280мм мортира образца 1939 года (Бр-5) - советская мортира большой мощности периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была самым крупнокалиберным серийно производившимся советским артиллерийским орудием. Мортира отличалась оригинальной компоновкой - использовался гусеничный лафет, единый для еще двух мощных артиллерийских систем, составлявших так называемый "артиллерийский триплекс большой мощности" - 152мм пушки образца 1935 года (Бр-2) и 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). Несмотря на небольшое количество произведенных орудий и ряд недостатков, мортира приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после ее окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии.
Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года, согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г., причем первый заказ на изготовление мортир был выдан еще до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Первый заказ на 8 мортир Бр-5 был выдан заводу «Баррикады» в мае 1937 года. Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. В 1939 году было изготовлено 20 мортир, а в 1940 году - еще 25 орудий, на чем их серийное производство было прекращено.
Автор модели Алексей Надеев из Новосибирска nag1964-mail-ru
его комментарии: За основу была взята модель Б-4 от британской HSQ, стволы, маховики наводки и прицел делались заново. При доработке моделей я использовал фото и некоторые размеры, которые сам снимал в музее Питера. Проверил основные размеры - с Бр-2 и Бр-5 все в порядке, у Б-4 ствол оказался коротковат. Когда мы делали стволы на Бр-5 и Бр-2 - ориентировались на данные Википедии, которые в свою очередь повторяют статьи пушечной серии журнала ТМ (кстати там эти орудия изображены в 72 м). А ствол Б-4 сделали по чертежу данному в статье, вот он и получился коротковат. По данным Википедии длина ствола Б-4 5087мм, дл канала ствола 4894мм, то есть 5 метров. Если же верить чертежам Войцеховича С, размещенными в М-Хобби, то ствол получается чуть длинее чем четыре метра, что соответствует чертежу статьи ТМ и нашему первому стволу. Получается, что вполне вероятно, были в реале два ствола разной длины, или размеры данные в М-Хобби относятся к Бр-5.
Почему именно Бр-5? Да просто потому, что Б-4 и Бр-2 у меня из-под носа увели. :) Пока я полгода раздумывал - брать или не брать - они и кончились. :) Зато за эти полгода, в связи с инфляцией, ее цена стала вполне приемлемой. :)
Для меня это будет первый опыт работы со смолой (здесь литье из эпоксидки), и боюсь, получится хреново. Уж больно смола хрупкая - ни резать, ни обкусывать нельзя - только аккуратно пилить мелкими пилками (например - лезвием от безопасной бритвы с выпиленными под пилу "зубами"). А пилить там придется много - литье в смоле подразумевает охрененное количество лишнего литьевого материала.
Фото:
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08284.JPG [ 43.43 Кб | Просмотров: 3003 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08286.JPG [ 61.27 Кб | Просмотров: 3003 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08287.JPG [ 38.23 Кб | Просмотров: 3003 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08288.JPG [ 37.8 Кб | Просмотров: 3003 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08289.JPG [ 38.63 Кб | Просмотров: 3003 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08290.JPG [ 45.5 Кб | Просмотров: 3003 ]
Смола колется - некоторые детали пришлось собирать из осколков. Кое-где пришлось вообще выпиливать детали с нуля - на модели их просто не было. Пару-тройк тяг, которые на модели были хреново пролиты вместе с лафетом, я сделал из проволоки. Трос и крюк на лебедке заряжания изготовлены отдельно. Выпиливать залитые смолой катки ходовой и центральный проем лафета - это было мучение. В общем - намучился израдно, и результат меня не полностью удовлетворяет. Хотя я и смог сделать из в общем-то посредственного быстросбора чуть более детализованную модель.
В качестве образца использовались не только фотографии Бр-2, Б-4 и Бр-5 собранные по всему инету, но и собранная, но не покрашенная, Б-4 от Вост.Экспресса в масштабе 1/35. На ней было лучше видно всякие детальки.
Теперь осталось грунтовать и красить.
Фото:
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08623.JPG [ 27.04 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08625.JPG [ 27.04 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08626.JPG [ 30.55 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08627.JPG [ 32.39 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08628.JPG [ 29.04 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08629.JPG [ 32.58 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08630.JPG [ 30.66 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08631.JPG [ 26.04 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08632.JPG [ 22.98 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08634.JPG [ 27.24 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08635.JPG [ 26.66 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08637.JPG [ 25.7 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08638.JPG [ 22.83 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08639.JPG [ 25.66 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08640.JPG [ 18.29 Кб | Просмотров: 2990 ]
280мм мортира обр.1939 г. Бр-5 в смоле DSC08642.JPG [ 25.95 Кб | Просмотров: 2990 ]
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять Фото