к этому лицу, как ни мало оно на репродукции и признаемся себе – где-то мы его уже видели. Ну, конечно, мы видели его на автопортретах, юным и беззаботным в эрмитажном “Завтраке”, возвышенно-задумчивым на римском портрете, бледным, напряженным в “Сдаче Бреды”. Вспомнив пристрастие Веласкеса к удачно найденому ракурсу, нельзя не признать: да, это сам Веласкес стоит на заднем плане в проеме двери. Как и положено Квартирмейстеру Дворца Его Величества – все организовав, все уладив и предусмотрев, отойти на задний план. Как и положено Гению – создав шедевр, вложив в него всего себя, отстраниться и снова стать больше любого из своих шедевров.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” завтрак.jpeg [ 61.32 Кб | Просмотров: 11187 ]


Как опытный устроитель церемоний, Веласкес придает случайной на первый взгляд группе людей четкую структуру. Все они образуют пары: король и королева; две фрейлины; двое слуг - Марсела де Ульоа и Хосе Ньето, (здесь, в тени, ему самое место); два карлика.

Пара картин на стене изображает – каждая – противоборствующую пару: Аполлон соревнуется с Марсием в игре на флейте, Афина бьет Арахну, раздосадованная проигрышем в ткачестве.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” картины.jpg [ 45.21 Кб | Просмотров: 11187 ]

Даже оставшаяся, вроде бы, без пары инфанта, прелестный ребенок, рифмуется неожиданным жутковатым сходством с уродливой карлицей.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 7.JPG [ 36.4 Кб | Просмотров: 11187 ]

Так последовательно, от начала до конца прослеженный принцип дает право сказать: и оставшиеся персонажи, Веласкес в дверном проеме и неизвестный дворянин с кистью в руке тоже составляют пару. Они связаны именно друг с другом, они взаимодействуют, они противостоят друг другу. И в центре этого противостояния – Филипп IV. Проследите линию от руки с кистью через глаза королевы и короля к лицу стоящего в дверях. Линия скорее смысловая, умозрительная, но стоит раз выделить ее для себя, и не видеть ее уже невозможно, она становится главной осью картины, почти говорящей, почти все объясняющей: линия весов, в центре которых - Филипп IV.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” фр 8.JPG [ 33.33 Кб | Просмотров: 11187 ]

Глядя на «Менины», мы фактически видим три картины, две из которых можно назвать одинаково - «Спор», «Соревнование». Видимо, и «Менины» можно назвать так же. Веласкес соревнуется с неизвестным, как Марсий с Аполлоном, как Арахна с Афиной. Это противостояние Таланта и Силы.

Веласкес заставляет высокородного испанского гранда держать в руке кисть, пачкать красками парадный костюм, работать – то есть ронять свое достоинство, становясь на одну доску с презренными ремесленниками и прочим сбродом. Не мудрено, что мы не знаем его имени - он приложил все свое влияние, все связи, чтобы скрыть свое имя, чтобы не остаться навеки опозоренным “низким и механическим ремеслом”. Конечно, от пересудов современников спастись не удалось, но потомки не должны быть скомпрометированы позорным занятием предка. Именно таково было отношение тогдашней аристократии к живописи. Позже Веласкесу, чтобы стать кавалером ордена, пришлось доказывать, что он не художник, собирать свидетелей, что писал только для “удовольствия и по приказу короля”. Оттого-то и остался один дворянин в списке Паломино неизвестным. Остальные персонажи постарались зафиксировать свое присутствие в “Менинах”, рядом с королевской семьей. И только для одного из них честь оказалась сомнительной – все дело в палитре и кистях – проклятых атрибутах труда, позорящего дворянина.

Вполне возможно узнать это неизвестное имя, обнаружив в каталогах испанской живописи другой его портрет - со шпагой в руке, или с прижатой к сердцу ладонью и воздетыми к небу глазами, или в какой-либо еще приличной позе. Возможно, это один из претендентов на пост квартирмейстера, обойденный Веласкесом. Пока же ясно одно – он один из тех, кто по мере сил отравлял жизнь Веласкеса при дворе, кто не мог простить ему блестящей карьеры, кто донимал его мелочными придирками, высокомерием, скрытым презрением, задержками жалования, из-за кого позже, во время борьбы за орден Сант-Яго, Веласкес напишет, что “измучен недоверием” и “умоляет о защите”, кто даже принятие художника в орден умудрился сделать унижением, кто, наконец, вопреки уставу ордена, отказался участвовать в похоронах и нести гроб с телом художника.

Однако Веласкес и в портрете “лютого друга” остается верен себе. Никакой предвзятости, никакой злости, ни грана карикатурности или обличения. Веласкес, как всегда, пишет то, что видит: человека, на первый взгляд, прекрасного духовно и физически. Но вглядитесь в это лицо - скривившийся презрительный рот, пустые, глядящие в никуда глаза выдают бесконечное высокомерие гранда, способного смотреть даже сквозь короля, а нелепое изящество, с которым он держит кисть, говорит о неумении ничего делать этими руками, разве только фехтовать. А процесс его появления на холсте, когда он, поначалу выглядывающий из-за плеча Марии-Терезы, в конце концов вытеснил ее! Жестокая характеристика, тем более жестокая, что усомниться в ее справедливости невозможно. Но Веласкес не нападает на противника, не обвиняет его, не судит – он излагает факты и предоставляет судить другим. Кому? Проясним и этот вопрос.

Для кого написаны “Менины”? Ясно, что не для кого попало, не для нас с вами, не для любого зрителя. И вовсе не потому только, что Веласкес был придворным живописцем и писал по заказу короля. “Менины” – особый случай: ведь отражающимся в зеркале изображен Филипп IV, а значит, какое бы ошеломляющее впечатление не производила на нас картина, в полную силу она «работала» лишь тогда, когда Филипп стоял перед ней и видел свое отражение в нарисованном зеркале. «Менины» – это послание королю, содержащее зашифрованную живописным языком, но совершенно конкретную информацию.

“Менины” - многослойное произведение. Если смотреть первый, поверхностный слой, то это, конечно, просто портрет инфанты Маргариты со слугами. И в этом слое не так уж важно, кто эти слуги, кто где стоит, какие картины висят на стенах и т. д. Сопоставив изображенное на холсте с фактами жизни Веласкеса, выходим на другой слой, отнюдь не отменяющий первый. Здесь прочитывается конкретное послание королю, здесь художник выносит на суд короля свое противостояние дворцовой элите. И здесь уже очень важны детали, вдруг начинающие работать: Аполлон, “знатный вельможа при дворе Зевса”, расправляется с Марсием, Афина бьет Арахну, шут пинает собаку, беззаветного слугу и друга хозяина, знатный вельможа при дворе Филиппа оттесняет Веласкеса, беззаветного слугу и друга короля, на задний план, отнимает у него ключ квартирмейстера. Что ж, пусть забирает и палитру и кисти! Но сомнительно, что работа, пока повернутая к зрителю изнанкой, будет так же хороша, как работа Веласкеса: “Менины”, полные дышащей жизнью, производят ошеломляющее впечатление. Такова ли будет другая картина, если взявшийся за кисть гранд не смог даже проследить, чтобы холст был натянут нормально. Да и работа Веласкеса-квартирмейстера сделана блестяще - все продумано, отлажено, все на своих местах – в жизни кажется, что все сложилось само собой. Но на картине ясно – все нити сходятся к создателю этой гармонии – на холсте и в реальности.

В мифе, к которому Веласкес еще вернется, (“Пряхи, или Миф об Арахне” , 1657) Афина соткала ковер с сюжетами о том, как боги карают смертных, Арахна – о том, как боги смертных возлюбили. Король, любитель и знаток живописи и уже по одному этому знаток античных мифов, не мог не понимать – его ставят над схваткой, в положение всесильного Зевса, вольного казнить или миловать, защитить или отдать на растерзание…

Подведем итоги. Опираясь исключительно на общепринятые и бесспорные положения и пытаясь примирить их явные противоречия, неизбежно приходим к выводу, что автопортрет Веласкеса в «Менинах» - это дворянин, стоящий в проеме двери на заднем плане, а никак не художник с крестом Сант-Яго на груди. Вывод на первый взгляд экстравагантный, но только он дает возможность избавиться от множества недоумений, связанных с этой картиной и вообще с творчеством Веласкеса. Во-первых, снимается проблема автопортретов. Во-вторых, только такая версия позволяет выстроить сюжет картины, не противоречащий ее эмоциональному строю, очевидному для каждого зрителя. «Менины» - многослойное произведение. На поверхности это портрет инфанты Маргариты в окружении слуг, более глубокий слой – обращение художника к королю с просьбой о защите от нападок придворных завистников. Выявляется сюжетная концепция «Менин», столь же цельная, как и живописная – ведь на нее согласно работают все, даже мельчайшие детали картины.

Есть, я уверен, и множество других смысловых пластов в “Менинах”. Но бесспорно, что в живописи главное – живопись. К сожалению, не имея перед глазами картины, о живописи рассуждать мы не можем. Это, как говорится, совсем другая история.
Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” автопортрет.jpg [ 39.61 Кб | Просмотров: 11187 ]

Автор Градусов Сергей, источник: "Менины. В поисках Веласкеса"

Автор:  Larna [ 27 окт 2013, 01:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

ох ничего ж себе, как интересно! мысль про зеркало меня посетила (хотя это на поверхности), и очень волновало, кто это так подчеркнут в дверном проеме...
инфанта, получается, составляет пару с собакой... за что же они соперничают?

Автор:  Lmilaya [ 27 окт 2013, 07:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Нет, здесь получается тройная парность:
Карлик - собака (они не просто рядом, а во взаимодействии друг с другом)
Калик - карлица ( оба шуты)
Карлица - инфанта (уродство и красота)

Автор:  Larna [ 27 окт 2013, 10:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Ну и это тоже имеет место - а как же, в те времена намеки хватали на лету, выражаться прямо было сродни позору.
Просто автор разбора картины пишет, что все разделены по соперничающим парам. Главная пара, конечно, - придворные художники, и это подчеркивают Арахна и Афина, Аполлон и Марсий на картинах в тени. Но и всем остальным есть за что соперничать, и недаром их по двое: король и королева - соперники, фрейлины-соперницы, шуты-соперники, дворянин и дуэнья... Не у дел только инфанта и собака. Хотя к инфанте еще была в пару ее сестра, впоследствии стертая smile_23

Автор:  Wakaineko [ 27 окт 2013, 10:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Очень интересная статья!
Посмотрела "Великих художников", там изложена версия, что "грустный Веласкес" у холста, а в дверях - Хосе Нието.
И там ещё упомянута интересная деталь:
"... в мастерской зашторены все окна, а на потолке отчётливо видны два крепления для люстр, но только самих этих источников света здесь нет, отчего огромная комната, увешанная старинными полотнами, погружена во мрак. Однако ни один художник не станет работать в темноте. А в картине, судя по расположившимся теням, основной поток света исходит со стороны монаршей четы, условно находящейся перед всей этой фигурной композицией, и лишь позади освещён дверной проём, в котором застыл уходящий дворецкий.
Выходит, Веласкес писал свои гениальные картины "во мраке" королевского дворца..... Он мог творить либо "в лучах" своего монарха, либо уйти из королевского дворца в никуда..."

Автор:  MisterDrakon [ 27 окт 2013, 13:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

А вот и я "обзавелся" данной репродукцией. Журнал, правда, еще не читал, бегом пробежался, рассмотрев другие шедевры.
Теперь репродукция. Не совсем я ей рад, но всяко лучше, чем, например, "Ночной Дозор". То, что она (репродукция) темновата - меня не смутило, оригинал такой. Смутило очередные, "вырванные куски" из шедевра. Карлика (справа), обрезали по голову. smile_13 smile_14 Нельзя, что-ли, обрезать ненужный мольберт (слева)? А, еще, написал ДеА по этому поводу: про "Ночной Дозор" и, соответственно про "Менины", про неправильное "обрезание" картин. smile_15 Жду ответ. Быть может прислушаются и не "вырвут кусок" нужных частей из шедевра будущих картин.

Автор:  Larna [ 27 окт 2013, 15:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

По-моему, не бывает "правильного" обрезания картин. Это варварство, как ни обрежь. Ладно еще для учебных целей, но не в виде якобы репродукции.

Автор:  Lmilaya [ 27 окт 2013, 16:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Larna писал(а):
Просто автор разбора картины пишет, что все разделены по соперничающим парам. Главная пара, конечно, - придворные художники, и это подчеркивают Арахна и Афина, Аполлон и Марсий на картинах в тени. Но и всем остальным есть за что соперничать, и недаром их по двое: король и королева - соперники, фрейлины-соперницы, шуты-соперники, дворянин и дуэнья... Не у дел только инфанта и собака. Хотя к инфанте еще была в пару ее сестра, впоследствии стертая smile_23

Н-да, пока диагонали рисовала, про соперничающие выскочило из внимания.
Про сестру дельная мысль, имеет место, тогда не у дел собака осталась.
А если планировалась только одна инфанта, или старшая, или младшая, тогда не знаю.
В виде догадки: собака совсем не огрызается, она выглядит или безразличной, или покорной тому, как с ней обращаются. Может это параллель.(?) Инфанта тоже не выбирает, все решено за неё, и она покорно готова исполнять свой монарший долг.

Про орден - веские доводы в статье, с наградами и титулами действительно тогда не шутили, все отличия тщательно фиксировались и отслеживались.

Неуверена за достоверность картины "Аполон и Марсий" - в интернете только этот вариант, может кто знает: эта картина имелась в виду, или нет.


Wakaineko писал(а):
Выходит, Веласкес писал свои гениальные картины "во мраке" королевского дворца..... Он мог творить либо "в лучах" своего монарха, либо уйти из королевского дворца в никуда..."

Интересная подробность. Свет, я так поняла, тоже очень многоговорящий элемент.
Эта мысль подтверждает, что художник - не Веласкес. Он помещен во мрак, со всей семьей. Веласкес не стал бы так явственно себя возвышать до уровня "семьи" (хотя и принят в неё). (по-моему, чьи-то слова повторяю)...
А в фигуре в дверях я вижу человека, свободного в своем выборе. Готов уйти, готов остаться, но выбираю сам.
Позиция "Вольного художника", гения, следующему по причинам выживания прихотям сильных мира сего работодателей, но оставаясь верным своей вольной природе, свободомыслию и свободотворчеству.

MisterDrakon писал(а):
А, еще, написал ДеА по этому поводу: про "Ночной Дозор" и, соответственно про "Менины", про неправильное "обрезание" картин. smile_15 Жду ответ. Быть может прислушаются и не "вырвут кусок" нужных частей из шедевра будущих картин.

Вопрос не в том как им обрезать, а зачем вообще обрезать картины, если формат рамок меняется.
Заявлен оригинал, и я хочу получить такой же оригинал в мини-варианте. Зачем применять к картине акты вандализма, изменять ее. С окраской, понятно, могут быть косяки (хотя и это отвратительно), но обрезать края?! Не картину под рамку подстраивать, а рамку под картину. Так грамотные люди делают. Тогда оговаривать нужно, что "Вложение номера - не полная копия, а чуть похожая иллюстрация оригинала".
Плохо, что косяки замечаешь, когда уже купила выпуск. Если бы был 100% возврат косячных обрезанных выпусков, они бы пересмотрели технологию, учитывая наши претензии. Вы молодец, что написали им. Но "писать и покупать" - бесполезно, а "писать и не покупать" - будет болезненно и ощутимо для них. Прямой удар по их финансам со стороны потребителей. Действуем словом, а если слов не понимают, действуем делом.

Вот Larna опередила мой поток красноречия, коротко и ясно smile_23

Автор:  almiza [ 27 окт 2013, 17:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Lmilaya писал(а):
...Плохо, что косяки замечаешь, когда уже купила выпуск...
Вот Larna опередила мой поток красноречия, коротко и ясно smile_23

Очень хотел собирать! Но имя "дЭа" не дало "подняться моей руке" на эту серию. Камни, хоть как-то можно выбрать из неповторяемости созданий Природы.
Видимо, Увлечённость зла, а Коммерция этим пользуется...(((

Автор:  Wakaineko [ 27 окт 2013, 17:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Вообще загадочный художник, во многие картины вкладывал скрытый смысл.
А так вроде похож живописец в "Менинах" на автопортрет Веласкеса (1640)

Фото:
Художественная галерея №9 - Веласкес  “Менины”
Художественная галерея №9 - Веласкес “Менины” image001.jpg [ 17.93 Кб | Просмотров: 11072 ]

Автор:  Larna [ 27 окт 2013, 20:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Ладно, будем считать этот мрак современным методом обучения - "лекция с запланированными ошибками" smile_23 Теперь точно каждый из нас знает, какие фигуры входят в "Ночной дозор" и "Менины".

Автор:  Lmilaya [ 27 окт 2013, 23:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Это точно) А вот вешать картину пока не очень хочется. Общая аура у нее не позитивная, а негативная какая-то(

Wakaineko писал(а):
А так вроде похож живописец в "Менинах" на автопортрет Веласкеса (1640)

похож, похож, как и на того неизвестного, в дверях smile_08 У художника лицо более круглое, более широкое, а у неизвестного узкое, вытянутое, как и у Веласкеса. Прически очень разные, у неизвестного очень скромная растительность, Зато усы у всех троих одинакие! Вооот как запутал всех!!! smile_27
Только сам художник знает, что он хотел сказать ))))

almiza писал(а):
Очень хотел собирать! Но имя "дЭа" не дало "подняться моей руке" на эту серию. Камни, хоть как-то можно выбрать из неповторяемости созданий Природы.
Видимо, Увлечённость зла, а Коммерция этим пользуется...(((

Да уж, но все же есть парочка удачных картин) И парфюмки стали очень радовать)
Надо нам делать умнее: изучать будущий выпуск заранее (как и камни), вооружиться до зубов, тогда потерь меньше будет. smile_29

Автор:  Solovei [ 27 окт 2013, 23:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Художественная галерея №9 – Веласкес “Менины”

Lmilaya писал(а):
Это точно) А вот вешать картину пока не очень хочется. Общая аура у нее не позитивная, а негативная какая-то(


Вот в этом все дело! Как-то интуитивно чувствуется этот негатив, потому-то и не хочется такую картину на стену вешать! smile_13

Цитата:
Да уж, но все же есть парочка удачных картин) ...
Надо нам делать умнее: изучать будущий выпуск заранее (как и камни), вооружиться до зубов, тогда потерь меньше будет. smile_29


Я бы сказала, что есть уже пяток удачных картин:
- "Мона Лиза" да Винчи
- "Сикстинская Мадонна" Рафаэля
- "Бабушкин сад" Поленова
- "Девушка с жемчужной сережкой" ВермеЕра
- "Девочка с персиками" Серова.
На мой взгляд, все они смотрятся удачно, завтра попробую сфоткать smile_03

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/